Файл: Игнатов, А. А. Кривошипные горячештамповочные прессы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Проведем |
расчет |
фрикционного |
устройства |
пресса Эджекс |
||||||||
(Рн = |
1600 тс), примем в расчете: kn = 1,5; |
|
= |
2. |
||||||||
|
|
Л4Кр = |
1 600 000-4 |
= 64-105 кгс-см; |
||||||||
Л4ЭЛ. пр = |
|
|
— 7540 -3,116- 0,95 • 2 = |
|
42 500 кгс • см; |
|||||||
= |
52,2 кгс-м-с2; |
J{ = |
20,3 |
кгс-м-с2; |
J 2 = |
667 кгс-м-с2; |
||||||
гх = |
3,116; |
i2 = |
4,63; ц = |
0,95; |
г|' |
= 0,95; |
|
|
|
|||
|
|
|
|
МРас |
|
|
52,2 |
667 |
X |
|
||
|
|
|
|
(52,2 + 20,3) 0,95+ |
|
|||||||
|
|
|
|
|
- ^ |
_ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
20,3-0,95 + |
667 |
|
|
|||
|
|
х- |
1,5-64-105 |
4,632 |
-.X |
|||||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
4,63 |
|
(52,2 + |
20,3)0,95 |
|
|
667 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
4,632 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Х4,25Ю4 — 10,9-105 |
0,21 • 105 = |
11,1Ы 05 кгс-см. |
Определим удельное усилие на контактных поверхностях пре дохранительного устройства:
Яп |
|
,ЗЛ4iпpac |
|
||
2п\ип |
— Rl) |
|
|||
|
|
||||
3-11,2-105 |
|
|
5,7 кгс/сма. |
||
2-3,14-0,45-2 (50,83 |
— 31,83) |
||||
|
Усилие нажатия на дисках, обеспечивающее указанное удель ное усилие:
Q = qnF = 5,7-3,14 (50,82—31,82) = 2,8-104 кгс.
Усилие затяжки, создаваемое одной шпилькой, при п — 6 шт. равно
|
1 |
2,8-104 = 4,7 • Ю3 кгс. |
|
||
|
Qn = п |
6 |
|
|
|
Из табл. 36 видно, что усилие затяжки тарельчатых пружин |
|||||
предохранителя |
пресса |
(Р„= 1600 тс) |
составляет 6 -103 |
кгс, |
|
а передаваемый |
предохранителем |
при |
р- = 0,30 момент |
равен |
|
8,7 • 105 кгс • см и при [х — |
0,5 равен |
14,5 • 105 кгс • см. |
|
ЗУБЧАТЫЕ ПАРЫ ПРЕССОВ
В кривошипных горячештамповочных прессах сравнительно быстро нарушается нормальная работа зубчатого зацепления глав ным образом по износу (см. приложение 22 и рис. 109, а, б). Слу чаи поломок зубьев наблюдаются сравнительно редко — при по падании в зацепление посторонних предметов. Следует учитывать значительную стоимость зубчатой пары, а также шум, создавае-
169
Кроме того, в этих прессах было кратное число зубьев колеса и шестерни (см. приложение 23), а также разъемное крепление вала к станине пресса.
Рекомендуется зубчатое колесо отливать из стали 35ХГС с по следующей нормализацией и отпуском до НВ 220—260, с после дующим поверхностным нагревом зубьев т. в. ч. и охлаждением, водой. Этим обеспечивается твердость зубьев колеса HRC 48—52. Шестерни следует изготовлять из более прочной стали, напри мер 50ХН. Зубья шестерни после нормализации или улучшения имеют предел прочности на 20 кгс/мм2 выше предела прочности
Рис. ПО. Установка для термической обработки зубьев колес прессов с нагревом их т. в. ч.
зубьев колеса. При поверхностной термообработке зубьев шестерни нагревом т. в. ч. и охлаждением водой HRC 52—56, что несколько выше твердости зубьев колеса.
Поверхностная термообработка зубьев колеса и шестерни на гревом их вручную горелкой кислородно-ацетиленового пламени вызывает оплавление кромок зубьев и неравномерный нагрев их поверхности, что приводит к образованию мелких поверхностных трещин (сетки), ухудшающих контактную прочность зубьев. Сле довательно, наиболее правильной следует признать закалку зубьев нагревом их т. в. ч.
На рис. ПО приведена установка для термообработки т. в. ч. зубьев колес больших модулей (т = 10-ь50), диаметрами 3000— 5000 мм, массой до 15 т [1; 9 ]. Закалку зубьев выполняют по впа дине с одновременным нагревом обеих эвольвентных поверхностей. Зубчатое колесо 1 устанавливают на механизированной тележке 2. Нагрев осуществляется с двух диаметрально противоположных сторон одновременно двумя закалочными элементами 3 и 4, каж дый из которых питается от своего генератора. Колеса закали ваются непрерывно — последовательным способом— профиль ным индукторспейером с магнитопроводом. Мощность, снимаемая с генератора, 60 кВт; скорость перемещения индуктора 4 мм/с. Зазор между индуктором и впадиной 2 мм, зазор между эвольвент-
171
ными поверхностями у вершины зубьев и магнитопроводом индук тора 4 мм.
В закаленном слое, глубина которого составляет 4—5 мм, обна ружен бесструктурный мартенсит. Твердость по всей глубине за каленного слоя как по профилю зуба, так и по его длине равно мерна и боставляет HRC 52—54. Закалочной жидкостью служит 30%-ный раствор глицерина в воде. На АЗЛК внедрено более простое приспособление по закалке зубьев.
Часто указывают, что основная причина возникновения шума и динамических нагрузок в зубчатых парах заключается в неточ ности изготовления шага и профиля зубьев. В среднескоростных передачах, к которым можно отнести рассматриваемые зубчатые пары, при изготовлении не рекомендуется допускать больших местных накоплений ошибок по шагу и кратности zKи гш. Следует отметить точную обработку зубьев шестерни и колеса в прессах Шмерал, которая обеспечивается при окончательной их доводке на зуборезном доводочном станке. Так, в зубчатом колесе пресса (.Рн = 4000 тс) при модуле т = 33 и Dcp = 3366 мм достигается точность обработки зубьев до 0,046 мм на шаг.
Существенную роль в повышении срока службы зубчатых пар играет их нормальная смазка. Зубчатые пары находятся на зна чительном уровне от пола (около 3 м). Они постоянно закрыты кожухами, наблюдение за их работой затруднено. На одном за воде для смазки пары смонтирован насос жидкой смазки с пор ционной передачей жидкой смазки к зубьям с последующим ее сбором в маслосборник. Можно рекомендовать устанавливать на станине пресса специальный ручной насос для периодической смазки зубчатой пары, а также применять осерненный трактор ный нигрол, который получают следующим образом: смесь ни грола с 1,5—2% по массе серы в порошке, нагретую до 120° С, выдерживают при указанной температуре при постоянном помеши вании состава. Такая смазка, как показали исследования, спо собствует быстрой приработке зубчатой пары с наименьшим из носом зубьев.
При расчете зубчатой пары отметим особенности ее работы
вкривошипных горячештамповочных прессах: 1) зубчатая пара
спуском пресса постоянно находится в зацеплении и нагружается
максимальным моментом в периоды выполнения прессом техно логических переходов; 2) муфта включения пресса расположена на главном валу, поэтому максимальную нагрузку периодически могут испытывать все зубья пары, что является положительным фактором; 3) зубчатая пара работает в условиях абразивного из носа, поэтому целесообразно применение в прессах смывающей жидкой или консистентной смазки с графитными наполнителями. В открытых зубчатых передачах кривошипных горячештамповоч ных прессов наблюдается, как правило, износ поверхности зубьев при небольших скоростях (см. приложение 23) и переменных нагрузках на зубьях.
172
Определим крутящие моменты, допускаемые: по прочности на изгиб зубьев колеса и шестерни; по контактной прочности зубьев [15]:
Мкиоз гл |
кптнгкУкЬка~T к |
|
кгс-см: |
|
0,32 (1+Ф) сак1Кпш1г2Фк cos р |
|
|
М Т = ■ |
к У н г тУшЬш ° - \г |
|
-кгс-см; |
|
|
||
|
0,32 (1 —|—ф) ^И^1Ш^2^ИшФш COS Ф |
||
м кк оо нл т |
■*Хт1г1ьк |
кгс-см. |
|
|
e2c\klKk2 (i -1- 1) cos2 P |
|
|
В формулах приняты следующие обозначения: Мкол и УИщЗГ — расчетные моменты, допускаемые зубчатой передачей по прочности
зубьев на изгиб для колеса и шестерни; Мк°“т — расчетный мо мент, допускаемый в передаче по контактной прочности зубьев
колеса; |
kn = 1 — число |
потоков крутящего момента передачи; |
|
тн — нормальный модуль |
зацепления; гК и гш — число зубьев |
||
колеса |
и шестерни; ук и ут— коэффициент формы зуба |
колеса |
|
и шестерни; Ьк и Ьт — ширина зуба колесами шестерни; |
а_1к и |
а_1ш— предел выносливости при изгибе с симметричным циклом нагружения для колеса и шестерни; ср = 0 — коэффициент, учи тывающий ударные нагрузки в зубьях при торможении; си = 1 — коэффициент дополнительной прочности зубьев на изгиб; с — коэффициент, учитывающий материалы зубьев колеса и шестерни; ск — коэффициент дополнительной контактной прочности пря мозубых корригированных передач; k lK и k lai — коэффициенты долговечности колеса и шестерни; &2 = 1,38 — коэффициент дина мической нагрузки; i — передаточное число зубчатой пары;
и «Иш— запасы прочности при изгибе для зубьев колеса и ше стерни; Фк и Фш— коэффициенты концентрации напряжений при изгибе в зубьях колеса и шестерни; р — угол наклона зуба (по на чальной окружности).
Найденное по УИколТконтактное напряжение не должно быть
более допустимого |
[<тк ]. |
Из расчетных |
крутящих моментов принимают наименьший |
(лимитирующий) момент, по которому определяют допускаемые усилия на ползуне по формуле
РD — м кР кгс.
ткр
По значению т кр в пределах 0—90° рассчитывают и строят гра фик допускаемых нагрузок на ползуне пресса.
Ширину зуба колеса Ьк следует выбирать по формуле Ьк — = фт; коэффициент ф принимать в соответствии с приложением 23, где указано, что ф = 12-н—14, причем меньшее значение — для прессов до Р н = 2000 тс, большее — для прессов с Р н > 2000 тс; ширину шестерни Ьш принимают несколько больше Ьк.
173
Коэффициент формы зуба у можно выбирать по данным ЦБКМ [15]. Для наиболее распространенных материалов, применяемых для изготовления зубчатой пары прессов, рекомендуются ниже
следующие |
расчетные |
значения: |
а) сталь |
45Л (Н): |
ав = |
|||
= 5500 |
кгс/см2; а_! = |
2500 |
кгс/см2; НВ |
170; [сгк] = |
6400ч- |
|||
ч-13 400 кгс/см2; б) сталь |
40 ГЛ: |
сгв = 6500 |
кгс/см2; |
а_х = |
||||
= 3000 |
кгс/см2; НВ |
190; |
[огк ] = |
6600ч-13 800 |
кгс/см2; в) сталь |
|||
40ХН |
(У): |
ств = 8500 |
кгс/см2; ст_х = 4000 |
кгс/см2; НВ ^ 230; |
||||
[стк] = |
12 000-ч20 000 |
кгс/см2. |
|
|
|
|
Зубья колеса и шестерни обязательно подвергают поверхност ной закалке т. в. ч.
Коэффициенты концентрации напряжений в зубьях колес Фк и Фш рекомендуется выбирать по данным ЦБКМ [15].
Учитывая большую стоимость зубчатой пары, сложности в де монтаже и ремонте пары, потери производства при ремонте, сле дует принимать повышенные значения коэффициентов запаса прочности пары пш. Рекомендуемые значения коэффициента запаса прочности пары при модуле тп = 25ч-50 мм: для стального литья
пн = 3ч-3,5; для поковки пи = 2,5ч-3.
Коэффициент с, учитывающий материалы зубьев рекомендуется принимать равным 2140 [15]. Коэффициент дополнительной кон тактной прочности ск = 0,878 (по данным ЗТМП). Коэффициенты долговечности k lK и k liu приняты по данным ЗТМП: k lK = 0,7; k lui = 0, 8.
ВЫБОР МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И ЗАПАСЕННОЙ КИНЕТИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПРИВОДА ПРЕССА
Вопрос выбора мощности электродвигателя и запасенной ки нетической энергии маховых масс привода пресса имеет большое значение. Электродвигатели прессов выходят из строя по различ-' ным причинам, а стоимость их ремонта высока. Электродвигатели работают при разнообразных режимах нагрузки: при запуске в период разгона маховых маес; при выполнении прессом различ ных технологических переходов с различными усилиями на пол зуне; при распоре пресса и выводе его из этого состояния. По этому, исходя из тяжелых условий работы электродвигателя, к качеству их изготовления должны быть предъявлены высокие требования.
В электродвигателях кривошипных горячештамповочных прес сов чаще, чем статоры, выходят из строя роторы. Основной при чиной выхода их из строя считают перегрузку, загрязнение и раз рушение изоляции от дыма, образующегося при сгорании смазки штампов, состоящей из смеси порошкообразного графита с машин ным маслом. Оставшийся от сгоревшей смазки порошкообразный графит сдувается воздухом вместе с окалиной и, находясь около пресса во взвешенном состоянии, попадает в электродвигатель.
174