Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
проникновенно обрисованная советским писателем К. Паустовским в одном из его рассказов, была воплощена, правда в несколько ином виде, еще два с лишним века тому назад. Около 1723 года в П етер гофе был сооружен музыкальный фонтан с набором хрустальных ко локолов, издававших различный по тону звон. Колокола приводились в колебательное движение силой падающей воды. Один из них до сих пор хранится в Русском музее. Он украшен гравированным ри сунком и надписью, свидетельствующей о том, что исполнен колокол в Ямбурге в 1723 году мастером Вильгельмом Вейльзу. Создание му зыкального фонтана было блестящей, хотя, казалось бы, такой есте ственной мыслью, — соединить льющуюся воду, сверкающий хрусталь и мелодичные звуки. Это был подлинный синтез искусств, осущест вленная музыкальная фантазия человека, давно уже в своем языковом творчестве создавшего образы «хрустального звона», «звенящего ру чья», «хрусталя, прозрачного как слеза».
В 30-х годах XVIII века строится стекольный казенный завод в самом Петербурге. От него тянется нить преемственности к буду щему Императорскому стеклянному заводу, о котором будет расска зано ниже. Но прежде необходимо сказать несколько слов о русском художественном стекле начала и середины XVIII столетия.
Для русских изделий начала того столетия были характерны про стота и ясность построения, четкость членений и известная монумен тальность форм. Рисунок достаточно прост и хорошо читается. Среди изображений, окаймленных барочными завитками, часто встречается вензель Петра I, нередко помещаемый под короной, а также военные атрибуты — барабаны, знамена, пушки, ядра.
Но постепенно форма несколько усложняется. Монолитные ножки бокалов и рюмок получают дополнительные членения в виде ограненных шаров-яблок. Увеличивается размер кубков, а их нижняя часть получает иногда ограненное утолщение. Гравированный рису нок становится тоньше, изящнее. Высота некоторых кубков и бокалов достигает 25 — 30 сантиметров. Повторяя по своим пропорциям обыч ные рюмки, они при такой величине производят удивительное впе чатление и кажутся изготовленными для каких-то сказочных веселых великанов. Гравированный рисунок нередко золотится, а геральдиче
ские |
элементы — орел, |
вензеля — чернятся. Это еще |
более увеличи |
вает |
впечатление торжественности и парадности подобной посуды. |
||
К |
середине XVIII |
века относится зарождение |
русской науки |
о стекле. У истоков ее стоял гениальный Ломоносов — поэт, историк, художник, ученый, создатель университета, бывший, по образному
выражению Пушкина, сам |
нашим первым |
университетом. Начав |
с организации лаборатории |
для проведения |
опытов по изготовлению |
10
цветных стекол, Ломоносов добился затем разрешения создать неда леко от Ораниенбаума Усть-Рудицкую фабрику.
Здесь изготовлялись смальта и так называемая стеклянная галанте рея — бисер и стеклярус, именовавшийся тогда «пронизками». Л о моносову и его талантливым ученикам — Петру Дружинину, Прохору Кириллову, Матвею Васильеву, Ефиму Мельникову — удалось восста новить и довести до совершенства забытое со времени древней Руси
искусство смальтовых мозаик. Ш ироко |
известны грандиозная мо |
заика Ломоносова «Полтавская баталия» |
(5 X 6,5 метра) и мозаичный |
портрет Петра I. |
|
В Европе в это время была распространена смальтовая мозаика, набиравшаяся из очень мелких кусочков стекла с небольшими отли чиями в цвете. Такая мозаика подражала масляной живописи того времени. Исследователь истории русского стекла Б. А. Ш елковников пишет: «Ломоносов сознательно отошел от стремления подражать масляной живописи. Пользуясь смальтами глубоких и сильных тонов, среди которых особенно замечательны не имеющие себе равных ярко-красная и зеленая, и выкладывая мозаики крупными, неправиль ной формы кусками — при этом не боясь резких переходов, Ломоно сов поднял мозаику на высоту самостоятельного декоративного искусства, смелого и выразительного».
Лучшие мозаики ломоносовской мастерской являются блестящими образцами монументально-декоративного искусства, рассчитанного на создание величественных и долговечных произведений, посвящен ных вдохновенным, суровым и эпическим событиям в отечественной истории,- Именно поэтому Ломоносов в своих мозаиках часто обра щался к образу Петра I и событиям начала XVIII века — поворот ному пункту нашей истории, времени, когда царь-плотник «рукой железной Россию вздернул на дыбы».
Из смальт Усть-Рудицкой фабрики был выложен пол некоторых помещений Китайского дворца в Ораниенбауме. Таким образом, работы Ломоносова возродили не только искусство настенных мозаик, но и искусство набора мозаичных полов, которое было рас пространено в Киевской Руси. Кроме того, сохранились смальтовые обрамления рельефных портретов в Большом зале Китайского дворца и столы, столешницы которых набраны по рисунку Ринальди из ло моносовских смальт. М. В. Ломоносов не только восстановил древние традиции, но и значительно расширил круг изделий из стекла.
Со второй половины XVIII века оно стало использоваться в мону ментально-декоративном искусстве, интерьерном архитектурном убранстве и мебели.
Начинания Ломоносова открыли новую страницу в истории рус ского стекла. Возможности использования стекла в архитектуре при влекли внимание таких известных зодчих, как Растрелли, Камерон,
11
Старов, Росси. |
Растрелли |
использовал стекло для |
облицовки |
лопаток |
|
в «Столбовой» |
гостиной |
Екатерининского дворца. |
Здесь |
же |
Камерон |
в конце XVIII |
века ввел |
синее и молочно-белое |
стекло |
для |
отделки |
комнаты «Табакерка». Старов применил бесцветное и прозрачное розовое стекло, оправленное в золоченую бронзу, в отделке некото рых комнат Зимнего дворца.
Стекло для этих работ вырабатывалось главным образом на ка
зенном заводе |
. В связи с застройкой Петербурга и возможностью |
||
возникновения |
пожаров в конце 60-х |
годов |
часть завода перевели |
в поселок Назию Ш лиссельбургского |
уезда, |
оставив в Петербурге |
мастерские для серебрения зеркал и шлифовки изделий. В Назии завод продолжал вырабатывать стекло и зеркала. Находился он в ве дении Канцелярии от строений.
Частное предпринимательство, успешно развивавшееся после пет ровских реформ, проявилось и в области стеклоделия. Во второй поло вине XVIII века уже существовали заводы купцов Мальцевых — Гусевский и Дятьковский, Николо-Пестровский завод секунд-майора А. Бахметева и ряд других, успешно конкурировавших с казенным Назиевским заводом, который постепенно хирел и в начале 1770-х го дов уже имел пятитысячный долг казне. Поэтому было предложено передать завод в частные руки. Специальным указом от 24 сентября 1777 года он был отдан в вечное и потомственное владение извест ному екатерининскому вельможе князю Потемкину.
Потемкин начал с того, что перевел завод снова поближе к Петер бургу. Договорившись с митрополитом Гавриилом, Потемкин распо ложил завод на земле, принадлежавшей Александро-Невской лавре, недалеко от Невы, в Озерках, по Шлиссельбургской дороге. В 1779 году завод уже полностью был переведен сюда и начал рабо тать. Посетивший его в 1780 году французский дипломат Корберон записал у себя в дневнике 23 ноября этого года: «Я посетил сегодня утром стекольную фабрику, принадлежащую князю Потемкину и находящуюся на участке, называемом Озерки, в четырех верстах от города. Там производятся прекрасные вещи как из хрусталя, так и из обыкновенного цветного стекла. В то время как я знакомился с гра вировкой по стеклу, были вырезаны мои инициалы на стакане. Эта фабрика находится в Озерках всего год, на ней мало рабочих, и она имеет небольшие обороты. Рабочие — русские, частично казенные кре стьяне, частично отставные солдаты».
Потемкин в обход всех действовавших указов, запрещавших строительство заводов в окрестностях столицы, перевел завод по ближе к Петербургу, чего не удалось в свое время сделать Ломоно сову. Светлейший князь явно ориентировался на то, что основным потребителем продукции завода будет императорский двор. Этот по купатель был достаточно щедр и по мелочам не торговался, ибо
12
платил не из своего кармана. Но зато и продукция во дворец должна была идти только наилучшего качества.
В 1785 году с Потемкиным был заключен контракт на поставку всей хрустальной посуды царскому двору. Срок действия контракта был определен на четыре года, причем ежегодно поставлялось посуды на 9426 рублей. В 1789 году контракт был возобновлен еще на четыре юда. Во время действия второго контракта Потемкин умер, наслед ники же князя не проявили интереса к заводу и вновь продали его казне.
С этого времени завод именуется Императорским стеклянным заводом и 1 сентября 1792 года переходит в управление тайного советника князя Н. Б. Ю супова. Ко времени передачи завода на нем имелось готовых зеркал на 129332 рубля и посуды на 7465 рублей. На заводе было заготовлено также большее количество стекол для окон и осветительных приборов. Кроме зеркал различной величины и формы здесь изготовляли еще столешницы, детали и части освети тельных приборов — фонарей, люстр, паникадил.
В осветительных приборах художникам и мастерам удалось пре красно выявить одну из декоративных особенностей стекла — отра жение и преломление им света. Когда зажигали свечи в люстрах или жирандолях, украшенных хрустальными подвесками, они превраща лись в фантастические сооружения, сверкающие и мерцающие, пере ливающиеся всеми цветами радуги, искрящиеся и внезапно вспыхи вающие слепящими белыми, зелеными, красными, огненными лучами.
Вконце XVIII века для освещения применялись колоколообраз ные фонари, впервые введенные архитектором Камероном. Основная их часть — чаша в виде перевернутого колокола — изготовлялась из гладкого прозрачного стекла. Большое распространение получили также жирандоли со стеклянным цветным стержнем.
Вреестрах заводской продукции, выпущенной в 1780-х годах,
находим описание деталей для осветительных приборов, сделанных из бесцветного стекла и хрусталя.
Ассортимент бытовой посуды Императорского стеклянного завода был также достаточно широк. Кроме графинов, кружек, стаканов, рюмок, штофов, солонок, ваз здесь выделывались стеклянные сун дучки, бочонки, нюхательницы, чернильницы, песочницы, чашки для мороженого, мухоловки, бутыли различных емкостей, вплоть до трех ведерных. Выпускалось также стекло аптечное — баночки, стволики для барометров и градусников, стекла для часов и склянки для песоч ных часов.
Интересны сведения о видах изделий. Графины, например, вы пускались четырехугольные и круглые венгерские, стаканы делались
большие и малые, |
причем с «карнизом», рюмки — пивные, ликерные и |
с пузырьками. Все |
это исполнялось в прозрачном стекле и хрустале, |
13