Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проникновенно обрисованная советским писателем К. Паустовским в одном из его рассказов, была воплощена, правда в несколько ином виде, еще два с лишним века тому назад. Около 1723 года в П етер­ гофе был сооружен музыкальный фонтан с набором хрустальных ко­ локолов, издававших различный по тону звон. Колокола приводились в колебательное движение силой падающей воды. Один из них до сих пор хранится в Русском музее. Он украшен гравированным ри­ сунком и надписью, свидетельствующей о том, что исполнен колокол в Ямбурге в 1723 году мастером Вильгельмом Вейльзу. Создание му­ зыкального фонтана было блестящей, хотя, казалось бы, такой есте­ ственной мыслью, — соединить льющуюся воду, сверкающий хрусталь и мелодичные звуки. Это был подлинный синтез искусств, осущест­ вленная музыкальная фантазия человека, давно уже в своем языковом творчестве создавшего образы «хрустального звона», «звенящего ру­ чья», «хрусталя, прозрачного как слеза».

В 30-х годах XVIII века строится стекольный казенный завод в самом Петербурге. От него тянется нить преемственности к буду­ щему Императорскому стеклянному заводу, о котором будет расска­ зано ниже. Но прежде необходимо сказать несколько слов о русском художественном стекле начала и середины XVIII столетия.

Для русских изделий начала того столетия были характерны про­ стота и ясность построения, четкость членений и известная монумен­ тальность форм. Рисунок достаточно прост и хорошо читается. Среди изображений, окаймленных барочными завитками, часто встречается вензель Петра I, нередко помещаемый под короной, а также военные атрибуты — барабаны, знамена, пушки, ядра.

Но постепенно форма несколько усложняется. Монолитные ножки бокалов и рюмок получают дополнительные членения в виде ограненных шаров-яблок. Увеличивается размер кубков, а их нижняя часть получает иногда ограненное утолщение. Гравированный рису­ нок становится тоньше, изящнее. Высота некоторых кубков и бокалов достигает 25 — 30 сантиметров. Повторяя по своим пропорциям обыч­ ные рюмки, они при такой величине производят удивительное впе­ чатление и кажутся изготовленными для каких-то сказочных веселых великанов. Гравированный рисунок нередко золотится, а геральдиче­

ские

элементы — орел,

вензеля — чернятся. Это еще

более увеличи­

вает

впечатление торжественности и парадности подобной посуды.

К

середине XVIII

века относится зарождение

русской науки

о стекле. У истоков ее стоял гениальный Ломоносов — поэт, историк, художник, ученый, создатель университета, бывший, по образному

выражению Пушкина, сам

нашим первым

университетом. Начав

с организации лаборатории

для проведения

опытов по изготовлению

10


цветных стекол, Ломоносов добился затем разрешения создать неда­ леко от Ораниенбаума Усть-Рудицкую фабрику.

Здесь изготовлялись смальта и так называемая стеклянная галанте­ рея — бисер и стеклярус, именовавшийся тогда «пронизками». Л о ­ моносову и его талантливым ученикам — Петру Дружинину, Прохору Кириллову, Матвею Васильеву, Ефиму Мельникову — удалось восста­ новить и довести до совершенства забытое со времени древней Руси

искусство смальтовых мозаик. Ш ироко

известны грандиозная мо­

заика Ломоносова «Полтавская баталия»

(5 X 6,5 метра) и мозаичный

портрет Петра I.

 

В Европе в это время была распространена смальтовая мозаика, набиравшаяся из очень мелких кусочков стекла с небольшими отли­ чиями в цвете. Такая мозаика подражала масляной живописи того времени. Исследователь истории русского стекла Б. А. Ш елковников пишет: «Ломоносов сознательно отошел от стремления подражать масляной живописи. Пользуясь смальтами глубоких и сильных тонов, среди которых особенно замечательны не имеющие себе равных ярко-красная и зеленая, и выкладывая мозаики крупными, неправиль­ ной формы кусками — при этом не боясь резких переходов, Ломоно­ сов поднял мозаику на высоту самостоятельного декоративного искусства, смелого и выразительного».

Лучшие мозаики ломоносовской мастерской являются блестящими образцами монументально-декоративного искусства, рассчитанного на создание величественных и долговечных произведений, посвящен­ ных вдохновенным, суровым и эпическим событиям в отечественной истории,- Именно поэтому Ломоносов в своих мозаиках часто обра­ щался к образу Петра I и событиям начала XVIII века — поворот­ ному пункту нашей истории, времени, когда царь-плотник «рукой железной Россию вздернул на дыбы».

Из смальт Усть-Рудицкой фабрики был выложен пол некоторых помещений Китайского дворца в Ораниенбауме. Таким образом, работы Ломоносова возродили не только искусство настенных мозаик, но и искусство набора мозаичных полов, которое было рас­ пространено в Киевской Руси. Кроме того, сохранились смальтовые обрамления рельефных портретов в Большом зале Китайского дворца и столы, столешницы которых набраны по рисунку Ринальди из ло­ моносовских смальт. М. В. Ломоносов не только восстановил древние традиции, но и значительно расширил круг изделий из стекла.

Со второй половины XVIII века оно стало использоваться в мону­ ментально-декоративном искусстве, интерьерном архитектурном убранстве и мебели.

Начинания Ломоносова открыли новую страницу в истории рус­ ского стекла. Возможности использования стекла в архитектуре при­ влекли внимание таких известных зодчих, как Растрелли, Камерон,

11


Старов, Росси.

Растрелли

использовал стекло для

облицовки

лопаток

в «Столбовой»

гостиной

Екатерининского дворца.

Здесь

же

Камерон

в конце XVIII

века ввел

синее и молочно-белое

стекло

для

отделки

комнаты «Табакерка». Старов применил бесцветное и прозрачное розовое стекло, оправленное в золоченую бронзу, в отделке некото­ рых комнат Зимнего дворца.

Стекло для этих работ вырабатывалось главным образом на ка­

зенном заводе

. В связи с застройкой Петербурга и возможностью

возникновения

пожаров в конце 60-х

годов

часть завода перевели

в поселок Назию Ш лиссельбургского

уезда,

оставив в Петербурге

мастерские для серебрения зеркал и шлифовки изделий. В Назии завод продолжал вырабатывать стекло и зеркала. Находился он в ве­ дении Канцелярии от строений.

Частное предпринимательство, успешно развивавшееся после пет­ ровских реформ, проявилось и в области стеклоделия. Во второй поло­ вине XVIII века уже существовали заводы купцов Мальцевых — Гусевский и Дятьковский, Николо-Пестровский завод секунд-майора А. Бахметева и ряд других, успешно конкурировавших с казенным Назиевским заводом, который постепенно хирел и в начале 1770-х го ­ дов уже имел пятитысячный долг казне. Поэтому было предложено передать завод в частные руки. Специальным указом от 24 сентября 1777 года он был отдан в вечное и потомственное владение извест­ ному екатерининскому вельможе князю Потемкину.

Потемкин начал с того, что перевел завод снова поближе к Петер­ бургу. Договорившись с митрополитом Гавриилом, Потемкин распо­ ложил завод на земле, принадлежавшей Александро-Невской лавре, недалеко от Невы, в Озерках, по Шлиссельбургской дороге. В 1779 году завод уже полностью был переведен сюда и начал рабо­ тать. Посетивший его в 1780 году французский дипломат Корберон записал у себя в дневнике 23 ноября этого года: «Я посетил сегодня утром стекольную фабрику, принадлежащую князю Потемкину и находящуюся на участке, называемом Озерки, в четырех верстах от города. Там производятся прекрасные вещи как из хрусталя, так и из обыкновенного цветного стекла. В то время как я знакомился с гра­ вировкой по стеклу, были вырезаны мои инициалы на стакане. Эта фабрика находится в Озерках всего год, на ней мало рабочих, и она имеет небольшие обороты. Рабочие — русские, частично казенные кре­ стьяне, частично отставные солдаты».

Потемкин в обход всех действовавших указов, запрещавших строительство заводов в окрестностях столицы, перевел завод по­ ближе к Петербургу, чего не удалось в свое время сделать Ломоно­ сову. Светлейший князь явно ориентировался на то, что основным потребителем продукции завода будет императорский двор. Этот по­ купатель был достаточно щедр и по мелочам не торговался, ибо

12


платил не из своего кармана. Но зато и продукция во дворец должна была идти только наилучшего качества.

В 1785 году с Потемкиным был заключен контракт на поставку всей хрустальной посуды царскому двору. Срок действия контракта был определен на четыре года, причем ежегодно поставлялось посуды на 9426 рублей. В 1789 году контракт был возобновлен еще на четыре юда. Во время действия второго контракта Потемкин умер, наслед­ ники же князя не проявили интереса к заводу и вновь продали его казне.

С этого времени завод именуется Императорским стеклянным заводом и 1 сентября 1792 года переходит в управление тайного советника князя Н. Б. Ю супова. Ко времени передачи завода на нем имелось готовых зеркал на 129332 рубля и посуды на 7465 рублей. На заводе было заготовлено также большее количество стекол для окон и осветительных приборов. Кроме зеркал различной величины и формы здесь изготовляли еще столешницы, детали и части освети­ тельных приборов — фонарей, люстр, паникадил.

В осветительных приборах художникам и мастерам удалось пре­ красно выявить одну из декоративных особенностей стекла — отра­ жение и преломление им света. Когда зажигали свечи в люстрах или жирандолях, украшенных хрустальными подвесками, они превраща­ лись в фантастические сооружения, сверкающие и мерцающие, пере­ ливающиеся всеми цветами радуги, искрящиеся и внезапно вспыхи­ вающие слепящими белыми, зелеными, красными, огненными лучами.

Вконце XVIII века для освещения применялись колоколообраз­ ные фонари, впервые введенные архитектором Камероном. Основная их часть — чаша в виде перевернутого колокола — изготовлялась из гладкого прозрачного стекла. Большое распространение получили также жирандоли со стеклянным цветным стержнем.

Вреестрах заводской продукции, выпущенной в 1780-х годах,

находим описание деталей для осветительных приборов, сделанных из бесцветного стекла и хрусталя.

Ассортимент бытовой посуды Императорского стеклянного завода был также достаточно широк. Кроме графинов, кружек, стаканов, рюмок, штофов, солонок, ваз здесь выделывались стеклянные сун­ дучки, бочонки, нюхательницы, чернильницы, песочницы, чашки для мороженого, мухоловки, бутыли различных емкостей, вплоть до трех­ ведерных. Выпускалось также стекло аптечное — баночки, стволики для барометров и градусников, стекла для часов и склянки для песоч­ ных часов.

Интересны сведения о видах изделий. Графины, например, вы­ пускались четырехугольные и круглые венгерские, стаканы делались

большие и малые,

причем с «карнизом», рюмки — пивные, ликерные и

с пузырьками. Все

это исполнялось в прозрачном стекле и хрустале,

13