Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
а также и стекле фиолетового, алого, бирюзового, «мраморного», аквамаринового, желтого и синего цветов.
В 1790-х годах ежегодно для нужд Зимнего дворца с завода посту пало продукции примерно на 100 тысяч рублей. В конце XVIII века была в моде разноцветная посуда. Об этом, например, свидетель ствует один из документов 1796 года, где заводским мастерам прика зывается выполнить 36 чаш для десерта одной формы, но из стекла разных цветов — бирюзового, синего, желтого, зеленого и аквамари нового.
Зеркала, составляющие существенную часть продукции завода, изготовлялись тогда следующим образом. На большие гладкие медные
доски |
выливалось |
горячее |
расплавленное стекло; оно проходило |
отжиг, |
остывало |
и затем |
шлифовалось и полировалось вручную. |
После этого делалась подводка, то есть серебрение тыльной поверх ности зеркала. Из цветного стекла таким же способом изготовляли столешницы. Наиболее крупные из указанных в документах зеркал имели размеры 172X68 и 180X53 дюйма (соответственно 437X172 и 457X125 сантиметров). Стоили эти гигантские зеркала от пяти с по ловиной до шести с половиной тысяч рублей, что по тому времени
было |
целым состоянием. |
К |
концу XVIII века Императорский стеклянный завод представ |
лял |
собой относительно крупное предприятие. Здесь действовало |
пять |
стекловаренных печей — по одной для выработки зеркального |
иоконного стекла и три для выработки посуды.
С1798 года сохранились сведения о штатах завода. Изготовлением изделий из хрусталя были заняты одиннадцать мастеровых и десять
учеников, гранением и резьбой — пять подмастерьев и двадцать де
вять мастеровых, золочением и |
живописью — пятнадцать человек, |
точкой и полировкой зеркальных |
стекол — более восьмидесяти. |
Уже тогда главным мастером работал некий Ефрем Карамышев, очевидно один из основателей династии стекольных мастеров высо кого класса, потому что фамилия Карамышевых встречается среди специалистов завода в течение нескольких десятков лет. Документы сохранили фамилии других мастеров, например стекловара, состави теля хрустального стекла мастера 12-го класса Левашова, живописца мастера 12-го класса Саввы Неупокоева, мастера полировки зеркаль ных стекол Никонова, подмастерья гранения стекла Михайлы Свинцова, мастеровых Федора и Федота Веселкиных. Всего в это время на заводе работало 285 человек.
Завод успешно развивался в казенном ведомстве и за восемь с не большим лет принес значительную прибыль.
Как и прежде, продукция завода шла в царские дворцы для серви ровки столов и архитектурного оформления зданий. Целый ряд при
14
казов князя Ю супова касался поставки в царские дворцы уникальных сервизов и приборов, украшенных вензелями, а также зеркал, люстр в Мраморную галерею Зимнего дворца, в Эрмитаж, Таврический дво рец, Михайловский замок.
Значительная часть продукции Императорского стеклянного за вода предназначалась для подарков высокопоставленным особам, прибывшим из других государств.
Для поднесения английскому принцу Вильгельму был изготовлен хрустальный столовый прибор с позолоченным изображением ко роны и вензеля «W», такой же прибор без золота, четыре столовых доски, зеркало и два канделябра. Имеются также сведения о постав ках и подарках хрустальной посуды и зеркал неаполитанскому по
сланнику принцу Баденскому, |
эрцгерцогу |
Иосифу, турецкому |
|
«капитан-паше», шведскому королю, членам японской миссии |
в П е |
||
тербурге. |
|
|
|
Подобные изделия являлись |
уникальными, |
показывавшими |
высо |
кое мастерство русских стеклоделов. Они убедительно доказывали, что русское стекло было не ниже по своему качеству и художествен ным достоинствам, чем прославленное английское и чешское стекло того времени.
По созданию первоклассных художественных изделий Император ский стеклянный завод не имел себе равных в искусстве отечествен ного стеклоделия.
В 1802 году завод из ведения Канцелярии от строений был пере дан в ведение Кабинета. Новым управляющим стал Д. А. Гурьев. К этому времени были построены резная и шлифовальня, появились лаборатория, бронзовая мастерская, паровая машина, построенная механиком Смитом, приобретен новый инструмент — стеклодувные трубки, различные виды ножниц (развертные, разрезные, обрезные, сжимные), медные формы, машина-дрель с алмазом, шлифовальные круги — чугунные и каменные.
Продукция завода уже официально делится в это время на «при дворную» и «партикулярную» — более простую, предназначенную для свободной продажи. Рюмки с пузырьками, графины и стаканы, стекло и зеркала периодически направляются в городской магазин и Московскую казенную лавку для продажи частным лицам.
В начале XIX века ассортимент заводской продукции еще более расширяется. Кроме уже перечисленных вещей завод выпускает кув шины, тазы, умывальники, масленки, подсвечники, цветочники, по лоскательницы, табакерки, подносы, судки, чернильницы, лампы, колбы, пуговицы, стеклярус и другие изделия.
Все более богатой становилась цветовая гамма стекла. Появились стекла опаловые, мраморные, яшмовые, лазоревые, аквамариновые, черные, агатовые, красные.
15
Но увлечение цветным стеклом имело и отрицательную сторону. Обогащая цветовую гамму, неустанно выискивая новые глухие и про зрачные оттенки, художники иногда забывали о специфических деко ративных качествах самого материала. Если, например, в люстрах, фонарях, торшерах, канделябрах и жирандолях превосходно исполь зовалось специфичное для стекла «оптическое звучание», то в неко торых других предметах внутреннего убранства, например в вазах, они часто совершенно не считались с присущими стеклу декоративными особенностями. Стали появляться образцы бездумных стилизаций. Так, например, для поднесения английскому принцу в августе 1802 года были сделаны из белого, непрозрачного стекла ваза с большой крышкой, оправленная бронзой, расписанная в этрусском вкусе и украшенная золотыми арабесками, и две вазы зеленого стекла, распи санные золотом «на китайский манер».
Все это не могло не отразиться на качестве продукции, особенно на вещах для «партикулярной» продажи. Управляющий заводом пи сал 14 ноября 1807 года: «С некоторого времени заметил я, что делаемые в Императорском стеклянном заводе разные стеклянные вещи и поставляемые в городской магазин для продажи не имеют надлежащей исправности либо в фигуре их, либо в отделке... А как таковая нерадивость в изделиях влечет за собою невыгодные послед ствия на щет казны, в рассуждении распродажи вещей, равномерно и славы всего заведения, то и предлагаю... при сдаче вещей в магазин для продажи наперед осматривать их в подробности, и неисправных либо в чем ни есть недоделанных вовсе не принимать... а мастеровых за неисправную обработку строго штрафовать вычетом из задельной платы, мастерам же и подмастерьям вовсе не платить процентов, за
них положенных». |
завод продолжает строиться и |
расширяться. |
|
Тем не |
менее |
||
В 1811 — 1814 |
годах |
по проекту архитектора Миллера |
был возведен |
каменный корпус, в котором разместился зеркальный цех. В эти же годы построена мастерская для выделки и ремонта стекловаренных горшков.
Большой патриотический подъем, вызванный Отечественной вой ной 1812—1814 годов, оказал значительное влияние на все виды искусств, в том числе и на художественное стеклоделие. Кружки, стаканы, кубки из прозрачного хрусталя с опаловыми и молочно-бе лыми накладными медальонами украшались различными надписями и изображениями. Эти изделия выпускались в честь памятных дат и годовщин сражений при Березине, Тарутине, Смоленске, Вильне и других. На стаканах и кубках в гротескной манере, явно заимство ванной из русских лубков, изображались сатирические и юмористи-
16
ческие сценки периода отступления и бегства французской армии. Большинство этих рисунков было сделано по известным карикатурам 'Геребенева. Выпускались также кубки с портретами полководцев Ку тузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Платова и других.
Героическая |
тематика Отечественной войны нашла |
отражение |
и в продукции |
Императорского стеклянного завода. Н о |
в отличие |
от частных предприятий здесь изделия носили более официальный, строгий характер. К ним относится графин с надписью на белом
овальном медальоне: «В память |
взятия Парижа 19 марта 1814 года». |
В целом эти произведения |
продолжают зародившуюся в начале |
XVIII века традицию отражать в художественном стекле выдающиеся исторические события своего времени.
Вместе с тем в начале XIX века широко входят в практику новые, характерные для стекла разнообразные виды декорировки и разделки стекла. Ведущее место среди них занимает так называемая алмазная грань. Это более или менее глубокая клиновидная резьба по хру сталю, наносимая вращающимся абразивным кругом. Край (жало) круга может быть заточен различным образом, что и обеспечивает разный профиль грани. Комбинируя глубину, величину и профиль бороздок, а также общую композицию рисунка гранения, можно со здавать хрустальные произведения, сверкающие и искрящиеся при падении на них луч света, как огромные драгоценные камни — брил лианты и алмазы. Отсюда и происходит название этого типа декори ровки — алмазная грань. По рисункам алмазная грань представляла собой набор орнаментальных элементов так называемых камней, ку стов, звезд, ямок, пальцев, составляющих обычно геометрическую узорную композицию. В первой половине XIX века особое распро странение получило гранение «камнями». При этом способе на изделия наносятся пересекающиеся клиновидные бороздки таким образом, что выступающие части хрусталя кажутся большими огранен ными драгоценными камнями.
В начале и первой половине XIX века на Императорском заводе получил распространение другой вид гранения. Крупные декоратив ные произведения часто украшались рельефным узором из листьев, пальметок, розеток. Рисунок получался выпуклым благодаря тому, что хрусталь вокруг него выбирался. Выполнялось подобное гранение тем же инструментом, что и углубленная резьба, но жало круга не вреза лось в толщу хрусталя, а постепенно срезало, снимало его вокруг вы ступающих элементов рисунка. Такое гранение применялось и на двуслойном хрустале, когда частично снимался наружный нацвет и открывался бесцветный хрусталь, на фоне которого выделялись очер тания цветного рельефа.
Как и в конце XVIII века, к работе по стеклу привлекаются выдаю щиеся архитекторы и скульпторы. Более того, они нередко становятся
2 Алмазная грань |
17 |
|
|
j |
Гос. п о |
|
I |
;■ Ч | J О - |
1 6b6 v“?
художественными руководителями, «инвенторами» завода. В |
1804 — |
1813 годах должность инвентора Императорского стеклянного |
завода |
занимал архитектор Тома де Томон, а затем до 1819 года — архитектор К. И. Росси. В то время создается целый ряд монументальных произве дений, главным образом ваз и торшеров в стиле русского ампира. По конструкции они делались сборными. Составляющие их части искусно монтировались с помощью металла. Золоченая бронза в то время очень часто соседствует со стеклом. Рисунок алмазной грани несколько укрупняется.
Часть продукции Императорского стеклянного завода поступала в рыночную продажу, в связи с чем заводу приходилось выдерживать все более жесткую конкуренцию частных предприятий. В 1830-х годах завод продавал свои изделия в магазине при заводе, в специализиро ванном городском магазине, в зеркальном магазине, в лавке Гостиного двора, в московском магазине и на Нижегородской ярмарке. Оборот от этой торговли составлял в начале 1830-х годов от 335 тысяч до 592 тысяч рублей, в то время как в начале века вся продукция завода составляла всего 110—140 тысяч рублей. Таким образом, производи тельность завода растет, даже при учете изменения масштаба цен.
Современник так описывал завод в начале 1830-х годов: «С.-Петер бургский Императорский стеклянный завод, доведенный до такой сте пени, что может стать наравне с первейшими сего рода иностранными заведениями, сверх того примечателен тем, что при нем образовались отличные мастера в деле хрусталя, распространившие сие искусство по всей России. Завод сей сохраняет и ныне свое первенство и продол жает служить образцовым, развивая повсюду вкус, искусство и сорев нование. Хрустальные изделия отличаются чистотою массы, красивыми формами, зеркаловидною шлифовкою, искусною гранью и резьбою, а некоторые своею огромностью. Названия вещей многочисленны. Из них замечаются здесь: вазы, корзины, цветники, лотки, кувшины, чашки, графины отменной шлифовки, грани и резьбы, бокалы, рюмки, стаканы, кружки, чайницы, молочники, сахарницы и другия; цветов: синего, зеленого, розеопалового, опалового и алого. На нем делаются зеркальные стекла необыкновенной величины и отменной чистоты».
Трижды за первую половину века завод получал новые положения и штаты. Среди упоминаемых фамилий стекольных мастеров и под мастерьев встречаются уже знакомые по прежним документам фами лии — Карамышевы, Веселкины, Мишенины, Свинцовы, Мироновы, Ремизовы.
Положением 1835 года на заводе был основан ассортиментный ка бинет, или музей образцов. Этим положением предписывалось: «Для доставления заказчикам удовлетворительнейшего сведения о всех ро дах вещей, выделываемых на заводе, составить собрание образцов как из имеющихся ныне налицо в магазейне, так и из тех, кои впредь вы
18