Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а также и стекле фиолетового, алого, бирюзового, «мраморного», аквамаринового, желтого и синего цветов.

В 1790-х годах ежегодно для нужд Зимнего дворца с завода посту­ пало продукции примерно на 100 тысяч рублей. В конце XVIII века была в моде разноцветная посуда. Об этом, например, свидетель­ ствует один из документов 1796 года, где заводским мастерам прика­ зывается выполнить 36 чаш для десерта одной формы, но из стекла разных цветов — бирюзового, синего, желтого, зеленого и аквамари­ нового.

Зеркала, составляющие существенную часть продукции завода, изготовлялись тогда следующим образом. На большие гладкие медные

доски

выливалось

горячее

расплавленное стекло; оно проходило

отжиг,

остывало

и затем

шлифовалось и полировалось вручную.

После этого делалась подводка, то есть серебрение тыльной поверх­ ности зеркала. Из цветного стекла таким же способом изготовляли столешницы. Наиболее крупные из указанных в документах зеркал имели размеры 172X68 и 180X53 дюйма (соответственно 437X172 и 457X125 сантиметров). Стоили эти гигантские зеркала от пяти с по­ ловиной до шести с половиной тысяч рублей, что по тому времени

было

целым состоянием.

К

концу XVIII века Императорский стеклянный завод представ­

лял

собой относительно крупное предприятие. Здесь действовало

пять

стекловаренных печей — по одной для выработки зеркального

иоконного стекла и три для выработки посуды.

С1798 года сохранились сведения о штатах завода. Изготовлением изделий из хрусталя были заняты одиннадцать мастеровых и десять

учеников, гранением и резьбой — пять подмастерьев и двадцать де­

вять мастеровых, золочением и

живописью — пятнадцать человек,

точкой и полировкой зеркальных

стекол — более восьмидесяти.

Уже тогда главным мастером работал некий Ефрем Карамышев, очевидно один из основателей династии стекольных мастеров высо­ кого класса, потому что фамилия Карамышевых встречается среди специалистов завода в течение нескольких десятков лет. Документы сохранили фамилии других мастеров, например стекловара, состави­ теля хрустального стекла мастера 12-го класса Левашова, живописца мастера 12-го класса Саввы Неупокоева, мастера полировки зеркаль­ ных стекол Никонова, подмастерья гранения стекла Михайлы Свинцова, мастеровых Федора и Федота Веселкиных. Всего в это время на заводе работало 285 человек.

Завод успешно развивался в казенном ведомстве и за восемь с не­ большим лет принес значительную прибыль.

Как и прежде, продукция завода шла в царские дворцы для серви­ ровки столов и архитектурного оформления зданий. Целый ряд при­

14


казов князя Ю супова касался поставки в царские дворцы уникальных сервизов и приборов, украшенных вензелями, а также зеркал, люстр в Мраморную галерею Зимнего дворца, в Эрмитаж, Таврический дво­ рец, Михайловский замок.

Значительная часть продукции Императорского стеклянного за­ вода предназначалась для подарков высокопоставленным особам, прибывшим из других государств.

Для поднесения английскому принцу Вильгельму был изготовлен хрустальный столовый прибор с позолоченным изображением ко­ роны и вензеля «W», такой же прибор без золота, четыре столовых доски, зеркало и два канделябра. Имеются также сведения о постав­ ках и подарках хрустальной посуды и зеркал неаполитанскому по­

сланнику принцу Баденскому,

эрцгерцогу

Иосифу, турецкому

«капитан-паше», шведскому королю, членам японской миссии

в П е­

тербурге.

 

 

 

Подобные изделия являлись

уникальными,

показывавшими

высо­

кое мастерство русских стеклоделов. Они убедительно доказывали, что русское стекло было не ниже по своему качеству и художествен­ ным достоинствам, чем прославленное английское и чешское стекло того времени.

По созданию первоклассных художественных изделий Император­ ский стеклянный завод не имел себе равных в искусстве отечествен­ ного стеклоделия.

В 1802 году завод из ведения Канцелярии от строений был пере­ дан в ведение Кабинета. Новым управляющим стал Д. А. Гурьев. К этому времени были построены резная и шлифовальня, появились лаборатория, бронзовая мастерская, паровая машина, построенная механиком Смитом, приобретен новый инструмент — стеклодувные трубки, различные виды ножниц (развертные, разрезные, обрезные, сжимные), медные формы, машина-дрель с алмазом, шлифовальные круги — чугунные и каменные.

Продукция завода уже официально делится в это время на «при­ дворную» и «партикулярную» — более простую, предназначенную для свободной продажи. Рюмки с пузырьками, графины и стаканы, стекло и зеркала периодически направляются в городской магазин и Московскую казенную лавку для продажи частным лицам.

В начале XIX века ассортимент заводской продукции еще более расширяется. Кроме уже перечисленных вещей завод выпускает кув­ шины, тазы, умывальники, масленки, подсвечники, цветочники, по­ лоскательницы, табакерки, подносы, судки, чернильницы, лампы, колбы, пуговицы, стеклярус и другие изделия.

Все более богатой становилась цветовая гамма стекла. Появились стекла опаловые, мраморные, яшмовые, лазоревые, аквамариновые, черные, агатовые, красные.

15


Но увлечение цветным стеклом имело и отрицательную сторону. Обогащая цветовую гамму, неустанно выискивая новые глухие и про­ зрачные оттенки, художники иногда забывали о специфических деко­ ративных качествах самого материала. Если, например, в люстрах, фонарях, торшерах, канделябрах и жирандолях превосходно исполь­ зовалось специфичное для стекла «оптическое звучание», то в неко­ торых других предметах внутреннего убранства, например в вазах, они часто совершенно не считались с присущими стеклу декоративными особенностями. Стали появляться образцы бездумных стилизаций. Так, например, для поднесения английскому принцу в августе 1802 года были сделаны из белого, непрозрачного стекла ваза с большой крышкой, оправленная бронзой, расписанная в этрусском вкусе и украшенная золотыми арабесками, и две вазы зеленого стекла, распи­ санные золотом «на китайский манер».

Все это не могло не отразиться на качестве продукции, особенно на вещах для «партикулярной» продажи. Управляющий заводом пи­ сал 14 ноября 1807 года: «С некоторого времени заметил я, что делаемые в Императорском стеклянном заводе разные стеклянные вещи и поставляемые в городской магазин для продажи не имеют надлежащей исправности либо в фигуре их, либо в отделке... А как таковая нерадивость в изделиях влечет за собою невыгодные послед­ ствия на щет казны, в рассуждении распродажи вещей, равномерно и славы всего заведения, то и предлагаю... при сдаче вещей в магазин для продажи наперед осматривать их в подробности, и неисправных либо в чем ни есть недоделанных вовсе не принимать... а мастеровых за неисправную обработку строго штрафовать вычетом из задельной платы, мастерам же и подмастерьям вовсе не платить процентов, за

них положенных».

завод продолжает строиться и

расширяться.

Тем не

менее

В 1811 — 1814

годах

по проекту архитектора Миллера

был возведен

каменный корпус, в котором разместился зеркальный цех. В эти же годы построена мастерская для выделки и ремонта стекловаренных горшков.

Большой патриотический подъем, вызванный Отечественной вой­ ной 1812—1814 годов, оказал значительное влияние на все виды искусств, в том числе и на художественное стеклоделие. Кружки, стаканы, кубки из прозрачного хрусталя с опаловыми и молочно-бе­ лыми накладными медальонами украшались различными надписями и изображениями. Эти изделия выпускались в честь памятных дат и годовщин сражений при Березине, Тарутине, Смоленске, Вильне и других. На стаканах и кубках в гротескной манере, явно заимство­ ванной из русских лубков, изображались сатирические и юмористи-

16


ческие сценки периода отступления и бегства французской армии. Большинство этих рисунков было сделано по известным карикатурам 'Геребенева. Выпускались также кубки с портретами полководцев Ку­ тузова, Барклая-де-Толли, Багратиона, Платова и других.

Героическая

тематика Отечественной войны нашла

отражение

и в продукции

Императорского стеклянного завода. Н о

в отличие

от частных предприятий здесь изделия носили более официальный, строгий характер. К ним относится графин с надписью на белом

овальном медальоне: «В память

взятия Парижа 19 марта 1814 года».

В целом эти произведения

продолжают зародившуюся в начале

XVIII века традицию отражать в художественном стекле выдающиеся исторические события своего времени.

Вместе с тем в начале XIX века широко входят в практику новые, характерные для стекла разнообразные виды декорировки и разделки стекла. Ведущее место среди них занимает так называемая алмазная грань. Это более или менее глубокая клиновидная резьба по хру­ сталю, наносимая вращающимся абразивным кругом. Край (жало) круга может быть заточен различным образом, что и обеспечивает разный профиль грани. Комбинируя глубину, величину и профиль бороздок, а также общую композицию рисунка гранения, можно со­ здавать хрустальные произведения, сверкающие и искрящиеся при падении на них луч света, как огромные драгоценные камни — брил­ лианты и алмазы. Отсюда и происходит название этого типа декори­ ровки — алмазная грань. По рисункам алмазная грань представляла собой набор орнаментальных элементов так называемых камней, ку­ стов, звезд, ямок, пальцев, составляющих обычно геометрическую узорную композицию. В первой половине XIX века особое распро­ странение получило гранение «камнями». При этом способе на изделия наносятся пересекающиеся клиновидные бороздки таким образом, что выступающие части хрусталя кажутся большими огранен­ ными драгоценными камнями.

В начале и первой половине XIX века на Императорском заводе получил распространение другой вид гранения. Крупные декоратив­ ные произведения часто украшались рельефным узором из листьев, пальметок, розеток. Рисунок получался выпуклым благодаря тому, что хрусталь вокруг него выбирался. Выполнялось подобное гранение тем же инструментом, что и углубленная резьба, но жало круга не вреза­ лось в толщу хрусталя, а постепенно срезало, снимало его вокруг вы­ ступающих элементов рисунка. Такое гранение применялось и на двуслойном хрустале, когда частично снимался наружный нацвет и открывался бесцветный хрусталь, на фоне которого выделялись очер­ тания цветного рельефа.

Как и в конце XVIII века, к работе по стеклу привлекаются выдаю­ щиеся архитекторы и скульпторы. Более того, они нередко становятся

2 Алмазная грань

17

 

 

j

Гос. п о

 

I

;■ Ч | J О -

1 6b6 v“?


художественными руководителями, «инвенторами» завода. В

1804 —

1813 годах должность инвентора Императорского стеклянного

завода

занимал архитектор Тома де Томон, а затем до 1819 года — архитектор К. И. Росси. В то время создается целый ряд монументальных произве­ дений, главным образом ваз и торшеров в стиле русского ампира. По конструкции они делались сборными. Составляющие их части искусно монтировались с помощью металла. Золоченая бронза в то время очень часто соседствует со стеклом. Рисунок алмазной грани несколько укрупняется.

Часть продукции Императорского стеклянного завода поступала в рыночную продажу, в связи с чем заводу приходилось выдерживать все более жесткую конкуренцию частных предприятий. В 1830-х годах завод продавал свои изделия в магазине при заводе, в специализиро­ ванном городском магазине, в зеркальном магазине, в лавке Гостиного двора, в московском магазине и на Нижегородской ярмарке. Оборот от этой торговли составлял в начале 1830-х годов от 335 тысяч до 592 тысяч рублей, в то время как в начале века вся продукция завода составляла всего 110—140 тысяч рублей. Таким образом, производи­ тельность завода растет, даже при учете изменения масштаба цен.

Современник так описывал завод в начале 1830-х годов: «С.-Петер­ бургский Императорский стеклянный завод, доведенный до такой сте­ пени, что может стать наравне с первейшими сего рода иностранными заведениями, сверх того примечателен тем, что при нем образовались отличные мастера в деле хрусталя, распространившие сие искусство по всей России. Завод сей сохраняет и ныне свое первенство и продол­ жает служить образцовым, развивая повсюду вкус, искусство и сорев­ нование. Хрустальные изделия отличаются чистотою массы, красивыми формами, зеркаловидною шлифовкою, искусною гранью и резьбою, а некоторые своею огромностью. Названия вещей многочисленны. Из них замечаются здесь: вазы, корзины, цветники, лотки, кувшины, чашки, графины отменной шлифовки, грани и резьбы, бокалы, рюмки, стаканы, кружки, чайницы, молочники, сахарницы и другия; цветов: синего, зеленого, розеопалового, опалового и алого. На нем делаются зеркальные стекла необыкновенной величины и отменной чистоты».

Трижды за первую половину века завод получал новые положения и штаты. Среди упоминаемых фамилий стекольных мастеров и под­ мастерьев встречаются уже знакомые по прежним документам фами­ лии — Карамышевы, Веселкины, Мишенины, Свинцовы, Мироновы, Ремизовы.

Положением 1835 года на заводе был основан ассортиментный ка­ бинет, или музей образцов. Этим положением предписывалось: «Для доставления заказчикам удовлетворительнейшего сведения о всех ро­ дах вещей, выделываемых на заводе, составить собрание образцов как из имеющихся ныне налицо в магазейне, так и из тех, кои впредь вы­

18