Файл: Воронов, Н. В. Алмазная грань рассказ о невском хрустале.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Труд Сергея Павловича Кожевникова был отмечен высокой прави­ тельственной наградой — орденом Трудового Красного Знамени.

В 1972 году коммунисты избирали Кожевникова секретарем пар­ тийной организации завода. Сейчас Сергей Павлович руководит сте­ кольным цехом завода.

Работа алмазников — творческая, они не только ведут острым жалом круга по сделанным на изделии белым линиям разметки, но и регули­ руют глубину грани, ее угол. Недаром среди алмазников больше всего мастеров-художников: это коммунисты Александр Дмитриевич Ва­ сильев, Николай Андреевич Савин, медалист ВДНХ, исполнитель зна­ менитого блюда «Ажурное» Михаил Александрович Кудрявцев. Здесь же работает один из лучших мастеров по обработке хрустальных изде­ лий Владимир Федорович Соловьев, удостоенный за свой труд самой высокой награды — ордена Ленина. И хотя на заводе скоро будет установлен станок для автоматического нанесения вертикальных полос грани, все-таки творческое начало по-прежнему останется самым глав­ ным в этой профессии.

Вот уже несколько лет работают вместе художник Адольф Остро­ умов и алмазчик Александр Васильев. Их объединяет общий интерес к любимому делу — созданию новых произведений прикладного искусства. Особая точность в работе Васильева, его обостренное чув­ ство ответственности, с одной стороны, и высокая требовательность, тонкий вкус Остроумова, с другой, способствуют взаимопониманию художника и мастера, порождают неизменный успех. Безукоризнен­ ное мастерство Васильева отмечено бронзовой медалью ВДНХ и по­ четным званием «мастер-художник».

Ольга Николаевна Бенецкая работает начальником смены цеха об­ работки. Она познакомилась с заводом еще тогда, когда работала ин­ структором Невского райкома ВЛКСМ. Это было в начале 1950-х го­ дов. Завод только начинал набирать силу, расширялся, перестраивался. Молодежь охотно шла на предприятие, где царила атмосфера общего подъема и энтузиазма. Пришла сюда и Ольга Бенецкая. Она овладела специальностью гравера. Энергичная, общительная, Ольга Николаевна вскоре оказалась в центре общественной жизни коллектива. В 1963 го­ ду ее избрали председателем заводского комитета.

С 1966 года Ольга Николаевна — начальник смены цеха обработки. Ее организаторские способности сказались и тут — она сумела спло­ тить коллектив, и очень быстро смена Бенецкой стала одной из лучших на заводе. В заводском социалистическом соревновании в честь XXIV съезда КПСС смена Бенецкой вышла победителем, завоевала Почетную грамоту и вымпел. Среди алмазчиков этой смены — ударники коммунистического труда Т. Н. Мамистова, В. И. Ковалев, члены зав­ кома Н. И. Иванова и Е, И. Заветная, депутат Невского райсовета Т. В. Лучкова.

98



Реконструкцией предусмотрено сооружение пешеходных галерей и переходов, которые свяжут между собой основные цехи, администра­ тивный корпус, столовую, лечебный комплекс, бытовые помещения.

Количество работников на заводе возрастет к 1975 году до ИЗО че­ ловек, а средняя годовая зарплата на одного работника повысится за пятилетку с 1770 до 1936 рублей.

** *

На Ленинградском заводе художественного стекла создан музей лучших изделий. На них учатся художники, решившие стать профессионалами-стекольщиками, в музее занимаются студенты худо­ жественно-промышленных вузов, сюда приезжают специалисты-искус­ ствоведы.

Работники музея сумели разыскать образцы продукции бывшей

зеркальной фабрики, существовавшей с предреволюционных лет на месте нынешнего завода. Бережно хранится здесь закладная металличе­ ская пластина с надписью об основании фабрики, обнаруженная при сносе старого здания. История более близкого прошлого представлена копиями писем В. И. Мухиной, А. Н. Толстого и Н. Н. Качалова в правительство о состоянии производства советского художественного стекла и необходимости основания специального предприятия по вы­ пуску высококачественного стекла и хрусталя.

На стендах музея хранятся награды — Ю билейный Почетный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров

СССР и ВЦСПС, Ленинская юбилейная Почетная грамота, Памятное знамя Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС, дипломы Брюссельской Всемирной выставки, Лейпцигской ярмарки, грамоты ВДНХ.

Работники музея проводят большую популяризаторскую работу. Произведения из стекла, собранные здесь, привлекают внимание не только специалистов, но и всех тех, кто интересуется декоративным искусством. Частые гости музея — рабочие ленинградских предприятий, студенты, работники торговли, школьники, представители иностранных фирм и туристы.

С начала 1950-х годов у музея стало традицией устраивать летом выставки стекла в залах Елагина дворца. Их посетили десятки тысяч ленинградцев и приезжих из других городов страны.

** *

Вот мы и дошли до новой просторной проходной. Вахтер Вера Михайловна Романович работает на заводе с блокадного 1942 года. Она охраняла завод от бомб и обстрелов, памятью тех лет для нее

101


является медаль «За оборону Ленинграда», которую она надевает по торжественным дням вместе с медалью «За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

...Выйдем на улицу Профессора Качалова. Скоро и она будет совсем иной. Строители взяли на себя повышенные обязательства. Здание главного корпуса уже высоко поднялось за кирпичным забором.

Уверенно шагает завод вперед — так же, как и вся отрасль художе­ ственного стекла.

Ленинградский завод много сделал для всей промышленности худо­ жественного стекла. Трубка-самодувка, станки А -1, стеклодув­ ный прибор Ф. С. Родина и Б. А. Еремина, сульфидно-цинковое стек­ ло — все это широко распространилось по другим предприятиям страны.

В Ленинграде было положено начало возрождению художествен­ ного стекла, создано специализированное предприятие, основной зада­ чей которого стало постоянное совершенствование художественных изделий.

Завод создает новый, советский хрусталь. Постоянное совершен­ ствование художественной продукции привело к реконструкции преж ­ него производства и постепенному превращению его в крупное совре­ менное предприятие.

Завод выпускает чудесные изделия, украшающие быт советских людей, постоянно совершенствует производство, стремясь досрочно выполнить план девятой пятилетки, и особенно план ее четвертого, определяющего года. Заводской коллектив вносит свой вклад в вы­ полнение социалистических обязательств, взятых ленинградцами.

Ленинградский хрусталь сегодня — одна из замечательных страниц советской культуры. Это смелые поиски художников, воспитанных советской действительностью, и вместе с тем их бережное и уважитель­ ное отношение к прошлым традициям и истокам.

Высокое эстетическое и идейное значение ленинградского хрусталя

определяет его

место в истории нашей социалистической культуры.

«Советский

народ заинтересован в создании таких произведений,

в которых бы правдиво отображалась действительность, с большой художественной силой утверждались идеи коммунизма», — отмечалось в резолюции XXIV съезда КПСС по Отчетному докладу Централь­ ного Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Коллектив Ленинградского завода художественного стекла вносит свой творческий вклад в решение этой благородной задачи.