Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вершенствования их конструкции и применения новых более вы­ сококачественных материалов (синтетического каучука, корд­ ных тканей, сажи). В 1963 г. научно-исследовательскими инсти­ тута мш п коллективами шинных заводов были разработаны и частично внедрены в производство новые конструкции и модели диагональных шин с применением материалов более высокого качества для всех массовых автомсбилей. В результате средняя ходимость шин в 1965 г. повысилась на 20—22% по сравнению с 1960 г. Работа по совершенствованию конструкций шин с диа­ гональным расположением корда продолжалась и в восьмой пятилетке. К 1970 г. удельный вес выпуска шин улучшенных конструкций и моделей (в соответствии с имевшимися ресурса­ ми высококачественного сырья и материалов) был доведен до 41%. Ходимость этих шин возросла по сравнению с шинами выпуска 1965 г. еще на 20—35%.

Вторым, принципиально новым направлением была разра­ ботка моделей и освоение производства шин с радиальным рас­ положением нитей корда и применением металлокорда в брекере (шины типа «Р»), что требовало создания специальных видов оборудования и соответствующей технологии. Ходимость таких шин на 40—70% превышает ходимость шин диагональных конструкций выпуска 1965 г. Кроме того, шины типа «Р» более полно отвечают основным техническим требованиям автомо­ бильной и тракторной промышленности и по другим показате­ лям: весу, расходу горючего, теплообразованию, сцеплению с дорожным покрытием. Благодаря этим преимуществам произ­ водство и эксплуатация шин с радиальным расположением

нитей

корда дают большой экономический выигрыш. Выпуск

1 млн.

шин типа «Р» для грузовых автомобилей и автобусов

дает экономию народному хозяйству от 20 до 80 млн. руб. (в зависимости от размера шин) по сравнению с усовершенство­ ванными шинами диагонального построения.

Серийное производство шин типа «Р» для грузовых автомо­ билей, выпускаемых московским и горьковским автозаводами, было начато в конце 1964 г., однако из-за ограниченности сырьевых ресурсов выпуск шин такой конструкции к 1970 г. со­ ставил всего лишь 3,1 млн. штук, а удельный вес в общем объ­ еме производства шин — 9%.

В целом выполненные в седьмой и восьмой пятилетках меро­ приятия по повышению качества шин существенно сказались на увеличении их фактического среднего пробега. Так, эксплуа­

тационный

пробег

шин,

выпущенных в 1970 г., по

сравнению

с пробегом шин выпуска

1960 г. увеличился для грузовых авто­

мобилей на

62%,

для легковых автомобилей — на

38%, для

0 За к. 316

81



тракторов и сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мото­ роллеров — более чем на 30%■

Быстрый рост производства шпн и улучшение их качества позволили в значительной мере разрядить сложившуюся в на­ чале 60-х годов тяжелую обстановку с обеспечением потребно­ сти народного хозяйства в шинах и получить огромный эконо­ мический эффект. Повышение пробега шин за 1961—1970 гг. равноценно дополнительному выпуску около 35 млн. шин вы­ пуска 1960 г. Достигнутая за этот счет экономия затрат на про­ изводство шин составляет примерно 1,3—1,5 млрд. руб.

Одновременно с повышением качества шин промышленность должна была решить еще одну кардинальную проблему— созда­ ние высококачественных резин с заменой импортного натураль­ ного каучука синтетическими стереорегулярнымн каучуками отечественного производства для всего ассортимента шин. Эта проблема была также решена. Однако из-за недостатка стереорегулярных каучуков натуральный каучук продолжает пока ис­ пользоваться в производстве покрышек, хотя доля его за 10 лет сократилась вдвое при одновременном повышении качества шин. Надо сказать, что доля применения натурального каучука в отечественной шинной, промышленности является самой низ­ кой в мире. В США, например, она составляет 24,5% (хотя удельный вес шин для легковых автомобилей составляет там 84 вместо 15% у нас); в ФРГ — 38,2; в Японии — 39,4; во Фран­ ции — 43,6%.

Как уже отмечалось, повышение ходимости шин находится в прямой зависимости от улучшения качества применяемых в производстве материалов. За десять лет произошли существен­ ные изменения в структуре потребляемых шинной промышлен­ ностью каучуков, корда и сажи. С 1969 г. в производстве шин прекращено применение низкокачественного дивинильиого кау­ чука. Удельный вес стереорсгулярных каучуков в 1971 г. достиг

41,5%.

Прекращено применение в шинной промышленности хлопча­ тобумажного корда, удельный вес которого в 1960 г. составлял 40,5%. Доля вискозного корда возросла с 57 до 71%, синтетиче­ ских кордов с 2,4 до 23,5% и металлокорда до 5,5%. ■

Коренным образом улучшилось качество применяемой сажи. Выработка ее за десятилетие возросла с 300 до 691 тыс. т; при этом доля высокодисперсных саж увеличилась с 18 до 43%• Проведенные теоретические разработки позволили создать оте­ чественную высокопроизводительную и экономичную техноло­ гию получения высокодисперсных саж из жидкого углеводород­

82


ного сырья вместо ранее применявшегося для получения таких саж природного и коксового газа. Это значительно расширило сырьевую базу промышленности, дало возможность повысить выход саж из исходного сырья до 48% вместо 3—3,5% на газо­ вом сырье. Технический уровень производства сажи в нашей промышленности не уступает уровню ведущих зарубежных фирм.

Очень важно, что весь прирост выработки сажи практически' получен в результате повышения производительности труда, т. е. без увеличения численности работающих. Быстрое разви­ тие сажевого производства позволило не только полностью от­ казаться уже в 1963 г. от импорта саж, но и организовать их значительный экспорт.

Необходимо отметить и существенное повышение уровня тех­ нического оснащения шинной промышленности. За истекшие годы была осуществлена интенсификация процессов резнносмешения, обрезинки корда и вулканизации покрышек и камер. Для изготовления резиновых смесей стали использоваться ско­ ростные резиносмесителп (30 и 40 об/мин), системы автомати­ зированной развески и загрузки в резиносмесители сыпучих и жидких материалов и автоматические транспортные системы.

Заготовительно-сборочные участки оснащались сборочными станками более совершенных конструкций, станками барабан­ ного типа для' сборки браслетов, горячего сквиджевания корда, что обеспечило улучшение условий труда сборщиков и повысило производительность труда на сборочных операциях в полтора раза. Во многих цехах вулканизации покрышек установлены форматоры-вулканизаторы, внедрены первые автоматизирован­ ные линии вулканизации. На -заключительных операциях при­ менен ряд новых видов оборудования: механизированные стан­ ки по обрезке выпрессовок, станки по комплектовке шин и др. Освоено производство ряда типоразмеров шин более техноло­ гичных конструкций.

Производительность труда (в денежном выражении) увели­ чилась в отрасли за десятилетие на 56%, а количество перера­ батываемой одним рабочим резины — на 17%. Для шинной про­ мышленности, с ее большой трудоемкостью и тяжелыми условия­ ми труда, такие темпы нельзя признать удовлетворительными. Недостаточный рост производительности труда в значительной мере объясняется серьезными задержками в освоении мощностей вновь введенных в строй заводов, а также большими трудностями в реконструкции действующих производств.

Следует отметить еще один важный итог истекшего десяти­ летия. Шинная промышленность подошла к девятой пятилетке

6*

83


 

 

 

Т А Б Л И Ц А 10

Изделия

I960 г.

1970 г.

1970 г.

к 1950 г.

Лента конвейерная резинотканевая,

28 000

52 700

в 1,9

раза

тыс. м2 прокладок

 

 

 

 

Рукава, тыс. м

58 900

141 290

в 2,4

раза

с металлической оплеткой, тыс. м

8 230

31 210

в 3,8

раза

оплетки

 

 

 

 

Формовые изделия, тыс. т

17

63,6

в 3,7

раза

Неформовые изделия, тыс. т

20,6

51

в 2,5

раза

с серьезным научным и техническим заделом в области улучше­ ния конструкции шин и разработки новых технологических про­ цессов производства и автоматизированных линий. Так, напри­ мер, для автомобиля ЗИЛ-130 создана конструкция и изготов­ лена опытная партия радиальных шин высшего класса, пробег которых на усовершенствованных дорогах достигает 180— 20 0 тыс. км; завершена разработка основных положений шин­ ного завода с высокими технико-экономическими показателями. В процессе строительства находится ряд новых предприятий. Все это создало благоприятные условия для дальнейшего раз­ вития шинной промышленности в текущем пятилетии.

Производство резиновых технических изделий возросло за десятилетие в 2,6 раза. Данные о выпуске важнейших групп продукции приведены в табл. 10.

Темпы роста этой подотрасли химической индустрии, главное назначение которой — комплектование резиновыми изделиями машин и агрегатов, значительно превышали рост производства промышленной продукции в целом. Как отмечалось выше, это было связано с тем, что технический прогресс в машинострое­ нии сопровождался расширением областей применения резины как конструкционного материала и увеличением количества рези­ новых технических изделий, используемых для комплектации продукции машиностроения. Так, например, для комплектации автомобиля «Волга» модели ГАЗ-21 применялось 188 деталей из резины, для «Волги» модели ГАЗ-24 уже 260 деталей, а для автомобиля «Жигули» — 313 деталей.

Некоторые резиновые изделия (например, уплотнения вра­ щающихся валов) приобретают в машиностроении такое же важ­ ное значение, как подшипники. В ряде станков и машин шесте­ ренчатые передачи заменяются вариаторными резинотканевыми ремнями, а цепные передачи — плоскозубчатыми ремнями.

84