Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
вершенствования их конструкции и применения новых более вы сококачественных материалов (синтетического каучука, корд ных тканей, сажи). В 1963 г. научно-исследовательскими инсти тута мш п коллективами шинных заводов были разработаны и частично внедрены в производство новые конструкции и модели диагональных шин с применением материалов более высокого качества для всех массовых автомсбилей. В результате средняя ходимость шин в 1965 г. повысилась на 20—22% по сравнению с 1960 г. Работа по совершенствованию конструкций шин с диа гональным расположением корда продолжалась и в восьмой пятилетке. К 1970 г. удельный вес выпуска шин улучшенных конструкций и моделей (в соответствии с имевшимися ресурса ми высококачественного сырья и материалов) был доведен до 41%. Ходимость этих шин возросла по сравнению с шинами выпуска 1965 г. еще на 20—35%.
Вторым, принципиально новым направлением была разра ботка моделей и освоение производства шин с радиальным рас положением нитей корда и применением металлокорда в брекере (шины типа «Р»), что требовало создания специальных видов оборудования и соответствующей технологии. Ходимость таких шин на 40—70% превышает ходимость шин диагональных конструкций выпуска 1965 г. Кроме того, шины типа «Р» более полно отвечают основным техническим требованиям автомо бильной и тракторной промышленности и по другим показате лям: весу, расходу горючего, теплообразованию, сцеплению с дорожным покрытием. Благодаря этим преимуществам произ водство и эксплуатация шин с радиальным расположением
нитей |
корда дают большой экономический выигрыш. Выпуск |
1 млн. |
шин типа «Р» для грузовых автомобилей и автобусов |
дает экономию народному хозяйству от 20 до 80 млн. руб. (в зависимости от размера шин) по сравнению с усовершенство ванными шинами диагонального построения.
Серийное производство шин типа «Р» для грузовых автомо билей, выпускаемых московским и горьковским автозаводами, было начато в конце 1964 г., однако из-за ограниченности сырьевых ресурсов выпуск шин такой конструкции к 1970 г. со ставил всего лишь 3,1 млн. штук, а удельный вес в общем объ еме производства шин — 9%.
В целом выполненные в седьмой и восьмой пятилетках меро приятия по повышению качества шин существенно сказались на увеличении их фактического среднего пробега. Так, эксплуа
тационный |
пробег |
шин, |
выпущенных в 1970 г., по |
сравнению |
с пробегом шин выпуска |
1960 г. увеличился для грузовых авто |
|||
мобилей на |
62%, |
для легковых автомобилей — на |
38%, для |
0 За к. 316 |
81 |
тракторов и сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мото роллеров — более чем на 30%■
Быстрый рост производства шпн и улучшение их качества позволили в значительной мере разрядить сложившуюся в на чале 60-х годов тяжелую обстановку с обеспечением потребно сти народного хозяйства в шинах и получить огромный эконо мический эффект. Повышение пробега шин за 1961—1970 гг. равноценно дополнительному выпуску около 35 млн. шин вы пуска 1960 г. Достигнутая за этот счет экономия затрат на про изводство шин составляет примерно 1,3—1,5 млрд. руб.
Одновременно с повышением качества шин промышленность должна была решить еще одну кардинальную проблему— созда ние высококачественных резин с заменой импортного натураль ного каучука синтетическими стереорегулярнымн каучуками отечественного производства для всего ассортимента шин. Эта проблема была также решена. Однако из-за недостатка стереорегулярных каучуков натуральный каучук продолжает пока ис пользоваться в производстве покрышек, хотя доля его за 10 лет сократилась вдвое при одновременном повышении качества шин. Надо сказать, что доля применения натурального каучука в отечественной шинной, промышленности является самой низ кой в мире. В США, например, она составляет 24,5% (хотя удельный вес шин для легковых автомобилей составляет там 84 вместо 15% у нас); в ФРГ — 38,2; в Японии — 39,4; во Фран ции — 43,6%.
Как уже отмечалось, повышение ходимости шин находится в прямой зависимости от улучшения качества применяемых в производстве материалов. За десять лет произошли существен ные изменения в структуре потребляемых шинной промышлен ностью каучуков, корда и сажи. С 1969 г. в производстве шин прекращено применение низкокачественного дивинильиого кау чука. Удельный вес стереорсгулярных каучуков в 1971 г. достиг
41,5%.
Прекращено применение в шинной промышленности хлопча тобумажного корда, удельный вес которого в 1960 г. составлял 40,5%. Доля вискозного корда возросла с 57 до 71%, синтетиче ских кордов с 2,4 до 23,5% и металлокорда до 5,5%. ■
Коренным образом улучшилось качество применяемой сажи. Выработка ее за десятилетие возросла с 300 до 691 тыс. т; при этом доля высокодисперсных саж увеличилась с 18 до 43%• Проведенные теоретические разработки позволили создать оте чественную высокопроизводительную и экономичную техноло гию получения высокодисперсных саж из жидкого углеводород
82
ного сырья вместо ранее применявшегося для получения таких саж природного и коксового газа. Это значительно расширило сырьевую базу промышленности, дало возможность повысить выход саж из исходного сырья до 48% вместо 3—3,5% на газо вом сырье. Технический уровень производства сажи в нашей промышленности не уступает уровню ведущих зарубежных фирм.
Очень важно, что весь прирост выработки сажи практически' получен в результате повышения производительности труда, т. е. без увеличения численности работающих. Быстрое разви тие сажевого производства позволило не только полностью от казаться уже в 1963 г. от импорта саж, но и организовать их значительный экспорт.
Необходимо отметить и существенное повышение уровня тех нического оснащения шинной промышленности. За истекшие годы была осуществлена интенсификация процессов резнносмешения, обрезинки корда и вулканизации покрышек и камер. Для изготовления резиновых смесей стали использоваться ско ростные резиносмесителп (30 и 40 об/мин), системы автомати зированной развески и загрузки в резиносмесители сыпучих и жидких материалов и автоматические транспортные системы.
Заготовительно-сборочные участки оснащались сборочными станками более совершенных конструкций, станками барабан ного типа для' сборки браслетов, горячего сквиджевания корда, что обеспечило улучшение условий труда сборщиков и повысило производительность труда на сборочных операциях в полтора раза. Во многих цехах вулканизации покрышек установлены форматоры-вулканизаторы, внедрены первые автоматизирован ные линии вулканизации. На -заключительных операциях при менен ряд новых видов оборудования: механизированные стан ки по обрезке выпрессовок, станки по комплектовке шин и др. Освоено производство ряда типоразмеров шин более техноло гичных конструкций.
Производительность труда (в денежном выражении) увели чилась в отрасли за десятилетие на 56%, а количество перера батываемой одним рабочим резины — на 17%. Для шинной про мышленности, с ее большой трудоемкостью и тяжелыми условия ми труда, такие темпы нельзя признать удовлетворительными. Недостаточный рост производительности труда в значительной мере объясняется серьезными задержками в освоении мощностей вновь введенных в строй заводов, а также большими трудностями в реконструкции действующих производств.
Следует отметить еще один важный итог истекшего десяти летия. Шинная промышленность подошла к девятой пятилетке
6* |
83 |
|
|
|
Т А Б Л И Ц А 10 |
|
Изделия |
I960 г. |
1970 г. |
1970 г. |
|
к 1950 г. |
||||
Лента конвейерная резинотканевая, |
28 000 |
52 700 |
в 1,9 |
раза |
тыс. м2 прокладок |
|
|
|
|
Рукава, тыс. м |
58 900 |
141 290 |
в 2,4 |
раза |
с металлической оплеткой, тыс. м |
8 230 |
31 210 |
в 3,8 |
раза |
оплетки |
|
|
|
|
Формовые изделия, тыс. т |
17 |
63,6 |
в 3,7 |
раза |
Неформовые изделия, тыс. т |
20,6 |
51 |
в 2,5 |
раза |
с серьезным научным и техническим заделом в области улучше ния конструкции шин и разработки новых технологических про цессов производства и автоматизированных линий. Так, напри мер, для автомобиля ЗИЛ-130 создана конструкция и изготов лена опытная партия радиальных шин высшего класса, пробег которых на усовершенствованных дорогах достигает 180— 20 0 тыс. км; завершена разработка основных положений шин ного завода с высокими технико-экономическими показателями. В процессе строительства находится ряд новых предприятий. Все это создало благоприятные условия для дальнейшего раз вития шинной промышленности в текущем пятилетии.
Производство резиновых технических изделий возросло за десятилетие в 2,6 раза. Данные о выпуске важнейших групп продукции приведены в табл. 10.
Темпы роста этой подотрасли химической индустрии, главное назначение которой — комплектование резиновыми изделиями машин и агрегатов, значительно превышали рост производства промышленной продукции в целом. Как отмечалось выше, это было связано с тем, что технический прогресс в машинострое нии сопровождался расширением областей применения резины как конструкционного материала и увеличением количества рези новых технических изделий, используемых для комплектации продукции машиностроения. Так, например, для комплектации автомобиля «Волга» модели ГАЗ-21 применялось 188 деталей из резины, для «Волги» модели ГАЗ-24 уже 260 деталей, а для автомобиля «Жигули» — 313 деталей.
Некоторые резиновые изделия (например, уплотнения вра щающихся валов) приобретают в машиностроении такое же важ ное значение, как подшипники. В ряде станков и машин шесте ренчатые передачи заменяются вариаторными резинотканевыми ремнями, а цепные передачи — плоскозубчатыми ремнями.
84