Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
техники. (Упомянем в качестве примера, что перевод производ ства азотной кислоты на технологическую схему, работающую под давлением 7,3 ат, даст по отрасли годовую экономию элек троэнергии 1,2 млрд, квт-ч.) Вместе с тем огромное значение имеет настойчивая борьба коллективов предприятий за лучшее использование резервов, соблюдение оптимальных технологиче ских режимов, сокращение потерь рабочего времени, экономию сырья, материалов, электроэнергии и топлива, увеличение меж ремонтных пробегов оборудования. Широкое движение за бо лее полное использование производственных резервов и усиле ние режима экономии развернулось в химической промышлен ности, как и в других отраслях народного хозяйства, после письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ по этому вопросу.
Во Всесоюзном общественном смотре использования резер вов производства и режима экономии приняли участие многие сотни тысяч рабочих, инженерно-технических работников и слу жащих химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимиче ской промышленности. К концу 1973 г. они внесли более 700 тыс. предложений по дальнейшей интенсификации производства, уве личению выпуска химической и нефтехимической продукции (в том числе и товаров народного потребления), внедрению новой техники и технологии, сокращению непроизводительных расходов и потерь материалов, сырья, топлива и электроэнер гии, улучшению использования вторичного сырья и отходов про изводства, повышению качества выпускаемой продукции, сни жению брака, улучшению использования рабочего времени и росту производительности труда, совершенствованию управле ния производством.
К указанному времени было реализовано 538 тыс. предло жений, экономический эффект от которых составил около 850 млн. руб. Сэкономлено сырья и материалов на сумму более 365 млн. руб., электроэнергии — 4100 млн. квт-ч, тепловой энер гии— более 21 млн. Гкал, условного топлива— 1,5 млн. т. За счет использования отходов производства и других резервов увеличен выпуск товаров народного потребления более чем на 157 млн. руб.
Борьба за усиление режима экономии, за бережливость во всех звеньях промышленности, за приведение в действие всех резервов интенсификации производства — не кратковременная кампания, она должна стать неотъемлемой частью деятельности всех производственных коллективов. Необходимо еще более ак тивизировать работу коллективов предприятий, научно-исследо вательских и проектных институтов, конструкторских бюро по
158
подготовке и осуществлению мероприятий, направленных на изыскание и использование резервов производства, на сокра щение норм расхода сырья, топлива, электроэнергии, на замену дефицитных видов сырья менее дефицитными с одновременным улучшением качества выпускаемой продукции.
Насколько важны в этом деле инициатива, настойчивость и повседневное внимание, можно показать на следующем примере. В связи с дефицитом каустической соды в прошлом году форси рованно осуществлялись мероприятия по частичной замене кау стика кальцинированной содой для нейтрализации кислых сбро сов или жидких продуктов в производствах хлорофоса, хлори стого винила, получаемого крекингом дихлорэтана, и других продуктов, а также известковым молоком в производстве эпихлоргидрина. В результате оказалось возможным на год ранее запланированного срока ввести прогрессивные нормы расхода каустика и сэкономить десятки тысяч тонн каустической соды.
Поле деятельности коллективов предприятий и институтов по снижению потерь сырья, материалов, электроэнергии и пара огромно. Но особое внимание надо обратить на уменьшение вредных выбросов в атмосферу и стоков химических отходов в водоемы. В этой связи следует ускорить определение потерь на основе полных материальных балансов, с тем чтобы при после дующих пересмотрах удельных норм расходов сырья, полупро дуктов и вспомогательных материалов в первую очередь сокра щать нормы расхода тех веществ, которые обнаруживаются в избыточном количестве в сточных водах и газовых выбросах.
Важнейшим условием повышения эффективности химических производств является совершенствование структуры управле ния промышленностью, повышение уровня всей хозяйственной работы.
XXIV съезд КПСС указал основные пути решения этой за дачи. В развитие Директив съезда ЦК КПСС и Совет Минист ров СССР приняли постановление по дальнейшему совершен ствованию управления промышленностью, в котором предусмот рены меры по концентрации производства, устранению много ступенчатости, повышению оперативности и гибкости управ ления.
Химическая промышленность одна из первых перешла на трехзвенную систему управления. Упразднены главные управле ния. Средним звеном сейчас стали всесоюзные государственные промышленные хозрасчетные объединения, которые представля ют собой единый производственно-хозяйственный комплекс, со стоящий из самостоятельных промышленных предприятий, науч но-исследовательских и проектно-конструкторских организаций
159
п других структурных подразделении. Государственные про мышленные объединения несут полную ответственность за развитие и технический уровень производства, качество продук ции, наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в выпускаемых видах продукции, за вы полнение государственного плана и бюджетных обязательств. Они действуют на основе хозяйственного расчета, обеспечивают полное возмещение затрат на производство продукции, включай затраты на разработку и освоение новых изделий и процессов, а также получение прибыли, необходимой для развития объеди
нения, расчетов с бюджетом и |
банками, образования фондов |
и резервов и для других целей. |
Им дано право централизовать |
полностью или частично выполнение производственно-хозяй ственных функций, создавать централизованные фонды (в том числе фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурных мероприятий и' жилищного строитель ства, научных исследований и др.), а также резервы финансов.
Такая перестройка системы управления позволит решать большинство вопросов производственно-хозяйственной деятель ности в государственных промышленных хозрасчетных объеди нениях и непосредственно на предприятиях и даст министерству возможность сконцентрировать внимание на коренных вопросах развития отрасли и повышении эффективности производства.
В промышленности активно ведется работа по дальнейшей концентрации производства путем укрупнения предприятий, со здания комбинатов, фирм, производственных и научно-производ ственных объединений.
Следует подчеркнуть, что советская химическая промышлен ность значительно превосходит по концентрации производства химическую промышленность капиталистических стран. Сред няя мощность аммиачных установок, например, составляет в на шей промышленности около 300 тыс. т, производств кальцини рованной соды более 800 тыс. т, в то время как в США средняя мощность аммиачных производств составляет 170 тыс. т, а каль цинированной соды — 500 тыс. т.
Однако в нашей промышленности еще немало небольших предприятий, которые менее эффективно, чем крупные заводы и комбинаты, используют основные и оборотные средства, фи нансовые и материальные ресурсы, выделяемые на развитие и техническое совершенствование производства.
Процессу дальнейшей концентрации химического производ ства, созданию крупных промышленных единиц способствует утвержденное Советом Министров СССР положение о производ ственном объединении (комбинате). В этом положении указано,
160
что производственное объединение, используя закрепленное за ним государственное имущество, осуществляет силами коллек тива объединения свою деятельность в соответствии с народно хозяйственным планом, на основе хозяйственного расчета вы полняет возложенные на него обязанности и пользуется пра вами, связанными с этой деятельностью, имеет самостоятельный баланс и является юридическим лицом. Руководство производ ственным объединением во главе с генеральным директором осу ществляется аппаратом управления головного завода. В научнопроизводственных объединениях руководство может осуществ ляться или аппаратом головного научно-исследовательского института, или аппаратом головного завода.
В течение 1969—1974 гг. в системе Министерства химической промышленности создано 34 различных укрупненных производ ственных комплекса, в том числе 5 производственных объедине ний, 6 научно-производственных и 5 производственно-техниче ских объединений, 9 фирм, 5 комбинатов; 109 ранее самостоя тельных предприятий были преобразованы в производства, цехи и филиалы вновь образованных объединений, фирм, комбинатов.
Среди вновь образованных производственных комплексов можно назвать такие крупные производственные объединения, как «Сумгаитхимпром», созданное на базе 4-х химических пред приятий, расположенных в г. Сумгаите, производственно-техни ческое объединение «Куйбышевазот» на основе головного пред приятия — Куйбышевского азотнотукового завода, фирма «Укрлакокраска», объединившая 11 лакокрасочных заводов Ук раины, Ярославский химический комбинат на базе 2-х крупных Ярославских предприятий лакокрасочной промышленности — «Свободный труд» и «Победа рабочих», научно-производствен ное объединение «Пластполимер», в которое вошли Ленинград ский научно-исследовательский институт полимеризационных пластмасс, Охтинский химкомбинат, Ленинградский филиал про ектного института «Гипропласт» и Ленинградское конструк торско-технологическое бюро.
Были также введены типовые структуры аппарата управле ния промышленных предприятий, научно-исследовательских и проектных институтов, что позволило упорядочить и укрупнить структуру отделов, бюро, секторов и лабораторий, ликвидиро вать значительное количество должностей в административно управленческом аппарате.
Это и ряд других мер, принятых министерством по совершен ствованию управления промышленностью, дали возможность высвободить более 63 тыс. человек, в том числе свыше 1,5 тыс. инженерно-технических работников и служащих, сократить за
И Зак. 316 |
161 |