Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
период с 1969 по 1974 г. расходы на содержание администра тивно-управленческого персонала на сумму 117 млн. руб. Удель ный вес аппарата управления в целом по министерству снизился с 15,1 в 1969 г. до 13,6% в 1974 г.
Задача сейчас заключается в том, чтобы в соответствии с ре шением ЦК. КПСС и Совета Министров СССР еще более акти визировать работу по совершенствованию структуры управления на научной основе.
Повышению эффективности производства в химической про мышленности, как и в других отраслях народного хозяйства, способствует последовательное осуществление хозяйственной ре формы. Все предприятия отрасли переведены на новую систему планирования и экономического стимулирования, что содейство вало повышению фондоотдачи и росту темпов повышения произ водительности труда. В настоящее время к переводу на эту си стему готовятся все хозрасчетные организации промышленности.
Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено дальнейшее совершенствование системы планирования и экономического сти мулирования производства.
В области планирования внимание всех звеньев управле ния— от министерств до предприятий —должно быть направ лено на усиление роли перспективных планов, совершенствова ние технико-экономических нормативов, сбалансированность планов, улучшение контроля за выполнением плановых заданий с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов. При этом важнейшими задачами являются: совершенствование методов определения потребности народного хозяйства в выпу скаемой отраслью продукции, разработка технически обоснован ных норм расхода сырья, электрической и тепловой энергии, нор мативов использования установок и агрегатов, полная увязка планов производства и капитального строительства с выделяе мыми материально-техническими ресурсами.
Разумеется, что ответственность за наиболее полное обеспе чение народного хозяйства соответствующей продукцией и сба лансированность планов в первую очередь несут министерства. Но вместе с тем в современных условиях чрезвычайно важно повысить уровень планирования, и особенно балансовой и нор мативной работы в среднем звене (во всесоюзных государствен ных промышленных хозрасчетных объединениях и главных производственных управлениях) и непосредственно на предприя тиях, так как основная тяжесть планирования выпуска продук ции и составления балансов ложится на них. Поясним это следующими данными. Продукция химической и нефтехимиче ской промышленности насчитывает около 100 тысяч наименова-
162
мин продуктов, марок и типоразмеров изделий. Эта продукция объединена в групповом ассортименте из 4600 видов. Госплан
СССР планирует производство 153 видов продукции и разраба тывает 82 баланса, Госснаб планирует 1118 видов продукции и разрабатывает такое же количество балансов. Министерствами, всесоюзными государственными промышленными хозрасчетными объединениями и главными производственными управлениями планируется производство 3400 видов продукции и разрабаты вается такое же количество балансов. Развернутые балансы и планы производства >в марочном и типовом ассортименте состав ляются непосредственно предприятиями.
Об улучшении нормативной работы в области расхода мате риалов, сырья, электроэнергии, пара уже говорилось выше. Не обходимо кратко остановиться и на задачах по совершенствова нию нормирования труда.
На предприятиях химической и нефтехимической промыш ленности еще имеются серьезные недостатки в нормировании труда, которые зачастую сдерживают рост производительности труда и приводят к нарушениям правильных соотношений между ростом производительности труда и ростом средней заработной платы. На ряде предприятий и в некоторых организациях дей ствует значительное количество заниженных опытно-статистиче ских норм выработки, применение которых скрывает недостатки в организации труда и производства, снижает роль тарифной системы в регулировании заработной платы. Крайне ограниченно нормируется труд оплачиваемых повременно рабочих, инже нерно-технических работников и служащих. Серьезные недо статки имеются в практике пересмотра норм. Нередко, несмотря на внедрение новой техники, совершенствование технологии, улучшение организации труда и производства, нормы выработки не пересматриваются в течение длительного времени.
Разработанные в централизованном порядке межотраслевые и отраслевые прогрессивные нормативы еще медленно внед ряются в производство. Так, например, охват отраслевыми и межотраслевыми нормами обслуживания, нормами выработки и нормами времени рабочих составил на начало 1974 г. по Минхимпрому 54,8, по Миннефтехимпрому СССР около 54%.
Технически обоснованные нормы по Минхимпрому применяют лишь 77,6% сдельщиков (78,7% в основных цехах и 75,6% во вспомогательных); по Миннефтехимпрому-—соответственно 85% (86,4% в основных цехах и 82% во вспомогательных). Как видно, в химической и нефтехимической отраслях промышлен ности еще значительная часть норм устанавливается на основе опытно-статистических данных. Поэтому одной из важнейших
11* |
163 |
задач хозяйственных руководителей, партийных и профсоюзных организаций предприятий этих отраслей является дальнейшее улучшение нормирования труда. Широкое применение техни чески обоснованных норм выработки и норм обслуживания для всех рабочих, в том числе и для рабочих, труд которых оплачи вается повременно, а также прогрессивных нормативов числен ности для основных категорий инженерно-технических работни ков и служащих должно стать одним из действенных средств выявления резервов производства и дальнейшего повышения его эффективности, обеспечения предусмотренных пятилетним пла ном заданий по росту производительности труда.
Следует обратить особое внимание на своевременную замену норм выработки и норм обслуживания новыми нормами по мере внедрения в производство организационно-технических меро приятий, обеспечивающих повышение производительности труда, увеличение объемов производства и др.
Необходимо всемерно усиливать материальную заинтересо ванность рабочих в переходе на работу по технически обосно ванным нормам выработки и нормам обслуживания путем пре мирования за снижение нормированной трудоемкости изделий, а также более широкого премирования за выполнение и перевы полнение технически обоснованных норм выработки; развивать коллективные формы организации и оплаты труда по конечным результатам работы. Непременным условием улучшения норми рования труда является укрепление экономических служб пред приятий квалифицированными кадрами, широкое участие в этой работе рабочих, мастеров, техников и инженеров, общественных организаций.
Выше уже отмечалось, что в решениях XXIV съезда КПСС большое внимание было уделено вопросу широкого перехода на
применение автоматизированных систем на всех уровнях управ ления промышленностью как одному из обязательных условий повышения эффективности общественного производства. При этом имеется в виду создание автоматизированных систем уп равления отраслями (ОАСУ), предприятиями (АСУП), техноло гическими процессами (АСУТП), а также применение элек тронно-вычислительной техники и методов математического моделирования для проведения научно-исследовательских работ, решения инженерных задач и выполнения проектных работ.
Работы по созданию отраслевых автоматизированных систем управления в министерствах химической, нефтеперерабатываю щей и нефтехимической промышленности развернулись в конце восьмой пятилетки. Были введены в действие первые очереди
164
автоматизированных систем управления предприятиями на Чер ниговском комбинате химического волокна и Северодонецком химическом комбинате.
Началось применение систем электронно-вычислительной тех ники (ЭВТ) для управления технологическими процессами ряда производств. Так, например, на Северодонецком химическом комбинате электронно-вычислительная техника используется для управления производствами аммиака, метанола и др., на Во скресенском химическом комбинате — обжигом колчедана, на Полоцком химическом комбинате-— пиролизом и газоразделением в производстве этилена, на Московском нефтеперерабаты вающем заводе — на установке каталитического риформинга. Эти системы обладают высокой экономической эффективностью, затраты на их создание окупаются в течение 1—2 лет.
Созданы вычислительные центры в ряде научно-исследова тельских и проектных институтов, что позволяет быстрее прово дить инженерные расчеты, выполнять многовариантные поиски с выбором оптимальных решений, создавать математические мо дели вновь разрабатываемых процессов и аппаратов и тем са
мым обеспечить ускоренное |
их внедрение. В |
вычислительных |
|
центрах предприятий и организаций |
министерств химической, |
||
нефтеперерабатывающей и |
нефтехимической |
промышленности |
|
к концу 1972 г. действовало |
большое |
число |
крупных, средних |
и малых электронно-вычислительных машин. Но это только пер вые шаги.
В химической и нефтехимической промышленности электрон но-вычислительная техника может быть использована с высокой эффективностью, особенно для управления технологическими процессами. Об этом свидетельствует опыт ее эксплуатации на ряде производств. Создается возможность одновременно контро лировать и регулировать значительное количество технологиче ских параметров, учитывать и в короткий срок оптимизировать ход технологического процесса при изменениях различных пара метров. Электронно-вычислительная техника позволяет парал лельно е регулированием и ведением процесса производить и его экономическую оценку.
Большие возможности в управлении технологическими про цессами химических производств открывает применение системы непосредственного цифрового управления (НЦУ) вместо анало говых машин. Преимущество ее состоит в том, что они позво ляют экономить прямые капитальные затраты на автоматиза цию, предусматривают простую перестройку структуры системы, позволяют максимально сконцентрировать информацию о ходе технологического процесса и тем самым обеспечитьуправление
165
производством минимальным количеством обслуживающего пер сонала.
В течение девятой пятилетки намечается выполнить большой объем работ по внедрению автоматизированных систем управ ления в Минхимпроме и Миннефтехим1проме СССР. За эти годы будут введены в действие первые очереди отраслевых автомати зированных систем управления ОАСУ-Хим и ОАСУ-Нефте- хим, почти 60 автоматизированных систем управления техноло гическими процессами, свыше 35 вычислительных центров науч ных, конструкторских, проектных и других организаций.
Однако имеется ряд причин, мешающих более быстрому внедрению электронно-вычислительной техники. Прежде всего ощущается недостаток квалифицированных кадров, которые должны эксплуатировать эту технику. Ограниченный выпуск технических средств, отсутствие периферийных устройств, осо бенно необходимых для создания АСУТП, высокая стоимость этой техники — все это приводит к дополнительным затрудне ниям для широкого внедрения ЭВТ.
Должна быть проведена большая работа для того, чтобы привести в надлежащее состояние структуру управленческого аппарата, планирование, создать математическое обеспечение применяемых систем. Следует усилить организационную дея тельность всесоюзных государственных промышленных хозрас четных объединений, главных управлений, производственных объединений по внедрению и использованию вычислительной техники. Для этого должны быть разработаны координационные планы комплексной автоматизации предприятий и финансирова ния соответствующих работ, определены организации и лица, ответственные за внедрение ЭВТ, за осуществление руководства работами по расширению применения автоматизированных си стем управления предприятиями, технологическими процессами, за использование ЭВТ в научно-исследовательских институтах, проектных и конструкторских организациях. Необходимо уско рить работы по методологии создания автоматизированных систем управления предприятиями, по упорядочению и унифи кации нормативно-справочных фондов и отчетной документации, переводу их на машинные носители. На местах многое в этой области делается в разнобой, без учета уже накопленного опыта, что является серьезным недостатком, который необходимо как можно быстрее устранить.
Важнейшее значение для повышения эффективности работы советской химической промышленности и промышленности дру гих социалистических стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) имеют постоянно крепнущие экономике-
166