Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

период с 1969 по 1974 г. расходы на содержание администра­ тивно-управленческого персонала на сумму 117 млн. руб. Удель­ ный вес аппарата управления в целом по министерству снизился с 15,1 в 1969 г. до 13,6% в 1974 г.

Задача сейчас заключается в том, чтобы в соответствии с ре­ шением ЦК. КПСС и Совета Министров СССР еще более акти­ визировать работу по совершенствованию структуры управления на научной основе.

Повышению эффективности производства в химической про­ мышленности, как и в других отраслях народного хозяйства, способствует последовательное осуществление хозяйственной ре­ формы. Все предприятия отрасли переведены на новую систему планирования и экономического стимулирования, что содейство­ вало повышению фондоотдачи и росту темпов повышения произ­ водительности труда. В настоящее время к переводу на эту си­ стему готовятся все хозрасчетные организации промышленности.

Директивами XXIV съезда КПСС предусмотрено дальнейшее совершенствование системы планирования и экономического сти­ мулирования производства.

В области планирования внимание всех звеньев управле­ ния— от министерств до предприятий —должно быть направ­ лено на усиление роли перспективных планов, совершенствова­ ние технико-экономических нормативов, сбалансированность планов, улучшение контроля за выполнением плановых заданий с наименьшими затратами трудовых и материальных ресурсов. При этом важнейшими задачами являются: совершенствование методов определения потребности народного хозяйства в выпу­ скаемой отраслью продукции, разработка технически обоснован­ ных норм расхода сырья, электрической и тепловой энергии, нор­ мативов использования установок и агрегатов, полная увязка планов производства и капитального строительства с выделяе­ мыми материально-техническими ресурсами.

Разумеется, что ответственность за наиболее полное обеспе­ чение народного хозяйства соответствующей продукцией и сба­ лансированность планов в первую очередь несут министерства. Но вместе с тем в современных условиях чрезвычайно важно повысить уровень планирования, и особенно балансовой и нор­ мативной работы в среднем звене (во всесоюзных государствен­ ных промышленных хозрасчетных объединениях и главных производственных управлениях) и непосредственно на предприя­ тиях, так как основная тяжесть планирования выпуска продук­ ции и составления балансов ложится на них. Поясним это следующими данными. Продукция химической и нефтехимиче­ ской промышленности насчитывает около 100 тысяч наименова-

162


мин продуктов, марок и типоразмеров изделий. Эта продукция объединена в групповом ассортименте из 4600 видов. Госплан

СССР планирует производство 153 видов продукции и разраба­ тывает 82 баланса, Госснаб планирует 1118 видов продукции и разрабатывает такое же количество балансов. Министерствами, всесоюзными государственными промышленными хозрасчетными объединениями и главными производственными управлениями планируется производство 3400 видов продукции и разрабаты­ вается такое же количество балансов. Развернутые балансы и планы производства >в марочном и типовом ассортименте состав­ ляются непосредственно предприятиями.

Об улучшении нормативной работы в области расхода мате­ риалов, сырья, электроэнергии, пара уже говорилось выше. Не­ обходимо кратко остановиться и на задачах по совершенствова­ нию нормирования труда.

На предприятиях химической и нефтехимической промыш­ ленности еще имеются серьезные недостатки в нормировании труда, которые зачастую сдерживают рост производительности труда и приводят к нарушениям правильных соотношений между ростом производительности труда и ростом средней заработной платы. На ряде предприятий и в некоторых организациях дей­ ствует значительное количество заниженных опытно-статистиче­ ских норм выработки, применение которых скрывает недостатки в организации труда и производства, снижает роль тарифной системы в регулировании заработной платы. Крайне ограниченно нормируется труд оплачиваемых повременно рабочих, инже­ нерно-технических работников и служащих. Серьезные недо­ статки имеются в практике пересмотра норм. Нередко, несмотря на внедрение новой техники, совершенствование технологии, улучшение организации труда и производства, нормы выработки не пересматриваются в течение длительного времени.

Разработанные в централизованном порядке межотраслевые и отраслевые прогрессивные нормативы еще медленно внед­ ряются в производство. Так, например, охват отраслевыми и межотраслевыми нормами обслуживания, нормами выработки и нормами времени рабочих составил на начало 1974 г. по Минхимпрому 54,8, по Миннефтехимпрому СССР около 54%.

Технически обоснованные нормы по Минхимпрому применяют лишь 77,6% сдельщиков (78,7% в основных цехах и 75,6% во вспомогательных); по Миннефтехимпрому-—соответственно 85% (86,4% в основных цехах и 82% во вспомогательных). Как видно, в химической и нефтехимической отраслях промышлен­ ности еще значительная часть норм устанавливается на основе опытно-статистических данных. Поэтому одной из важнейших

11*

163


задач хозяйственных руководителей, партийных и профсоюзных организаций предприятий этих отраслей является дальнейшее улучшение нормирования труда. Широкое применение техни­ чески обоснованных норм выработки и норм обслуживания для всех рабочих, в том числе и для рабочих, труд которых оплачи­ вается повременно, а также прогрессивных нормативов числен­ ности для основных категорий инженерно-технических работни­ ков и служащих должно стать одним из действенных средств выявления резервов производства и дальнейшего повышения его эффективности, обеспечения предусмотренных пятилетним пла­ ном заданий по росту производительности труда.

Следует обратить особое внимание на своевременную замену норм выработки и норм обслуживания новыми нормами по мере внедрения в производство организационно-технических меро­ приятий, обеспечивающих повышение производительности труда, увеличение объемов производства и др.

Необходимо всемерно усиливать материальную заинтересо­ ванность рабочих в переходе на работу по технически обосно­ ванным нормам выработки и нормам обслуживания путем пре­ мирования за снижение нормированной трудоемкости изделий, а также более широкого премирования за выполнение и перевы­ полнение технически обоснованных норм выработки; развивать коллективные формы организации и оплаты труда по конечным результатам работы. Непременным условием улучшения норми­ рования труда является укрепление экономических служб пред­ приятий квалифицированными кадрами, широкое участие в этой работе рабочих, мастеров, техников и инженеров, общественных организаций.

Выше уже отмечалось, что в решениях XXIV съезда КПСС большое внимание было уделено вопросу широкого перехода на

применение автоматизированных систем на всех уровнях управ­ ления промышленностью как одному из обязательных условий повышения эффективности общественного производства. При этом имеется в виду создание автоматизированных систем уп­ равления отраслями (ОАСУ), предприятиями (АСУП), техноло­ гическими процессами (АСУТП), а также применение элек­ тронно-вычислительной техники и методов математического моделирования для проведения научно-исследовательских работ, решения инженерных задач и выполнения проектных работ.

Работы по созданию отраслевых автоматизированных систем управления в министерствах химической, нефтеперерабатываю­ щей и нефтехимической промышленности развернулись в конце восьмой пятилетки. Были введены в действие первые очереди

164


автоматизированных систем управления предприятиями на Чер­ ниговском комбинате химического волокна и Северодонецком химическом комбинате.

Началось применение систем электронно-вычислительной тех­ ники (ЭВТ) для управления технологическими процессами ряда производств. Так, например, на Северодонецком химическом комбинате электронно-вычислительная техника используется для управления производствами аммиака, метанола и др., на Во­ скресенском химическом комбинате — обжигом колчедана, на Полоцком химическом комбинате-— пиролизом и газоразделением в производстве этилена, на Московском нефтеперерабаты­ вающем заводе — на установке каталитического риформинга. Эти системы обладают высокой экономической эффективностью, затраты на их создание окупаются в течение 1—2 лет.

Созданы вычислительные центры в ряде научно-исследова­ тельских и проектных институтов, что позволяет быстрее прово­ дить инженерные расчеты, выполнять многовариантные поиски с выбором оптимальных решений, создавать математические мо­ дели вновь разрабатываемых процессов и аппаратов и тем са­

мым обеспечить ускоренное

их внедрение. В

вычислительных

центрах предприятий и организаций

министерств химической,

нефтеперерабатывающей и

нефтехимической

промышленности

к концу 1972 г. действовало

большое

число

крупных, средних

и малых электронно-вычислительных машин. Но это только пер­ вые шаги.

В химической и нефтехимической промышленности электрон­ но-вычислительная техника может быть использована с высокой эффективностью, особенно для управления технологическими процессами. Об этом свидетельствует опыт ее эксплуатации на ряде производств. Создается возможность одновременно контро­ лировать и регулировать значительное количество технологиче­ ских параметров, учитывать и в короткий срок оптимизировать ход технологического процесса при изменениях различных пара­ метров. Электронно-вычислительная техника позволяет парал­ лельно е регулированием и ведением процесса производить и его экономическую оценку.

Большие возможности в управлении технологическими про­ цессами химических производств открывает применение системы непосредственного цифрового управления (НЦУ) вместо анало­ говых машин. Преимущество ее состоит в том, что они позво­ ляют экономить прямые капитальные затраты на автоматиза­ цию, предусматривают простую перестройку структуры системы, позволяют максимально сконцентрировать информацию о ходе технологического процесса и тем самым обеспечитьуправление

165


производством минимальным количеством обслуживающего пер­ сонала.

В течение девятой пятилетки намечается выполнить большой объем работ по внедрению автоматизированных систем управ­ ления в Минхимпроме и Миннефтехим1проме СССР. За эти годы будут введены в действие первые очереди отраслевых автомати­ зированных систем управления ОАСУ-Хим и ОАСУ-Нефте- хим, почти 60 автоматизированных систем управления техноло­ гическими процессами, свыше 35 вычислительных центров науч­ ных, конструкторских, проектных и других организаций.

Однако имеется ряд причин, мешающих более быстрому внедрению электронно-вычислительной техники. Прежде всего ощущается недостаток квалифицированных кадров, которые должны эксплуатировать эту технику. Ограниченный выпуск технических средств, отсутствие периферийных устройств, осо­ бенно необходимых для создания АСУТП, высокая стоимость этой техники — все это приводит к дополнительным затрудне­ ниям для широкого внедрения ЭВТ.

Должна быть проведена большая работа для того, чтобы привести в надлежащее состояние структуру управленческого аппарата, планирование, создать математическое обеспечение применяемых систем. Следует усилить организационную дея­ тельность всесоюзных государственных промышленных хозрас­ четных объединений, главных управлений, производственных объединений по внедрению и использованию вычислительной техники. Для этого должны быть разработаны координационные планы комплексной автоматизации предприятий и финансирова­ ния соответствующих работ, определены организации и лица, ответственные за внедрение ЭВТ, за осуществление руководства работами по расширению применения автоматизированных си­ стем управления предприятиями, технологическими процессами, за использование ЭВТ в научно-исследовательских институтах, проектных и конструкторских организациях. Необходимо уско­ рить работы по методологии создания автоматизированных систем управления предприятиями, по упорядочению и унифи­ кации нормативно-справочных фондов и отчетной документации, переводу их на машинные носители. На местах многое в этой области делается в разнобой, без учета уже накопленного опыта, что является серьезным недостатком, который необходимо как можно быстрее устранить.

Важнейшее значение для повышения эффективности работы советской химической промышленности и промышленности дру­ гих социалистических стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) имеют постоянно крепнущие экономике-

166