Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышлен­ ности готовят кадры по 28 специальностям, связанным с техно­ логией химических производств, изготовлением и эксплуатацией машин и оборудования, обслуживанием автоматических уст­ ройств, а также экономикой и планированием на предприятиях

химической индустрии.

Более остро обстоит дело с качественной стороной, с обнов­ лением, как требуют решения XXIV съезда КПСС, содержания учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях—'приведением его в соответствие с требованиями научно-технического прогресса. Для решения этой задачи прово­ дится большая работа по пересмотру и совершенствованию учебных планов, программ и всего процесса обучения. В ходе ее учитываются общие тенденции в развитии высшего и среднего специального образования, а также специфические требования, выдвигаемые прогрессом химической индустрии и химии как важнейшей области естествознания.

В современный период, в условиях бурно протекающей на­ учно-технической революции, когда становится устаревшим то, что вчера было новым и прогрессивным, главной задачей высшей школы является развитие, у студента способности и по­ требности к обновлению знаний, умения применять их на прак­ тике. Отсюда вытекает необходимость более глубокой подго­ товки специалистов в области общенаучных дисциплин. Именно такая подготовка позволяет легче овладевать смежными спе­ циальностями, успешнее ориентироваться в быстрорастущем по­ токе научно-технической информации.

Применительно к химическому профилю такими основопола­ гающими дисциплинами являются фундаментальные науки: хи­ мия, физика, математика. Именно они дают прочную базу для технических наук, которые двигают вперед химическое произ­ водство. Очень важно, что учебные планы и программы предо­ ставляют сейчас преподавательскому составу возможность отра­ жать в лекционном материале все новое, непрерывно рождае­ мое наукой и техникой. Нужно и дальше совершенствовать учебный процесс подготовки специалистов по ведущим отраслям химической промышленности, предусматривая мобильную пере­ стройку программ и методов обучения инженеров по новейшим специальностям в соответствии с требованиями жизни.

Следует отметить значительное усиление математической подготовки инженера химика-технолога как за счет расширения объема общих математических знаний, так и в результате по­ вышения уровня математизации инженерно-химических и спе­ циальных дисциплин. Вызвано это продиктованным жизнью

253


принципиально новым подходом к созданию современных тех­ нологических процессов химической индустрии п к управлению ими. Суть этого нового состоит в переходе от изучения простых систем ‘и однофакторных зависимостей к изучению сложных си­ стем и многофакторных зависимостей. Конкретными проявле­ ниями такого подхода в исследовании, проектировании и экс­ плуатации химических производств являются математическое моделирование химико-технологических процессов, методы опти­ мизации в химической технологии, теория планирования экспе­ римента и системный анализ.

Современный 'инженер химик-технолог обязан уметь широко использовать методы математики для исследования сложных процессов и систем, для создания оптимальных технологических процессов. Достижению этой цели служит, в частности, введение в новые учебные планы курса «Вычислительная математика», «АСУП» и таких дисциплин, как «Моделирование химико-тех­ нологических процессов», «Вычислительная техника в 'инженер­ ных и экономических расчетах», а также создание и развитие новой специальности «Основные (процессы химических произ­ водств и химическая кибернетика».

Надо подвернуть, что усиление математической подготовки инженеров химиков-технологов и механиков химических пред­ приятий необходимо и для того, чтобы овладеть современной наукой управления производством, неотъемлемой частью кото­ рого является применение автоматизированных систем, эконо­ мико-математических 'методов, использование ЭВМ и т. д.

Создание математических моделей на основе эксперименталь­ ного изучения химико-технологических процессов требует также усиления подготовка специалистов в области физической хи­ мии, химии, экспериментальной и теоретической физики. В хи­ мических аппаратах наряду с химическими превращениями про­ текают процессы массо- и теплообмена, на которые большое влияние оказывают гидродинамические условия. Поэтому для выбора оптимальных условий осуществления процессов специа­ листу необходимы также глубокие знания по аэромеханике хи­ мических аппаратов. Фундамент этих знаний должен быть зало­ жен в вузе.

Следует сказать и о мерах, проводимых по дальнейшему по­ вышению качества химической подготовки специалистов, выпу­ скаемых нехимическими высшими учебными заведениями. Химия как наука и методы химической технологии имеют широчайшие перспективы на всех направлениях научно-технического про­ гресса, все более активно вторгаются в различные отрасли про­ изводства. Поэтому необходимо повышать -уровень преподава-

254


ния химических дисциплин во всех без исключения инженернотехнических, сельскохозяйственных и медицинских вузах. На­ учно-методическому совету по химии Министерства высшего и среднего специального образования СССР поручены 'пересмотр содержания учебных 'программ по химическим дисциплинам, подготовка предложений об издании учебников и учебных посо­ бий и других мер, направленных к повышению уровня препода­ вания химических дисциплин.

В настоящее время составлена новая учебная программа по общей химии для инженерно-технических (нехимических) спе­ циальностей высших учебных заведений, т. е. по одногодичному курсу, наиболее распространенному в инженерно-технических вузах нехимического профиля. Эта программа подготовлена в соответствии с современным уровнем химической науки и требо­ ваниями к подготовке высококвалифицированных специалистовинженеров для народного хозяйства. Проводится также пере­ смотр программ по курсам неорганической, аналитической, ор­ ганической и физической химии.

Важное значение для совершенствования химического обра­ зования имеет активное участие Отделения общей и технической химии Академии наук СССР в рецензировании программ, об­ суждении методологических проблем, вопросов научной органи­ зации учебного процесса и т. д.

Очень эффективным средством повышения качества подго­ товки специалистов, особенно с высшим образованием, является вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу. В хи­ мических высших учебных заведениях имеются сейчас для этого хорошие условия. Так, в них создано 6 научно-исследователь­ ских институтов и 82 проблемные лаборатории химического и химико-технологического профиля, многие из которых вносят серьезный вклад в развитие химической науки и техническое совершенствование производства. За последние годы участие студентов в научно-исследовательской работе значительно рас­ ширилось. Можно привести такие данные: в прошлом году на Всесоюзный конкурс на лучшую студенческую работу 65 вузов представили 502 работы по разделу «Химическая технология и химическое машиностроение» и 103 вуза представили 577 работ по разделу «Теоретическая и экспериментальная химия». Се­ годня задача состоит в том, чтобы еще более расширить круг студентов, занимающихся научно-исследовательской работой и тщательнее определять ее тематику.

Что касается средних специальных учебных заведений, то для большинства из них первоочередным делом является совер­ шенствование учебных планов, определенная перестройка


специальностей, связанная с изменениями в структуре химиче­ ских и нефтехимических производств, а также укрепление учеб­ но-материальной базы, что необходимо как для повышения качества учебного процесса, так и для вовлечения студентов в исследовательскую и экспериментальную работу.

При пересмотре в 1972 г. учебных планов химических тех­ никумов основное внимание было уделено улучшению содержа­ ния химических дисциплин, экономике производства, автомати­ зированным системам управления, использованию вычислитель­ ной техники. Повышены требования к уровню химических знаний учащихся, подготавливаемых для работы в парфюмер­ ной, химико-фармацевтической промышленности, производстве искусственной кожи, отделочных производствах текстильной и легкой промышленности и др. Принципиальное значение имеет тот факт, что в учебных планах для старших курсов выделяется теперь резерв времени для совершенствования по специальности. Это время используется по рекомендации промышленных ми­ нистерств для изучения последних достижений производства и специфики отрасли, в которой специалисту предстоит работать.

Как показала жизнь, одним из целесообразных направлений в перестройке специальностей является подготовка техников-тех- нологов широкого профиля. Так, вполне оправданным является, например, введение специальности «Технология неорганических веществ и минеральных удобрений». Техники, оканчивающие учебные заведения по этой специальности, могут успешно работать на всех производствах, выпускающих неорганические вещества — минеральные удобрения, соду и содопродукты, ам­ миак, щелочи, соли, кислоты и т. д. С той же целью специаль­ ность «Химическое машиностроение» преобразована в новую — «Химическое, компрессорное и холодильное машиностроение». Естественно, что специальности будут изменяться и впредь по мере изменения структуры химических производств и химиче­ ского машиностроения.

Значительная работа проводится по укреплению учебно-ма­ териальной базы. Только за последние годы Минхимпром и Миннефтехимпром СССР построили новые учебные комплексы и учебно-лабораторные корпуса общей площадью свыше 60 тыс. м2 для 10 техникумов. Однако у многих средних специальных учеб­ ных заведений нет еще всех необходимых условий для организа­ ции учебного процесса на современном уровне, и эту задачу предстоит решить в ближайшие годы.

Следует отметить еще одну проблему, общую как для выс­ ших, так и для средних специальных учебных заведений. Рост объема научно-технических знаний и необходимость уклады­

256