Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
ческой, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышлен ности готовят кадры по 28 специальностям, связанным с техно логией химических производств, изготовлением и эксплуатацией машин и оборудования, обслуживанием автоматических уст ройств, а также экономикой и планированием на предприятиях
химической индустрии.
Более остро обстоит дело с качественной стороной, с обнов лением, как требуют решения XXIV съезда КПСС, содержания учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях—'приведением его в соответствие с требованиями научно-технического прогресса. Для решения этой задачи прово дится большая работа по пересмотру и совершенствованию учебных планов, программ и всего процесса обучения. В ходе ее учитываются общие тенденции в развитии высшего и среднего специального образования, а также специфические требования, выдвигаемые прогрессом химической индустрии и химии как важнейшей области естествознания.
В современный период, в условиях бурно протекающей на учно-технической революции, когда становится устаревшим то, что вчера было новым и прогрессивным, главной задачей высшей школы является развитие, у студента способности и по требности к обновлению знаний, умения применять их на прак тике. Отсюда вытекает необходимость более глубокой подго товки специалистов в области общенаучных дисциплин. Именно такая подготовка позволяет легче овладевать смежными спе циальностями, успешнее ориентироваться в быстрорастущем по токе научно-технической информации.
Применительно к химическому профилю такими основопола гающими дисциплинами являются фундаментальные науки: хи мия, физика, математика. Именно они дают прочную базу для технических наук, которые двигают вперед химическое произ водство. Очень важно, что учебные планы и программы предо ставляют сейчас преподавательскому составу возможность отра жать в лекционном материале все новое, непрерывно рождае мое наукой и техникой. Нужно и дальше совершенствовать учебный процесс подготовки специалистов по ведущим отраслям химической промышленности, предусматривая мобильную пере стройку программ и методов обучения инженеров по новейшим специальностям в соответствии с требованиями жизни.
Следует отметить значительное усиление математической подготовки инженера химика-технолога как за счет расширения объема общих математических знаний, так и в результате по вышения уровня математизации инженерно-химических и спе циальных дисциплин. Вызвано это продиктованным жизнью
253
принципиально новым подходом к созданию современных тех нологических процессов химической индустрии п к управлению ими. Суть этого нового состоит в переходе от изучения простых систем ‘и однофакторных зависимостей к изучению сложных си стем и многофакторных зависимостей. Конкретными проявле ниями такого подхода в исследовании, проектировании и экс плуатации химических производств являются математическое моделирование химико-технологических процессов, методы опти мизации в химической технологии, теория планирования экспе римента и системный анализ.
Современный 'инженер химик-технолог обязан уметь широко использовать методы математики для исследования сложных процессов и систем, для создания оптимальных технологических процессов. Достижению этой цели служит, в частности, введение в новые учебные планы курса «Вычислительная математика», «АСУП» и таких дисциплин, как «Моделирование химико-тех нологических процессов», «Вычислительная техника в 'инженер ных и экономических расчетах», а также создание и развитие новой специальности «Основные (процессы химических произ водств и химическая кибернетика».
Надо подвернуть, что усиление математической подготовки инженеров химиков-технологов и механиков химических пред приятий необходимо и для того, чтобы овладеть современной наукой управления производством, неотъемлемой частью кото рого является применение автоматизированных систем, эконо мико-математических 'методов, использование ЭВМ и т. д.
Создание математических моделей на основе эксперименталь ного изучения химико-технологических процессов требует также усиления подготовка специалистов в области физической хи мии, химии, экспериментальной и теоретической физики. В хи мических аппаратах наряду с химическими превращениями про текают процессы массо- и теплообмена, на которые большое влияние оказывают гидродинамические условия. Поэтому для выбора оптимальных условий осуществления процессов специа листу необходимы также глубокие знания по аэромеханике хи мических аппаратов. Фундамент этих знаний должен быть зало жен в вузе.
Следует сказать и о мерах, проводимых по дальнейшему по вышению качества химической подготовки специалистов, выпу скаемых нехимическими высшими учебными заведениями. Химия как наука и методы химической технологии имеют широчайшие перспективы на всех направлениях научно-технического про гресса, все более активно вторгаются в различные отрасли про изводства. Поэтому необходимо повышать -уровень преподава-
254
ния химических дисциплин во всех без исключения инженернотехнических, сельскохозяйственных и медицинских вузах. На учно-методическому совету по химии Министерства высшего и среднего специального образования СССР поручены 'пересмотр содержания учебных 'программ по химическим дисциплинам, подготовка предложений об издании учебников и учебных посо бий и других мер, направленных к повышению уровня препода вания химических дисциплин.
В настоящее время составлена новая учебная программа по общей химии для инженерно-технических (нехимических) спе циальностей высших учебных заведений, т. е. по одногодичному курсу, наиболее распространенному в инженерно-технических вузах нехимического профиля. Эта программа подготовлена в соответствии с современным уровнем химической науки и требо ваниями к подготовке высококвалифицированных специалистовинженеров для народного хозяйства. Проводится также пере смотр программ по курсам неорганической, аналитической, ор ганической и физической химии.
Важное значение для совершенствования химического обра зования имеет активное участие Отделения общей и технической химии Академии наук СССР в рецензировании программ, об суждении методологических проблем, вопросов научной органи зации учебного процесса и т. д.
Очень эффективным средством повышения качества подго товки специалистов, особенно с высшим образованием, является вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу. В хи мических высших учебных заведениях имеются сейчас для этого хорошие условия. Так, в них создано 6 научно-исследователь ских институтов и 82 проблемные лаборатории химического и химико-технологического профиля, многие из которых вносят серьезный вклад в развитие химической науки и техническое совершенствование производства. За последние годы участие студентов в научно-исследовательской работе значительно рас ширилось. Можно привести такие данные: в прошлом году на Всесоюзный конкурс на лучшую студенческую работу 65 вузов представили 502 работы по разделу «Химическая технология и химическое машиностроение» и 103 вуза представили 577 работ по разделу «Теоретическая и экспериментальная химия». Се годня задача состоит в том, чтобы еще более расширить круг студентов, занимающихся научно-исследовательской работой и тщательнее определять ее тематику.
Что касается средних специальных учебных заведений, то для большинства из них первоочередным делом является совер шенствование учебных планов, определенная перестройка
специальностей, связанная с изменениями в структуре химиче ских и нефтехимических производств, а также укрепление учеб но-материальной базы, что необходимо как для повышения качества учебного процесса, так и для вовлечения студентов в исследовательскую и экспериментальную работу.
При пересмотре в 1972 г. учебных планов химических тех никумов основное внимание было уделено улучшению содержа ния химических дисциплин, экономике производства, автомати зированным системам управления, использованию вычислитель ной техники. Повышены требования к уровню химических знаний учащихся, подготавливаемых для работы в парфюмер ной, химико-фармацевтической промышленности, производстве искусственной кожи, отделочных производствах текстильной и легкой промышленности и др. Принципиальное значение имеет тот факт, что в учебных планах для старших курсов выделяется теперь резерв времени для совершенствования по специальности. Это время используется по рекомендации промышленных ми нистерств для изучения последних достижений производства и специфики отрасли, в которой специалисту предстоит работать.
Как показала жизнь, одним из целесообразных направлений в перестройке специальностей является подготовка техников-тех- нологов широкого профиля. Так, вполне оправданным является, например, введение специальности «Технология неорганических веществ и минеральных удобрений». Техники, оканчивающие учебные заведения по этой специальности, могут успешно работать на всех производствах, выпускающих неорганические вещества — минеральные удобрения, соду и содопродукты, ам миак, щелочи, соли, кислоты и т. д. С той же целью специаль ность «Химическое машиностроение» преобразована в новую — «Химическое, компрессорное и холодильное машиностроение». Естественно, что специальности будут изменяться и впредь по мере изменения структуры химических производств и химиче ского машиностроения.
Значительная работа проводится по укреплению учебно-ма териальной базы. Только за последние годы Минхимпром и Миннефтехимпром СССР построили новые учебные комплексы и учебно-лабораторные корпуса общей площадью свыше 60 тыс. м2 для 10 техникумов. Однако у многих средних специальных учеб ных заведений нет еще всех необходимых условий для организа ции учебного процесса на современном уровне, и эту задачу предстоит решить в ближайшие годы.
Следует отметить еще одну проблему, общую как для выс ших, так и для средних специальных учебных заведений. Рост объема научно-технических знаний и необходимость уклады
256