Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ваться в определенной время, выделенное для подготовки спёциалистов, 'настоятельно требуют максимальной интенсификации учебного процесса. Для этого необходимо усилить роль научной организации работы высшей и средней школы, шире использо­ вать современные методы обучения и технические средства, по­ высить качество учебных пособий, поднять требования к подго­ товке преподавательского состава.

Очень остро стоит сейчас вопрос об улучшении производ­ ственного обучения студентов. Стремительность изменений в технике и организации современного производства накладывает особую ответственность на работников промышленности за работу со студентами, за серьезное ознакомление их с производ­ ственными условиями и организацию высокоэффективной прак­ тики. Надо отметить, что некоторые вузы совместно с предприя­ тиями и научно-исследовательскими институтами ведут ряд ин­ тересных экспериментов в этом направлении. Их цель состоит в том, чтобы последние полтора— два года учебы студенты изу­ чали профилирующие технологические дисциплины непосред­ ственно на производстве и чтобы с ними занимались работники промышленности или науки. Видимо, следует вести дело к тому, чтобы обучение на старших курсах в значительно большей сте­ пени опиралось на специалистов промышленности. В частности, целесообразно было бы продумать вопрос об организации в ве­ дущих научно-исследовательских институтах и на крупнейших заводах профилирующих кафедр, ввести такую практику, чтобы дипломные работы и проекты выполнялись на предприятиях и в организациях промышленности. Эти меры предоставили бы студентам возможность работать на современном оборудовании и новейшей научной аппаратуре, обеспечили бы актуальность тематики дипломных работ и квалифицированное руководство ими. Естественно, что базовые предприятия и организации обя­ заны будут нести полную ответственность за предоставление студентам рабочих мест и за создание нормальных условий учебного процесса. Словом, улучшение производственной подго­ товки студентов требует в настоящее время особого внимания.

Таковы в общих чертах основные направления совершенство­ вания специальной подготовки инженеров и техников' химиче­ ского профиля. Надо еще остановиться на одном из самых ко­ ренных вопросов улучшения работы всех высших и средних учебных заведений безотносительно к их профилю. Речь идет о коммунистическом воспитании молодых кадров, об усилении внимания к общественным наукам.

Значимость этой стороны дела во всей системе образования подчеркнул товарищ Л. И. Брежнев в своем выступлении на

17 З ак . Н34

257


Всесоюзном слёте студентов. «Творчески освоить специаль­ ность,— говорил он, — стать активным участником нашего ком­ мунистического строительства, проводником политики партии в массах можно лишь овладев марксистско-ленинской теорией. Учение марксизма-ленинизма-—это основа, неотъемлемая со­ ставная часть знаний специалиста любого профиля».

Выполняя постановление ЦК КПСС «О мерах по дальней­ шему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве», Министерство высшего и среднего специального образования СССР, преподавательский состав, партийные организации вузов н техникумов добились оп­ ределенных сдвигов в повышении идейно-теоретического уровня преподавания истории КПСС, философии, политической эконо­ мии, научного коммунизма, в формировании коммунистического мировоззрения у студентов, в овладении ими законами обще­ ственного развития. Большую помощь в деле совершенствова­ ния методологии и повышения уровня преподавания философии, политической экономии, научного коммунизма и истории пар­ тии оказало преподавательскому составу состоявшееся в 1971 г. Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук.

Огромное значение для активизации всей работы по комму­ нистическому воспитанию студенчества имели решения XXIV съезда КПСС, которые дали научный ответ на коренные воп­ росы дальнейшего развития советского общества, вооружили всех советских людей конкретной программой борьбы на важ­ нейших направлениях коммунистического строительства.

Съезд отметил, что одним из неотъемлемых условий повыше­ ния эффективности общественного производства является даль­ нейшее совершенствование всей системы управления экономи­ кой, осуществление комплекса крупных мер по улучшению планирования, организационной структуры управления, более эффективному использованию экономических стимулов. В свете решений съезда следует особо подчеркнуть, что подготовка пол­ ноценных специалистов для современного производства невоз­ можна ныне'без овладения ими экономическими знаниями и ос­ новами науки управления производством.

Выше уже говорилось о введении в учебные планы химиче­ ских вузов и техникумов (в соответствующих объемах) дисцип­ лин по автоматизированным системам управления и вычисли­ тельной технике с целью вооружить будущего спецналиста-тех- иолога знанием построения, задач и принципов использования автоматизированных систем управления, которые находят сей­ час такое широкое применение в химической промышленности.

258


Однако специалист может использовать современные прин­ ципы и технику управления эффективно и творчески только в том случае, если он достаточно владеет и технологией, и эконо­ микой производства. К сожалению, следует ‘признать, что эконо­ мическое мышление у студентов химических высших и средних учебных заведений развивается еще слабо. Предусмотренное в новых учебных планах увеличение объема экономических дис­ циплин (примерно на 20—>25 %) проблемы не решает. Необхо­ димой, хотя и недостаточной, мерой является введение такого порядка, при котором не только дипломный, но и любой курсо­ вой проект должен содержать экономическое обоснование, при­ чем не в виде экономической «добавки», что имеет место в на­ стоящее время, а в качестве неотъемлемой части проекта.

Главный путь совершенствования экономического образова­ ния в технических вузах и техникумах заключается в том, чтобы все технологические дисциплины содержали прочную, органи­ чески соединенную с ними экономическую прослойку. Экономи­ ческие дисциплины и экономические разделы технологических дисциплин должны быть неразрывно связаны с жизнью, с прак­ тикой, с производством.

В настоящее время намечены и осуществляются меры по дальнейшему совершенствованию марксистско-ленинского обра­ зования и формированию коммунистического мировоззрения мо­ лодых 'специалистов. Задача состоит в том, чтобы молодежь, оканчивающая высшие и средние учебные заведения, умела при­ менять свои знания в жизни, была активным борцом за осуще­ ствление политики коммунистической партии.

Большие и сложные проблемы решаются в области подго­ товки рабочих кадров для химической индустрии. Как известно, научно-техническая революция предъявляет повышенные требо­

вания к

профессиональной подготовке и мастерству рабочих.

В нашем

обществе — обществе развитого социализма — рост

профессионального мастерства неотделим от повышения общего культурного уровня и обогащения духовной жизни советских людей. Развитие производства, совершенствование общественно­ социальных отношений обеспечивает последовательное стирание различий между умственным и физическим трудом. И вся си­ стема подготовки рабочих кадров, в том числе и для химической промышленности строится у нас с учетом этих процессов.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных форм и методов подготовки рабочих кадров для химической индустрии, надо указать на одну принципиальную особенность, связанную с быстрыми темпами технического прогресса. Как уже указы­ валось ранее, для химической промышленности характерны

М*

359


переход к высокопроизводительным технологическим процессам, применение агрегатов крупной единичной мощности, высокая степень автоматизации производства. Экономическая эффектив­ ность технических преобразований в прямой степени зависит от того, насколько быстро в соответствии с ними совершенствуется организационная структура промышленности. Выполняя решения XXIV съезда партии, последующих постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, работники химической промышлен­ ности достигли определенных успехов в данном направлении. Прежде всего это нашло отражение в том, что ускорились про­ цессы концентрации производства и внутриотраслевого комби­ нирования, создания крупных специализированных комплексов, на которых сосредоточивается основная масса рабочих.

Изменения в техническом уровне и структуре химических производств обусловливают повышение требований к теоретиче­ ской подготовке рабочих, к овладению ими необходимым ми­ нимумом знаний в области химии и химической технологии, процессов и аппаратов, физики, механики, электротехники, электроники и, конечно, экономики производства *. Они же (эти изменения) обусловливают новый подход и к чисто профессио­ нальной подготовке рабочих химиков. Упор сейчас должен быть сделан на подготовку рабочего широкого профиля, способного обслуживать большой круг родственных технологических про­ цессов и расширенные производственные зоны, владеющего определенными навыками по уходу за оборудованием и его ре­ монту, выполнению химических анализов и т. д. В этом не толь­ ко одно из главных условий дальнейшего роста производитель­ ности труда, но и важнейший социальный фактор — обогаще­ ние содержания труда, повышение удовлетворенности трудовой деятельностью.

Как показывает жизнь, подготовка рабочих широкого про­ филя лучше всего может быть обеспечена в профессиональнотехнических учебных заведениях. В решениях XXIV съезда КПСС записано, что нужно и дальше 'развивать профессиональ­ но-техническое образование, всемерно расширять сеть профтех­ училищ, дающих среднее образование. Для химической инду­ стрии с ее сложными технологическими процессами и исключи­ тельно высокими темпами технического прогресса это имеет особое значение.

* Интересно отметить такой факт: анализ фотографий рабочего дня аппа­ ратчиков комплексно-автоматизированных производств на ряде химических предприятий подтвердил устойчивую тенденцию к возрастанию доли умствен­

ного труда, которая в настоящее время достигает 75% затрат рабочего вре­ мени.

260


За прошлую пятилетку и три года нынешней сеть профтех­ училищ, подготавливающих кадры для предприятий химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, почти удвоилась. Ведется большая работа по укреплению учеб­ но-материальной 'базы этих училищ. Так, например, в 51 проф­ техучилище, которые действуют на базе предприятий Минхимпрома, имеется в настоящее время более 700 учебных кабине­ тов, около 500 мастерских и лабораторий, 2500 станков и 800 единиц технологического оборудования. Немало делается и для создания условий эффективного прохождения практики учащи­ мися профессионально-технических учебных заведений на пред­ приятиях, хотя в этой области имеются еще серьезные недо­ статки, требующие скорейшего устранения.

Следует отметить, что многие профессионально-технические училища добились хороших результатов в 'подготовке высоко­ квалифицированных работников для химической индустрии. Для примера можно привести ПТУ № 2 г. Новомосковска Тульской области. В училище создана хорошая учебно-материальная база, в учебном процессе применяются современные формы и ме­ тоды: программированное обучение, карточки-задания, деловые игры, проблемное обучение, учебное кино, звукозапись, семи­ нарские задания, письменное конструирование. В мастерских и лабораториях проводится большая подготовительная работа на тренажерах промышленного типа, что способствует форми­ рованию производственных умений и навыков. Такое обучение позволяет сознательно и оперативно принимать решения по устранению неисправностей, отклонений процесса, морально подготовить будущего работника к действиям в аварийных си­ туациях. Силами учащихся, мастеров производственного обуче­ ния и преподавателей этого училища изготовлено более 400 учебно-наглядных пособий, создано около 100 экспонатов техни­ ческого творчества. Училищу присуждена премия ВЦСПС за достижение лучших результатов в учебно-воспитательной ра­ боте в 1973 г.

Важное значение для совершенствования подготовки рабо­ чих в системе профессионально-технического обучения имеют проводимые в настоящее время в ря^е училищ эксперименты по изменению учебных программ и методов обучения. Цель их — создать такой учебный процесс и методику, которые обеспечили бы подготовку рабочих в более полном соответствии с требова­ ниями современного производства и в какой-то мере учитывали тенденции его развития. Эти эксперименты следует вести сме­ лее и в более широких масштабах.

1434

261