Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ваться в определенной время, выделенное для подготовки спёциалистов, 'настоятельно требуют максимальной интенсификации учебного процесса. Для этого необходимо усилить роль научной организации работы высшей и средней школы, шире использо вать современные методы обучения и технические средства, по высить качество учебных пособий, поднять требования к подго товке преподавательского состава.
Очень остро стоит сейчас вопрос об улучшении производ ственного обучения студентов. Стремительность изменений в технике и организации современного производства накладывает особую ответственность на работников промышленности за работу со студентами, за серьезное ознакомление их с производ ственными условиями и организацию высокоэффективной прак тики. Надо отметить, что некоторые вузы совместно с предприя тиями и научно-исследовательскими институтами ведут ряд ин тересных экспериментов в этом направлении. Их цель состоит в том, чтобы последние полтора— два года учебы студенты изу чали профилирующие технологические дисциплины непосред ственно на производстве и чтобы с ними занимались работники промышленности или науки. Видимо, следует вести дело к тому, чтобы обучение на старших курсах в значительно большей сте пени опиралось на специалистов промышленности. В частности, целесообразно было бы продумать вопрос об организации в ве дущих научно-исследовательских институтах и на крупнейших заводах профилирующих кафедр, ввести такую практику, чтобы дипломные работы и проекты выполнялись на предприятиях и в организациях промышленности. Эти меры предоставили бы студентам возможность работать на современном оборудовании и новейшей научной аппаратуре, обеспечили бы актуальность тематики дипломных работ и квалифицированное руководство ими. Естественно, что базовые предприятия и организации обя заны будут нести полную ответственность за предоставление студентам рабочих мест и за создание нормальных условий учебного процесса. Словом, улучшение производственной подго товки студентов требует в настоящее время особого внимания.
Таковы в общих чертах основные направления совершенство вания специальной подготовки инженеров и техников' химиче ского профиля. Надо еще остановиться на одном из самых ко ренных вопросов улучшения работы всех высших и средних учебных заведений безотносительно к их профилю. Речь идет о коммунистическом воспитании молодых кадров, об усилении внимания к общественным наукам.
Значимость этой стороны дела во всей системе образования подчеркнул товарищ Л. И. Брежнев в своем выступлении на
17 З ак . Н34 |
257 |
Всесоюзном слёте студентов. «Творчески освоить специаль ность,— говорил он, — стать активным участником нашего ком мунистического строительства, проводником политики партии в массах можно лишь овладев марксистско-ленинской теорией. Учение марксизма-ленинизма-—это основа, неотъемлемая со ставная часть знаний специалиста любого профиля».
Выполняя постановление ЦК КПСС «О мерах по дальней шему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве», Министерство высшего и среднего специального образования СССР, преподавательский состав, партийные организации вузов н техникумов добились оп ределенных сдвигов в повышении идейно-теоретического уровня преподавания истории КПСС, философии, политической эконо мии, научного коммунизма, в формировании коммунистического мировоззрения у студентов, в овладении ими законами обще ственного развития. Большую помощь в деле совершенствова ния методологии и повышения уровня преподавания философии, политической экономии, научного коммунизма и истории пар тии оказало преподавательскому составу состоявшееся в 1971 г. Всесоюзное совещание заведующих кафедрами общественных наук.
Огромное значение для активизации всей работы по комму нистическому воспитанию студенчества имели решения XXIV съезда КПСС, которые дали научный ответ на коренные воп росы дальнейшего развития советского общества, вооружили всех советских людей конкретной программой борьбы на важ нейших направлениях коммунистического строительства.
Съезд отметил, что одним из неотъемлемых условий повыше ния эффективности общественного производства является даль нейшее совершенствование всей системы управления экономи кой, осуществление комплекса крупных мер по улучшению планирования, организационной структуры управления, более эффективному использованию экономических стимулов. В свете решений съезда следует особо подчеркнуть, что подготовка пол ноценных специалистов для современного производства невоз можна ныне'без овладения ими экономическими знаниями и ос новами науки управления производством.
Выше уже говорилось о введении в учебные планы химиче ских вузов и техникумов (в соответствующих объемах) дисцип лин по автоматизированным системам управления и вычисли тельной технике с целью вооружить будущего спецналиста-тех- иолога знанием построения, задач и принципов использования автоматизированных систем управления, которые находят сей час такое широкое применение в химической промышленности.
258
Однако специалист может использовать современные прин ципы и технику управления эффективно и творчески только в том случае, если он достаточно владеет и технологией, и эконо микой производства. К сожалению, следует ‘признать, что эконо мическое мышление у студентов химических высших и средних учебных заведений развивается еще слабо. Предусмотренное в новых учебных планах увеличение объема экономических дис циплин (примерно на 20—>25 %) проблемы не решает. Необхо димой, хотя и недостаточной, мерой является введение такого порядка, при котором не только дипломный, но и любой курсо вой проект должен содержать экономическое обоснование, при чем не в виде экономической «добавки», что имеет место в на стоящее время, а в качестве неотъемлемой части проекта.
Главный путь совершенствования экономического образова ния в технических вузах и техникумах заключается в том, чтобы все технологические дисциплины содержали прочную, органи чески соединенную с ними экономическую прослойку. Экономи ческие дисциплины и экономические разделы технологических дисциплин должны быть неразрывно связаны с жизнью, с прак тикой, с производством.
В настоящее время намечены и осуществляются меры по дальнейшему совершенствованию марксистско-ленинского обра зования и формированию коммунистического мировоззрения мо лодых 'специалистов. Задача состоит в том, чтобы молодежь, оканчивающая высшие и средние учебные заведения, умела при менять свои знания в жизни, была активным борцом за осуще ствление политики коммунистической партии.
Большие и сложные проблемы решаются в области подго товки рабочих кадров для химической индустрии. Как известно, научно-техническая революция предъявляет повышенные требо
вания к |
профессиональной подготовке и мастерству рабочих. |
В нашем |
обществе — обществе развитого социализма — рост |
профессионального мастерства неотделим от повышения общего культурного уровня и обогащения духовной жизни советских людей. Развитие производства, совершенствование общественно социальных отношений обеспечивает последовательное стирание различий между умственным и физическим трудом. И вся си стема подготовки рабочих кадров, в том числе и для химической промышленности строится у нас с учетом этих процессов.
Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных форм и методов подготовки рабочих кадров для химической индустрии, надо указать на одну принципиальную особенность, связанную с быстрыми темпами технического прогресса. Как уже указы валось ранее, для химической промышленности характерны
М* |
359 |
переход к высокопроизводительным технологическим процессам, применение агрегатов крупной единичной мощности, высокая степень автоматизации производства. Экономическая эффектив ность технических преобразований в прямой степени зависит от того, насколько быстро в соответствии с ними совершенствуется организационная структура промышленности. Выполняя решения XXIV съезда партии, последующих постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, работники химической промышлен ности достигли определенных успехов в данном направлении. Прежде всего это нашло отражение в том, что ускорились про цессы концентрации производства и внутриотраслевого комби нирования, создания крупных специализированных комплексов, на которых сосредоточивается основная масса рабочих.
Изменения в техническом уровне и структуре химических производств обусловливают повышение требований к теоретиче ской подготовке рабочих, к овладению ими необходимым ми нимумом знаний в области химии и химической технологии, процессов и аппаратов, физики, механики, электротехники, электроники и, конечно, экономики производства *. Они же (эти изменения) обусловливают новый подход и к чисто профессио нальной подготовке рабочих химиков. Упор сейчас должен быть сделан на подготовку рабочего широкого профиля, способного обслуживать большой круг родственных технологических про цессов и расширенные производственные зоны, владеющего определенными навыками по уходу за оборудованием и его ре монту, выполнению химических анализов и т. д. В этом не толь ко одно из главных условий дальнейшего роста производитель ности труда, но и важнейший социальный фактор — обогаще ние содержания труда, повышение удовлетворенности трудовой деятельностью.
Как показывает жизнь, подготовка рабочих широкого про филя лучше всего может быть обеспечена в профессиональнотехнических учебных заведениях. В решениях XXIV съезда КПСС записано, что нужно и дальше 'развивать профессиональ но-техническое образование, всемерно расширять сеть профтех училищ, дающих среднее образование. Для химической инду стрии с ее сложными технологическими процессами и исключи тельно высокими темпами технического прогресса это имеет особое значение.
* Интересно отметить такой факт: анализ фотографий рабочего дня аппа ратчиков комплексно-автоматизированных производств на ряде химических предприятий подтвердил устойчивую тенденцию к возрастанию доли умствен
ного труда, которая в настоящее время достигает 75% затрат рабочего вре мени.
260
За прошлую пятилетку и три года нынешней сеть профтех училищ, подготавливающих кадры для предприятий химической, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, почти удвоилась. Ведется большая работа по укреплению учеб но-материальной 'базы этих училищ. Так, например, в 51 проф техучилище, которые действуют на базе предприятий Минхимпрома, имеется в настоящее время более 700 учебных кабине тов, около 500 мастерских и лабораторий, 2500 станков и 800 единиц технологического оборудования. Немало делается и для создания условий эффективного прохождения практики учащи мися профессионально-технических учебных заведений на пред приятиях, хотя в этой области имеются еще серьезные недо статки, требующие скорейшего устранения.
Следует отметить, что многие профессионально-технические училища добились хороших результатов в 'подготовке высоко квалифицированных работников для химической индустрии. Для примера можно привести ПТУ № 2 г. Новомосковска Тульской области. В училище создана хорошая учебно-материальная база, в учебном процессе применяются современные формы и ме тоды: программированное обучение, карточки-задания, деловые игры, проблемное обучение, учебное кино, звукозапись, семи нарские задания, письменное конструирование. В мастерских и лабораториях проводится большая подготовительная работа на тренажерах промышленного типа, что способствует форми рованию производственных умений и навыков. Такое обучение позволяет сознательно и оперативно принимать решения по устранению неисправностей, отклонений процесса, морально подготовить будущего работника к действиям в аварийных си туациях. Силами учащихся, мастеров производственного обуче ния и преподавателей этого училища изготовлено более 400 учебно-наглядных пособий, создано около 100 экспонатов техни ческого творчества. Училищу присуждена премия ВЦСПС за достижение лучших результатов в учебно-воспитательной ра боте в 1973 г.
Важное значение для совершенствования подготовки рабо чих в системе профессионально-технического обучения имеют проводимые в настоящее время в ря^е училищ эксперименты по изменению учебных программ и методов обучения. Цель их — создать такой учебный процесс и методику, которые обеспечили бы подготовку рабочих в более полном соответствии с требова ниями современного производства и в какой-то мере учитывали тенденции его развития. Эти эксперименты следует вести сме лее и в более широких масштабах.
1434 |
261 |