Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
Принятые за последние годы меры по расширению сети про фессионально-технических учебных заведений позволили значи тельно поднять их роль в комплектовании квалифицированными кадрами предприятий химической и нефтехимической промыш ленности. В прошлом году на предприятия этих отраслей было направлено почти 45 тыс. выпускников профтехучилищ, а всего за девятую пятилетку их будет направлено более 220 тыс., про тив примерно 150 тыс. в восьмой пятилетке. В 1975 г, выпуск ники профессионально-технических учебных заведений составят почти 2 0 % от всего пополнения новых рабочих на предприятиях химической индустрии.
Принятая XXI'V съездом КПСС линия на расширение сети профессионально-технических учебных заведений, которые дают учащимся наряду с профессией полное среднее образование, бу дет неуклонно осуществляться и впредь. В ближайшем будущем эта система будет иметь доминирующее значение при подго товке новых квалифицированных рабочих из числа молодежи. Но пока, как видно из приведенных цифр, основная часть ра бочих предприятий химической индустрии получает квалифи кацию непосредственно на производстве. В 1971—1973 гг. на предприятиях Минхимпрома было подготовлено почти 210 тыс. квалифицированных рабочих, на предприятиях Миннефтехимпрома СССР — около 125 тыс. В целом за девятую пятилетку на заводах этих министерств получат квалификацию почти полмил лиона человек.
Из трех применяемых на предприятиях методов подготовки новых рабочих — индивидуального, бригадного и курсового — на химических и нефтехимических заводах преобладает инди видуальный. Таким методом (по программам, утвержденным Госпрофобром СССР пли 'согласованным с ним) готовятся на производстве для конкретных рабочих мест рабочие самых раз личных специальностей: аппаратчики, операторы, крутильщицы, слесари, лаборанты и т. д. Исключение составляет подготовка рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений. Она ведется как на вечерних отделе ниях ПТУ по договорам с предприятиями или на специальных курсах.
Надо ожидать, что ни индивидуальный, ни бригадный ме тоды подготовки новых рабочих уже не отвечают требованиям современного производства, они не обеспечивают необходимой теоретической и политехнической подготовки, не дают таких знаний и практических навыков, какие может дать, например, так называемый «тренажер ситуаций», которыми оборудованы учебные кабинеты многих предприятий.
262
Жизнь настоятельно требует — и многие предприятия уже давно встали на этот путь — резкого повышения удельного веса курсового метода подготовки новых рабочих. Если в целом по Минхимпрому таким методом подготавливается около 10% но вых рабочих, а по Мшшефтехимпрому СССР около 15%, то, на пример, на Ново-Ярославском и Ново-Горьковском нефтеперера батывающих заводах, в объединении «Башнефтехимзаводы» и на многих других предприятиях методом курсового обучения подготавливается уже 50—60% рабочих.
Следует подчеркнуть, что за последние годы проведена зна чительная работа по укреплению учебно-материальной базы хи мических и нефтехимических предприятий. Так, на заводах Минхимпрома и Миннефтехимпрома СССР действует 21 учебно курсовой комбинат, свыше 3300 учебных классов и кабинетов, имеется большое количество наглядных пособий и технических средств обучения — кинопроекторов, диапроекторов, магнитофо нов, контролирующих и обучающих машин. Эта база исполь зуется в настоящее время в основном для переподготовки и по вышения квалификации работающих. Но она может и должна в гораздо большей степени использоваться и для подготовки новых рабочих курсовым методом. Вместе с тем очевидно, что существующая учебно-материальная база предприятий хими ческой индустрии для современных условий явно недостаточна и ее надо всемерно укреплять.
Линия на резкое повышение роли курсового метода подго товки новых рабочих ни в какой мере не должна означать сни жения внимания к совершенствованию индивидуального и бригадного методов обучения. Нужно использовать все методы подготовки рабочих, важно при этом, чтобы качество обучения отвечало возросшим требованиям производства.
Минхимпромом и Миннефтехимпромом СССР разработаны серьезные меры, направленные на повышение удельного веса курсового метода подготовки рабочих, обеспечение массового обучения рабочих вторым профессиям, повышение педагогиче ских знаний инструкторов производственного обучения и т. д. Задача заключается в том, чтобы настойчиво и последовательно осуществлять эти меры, пак требует наша партия. Воспитание достойного пополнения рабочего класса должно всегда быть одной из важнейших сторон деятельности руководителей пред приятий, партийных организаций, всех трудовых коллективов, производственных объединений и министерств.
Высокие темпы технического прогресса в современных усло виях настоятельно требуют совершенствования системы пере подготовки кадров — руководящих, инженерно-технических и
263
рабочих. В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС и по следующими постановлениями Центрального Комитета партии и
Правительства в отраслях химической промышленности, |
как и |
в народном хозяйстве в целом, развернута большая |
работа |
по переподготовке кадров и повышению их квалификации. Значительно возросли масштабы подготовки и переподго
товки кадров химической и нефтехимической |
промышленности |
и требования к уровню приобретаемых знаний. |
Перед системами |
повышения квалификации Минхимпрома и Миннефтехимпрома
СССР поставлена задача — обеспечить повышение квалифика ции более 350 тыс. инженерно-технических работников и слу жащих, в том числе директоров и главных инженеров предприя тий и организаций, работников аппарата управления промыш ленностью и около 2 млн. рабочих предприятий и организаций указанных министерств.
Химическая промышленность в настоящее время распола гает широко разветвленной и четко функционирующей системой подготовки и переподготовки кадров, включающей институты усовершенствования, факультеты и курсы повышения квалифи кации и экономических знаний. Достаточно указать, например, что в 1973 г. системой повышения квалификации было охвачено около 600 тьгс. рабочих, специалистов и служащих предприятий и организаций Минхимпрома и Миннефтехимпрома СССР.
Основными учебными центрами повышения квалификации руководящих работников н инженерно-технического персонала химических предприятий, производственных объединений и ми нистерств химического профиля являются институты повышения квалификации и их филиалы. Сроки обучения в них различны для разных категорий слушателей: от 1 до 2 мес. с отрывом от производства и до 6 мес. без отрыва от производства. Програм мы и учебные планы институтов предусматривают изучение но вейших достижений отечественной и зарубежной науки и тех ники, эффективных методов планирования и экономического стимулирования, научной организации труда и управления про изводством, средств механизации и автоматизации производ ственных процессов. Как правило, слушатели проходят произ водственную практику на передовых предприятиях, выполняют выпускную работу и защищают ее перед комиссией.
Особое внимание уделяется сейчас изучению экономики производства. Как отмечалось в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся», экономи ческая подготовка выступает в качестве важного условия повы шения научного уровня хозяйствования, роста инициативы, ак тивности трудящихся в управлении производством, в осуще-
264
ствленин намеченной XXIV съездом КПСС программы развития народного хозяйства. ЦК КПСС 'признал необходимым рассмат ривать экономическую 'подготовку как обязательную, важную сторону квалификации каждого работника.
В новых учебных планах и 'программах, переработанных в свете решений XXIV съезда КПСС и указанного постановления Центрального Комитета партии, вопросы экономики производ ства занимают до 80% учебного времени. В соответствии с тем значением, которое придается совершенствованию подготовки специалистов в области создания и внедрения в народном хо зяйстве вычислительной техники и автоматизированных систем управления, все директора и главные инженеры предприятий отрасли в 1971— 1973 гг. изучили в институтах курс «АСУ в си стеме управления производством».
Вместе с тем приходится признать, что постановка дела в от раслевых институтах повышения 'квалификации еще не отвечает современным требованиям. Надо обратить серьезное внимание на улучшение подготовки преподавательского состава, шире привлекать к преподаванию на курсах специалистов исследова тельских и проектных институтов и, что особенно важно, спе циалистов ведущих предприятий, более оперативно и предметно освещать все новое, что рождается в науке и производстве. Ви димо, министерства должны тщательно и регулярно пересматри вать учебные планы и программы институтов повышения ква лификации.
Следует поднять роль отраслевых и межотраслевых факуль тетов повышения квалификации руководящих работников и спе циалистов химической промышленности, организованных при высших учебных заведениях. В настоящее время имеется уже значительная сеть таких факультетов, большинство из них хо рошо зарекомендовало себя среди работников промышленно сти. В их числе можно назвать, например, факультеты при Мос ковском институте нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина, Уфимском и Грозненском нефтяных инсти тутах, Ивано-Франковском и Азербайджанском институтах неф ти и газа. Ленинградском химико-технологическом институте им. Ленсовета. Заслуживают упоминания также курсы повыше ния квалификации при Тюменском индустриальном институте, Днепропетровском химико-технологическом институте, Киевском политехническом институте и ряд факультетов при крупных хи мических предприятиях.
В целом на факультетах и .курсах при высших учебных за ведениях повышают свою квалификацию в среднем около 20 тыс. человек в год. Учебные планы этих факультетов и курсов рас
265