Файл: Бушуев, В. М. Химическая индустрия в свете решений XXIV съезда КПСС.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принятые за последние годы меры по расширению сети про­ фессионально-технических учебных заведений позволили значи­ тельно поднять их роль в комплектовании квалифицированными кадрами предприятий химической и нефтехимической промыш­ ленности. В прошлом году на предприятия этих отраслей было направлено почти 45 тыс. выпускников профтехучилищ, а всего за девятую пятилетку их будет направлено более 220 тыс., про­ тив примерно 150 тыс. в восьмой пятилетке. В 1975 г, выпуск­ ники профессионально-технических учебных заведений составят почти 2 0 % от всего пополнения новых рабочих на предприятиях химической индустрии.

Принятая XXI'V съездом КПСС линия на расширение сети профессионально-технических учебных заведений, которые дают учащимся наряду с профессией полное среднее образование, бу­ дет неуклонно осуществляться и впредь. В ближайшем будущем эта система будет иметь доминирующее значение при подго­ товке новых квалифицированных рабочих из числа молодежи. Но пока, как видно из приведенных цифр, основная часть ра­ бочих предприятий химической индустрии получает квалифи­ кацию непосредственно на производстве. В 1971—1973 гг. на предприятиях Минхимпрома было подготовлено почти 210 тыс. квалифицированных рабочих, на предприятиях Миннефтехимпрома СССР — около 125 тыс. В целом за девятую пятилетку на заводах этих министерств получат квалификацию почти полмил­ лиона человек.

Из трех применяемых на предприятиях методов подготовки новых рабочих — индивидуального, бригадного и курсового — на химических и нефтехимических заводах преобладает инди­ видуальный. Таким методом (по программам, утвержденным Госпрофобром СССР пли 'согласованным с ним) готовятся на производстве для конкретных рабочих мест рабочие самых раз­ личных специальностей: аппаратчики, операторы, крутильщицы, слесари, лаборанты и т. д. Исключение составляет подготовка рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений. Она ведется как на вечерних отделе­ ниях ПТУ по договорам с предприятиями или на специальных курсах.

Надо ожидать, что ни индивидуальный, ни бригадный ме­ тоды подготовки новых рабочих уже не отвечают требованиям современного производства, они не обеспечивают необходимой теоретической и политехнической подготовки, не дают таких знаний и практических навыков, какие может дать, например, так называемый «тренажер ситуаций», которыми оборудованы учебные кабинеты многих предприятий.

262



Жизнь настоятельно требует — и многие предприятия уже давно встали на этот путь — резкого повышения удельного веса курсового метода подготовки новых рабочих. Если в целом по Минхимпрому таким методом подготавливается около 10% но­ вых рабочих, а по Мшшефтехимпрому СССР около 15%, то, на­ пример, на Ново-Ярославском и Ново-Горьковском нефтеперера­ батывающих заводах, в объединении «Башнефтехимзаводы» и на многих других предприятиях методом курсового обучения подготавливается уже 50—60% рабочих.

Следует подчеркнуть, что за последние годы проведена зна­ чительная работа по укреплению учебно-материальной базы хи­ мических и нефтехимических предприятий. Так, на заводах Минхимпрома и Миннефтехимпрома СССР действует 21 учебно­ курсовой комбинат, свыше 3300 учебных классов и кабинетов, имеется большое количество наглядных пособий и технических средств обучения — кинопроекторов, диапроекторов, магнитофо­ нов, контролирующих и обучающих машин. Эта база исполь­ зуется в настоящее время в основном для переподготовки и по­ вышения квалификации работающих. Но она может и должна в гораздо большей степени использоваться и для подготовки новых рабочих курсовым методом. Вместе с тем очевидно, что существующая учебно-материальная база предприятий хими­ ческой индустрии для современных условий явно недостаточна и ее надо всемерно укреплять.

Линия на резкое повышение роли курсового метода подго­ товки новых рабочих ни в какой мере не должна означать сни­ жения внимания к совершенствованию индивидуального и бригадного методов обучения. Нужно использовать все методы подготовки рабочих, важно при этом, чтобы качество обучения отвечало возросшим требованиям производства.

Минхимпромом и Миннефтехимпромом СССР разработаны серьезные меры, направленные на повышение удельного веса курсового метода подготовки рабочих, обеспечение массового обучения рабочих вторым профессиям, повышение педагогиче­ ских знаний инструкторов производственного обучения и т. д. Задача заключается в том, чтобы настойчиво и последовательно осуществлять эти меры, пак требует наша партия. Воспитание достойного пополнения рабочего класса должно всегда быть одной из важнейших сторон деятельности руководителей пред­ приятий, партийных организаций, всех трудовых коллективов, производственных объединений и министерств.

Высокие темпы технического прогресса в современных усло­ виях настоятельно требуют совершенствования системы пере­ подготовки кадров — руководящих, инженерно-технических и

263


рабочих. В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС и по­ следующими постановлениями Центрального Комитета партии и

Правительства в отраслях химической промышленности,

как и

в народном хозяйстве в целом, развернута большая

работа

по переподготовке кадров и повышению их квалификации. Значительно возросли масштабы подготовки и переподго­

товки кадров химической и нефтехимической

промышленности

и требования к уровню приобретаемых знаний.

Перед системами

повышения квалификации Минхимпрома и Миннефтехимпрома

СССР поставлена задача — обеспечить повышение квалифика­ ции более 350 тыс. инженерно-технических работников и слу­ жащих, в том числе директоров и главных инженеров предприя­ тий и организаций, работников аппарата управления промыш­ ленностью и около 2 млн. рабочих предприятий и организаций указанных министерств.

Химическая промышленность в настоящее время распола­ гает широко разветвленной и четко функционирующей системой подготовки и переподготовки кадров, включающей институты усовершенствования, факультеты и курсы повышения квалифи­ кации и экономических знаний. Достаточно указать, например, что в 1973 г. системой повышения квалификации было охвачено около 600 тьгс. рабочих, специалистов и служащих предприятий и организаций Минхимпрома и Миннефтехимпрома СССР.

Основными учебными центрами повышения квалификации руководящих работников н инженерно-технического персонала химических предприятий, производственных объединений и ми­ нистерств химического профиля являются институты повышения квалификации и их филиалы. Сроки обучения в них различны для разных категорий слушателей: от 1 до 2 мес. с отрывом от производства и до 6 мес. без отрыва от производства. Програм­ мы и учебные планы институтов предусматривают изучение но­ вейших достижений отечественной и зарубежной науки и тех­ ники, эффективных методов планирования и экономического стимулирования, научной организации труда и управления про­ изводством, средств механизации и автоматизации производ­ ственных процессов. Как правило, слушатели проходят произ­ водственную практику на передовых предприятиях, выполняют выпускную работу и защищают ее перед комиссией.

Особое внимание уделяется сейчас изучению экономики производства. Как отмечалось в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономического образования трудящихся», экономи­ ческая подготовка выступает в качестве важного условия повы­ шения научного уровня хозяйствования, роста инициативы, ак­ тивности трудящихся в управлении производством, в осуще-

264


ствленин намеченной XXIV съездом КПСС программы развития народного хозяйства. ЦК КПСС 'признал необходимым рассмат­ ривать экономическую 'подготовку как обязательную, важную сторону квалификации каждого работника.

В новых учебных планах и 'программах, переработанных в свете решений XXIV съезда КПСС и указанного постановления Центрального Комитета партии, вопросы экономики производ­ ства занимают до 80% учебного времени. В соответствии с тем значением, которое придается совершенствованию подготовки специалистов в области создания и внедрения в народном хо­ зяйстве вычислительной техники и автоматизированных систем управления, все директора и главные инженеры предприятий отрасли в 1971— 1973 гг. изучили в институтах курс «АСУ в си­ стеме управления производством».

Вместе с тем приходится признать, что постановка дела в от­ раслевых институтах повышения 'квалификации еще не отвечает современным требованиям. Надо обратить серьезное внимание на улучшение подготовки преподавательского состава, шире привлекать к преподаванию на курсах специалистов исследова­ тельских и проектных институтов и, что особенно важно, спе­ циалистов ведущих предприятий, более оперативно и предметно освещать все новое, что рождается в науке и производстве. Ви­ димо, министерства должны тщательно и регулярно пересматри­ вать учебные планы и программы институтов повышения ква­ лификации.

Следует поднять роль отраслевых и межотраслевых факуль­ тетов повышения квалификации руководящих работников и спе­ циалистов химической промышленности, организованных при высших учебных заведениях. В настоящее время имеется уже значительная сеть таких факультетов, большинство из них хо­ рошо зарекомендовало себя среди работников промышленно­ сти. В их числе можно назвать, например, факультеты при Мос­ ковском институте нефтехимической и газовой промышленности им. И. М. Губкина, Уфимском и Грозненском нефтяных инсти­ тутах, Ивано-Франковском и Азербайджанском институтах неф­ ти и газа. Ленинградском химико-технологическом институте им. Ленсовета. Заслуживают упоминания также курсы повыше­ ния квалификации при Тюменском индустриальном институте, Днепропетровском химико-технологическом институте, Киевском политехническом институте и ряд факультетов при крупных хи­ мических предприятиях.

В целом на факультетах и .курсах при высших учебных за­ ведениях повышают свою квалификацию в среднем около 20 тыс. человек в год. Учебные планы этих факультетов и курсов рас­

265