Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подвижной лоток имеет дополнительное крепление, разгружающее канат лоткоподъемного устройства. Подвижной лоток имеет конструк­ цию, аналогичную неподвижному, но его верхняя сторона открыта. Жесткость лотка обеспечивается установкой угольников и полос жесткости.

На снарядах небольшой производительности лоткоподъемная ле­ бедка имеет ручной привод с самотормозящей (червячной) передачей;

Рис. 93. Лоткоотводное устройство

на всех современных снарядах — элетропривод. Время подъема под­ вижного лотка из рабочего положения в походное не должно превы­ шать 2—3 мин.

§46. Авантово-папильонажное устройство

иустройство для перетяжки шаланд

Авантово-папильонажное устройство многочерпакового снаряда, так же как и якорного землесоса, обеспечивает рабочие перемещения во время грунтозабора в заданном направлении и с необходимой ско­ ростью. В отличие от якорных землесосов, многочерпаковые снаряды перемещаются только папильонажным способом. Для этой цели на сна-

159


рядах устанавливают шесть оперативных лебедок: одну авантовую, одну заднюю становую и четыре папильонажных.

Наиболее нагруженными канатами являются передние папильонажные и авантовый, так как они воспринимают усилия, возникающие при резании грунта черпаками. Задние папильонажные лебедки обес­ печивают перемещение зад­ ней части снаряда и удер­ жание ее в нужном поло­

жении.

На многочерпаковых снарядах старой постройки установлены комбиниро­ ванные оперативные лебед­ ки с двумя и тремя бараба­ нами, с паровым приводом, а на современных — однобарабанные электропривод­ ные и лебедки с гидропри­ водом.

Во время работы к сна­ ряду швартуются грунтовозные шаланды, поэтому папильонажные лебедки имеют швартовные бараба­ ны (турачки), обеспечива­ ющие выбирание швартов­ ных концов. Для равно­ мерного распределения грунта по трюму грунтоотвозной шаланды ее по ме­ ре загрузки необходимо перемещать вдоль борта снаряда. Для этого ис­ пользуются лебедки или

Рис. 94. Схема резания грунта черпаками шпили, установленные по бортам в средней части

судна.

Чтобы грунтоотвозная шаланда при швартовках и при отходе от снаряда не зацепилась днищем или гребными винтами за папильо­ нажные канаты, на современных снарядах применяют так называемые заглубляющие устройства.

О п р е д е л е н и е

х а р а к т е р и с т и к

о п е р а т и в н ы х

л е б е д о к .

Скорость

выбирания каната папильонажными лебедка­

ми зависит

от скорости перемещения снаряда во время грунтозабора.

Для определения скорости перемещения снаряда при грунтозаборе рассмотрим упрощенный для наглядности процесс резания грунта черпаками (рис. 94).

Пренебрегая наличием шлейфа у черпаковой цепи, можно отме­ тить, что ширина Вр зоны активного резания грунта зависит от радиуса

160

R4 вращения черпака на нижнем барабане и величины продольной подачи s снаряда при погружении hy черпака в грунт.

Проф. В. И. Орлов при выборе скорости перемещения снаряда счи­ тает, что каждый черпак, проходящий зону активного резания грунта, не должен перекрывать путь, проходимый в этой зоне предыдущим черпаком, т. е. он считает, что линия 2—2 должна быть одновременно траекторией левой режущей кромки черпака / и правой режущей

кромки черпака

II.

Линия

3—3 являлась бы границей траекторий

для черпаков / /

и

/ / / и т.

д.

Из схемы видно, что скорость рабочего перемещения снаряда свя­

зана со скоростью черпаковой

цепи равенством

 

on

= o 4 tga,

(92)

где а — угол, образованный направлением результирующей скорос­ ти движения черпака с направлением скорости уц .

Тангенс этого угла можно выразить через отношение ширины Ь черпа­ ка к шагу / ц черпаковой цепи

tga = - ^ .

(93)

Гц

Подставляя значение tg а в формулу (92), получим

"n = » „ 7 - .

(94)

Гц

Профиль дна (сеч. А—А), получаемый при описанном выше усло­ вии работы, имеет очень высокие гребешки hv. Для их снижения необ­ ходимо уменьшить скорость vn и тем самым допустить перекрытие путей бп , проходимых в зоне активного резания смежными чер­ паками.

С учетом изложенного, формула (94) примет вид:

°n = » „ 7 - .

(95)

Гц

где б — толщина срезаемой грунтовой стружки, равная разности ширины Ъ черпака и величины б п перекрытия путей, про­ ходимых черпаками в зоне резания.

Во избежание просора грунта необходимо, чтобы извлекаемый каж­ дым черпаком грунт размещался в нем полностью, т. е.

 

 

 

Wc=8shc

= kW,

 

 

(96)

где

We

— объем удаляемой

черпаком грунтовой

стружки;

ширине Ьа

 

s — величина

продольной подачи снаряда,

равная

 

hc

снимаемой папильонажной ленты;

 

hr

 

 

— высота стружки,

которую при малых значениях

можно

 

 

считать равной толщине

полезно снимаемого слоя

грунта;

 

k — коэффициент наполнения

черпака;

 

 

 

 

W — емкость

черпака,

ж3 .

 

 

 

 

6

Зак.

175

 

 

 

 

 

Ш


Из формулы (96) находим значение б, которое подставляем в фор­ мулу (95),

kw

(97)

ц shctn

Подставляя в формулу (97) значения минимальной и максимальной толщины стружки (hc), можно определить максимальную и минималь­ ную скорости папильонирования (vn).

Папильонажные лебедки одного борта при работе снаряда должны преодолевать следующие действующие на него усилия: от сопротив­ ления грунта резанию, от дейст­ вия течения на корпус снаряда и

действия ветра.

 

 

Мощность,

затрачиваемая

на

 

 

преодоление

сопротивления

грун­

 

 

та резанию, может быть определе­

 

 

на из формулы мощности установ­

 

 

ленного черпакового двигателя (78)

 

 

 

 

-iVn-Л^п. (98)

 

 

С другой

стороны,

мощность,

 

 

расходуемая на резание грунта, оп­

 

 

ределяется формулой (79), откуда

 

 

усилие,

затрачиваемое

на резание

 

 

грунта,

будет

равно:

 

 

 

 

 

 

450(WD

 

 

Рис. 95. Схема расчета тяги в кана­

 

 

 

 

 

тах оперативных лебедок от

усилия

Это

усилие по отношению к

резания грунта

 

 

диаметральной плоскости судна бу­

 

 

дет направлено под углом

а, образованным направлением результи­

рующей скорости движения черпака с направлением скорости черпа­ ковой цепи (УЦ), и будет восприниматься передними лебедками (папильонажной и авантовой). Для определения усилия в папильонажном и авантовом канатах условно принимаем, что авантовый канат имеет наибольший возможный угол отклонения от оси канала (3, а папильо-

нажный — наибольшее отставание от направления

скорости папильо­

нирования у (рис. 95).

 

 

 

 

 

Составляющую усилия

резания в папильонажном канате определя­

ем по теореме синусов из треугольника oab

 

 

sin (90° — р — у)

sin(a-bP)

 

 

откуда

 

 

 

 

 

т

т

»И«+Р)

( 1 0 0

)

п

р

sin ( 9 0 ° — р — у)

К

'

162


 

Усилие от действия течения на корпус определяем по

формуле

(58), а от действия ветра на судно по формуле (59).

 

 

Суммарное усилие в папильонажных канатах одного борта может

быть приближенно определено по выражению

 

 

 

 

 

Р = 1,1 (Tn

+ Pv + PB)Knc,

(101)

где

1,1

коэффициент, учитывающий потери в направляющих

блоках

 

 

 

канатной

проводки;

 

 

 

 

 

Р т

усилие от

действия

течения

на корпус;

 

 

Рв

— усилие от действия

ветра на

корпус.

 

 

Наиболее загруженными являются передние папильонажные ле­

бедки,

их усилие ориентировочно может быть определено по формуле

 

 

 

 

Р„.п

= \Ркгс,

(102)

где

- |

 

коэффициент, учитывающий распределение суммарного уси-

лия между передней и задней папильонажными лебедками. Изложенный метод определения тяги передних лебедок является приближенным, и соотношение, указываемое формулой (102), часто

значительно отличается от действительного.

Мощность двигателя передней папильонажной лебедки определя­ ется по формуле

На.и = -£ф-л.с.,

(103)

60-75т1м

 

где vn — максимальная скорость папильонирования,

определяемая

по формуле (97).

 

Таким же методом определяется усилие в авантовом канате и мощ­ ность двигателя авантовой лебедки.

Г л а в а

VI

 

 

ШАЛАНДО-РЕФУЛЕРНЫЕ И ДЛИННОЛОТКОВЫЕ СНАРЯДЫ

§ 47. Устройство шаландо-ресрулерных снарядов

Ш а л а н д о - р е ф у л е р н ы м

или

к о м б и н и р о в а н -

н ы м,

многочерпаковым снарядом

называется

многочерпаковый сна­

ряд, у которого отделение грунта

от дна и его извлечение осуществ­

ляются черпаковым устройством, а грунт транспортируется на свалку на грунтоотвозных шаландах или рефулированием по плавучему грун­ топроводу.

6*

163


При транспортировании извлеченного грунта на свалку грунтоотвозными шаландами используется лоткоотводное устройство, как у шаландового снаряда, а при транспортировании рефулированием — рефулерное устройство, состоящее из грунтонасосной установки, вса­ сывающего и напорного судового грунтопроводов.

На шаландо-рефулерном снаряде извлеченный черпаками грунт поступает в грунтовой колодец, откуда при помощи клапанов направ­ ляется либо в грунтоотводные лотки, либо в нижнюю часть колодца для его последующего забора грунтонасосной установкой.

Грунтонасосная установка состоит из одного или двух грунтовых насосов, установленных в машинном отделении снаряда вблизи чер­ пакового колодца, чтобы всасывающий грунтопровод имел минималь­ ную длину. Два грунтовых насоса устанавливают в том случае, если требуется рефулировать грунт на значительное расстояние (последо­ вательная работа насосов).

Для привода грунтовых насосов в машинном отделении устанавли­ вается специальный двигатель (паровая машина, двигатель внутренне­ го сгорания или электродвигатель), который входит в число главных двигателей силовой установки.

Судовая часть напорного грунтопровода, идущая от грунтонасос­

ной установки,

так же

как и на якорном землесосе,

может быть

с нижним или

верхним

расположением. Напорный

грунтопровод

обычно заканчивается в оконечности судна (противоположной месту расположения черпакового устройства) шаровым соединением или вертикальным сальниковым шарниром, к которому присоединяется плавучий грунтопровод.

Шаландо-рефулерные снаряды среди многочерпаковых снарядов до недавнего времени занимали преобладающее место, но в последние

годы их

удельный вес значительно

снизился в связи с появлением

в составе

дноуглубительного флота

самоотвозных и якорных земле­

сосов.

 

 

Шаландо-рефулерные снаряды применяются на участках с грун­ тами, относящимися к категории средних или тяжелых. Рефулерный способ транспортирования грунта применяется только при располо­ жении свалки вблизи разрабатываемого участка. Если свалка нахо­ дится на значительном расстоянии от места работы снаряда, приме­ няется шаландовый способ.

§ 48. Грунтовые колодцы

Грунтовой колодец шаландо-рефулерного снаряда существенно от­ личается от грунтового колодца шаландового снаряда тем, что он про­ ходит до днища корпуса, а также количеством распределительных клапанов.

Для распределения грунта в грунтовом колодце может быть уста­ новлено от одного до трех перекидных клапанов (рис. 96).

Один перекидной клапан (рис. 96, а) устанавливается в грунто­ вом колодце шаландового снаряда. Перекидыванием клапана из одного

164