Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а

VII

СНАРЯДЫ С ТРАНСПОРТЕРНЫМ ОТВОДОМ ГРУНТА

§ 51.

Устройство снарядов

На некоторых снарядах (рис. 100) грунт подается в грунтоотвозную шаланду ленточным транспортером / . При работе снаряда грунт из черпаков поступает в нижнюю часть грунтового колодца, где уста­ новлен перекидной клапан 2, направляющий грунт на транспортер правого или левого борта.

В положении «по-походному» подвижная часть транспортера при по­ мощи грузовой лебедки 5, канатов 3 и блоков 4 устанавливается в вер­ тикальное положение.

Грунтоотводной транспортер (рис. 101) состоит из непрерывной транспортерной ленты 9, движущейся по роликам: горизонталь­ ным 15 и наклонным 14 (последних в два раза больше горизонталь­ ных).

Благодаря такому расположению роликов и под действием веса грунта транспортерная лента принимает форму желоба, чем преду­ преждается ссыпание грунта на стороны при передвижении по транс­ портеру.

Транспортерная лента натягивается между двумя барабанами — ведущим 5 и ведомым 2.

Ведущий барабан приводится во вращение электродвигателем 4 через зубчатый редуктор 3 и цепную передачу 6. Для натяжения при работе транспортера транспортной ленты ведомый барабан может перемещаться в горизонтальном направлении при помощи натяжного устройства / .

Все детали транспортера смонтированы на раме, состоящей из двух частей: неподвижной 12, установленной на палубе снаряда, и под­ вижной 8, соединенной с неподвижной осью 10. Для предотвращения схода транспортерной ленты с транспортера устанавливаются верти­ кальные ролики 13, а для устранения ее провисания — горизонталь­ ные ролики 16.

После ссыпания грунта на транспортерной ленте могут остаться его липкие частицы. Для очистки ленты подается насосом вода в трубу 7, конец которой идет поперек ленты и имеет отверстия для выхода воды.

Для удаления частицы

грунта с

внутренней поверхности ленты

перед ведомым барабаном

установлен

плужок / / .

Транспортерная лента должна выдерживать большие динамические нагрузки и быть износоустойчивой. В настоящее время применяют ленту из нейлона, склеенного в несколько слоев. Ширина транспортер­ ной ленты — 2 м; скорость перемещения — 1,5—2 м/сек.

Грунт по транспортеру может перемещаться не только в горизон­ тальной плоскости, но и вверх при наклоне транспортера к горизон172


$ ч-

Рис. 100. Снаряд с транспортерным отводом грунта

ту под углом до 15—20°. Поэтому снаряд с транспортерным отводом грунта имеет меньшую высоту черпаковой башни, чем снаряды с лоткоотводным устройством, а следовательно, и меньше затрачивается мощности на подъем грунта.

В связи со снижением высоты черпаковой башни увеличивается остойчивость снаряда.

§ 52. Снаряды с подвесным и плавучим транспортером

На некоторых снарядах устанавливают подвесные транспортеры большой длины, которые транспортируют грунт непосредственно к месту свалки. В этом случае по сравнению с кулуарным способом транспортирования грунта снаряд имеет преимущество, так как большая дальность отвода грунта может быть получена без увеличе­ ния высоты черпаковой башни (благодаря горизонтальному или нак­ лонному расположению транспортера).

Однако снаряды с подвесным транспортером большой длины нахо­ дят ограниченное применение, так как эти транспортеры имеют боль­ шой вес, что приводит к снижению остойчивости снаряда при произ­ водстве дноуглубительных работ.

Снаряды рассматриваемого типа находят применение при работе в закрытых от волнения акваториях, в гидротехническом строитель­ стве и при добыче полезных ископаемых.

Если свалка грунта находится на значительном расстоянии от сна­ ряда, применяют плавучий транспортер. Он состоит из отдельных плавучих звеньев, соединяемых последовательно.

Плавучее транспортерное звено состоит из понтона прямоугольной формы, на котором под углом установлен транспортер. Длина транс­ портера больше длины корпуса понтона и концы его свешиваются с понтона. При соединении плавучих транспортерных звеньев между собой грунт из транспортера одного звена ссыпается на транспортер другого звена и таким образом перемещается к месту свалки.

Привод транспортерных лент осуществляется электромоторами, установленными на каждом транспортерном звене. Ток для питания электромоторов подается по подвесному кабелю от электростанции снаряда или с берега.

Для обслуживания транспортеров во время работы вдоль транспор­ терной рамы проложены мостики, имеющие с наружной стороны леерное ограждение и трапы для схода на понтоны.

При помощи плавучих транспортеров можно удалять грунт от многочерпакового снаряда на подводную и береговую свалки с подъемом грунта от уровня воды на большую высоту.

Однако плавучие транспортеры можно применять на акваториях, где отсутствует волнение. Они. как и подвесные транспортеры, при­ меняются в гидротехническом строительстве, при добыче строительных материалов и других полезных ископаемых.

175


ОДНОЧЕРПАКОВЫЕ СНАРЯДЫ Г л а в а VIII

ГРЕЙФЕРНЫЕ СНАРЯДЫ

§ 53. Устройство

Грейферным снарядом называется дноуглубительный земснаряд, у которого извлечение грунта со дна водоема осуществляется грейфер­ ным краном. Грейферные снаряды бывают самоходные и несамоход­ ные. В морском дноуглубительном флоте наибольшее распространение

находят самоходные

снаряды,

которые часто транспортируют

грунт

в своем трюме, т. е. являются

самоотвозными.

 

Несамоходные грейферные снаряды представляют собой понтон

прямоугольной

формы, на

котором

установлен грейферный

кран.

На рис.

102

изображен

самоотвозный грейферный снаряд с одним

грейферным краном. Его корпус 4 имеет отводы морского судна

и обе­

спечивает

ходкость,

остойчивость

и маневренность, достаточные

для морских переходов к месту работы. Грейферный снаряд снабжен спасательным, швартовным и буксирным устройствами.

Корпус

судна разделен семью

водонепроницаемыми переборками

на восемь отсеков. В этих отсеках располагаются: шкиперская

кладовая

13; цепные

ящики 14; различные

кладовые 15; грунтовой

трюм 16,

а в воздушниках — цистерны запаса топлива 17; машинное отделение

18; отделение вспомогательных

механизмов 19; помещение для крыль-

чатых движителей 20, в

котором расположены также цепные ящики

и кладовая; ахтерпик 21

с цистерной мытьевой воды.

Различные хозяйственные

помещения расположены в рубке 8

на главной палубе.

 

 

Жилые помещения расположены в рубке / на ростр-палубе. В но­ совой части на главной палубе установлен грейферный кран 2 и две комбинированные электроприводные лебедки 3. Каждая лебедка имеет барабан для рабочего каната и цепную звездочку для судового якоря. На палубе в корме установлены две электроприводные лебедки 7, аналогичные носовым.

В машинном отделении установлены два главных двигателя ди­

зеля

/ / , которые приводят два генератора

переменного тока

10 и че­

рез

реверс-редукторную передачу — два

крыльчатых движителя 6.

При

ходе снаряда на свалку и со свалки оба двигателя

работают

на движители, а генераторы вращаются вхолостую. При

грунтоза-

боре, когда работает грейферный кран, реверс-редукторная

передача

отключает движители, а генераторы вырабатывают ток для привода электрооборудования крана и рабочих лебедок.

Для снабжения электроэнергией всех других судовых механизмов и освещения машинного отделения установлены два вспомогательных дизель-генератора 9 (один резервный). Электроэнергия распределя­ ется через главный распределительный щит 12, установленный в зву­ коизолированном центральном посту управления.

176


В машинном отделении размещаются также насосы для обслужи­ вания^ судовых систем (осушительной, пожарной, балластной, сани­ тарной, пресной воды и др.) и насосы силовой установки (топливной, охлаждения, маслоперекачивающий и др.)

21

20

19

18

17

16

15

If

 

Рис.

102.

Грейферный

самоотвозный

 

снаряд

Для повышения управляемости снаряда в качестве движителей применены крыльчатые движители. Они позволяют осуществлять поворот судна на месте, ход лагом и поворот на полном ходу.

Снаряд закрепляется на месте производства дноуглубительных работ и перемещается во время грунтозабора при помощи рабочих якорей, канатов и лебедок. Рабочие якоря от снаряда завозят в разные стороны самим снарядом или специальным завозным краном.

Грунтовой трюм грейферного снаряда имеет устройство, аналогич­ ное грунтовому трюму грунтоотвозных шаланд (см. § 64). Над грун-

177

товым трюмом установлена предохранительная решетка 5, которая с помощью привода может быть наклонена для плавного спуска в трюм тяжелых предметов и крупных камней, извлеченных при грунтозаборе.

Самоотвозный грейферный снаряд при благоприятных условиях может также погружать грунт в грунтоотвозную шаланду или рабо­ тать в отвал.

Несамоходные грейферные снаряды извлекаемый грунт погружают в грунтоотвозные шаланды или работают в отвал.

Грейферные снаряды предназначаются для выполнения дноуглу­ бительных работ на акваториях портов, судостроительных и судоре­ монтных заводах, а также для выполнения ремонтных дноуглуби­ тельных работ в тяжелых грунтовых условиях. Эти снаряды могут быть использованы в гидротехническом строительстве, для добычи полезных ископаемых, для рытья глубоководных подводных котло­ ванов и выполнения других работ.

§ 54. Грейферные краны

Грейферный кран на снаряде отделяет

грунт

от дна водоема,

поднимает его из

воды и грузит либо в свой грунтовой трюм,

либо

в грунтовой трюм

грунтоотвозной шаланды

или

укладывает

грунт

в отвал. В зависимости от рода привода грейферный кран называется паровым, дизельным или электрическим.

Паровые грейферные краны установлены на снарядах старой пост­ ройки. Они имеют большой вес и габариты, так как на кране, кроме паровой машины, установлен паровой котел.

В настоящее время наибольшее распространение находят дизель­ ные и электрические краны. Чаще всего дизельные краны устанавли­ ваются на несамоходных снарядах. При дизельном приводе дизель через систему зубчатых передач приводит во вращение весь механизм крана или вращает генератор, ток от которого идет на питание элект­ роприводных механизмов крана.

Механизмы электрического крана получают электроэнергию от су­ довой электростанции.

На рис. 103 показан электрический грейферный кран грузоподъем­ ностью 16 гс с максимальным вылетом стрелы 13 ж. Скорость подъема грейфера 60 м/мин, скорость опускания 84 м/мин. Все механизмы крана смонтированы на поворотной платформе 3 в закрытой кабине 4. Поворотная платформа с помощью подпятника (опорно-упорного подшипника) подвешена к неподвижной колонне 2, которая приварена к фундаменту / , установленному на судне. Нижняя часть платформы опорно-поворотными катками 11 опирается на опорный рельс 12, жестко закрепленный на неподвижной колонне. С опорным рельсом жестко соединено зубчатое колесо 13, с которым в зацеплении нахо­ дятся две шестерни. Оси шестеренок соединены с двумя механизмами поворота 14. Каждый механизм поворота состоит из электродвигателя и редуктора, установленных на платформе. С тихоходным валом ре­

дукторов соединены шестеренки, которые при вращении начинают об­ катывать зубчатое колесо и поворачивать платфюрму вокруг колонны.

178


Стрела крана 7 нижним концом шарнирно соединена с верхней частью кабины крана, а верхним подвешена на полиспасте 5 к кронш­ тейну 6, установленному на крыше кабины. Канат полиспаста соеди­ нен с барабаном лебедки 15, при вращении которого верхний конец

стрелы, в зависимости от направления вращения барабана, будет под­ ниматься или опускаться, изменяя тем самым вылет стрелы крана. Лебедка и полиспаст образуют механизм изменения вылета стрелы.

На верхнем конце стрелы расположены блоки, через которые про­ ходят канаты 8 с подвешенным грейфером 9. Эти же канаты идут к двум лебедкам 16, при помощи которых грейфер поднимается и опускается, а также открывается и закрывается.

179