Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При капитальном ремонте заменяют все изношенные зубчатые коле­ са, подшипники, валы и другие детали.

При износе или поломке зубьев большого зубчатого колеса привода их наплавляют электродами типа Э42. Качество наплавки контроли­ руется наложением шаблонов с торцов шестерни. Наплавку производят с припуском на обработку в 3—4 мм. Затем колесо устанавливают на строгальный или фрезерный станок для механической обработки на­ плавленных зубьев. Ремонт зубьев больших колес ведется по специаль­ но разработанной технологии, исключающей деформацию колеса.

После ремонта или замены зубчатых колес, валов и подшипников привода их устанавливают на место с соблюдением параллельности валов между собой и одновременности зацепления зубьев в парах зубчатых колес (шестерен), работающих параллельно.

Грунтовые насосы в процессе эксплуатации подвергаются текуще­ му и капитальному ремонту. Наибольший износ имеют рабочее колесо, защитные облицовки, сальники уплотнений, корпус насоса и вал. Для уменьшения абразивного износа деталей насоса их изготовляют из легированных сталей 45Х, 40Г, 40ХН, 40ХГ, ХГСЛ и др. или из чугуна с различными присадками. Ремонт этих деталей технологиче­ ски сложен, так как их необходимо нагревать и варить специальными электродами. По этой причине при ремонте грунтового насоса, как пра­ вило изношенные детали заменяют новыми или заранее отремонтиро­ ванными запасными.

Если детали грунтового насоса изготовлены из обычных малоугле­ родистых или низколегированных сталей, то их ремонт сводится к на­ плавке наиболее изношенных мест и постановке заплат в местах сквоз­ ных износов.

Сильно изношенные места корпуса насоса зачищают до металличе­ ского блеска и заливают цементом или заполняют мастикой, состоя­ щей из эпоксидной смолы, песка и графита.

После ремонта рабочего колеса электронаплавкой производят меха­ ническую обработку на станках с последующей балансировкой.

У фрезы механического разрыхлителя якорного землесоса изношен­ ные и поврежденные ножи удаляют при помощи газовой резки и прива­ ривают новые. Режущие кромки ножей наплавляют износостойким покрытием (электродами 13 КН/ЛИВТ, Т-620, Т-590 и др.).

Ремонт всасывающего и напорного грунтопроводов снарядов сво­ дится к замене изношенных участков или звеньев новыми, а также по­ становке заплат и дублеров.

Грунтоприемники самоотвозных и якорных землесосов интенсивно изнашиваются в районе зева. При ремонте удаляют изношенные участки и приваривают новые, покрытые износостойкими покрыти­ ями.

По окончании ремонта снаряда (рабочих и общесудовых устройств, систем и оборудования) команда выполняет монтаж (сборку) черпако­ вой цепи, соединение понтонов плавучего грунтопровода, установку контрольно-измерительных приборов, а также опробование главных двигателей, судовой электростанции и вспомогательных меха­ низмов.

46


После ремонта снаряда проводят приемки:

предварительную — в процессе ремонта — капитан (багермейстер), старший (главный) механик и групповой инженер;

окончательную — по окончании малого, поддерживающего и боль­ шого ремонтов — капитан (багермейстер) и старший механик с уча­ стием представителя управления пути (заказчика) и инспектора Ре­ гистра Союза ССР;

окончательную — по окончании восстановительного ремонта, мо­ дернизации, переоборудования — комиссия, назначаемая начальни­ ком пароходства по представлению управления пути.

Приемка снаряда из ремонта производится по программе, представ­ ляемой заводом и согласованной с Регистром Союза ССР и заказчиком. Программа испытаний должна включать проведение ходовых испыта­

ний для самоходных снарядов

и производственных — на участках,

где имеются нужные глубины и

грунтовые условия.

Г л а в а XVIII

МОДЕРНИЗАЦИЯ СУДОВ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА

§ 84. Направление модернизации судов дноуглубительного флота

Модернизационные работы проводятся для улучшения техникоэксплуатационных качеств дноуглубительных снарядов и повышения производительности труда их команд. К этим работам относятся: осна­ щение судов дноуглубительного флота новой техникой, средствами автоматизации и механизации труда, установка отдельных приборов, улучшающих использование рабочих устройств, силовых установок и судов в целом, перевод судовых силовых установок на более эффек­ тивные виды топлива.

При выполнении модернизационных работ устраняют обнаружен­ ные во время эксплуатации снаряда те или иные конструктивные недо­ статки в дноуглубительных устройствах, корпусе, силовой установке, общесудовых устройствах и системах.

Модернизационные работы проводятся только при условии их окупаемости, подтвержденной технико-экономическим расчетом с по­ следующей проверкой экономической эффективности.

Модернизацию осуществляют также при изменении условий произ­ водства дноуглубительных работ снарядом. Целесообразность выпол­ нения этих работ также должна быть подтверждена технико-экономиче­ ским расчетом.

Модернизационные работы на всех судах серии выполняются только на основе опыта их реализации на одном из судов этой серии.

Работы по модернизации, как правило, выполняются при большом ремонте судна. Отдельные работы по модернизации, а также небольшие модернизационные работы по улучшению условий труда и быта судо-

247


Вого состава могут выполняться при всех видах ремонта и в процессе эксплуатации судна.

Модернизационные работы финансируются за счет капитальных вложений или срочной ссуды банка на внедрение новой техники.

В настоящее время большое внимание уделяется созданию нормаль­ ных условий для труда и проживания экипажа снарядов и обслу­ живающих судов. С этой целью для уменьшения уровня шума и вибра­ ции в жилых и служебных помещениях на судах при модернизации выполняется противошумовой комплекс работ. Он включает уста­ новку главных и вспомогательных механизмов на амортизаторы; зву­ коизоляцию помещений, распространяющих шум (например, машин­ ных отделений), и установки различного рода глушителей шума.

Для повышения непотопляемости некоторых снарядов модерниза­ ция заключается в установке в корпусе снаряда дополнительных водо­ непроницаемых переборок. Для повышения остойчивости на многочерпаковом снаряде «Нева-1» к корпусу были приварены бортовые ци- стерны-були.

При модернизации снарядов часто выполняют следующие работы: увеличивают общую и местную прочность корпуса или его элементов; улучшают систему вентиляции жилых и служебных помещений; уста­ навливают систему для сбора подсланевых вод; совершенствуют систе­ му пожаротушения (например, устанавливается система пожаротуше­ ния высокократной пеной); устанавливают оборудование для обогрева судна при выполнении ремонтных работ зимой; автоматизируют работу паровых котлов и др.

Модернизационные работы на грунтоотвозных шаландах обычно заключаются в улучшении конструкции трюма для перевозки липких грунтов, в обеспечении ремонта дверец без постановки шаланд в док, в увеличении скорости хода и маневренности и в централизации управ­ ления дверцеподъемным устройством. Для выполнения указанных ра­ бот из грунтового трюма удаляются элементы, препятствующие вы­ валке грунта, расширяют разгрузочные отверстия и устанавливают эффективную систему гидроразмыва. Для ремонта разгрузочных две­ рец и их уплотнений без постановки шаланды в док по предложению инж. П. В. Гомберга на шаландах устанавливают секционные дверцы, которые вместе с уплотнением могут быть вынуты из трюма на плаву.

Для увеличения скорости хода шаланд, улучшения поворотливости на переднем ходу и поворотливости на заднем ходу гребные винты устанавливают в направляющие насадки. Например, эти насадки на шаландах типа «Одесская» увеличивают скорость хода на 0,6 узла.

§ 85. Модернизация рабочих устройств землесосных снарядов

От состояния рабочих устройств снаряда зависит в наибольшей степени эффективность работы.

Рассмотрим наиболее характерные работы по совершенствованию рабочих устройств землесосных снарядов.

248


Грунтовые насосы большинства современных землесосов имеют до­ статочно высокий к. п. д. Однако из-за износа уплотнений их к. п. д. резко снижается, поэтому при выполнении модернизационных работ прежде всего уделяется большое внимание разработке и установке более надежных и долговечных конструкций уплотнений. Для повыше­ ния срока работы грунтового насоса без ремонта его детали, подвержен­ ные наиболее интенсивному износу, заменяют деталями, изготовлен­ ными из износоустойчивых материалов, полученных в промышленности за время, прошедшее с момента изготовления насоса до его модер­ низации, или же принимаются меры по защите наиболее сложных и до­ рогих деталей путем установки защитных облицовок (там, где их нет).

В некоторых грунтовых насосах вал вращается в подшипниках скольжения. Замена их подшипниками качения (шарикоили ролико­ подшипниками) или улучшение системы смазки существующих под­ шипников позволяет повысить к. п. д. насоса.

Усовершенствование грунтозаборного устройства путем подбора грунтоприемника наиболее соответствующего данному типу грунта и условиям грунтозабора позволяет значительно увеличить произво­ дительность землесоса.

При разработке плотных грунтов для повышения эффективности ра­ боты применяют различного типа разрыхлители грунта. Например, применение гидроразрыхления на самоотвозном землесосе при работе на плотных песках обеспечивает повышение производительности по грунтоизвлечению в 24 раза.

Замена фрез механических разрыхлителей якорных землесосов фрезами более совершенной конструкции с самозатачивающимися но­ жами позволяет также увеличить производительность землесоса.

Для выполнения дноуглубительных работ на глубинах, превышаю­ щих максимальную глубину, на которую рассчитано грунтозаборное устройство, увеличивают длину сосунов (сосуновой рамы у якорных землесосов) с внесением изменения в сосуноподъемное (рамоподъемное) устройство.

На работу грунтозаборного устройства отрицательно влияет пуск воздуха в гибкое соединение сосуна с судовым всасывающим грунто­ проводом. Этот дефект устраняется путем замены металлических ша­ ровых соединений гибкими резино-тканевыми рукавами или установ­ кой более надежных уплотнений в шаровых соединениях.

Для повышения производительности землесосов при работе на участках с интенсивным выделением газа из извлекаемого грунта устанавливают систему для отсоса газа из всасывающего грунтопро­ вода.

От работы устройств и систем грунтового трюма самоотвозного землесоса зависит эффективность его работы. Усовершенствованием системы распределения грунта по трюму, улучшением осаждения ча­ стиц грунта из пульпы и автоматическим сбросом за борт осветленной пульпы удается повысить использование емкости трюма, а следова­ тельно, и производительность землесоса.

Для ускорения разгрузки грунтового трюма и очистки его от остат­ ков грунта должен быть применен гидроразмыв.

249