Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 25. Типы рабочих колес

ление движения пульпы в этом месте, благодаря чему уменьшается проход пульпы во всасывающую часть насоса.

Рабочее колесо в корпусе насоса вращается в направлении выпук­ лости его лопастей.

К. п. д. рабочего колеса зависит от числа лопастей — чем больше лопастей (до известного предела), тем выше его к. п. д. Однако при уве­ личении числа лопастей сужаются межлопастные пространства и, сле­ довательно, затрудняется проход через колесо твердых предметов. Обычно рабочие колеса имеют три—пять лопастей.

Ф500

Рис. 26. Улиткообразный

корпус

Рис. 27. Крепление рабочего коле­

 

 

са на валу '

К о р п у с н а с о с а .

К. п. д. насоса зависит также от внутреннего

очертания корпуса грунтового насоса. В грунтовых насосах встречают­ ся концентрические, эксцентрические или улиткообразные корпуса.

На рис. 26 показан улиткообразный корпус. Его напорный патру­ бок 1 направлен вверх. В зависимости от условий установки грунтового насоса на землесосе напорный патрубок может быть направлен и под

углом к вертикали и даже горизонтально.

 

 

Грунтовые насосы с

улиткообразными

корпусами

по

сравнению

с другими имеют высокий к. п. д., поэтому они наиболее

распростране­

ны. Чтобы обеспечить

пропуск твердых

предметов через

грунтовой

насос без заклинивания рабочего колеса, наименьшее расстояние меж­

ду ним и внутренней

стенкой

корпуса у так

называемого

отбойного

угла 2— на

участке

примыкания напорного

патрубка

к корпу­

с у — должно

быть равным

100—150 мм, при

большем

расстоянии

снижается к. п. д. насоса и его всасывающая

способность.

 

Отбойный угол в корпусе насоса подвержен интенсивному износу, поэтому его часто выполняют съемным.

На рис. 27 показано конусное соединение рабочего колеса с валом насоса, при котором в ступице колеса 2 имеется конусное отверстие, которым колесо насаживается на конусный конец вала 5. Для предот-

44


вращения проворачивания колеса на валу устанавливается шпонка /, а для крепления колеса на конец вала навертывается гайка 3 со сто­ порным винтом 4. При таком способе крепления гайка и стопорное устройство находятся в потоке пульпы и подвергаются интенсивному износу. Из-за большой плотности конусной посадки снятие рабочего колеса с вала затруднено.

В современных грунтовых насосах чаще применяется резьбовой

способ соединения рабочего колеса

с валом без сквозного отверстия

в ступице (см. рис. 24). Изготовлять

насосы с таким

колесом сложно,

однако

резьбовой способ

надежен и, кроме того, обеспечивается лег­

кость

разборки насоса при ремонте. В этом соединении резьба часто

имеет

трапецеидальную

форму с

направлением,

противоположным

направлению вращения рабочего колеса. Таким образом, при работе грунтового насоса рабочее колесо как бы навинчивается на вал.

М а т е р и а л д е т а л е й г р у н т о в о г о н а с о с а . Чтобы увеличить срок службы быстроизнашивающихся деталей (рабочего

колеса,

защитных облицовок и др.), их изготавливают из

износоус­

тойчивых

сталей:

легированных

сталей с

содержанием

марганца

до 14%,

а

также

различных сложных сплавов с содержанием

хрома,

марганца,

вольфрама, кремния и других легирующих элементов.

В настоящее

время применяют

также

высокохромистый

чугун

с никелем марки И4Х28Н2 (27—30% хрома, 1,5—3% никеля) и чугун марки И4Х16МТ.

Для защиты деталей грунтовых насосов от износа можно применять износоустойчивую резину.

§13. Определение главных размеров грунтового насоса

имощности приводного двигателя

Мощность, потребляемая грунтовым насосом, может быть опре­ делена по формуле

 

 

М=0еИл,с

(4)

 

 

 

270-п

'

где Qn

— производительность

насоса по пульпе,

м3/ч;

Н

— напор,

развиваемый

насосом, м вод. ст.;

г| — общий

к. п. д. насоса.

 

Производительность грунтового насоса самоотвозного землесоса определяется в зависимости от емкости грунтового трюма, времени за­

полнения трюма грунтом, количества установленных грунтовых

на­

сосов и может быть вычислена по формуле

 

 

U7T D

60

 

Qn =

- i

— * 8 / « .

(5)

где WTP — емкость грунтового

трюма, м3;

 

k — количество грунтовых

насосов;

 

t — время заполнения трюма пульпой, мин.

ч

45


Время заполнения грунтового трюма пульпой для определения про­ изводительности грунтового насоса обычно принимается равным 10 мин, что соответствует времени заполнения грунтового трюма жидким илом.

Между производительностью грунтового насоса по пульпе при ра­ боте на жидком иле и производительностью по воде существует зави­ симость

 

 

 

 

Qn = Q B P ?

Л ,

 

(6)

где Рд

— коэффициент,

учитывающий

изменение расхода грунтового

 

насоса,

Pq =

0,67 при работе насоса на жидком иле с удель­

 

ным весом Yn = 1,15

т/м3.

 

 

 

Напор

насоса

принимается

равным напору, необходимому для пе­

ремещения

пульпы.

 

 

 

 

 

Общий к. п. д. грунтового насоса принимается равным 0,65 — 0,72.

Для определения мощности приводного двигателя необходимо мощ­

ность, определенную по формуле (4), умножить на коэффициент

запаса

мощности, равный 1,15—1,3.

 

 

 

 

Величину напора, необходимого для перемещения пульпы, опре­

деляют по формуле

 

 

 

 

 

 

Н = h1 + h2 ± h3 + ^

+ hs

+ he + h7

м вод. ст.,

(7)

/?! •— напор,

затрачиваемый

на всасывание

пульпы;

 

Л2

— напор, затрачиваемый на подъем пульпы от дна до уровня

h3

воды;

 

 

 

 

 

 

— напор, затрачиваемый

на подъем пульпы от уровня воды до

 

оси грунтового насоса;

 

 

 

4

— напор, затрачиваемый на преодоление сопротивления во вса­

 

сывающем грунтопроводе;

 

 

 

h5

напор, затрачиваемый

на увеличение скорости пульпы при

 

переходе из всасывающего грунтопровода в напорный

грун­

hg

топровод;

 

 

 

 

 

— напор, затрачиваемый на подъем пульпы от оси насоса до

 

уровня

сброса;

 

 

 

 

h7

— напор,

затрачиваемый на преодоление сопротивлений в на­

 

порном

грунтопроводе.

 

 

 

Сумма первых четырех слагаемых характеризует затраты и потери напора во всасывающей части грунтопровода, т. е. дает вакуумметрическую высоту всасывания — разряжение. Сумма трех последних сла­ гаемых определяет манометрический напор или затраты и потерю напо­ ра в нагнетательной части грунтопровода.

Напор, затрачиваемый на всасывание пульпы hx, зависит от затрат энергии на приведение грунта из неподвижного состояния в подвижное и от потери напора на трение и завихрение при проходе пульпы через грунтоприемник. Эта величина практически может достичь 2,5— 3,5 м вод. ст. при работе без рыхления грунта и 1—1,5 м вод. ст. при рыхлении грунта.

46


Затрата напора на подъем пульпы до уровня воды зависит от глу­ бины всасывания Нвс и удельного веса пульпы уа:

 

К ^ (Yu—YB) Нвс

м вод. ст.,

(8)

где

YB — удельный вес воды

(для речной воды ув

1 т/м3, морс­

 

кой — YB = 1,033

т/м3).

 

 

 

Удельный вес пульпы зависит от удельного веса извлекаемого грун­

та в его естественном (мокром) состоянии YM и степени разжижения

грунта водой. На основе закона пропорций можно записать

 

Y N __= J ^ I + V B J L =

YM + УВП. т 1 м 3 _

( 9 )

 

п + 1

п + 1

 

Величина Yn колеблется в широких

пределах, но в расчетах обычно

принимают Yn = 1,15-г-1,2

т/м3.

 

 

 

Затрата напора на подъем пульпы от уровня воды до оси грунтово­

го

насоса зависит от высоты расположения насоса

над водой Я н и

удельного веса поднимаемой

пульпы Yn

 

 

h3 = ±yuHH

м вод. ст.

(10)

Если ось грунтового насоса находится под водой (на некоторых самоотвозных землесосах с большой осадкой), то Я н , а следовательно, и h3 получают отрицательные значения.

Потери напора во всасывающем грунтопроводе слагаются из потерь на трение в сосуне и в местных сопротивлениях, гибких соединениях сосуновых труб между собой и сосуна с судовым всасывающим грунто­ проводом, коленах и сужениях.

где Хг

— коэффициент, характеризующий потери напора на трение

 

во всасывающем грунтопроводе при перемещении пульпы;

L B C

— длина

всасывающего грунтопровода, м;

dBC

— диаметр сосуна, м;

vBC

— скорость перемещения пульпы в сосуне, м!сек;

g — 9,81 м/сек2 — ускорение силы тяжести;

21 — сумма

коэффициентов, характеризующих потери напора

вместных сопротивлениях.

Врасчетах принимают Л Г =^0,02 и £ = 0,075 -h- 0 , 1 .

Диаметр сосуна определяется из уравнения неразрывности

Q„ = ^ ^ B C

3600

мЧч,

(12)

откуда

 

 

 

 

 

й ^ л /

4 Q "

 

^ - м.

(13)

У

л и в о 3 6 0 0

у

2826 и Е С

 

Скорость перемещения пульпы в сосуне принимается равной vBC

= 3 4 м/сек.

47


Сумма ftx + ft2 + h3 - f ft4 не должна быть больше вакуумметрической высоты, фактически обеспечиваемой установленным грунтовым насосом, т. е. ft\ + f t 2 + ft3 + ft4 < 6 7 (лг вод. c/n.). Если эта сумма по расчету получается больше 6 -f- 7 м вод. ст., то необходимо добить­ ся ее уменьшения, чтобы избежать снижения производительности на­ соса и нарушения нормального режима работы всасывающей части грунтопровода.

Затраты напора на увеличение скорости пульпы при переходе из

всасывающего

грунтопровода

в

напорный

определяются по формуле

 

 

 

 

К

2

/ В

С Тп м

вод. ст.,

 

 

 

(14)

где

v — скорость в напорном грунтопроводе, м/сек.

Она принимается

 

равной 4 — 6 м/сек в зависимости от диаметра

грунтопровода

 

 

и производительности

насоса.

Если диаметр

всасывающего

 

 

грунтопровода

равен

диаметру

напорного

грунтопровода,

 

 

то эта затрата

напора

отсутствует.

 

 

 

 

Затрата напора на подъем пульпы от оси насоса

до уровня

сброса

определяется

по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

== ( я с б —нн)

Уп

мвод.ст.

 

 

 

(15)

Потеря напора в напорном грунтопроводе является суммой потерь

на трение и в местных

сопротивлениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

hjr=Kr.c

~ - ^ Т п +

^1с.и^мвод.

ст.,

 

(16

где

d — диаметр

напорного

грунтопровода, м;

 

 

 

 

 

Хг с — коэффициент, характеризующий трение в напорном грунто­

 

 

проводе, может быть определен

по формуле

Скобея

 

 

 

 

 

 

 

 

d o . l y o , i

 

 

 

 

 

>

где

Ьй

— длина

судового

нагнетательного грунтопровода,

м;

 

2 | с . н

— сумма

коэффициентов,

определяющих

потери

в местных

 

 

сопротивлениях

судового

нагнетательного

грунтопро­

 

 

вода. Местные сопротивления судового нагнетательного

 

 

грунтопровода это сопротивления в закруглениях

(коле­

 

 

нах) грунтопровода, в различной арматуре (клинкеты),

 

 

установленной на грунтопроводе, и в различных трой­

 

 

никах, разветвлениях и т. п. Коэффициенты в каждом

 

 

случае определяются по эмпирическим формулам или

 

 

справочникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

грунтовой

насос рефулирует

пульпу по плавучему и бере­

говому грунтопроводам, то в

формуле

(16) добавляются

слагаемые,

определяющие потери напора

на трение и в местных сопротивлениях

этих

грунтопроводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а с ч е т

г л а в н ы х

р а з м е р о в г р у н т о в о г о

н а ­

с о с а . Расчет главных параметров грунтового насоса начинают с рас-

48