Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чета геометрических

параметров

рабочего

колеса: внутреннего и

внешнего диаметров

D 1 и D2, ширины лопастей b и углов р\ и р 2 , ха­

рактеризующих

кривизну

лопастей

при входе в колесо и выходе

из него.

 

 

 

 

 

 

Для определения D 2 рассчитывают окружную скорость на внешнем

диаметре колеса

по эмпирической

формуле

 

 

 

 

и2 = УСН

м/сек,

(18)

где С — коэффициент, принимаемый равным 16—20.

Окружная скорость с диаметром колеса

связана выражением

 

 

 

 

JTD2 п

(19)

 

 

 

 

 

60

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D 2 = -

^

м,

(20)

 

 

 

 

ЯП

 

 

где п — частота

вращения

рабочего

колеса,

об/мин.

Частота вращения рабочего колеса принимается равной числу обо­ ротов в минуту двигателя грунтового насоса, так как насос и двига­ тель соединены между собой без редуктора. Обычно для привода грун­

тового

насоса используют

двигатели

с

частотой

вращения 150—

400 об/мин.

При больших

оборотах

 

двигателя

снижается к. п. д.

насоса,

уменьшаются его габариты и, следовательно,

ограничивается

возможность пропуска

твердых

предметов.

 

 

 

 

 

Ширину лопастей определяют по формуле

 

 

 

 

 

 

 

b ж 0,3 D1m.

 

 

 

 

 

 

(21)

Напор,

развиваемый грунтовым

насосом,

можно

определить по

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н =

и*с*С05а*

£ г )

г у п

м вод. ст.,

 

 

(22)

где k — коэффициент

 

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

циркуляции;

у большинства

современных на­

 

сосов 0,6—0,65;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т]г

— гидравлический к. п. д. насоса,

учитывающий потери на

 

трение перекачиваемой пульпы в рабочем колесе и корпусе

с2

насоса; у современных грунтовых

насосов т}г = 0,8 -н 0,84;

— абсолютная скорость выхода

пульпы из колеса;

а 2

— угол между

направлением

абсолютной

скорости выхода и

 

окружной скоростью

на выходе

 

и2.

 

 

 

 

Для

определения с2

и а2

рассмотрим путь,

который проходит эле­

ментарная

частица пульпы,

попавшая

при входе на лопасть в точку

/ (рис. 28) и вышедшая в корпус насоса в точке 2,

 

расположенной на

конце

лопасти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В точке / частица пульпы вращается вместе с колесом с окружной

скоростью

и, двигаясь вдоль

лопасти,

приобретает

относительную

скорость хюъ Скорость их направлена по касательной к окружности входа, а ско­

рость Wi по касательной к лопасти. Геометрической суммой скоростей

49



иг и wl

является абсолютная

скорость сх

входа, направленная к окруж­

ной скорости

под углом

ах.

скорость частицы пульпы уменьшается до

В точке 2 относительная

величины цу2, а окружная в связи с увеличением радиуса

 

вращения

 

 

 

 

 

увеличивается

до

значения « 2 .

 

 

 

 

 

 

Направление

скоростей тг и

 

 

 

 

 

и 2

определяется

соответственно

 

 

 

 

 

касательными

к

лопасти

и ок­

 

 

 

 

 

ружности

выхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геометрическое

 

сложение

 

 

 

 

 

скоростей

а>2

и

и2

дает

абсо-

 

 

 

 

 

лютную скорость

выхода

пуль-

 

 

 

 

 

пы из колеса с2 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для определения угла ос2

 

 

 

 

 

найдем

значение

радиальной

 

 

 

 

 

составляющей

абсолютной

ско­

 

 

 

 

 

рости выхода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ц

 

 

(23)

 

 

 

 

 

 

 

 

nD2 bk2 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

q — расход пульпы в рабочем колесе, м3/сек;

 

 

 

 

nD2 bk2

— площадь выхода пульпы из межлопастного

простран­

 

 

ства рабочего колеса с учетом стеснения ее лопастями;

&2=0,85-^-0,9 — коэффициент,

учитывающий

уменьшение

площади

 

 

выхода

пульпы

лопастями;

 

 

 

 

 

 

т]0 =0,9н-0,95—объемный

к. п. д.,

характеризующий

внутренние

 

 

утечки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из соотношения сторон треугольника скоростей на выходе опреде­

ляем угол а2

по выражению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tg « 2

ы 2 с \ ctg р 2

 

 

 

 

 

(24)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этой формуле неизвестной величиной является угол |32, характе­ ризующий кривизну лопасти у выхода из колеса. Он может быть най­ ден решением системы трех уравнений с тремя неизвестными.

Первым в этой системе является уравнение (22), где напор Н сле­ дует рассматривать как величину заданную, т. е. предварительно опре­

деленную по формуле (7).

 

Вторым является уравнение (24), а третье

выражение — зависи­

мость соотношения сторон треугольника у выхода

eg-

(25)

В этих уравнениях неизвестными являются с2 , а 2 и |32. Делением (25) на (22) можно определить угол а 2 , а затем из равенства (24) определить угол р 2 .

Абсолютную скорость выхода определим из формулы (25).

50


Для определения угла р\ найдем значение радиальной составляю­ щей абсолютной скорости входа по выражению

аналогичному

формуле

(23), где kt -= 0,8 -f- 0,85 — коэффициент, учи­

тывающий уменьшение площади входа пульпы лопастями.

Окружную

скорость

на внутреннем диаметре колеса определяем

по формуле

 

 

 

 

(27)

 

 

(28)

Для обеспечения безударного входа пульпы на лопасть принимают угол ах = 90°, тогда

(29)

По найденным величинам углов рх и р 2 производят профилирование лопастей колеса.

§ 14. Установка грунтового насоса в корпусе землесоса

Параллельная и последовательная работа двух грунтовых насосов

Эффективность работы землесоса в значительной степени зависит от правильной установки грунтового насоса в его корпусе. Грунтовой насос необходимо установить таким образом, чтобы обеспечить наи­ меньшие сопротивления во всасывающем грунтопроводе и обеспечить его запуск в работу с наименьшими затратами.

Уменьшение сопротивления во всасывающем грунтопроводе можно достигнуть путем сокращения длины грунтопровода, установки грунто­ вого насоса возможно ближе к грунтоприемнику и уменьшения местных сопротивлений. С этой целью грунтовые насосы устанавливаются на возможно близком расстоянии от поперечных переборок, а закругления или изгибы в грунтопроводе выполняются плавными с большим ра­ диусом.

Схема расположения грунтового насоса в корпусе показана на рис. 29. Сосун / через гибкое соединение 2 сообщается с горизонтально расположенным судовым всасывающим грунтопроводом 3, присоеди­ ненным к грунтовому насосу 4. Судовой нагнетательный грунтопро­ вод 5 направлен вверх. Всасывающий грунтопровод насоса короткий, прямой, но большая часть его находится над водой, что ухудшает его

51


всасывающую способность. Такое расположение судового всасывающе­ го грунтопровода затрудняет пуск грунтового насоса, так как перед пуском даже при кратковременной остановке в насосе будет нахо­ диться воздух. Грунтовые насосы—центробежные, не обладают способ­ ностью «сухого пуска», т. е. не могут начинать всасывание до тех пор, пока из всасывающего грунтопровода и насоса не будет удален воздух и они не будут заполнены водой. Для запуска грунтового насоса на землесосе устанавливают специальные вакуумные насосы (эжекторы) или так называемые заливочные насосы, подающие воду в корпус грунтового насоса, которая и удаляет воздух.

Рис. 29. Расположение грунтового насоса в корпусе

Для улучшения запуска насоса при кратковременных остановках всасывающий грунтопровод изгибается (см. пунктир) и насос остает­ ся заполненным водой, поэтому перед его пуском не требуется отсасы­ вать воздух или заливать водой.

На землесосах с большой осадкой грунтовые насосы устанавливают также возможно ближе к днищу судна. В этом случае насос перед пу­ ском автоматически заполняется водой и он всегда готов к работе. Что­

бы иметь возможность разбирать насос для осмотра, ремонта и

очистки

от застрявших предметов, на всасывающем грунтопроводе

устанав­

ливается запорный клинкет. Минимальное расстояние а между корпу­ сом насоса и обшивкой днища корпуса судна принимается таким, чтобы можно было производить очистку и окраску днища под грунтовым насосом.

На землесосах с грунтонасосной установкой, состоящей из двух грунтовых насосов, возможна их параллельная и последовательная работа. На рис. 30 показана схема параллельной работы двух грунто­ вых насосов самоотвозного землесоса с двумя бортовыми грунтозаборными устройствами. Сосуны правого и левого бортов 3 и 12 всасываю­ щими судовыми грунтопроводами 5 и 14 соединены с грунтовыми насо-

52

сами 6 и / / . На всасывающих грунтопроводах установлены клинкетные задвижки 4 и 13. При работе оба грунтовых насоса подают пуль­ пу в напорный грунтопровод 8.

Таким образом, в судовой напорный грунтопровод (в грунтовой трюм) подается пульпа от двух грунтовых насосов, т. е.

 

 

 

 

 

Q = Qi +

Q 2 м3/ч,

(30)

где

Q — количество пульпы, поступающей в

напорный грунтопро­

 

 

 

вод;

 

 

 

 

 

Qi hQ2 — производительность грунтовых насосов.

При этом напор

пульпы в

 

 

грунтопроводе

не

увеличи­

 

 

вается и равен напору, раз­

 

 

виваемому

каждым

грунто­

 

 

вым

насосом, т. е.

 

 

 

 

Я =

Hi

=

Я 2

м вод. ст., (31)

 

 

где

Я

— напор,

обеспечи­

 

 

 

 

 

ваемый

комплекс

 

 

Hi и Я 2

 

сом

насосов;

 

 

 

— напор,

развива­

 

 

 

 

 

емый каждым грун­

 

 

 

 

 

товым насосом.

 

 

Последовательная

схема

 

 

работы двух грунтовых

насо­

 

 

сов применяется при

разгруз­

 

 

ке

грунтового

трюма

через

 

 

плавучий или береговой

грун­

тельной работы

двух грунтовых насосов

топровод

на

большое

рас­

 

 

стояние.

 

 

 

 

 

 

 

Всасывание

пульпы (грунта)

из грунтового трюма осуществляется

через всасывающий грунтопровод 1, который соединен всасывающим грунтопроводом 5 грунтового насоса 6. Насосом 6 пульпа по напорному грунтопроводу 9 подается во всасывающий грунтопровод 14 насоса 11 и далее в судовой напорный грунтопроводе. При работе грунтовых на­ сосов по этой схеме клинкеты 13, 4 к 7 закрыты, а при переключении

насосов на параллельную

схему работы закрыты клинкеты 2 и 10.

Из грунтового трюма пульпа всасывается одним грунтовым насосом,

поэтому

забранное им количество пульпы подается в напорный грунто­

провод,

т. е.

 

 

 

 

 

 

 

Q = Qi = Q8-

(32)

Пульпа из грунтового насоса 6 выходит с напором Я х

и с этим же напо­

ром поступает в насос / / ,

который увеличивает напор пульпы на вели­

чину Я 2 . Таким

образом,

комплекс

насосов создает

напор:

Параллельная

 

Я = Нг

+ Я 2 .

(33)

и последовательная работа двух грунтовых насосов

применяется не только на самоотвозных землесосах, но и на других земснарядах, где грунтонасосная установка состоит из двух грун­ товых насосов.

53