Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
чета геометрических |
параметров |
рабочего |
колеса: внутреннего и |
|||
внешнего диаметров |
D 1 и D2, ширины лопастей b и углов р\ и р 2 , ха |
|||||
рактеризующих |
кривизну |
лопастей |
при входе в колесо и выходе |
|||
из него. |
|
|
|
|
|
|
Для определения D 2 рассчитывают окружную скорость на внешнем |
||||||
диаметре колеса |
по эмпирической |
формуле |
|
|||
|
|
|
и2 = УСН |
м/сек, |
(18) |
|
где С — коэффициент, принимаемый равным 16—20. |
||||||
Окружная скорость с диаметром колеса |
связана выражением |
|||||
|
|
|
|
JTD2 п |
(19) |
|
|
|
|
|
|
60 |
|
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
D 2 = - |
^ |
м, |
(20) |
|
|
|
|
ЯП |
|
|
где п — частота |
вращения |
рабочего |
колеса, |
об/мин. |
Частота вращения рабочего колеса принимается равной числу обо ротов в минуту двигателя грунтового насоса, так как насос и двига тель соединены между собой без редуктора. Обычно для привода грун
тового |
насоса используют |
двигатели |
с |
частотой |
вращения 150— |
||||||||
400 об/мин. |
При больших |
оборотах |
|
двигателя |
снижается к. п. д. |
||||||||
насоса, |
уменьшаются его габариты и, следовательно, |
ограничивается |
|||||||||||
возможность пропуска |
твердых |
предметов. |
|
|
|
|
|
||||||
Ширину лопастей определяют по формуле |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
b ж 0,3 D1m. |
|
|
|
|
|
|
(21) |
|||
Напор, |
развиваемый грунтовым |
насосом, |
можно |
определить по |
|||||||||
формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н = |
и*с*С05а* |
£ г ) |
г у п |
м вод. ст., |
|
|
(22) |
||||
где k — коэффициент |
|
g |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
циркуляции; |
у большинства |
современных на |
|||||||||||
|
сосов 0,6—0,65; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
т]г |
— гидравлический к. п. д. насоса, |
учитывающий потери на |
|||||||||||
|
трение перекачиваемой пульпы в рабочем колесе и корпусе |
||||||||||||
с2 |
насоса; у современных грунтовых |
насосов т}г = 0,8 -н 0,84; |
|||||||||||
— абсолютная скорость выхода |
пульпы из колеса; |
||||||||||||
а 2 |
— угол между |
направлением |
абсолютной |
скорости выхода и |
|||||||||
|
окружной скоростью |
на выходе |
|
и2. |
|
|
|
|
|||||
Для |
определения с2 |
и а2 |
рассмотрим путь, |
который проходит эле |
|||||||||
ментарная |
частица пульпы, |
попавшая |
при входе на лопасть в точку |
||||||||||
/ (рис. 28) и вышедшая в корпус насоса в точке 2, |
|
расположенной на |
|||||||||||
конце |
лопасти. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В точке / частица пульпы вращается вместе с колесом с окружной |
|||||||||||||
скоростью |
и, двигаясь вдоль |
лопасти, |
приобретает |
относительную |
скорость хюъ Скорость их направлена по касательной к окружности входа, а ско
рость Wi по касательной к лопасти. Геометрической суммой скоростей
49
иг и wl |
является абсолютная |
скорость сх |
входа, направленная к окруж |
|||||||||
ной скорости |
под углом |
ах. |
скорость частицы пульпы уменьшается до |
|||||||||
В точке 2 относительная |
||||||||||||
величины цу2, а окружная в связи с увеличением радиуса |
|
вращения |
||||||||||
|
|
|
|
|
увеличивается |
до |
значения « 2 . |
|||||
|
|
|
|
|
|
Направление |
скоростей тг и |
|||||
|
|
|
|
|
и 2 |
определяется |
соответственно |
|||||
|
|
|
|
|
касательными |
к |
лопасти |
и ок |
||||
|
|
|
|
|
ружности |
выхода. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Геометрическое |
|
сложение |
||||
|
|
|
|
|
скоростей |
а>2 |
и |
и2 |
дает |
абсо- |
||
|
|
|
|
|
лютную скорость |
выхода |
пуль- |
|||||
|
|
|
|
|
пы из колеса с2 . |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Для определения угла ос2 |
||||||
|
|
|
|
|
найдем |
значение |
радиальной |
|||||
|
|
|
|
|
составляющей |
абсолютной |
ско |
|||||
|
|
|
|
|
рости выхода |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ц |
|
|
(23) |
|
|
|
|
|
|
|
|
nD2 bk2 % |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
q — расход пульпы в рабочем колесе, м3/сек; |
|
|
|
||||||||
|
nD2 bk2 |
— площадь выхода пульпы из межлопастного |
простран |
|||||||||
|
|
ства рабочего колеса с учетом стеснения ее лопастями; |
||||||||||
&2=0,85-^-0,9 — коэффициент, |
учитывающий |
уменьшение |
площади |
|||||||||
|
|
выхода |
пульпы |
лопастями; |
|
|
|
|
|
|
||
т]0 =0,9н-0,95—объемный |
к. п. д., |
характеризующий |
внутренние |
|||||||||
|
|
утечки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из соотношения сторон треугольника скоростей на выходе опреде |
||||||||||||
ляем угол а2 |
по выражению |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
tg « 2 |
ы 2 — с \ ctg р 2 |
|
|
|
|
|
(24) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этой формуле неизвестной величиной является угол |32, характе ризующий кривизну лопасти у выхода из колеса. Он может быть най ден решением системы трех уравнений с тремя неизвестными.
Первым в этой системе является уравнение (22), где напор Н сле дует рассматривать как величину заданную, т. е. предварительно опре
деленную по формуле (7). |
|
Вторым является уравнение (24), а третье |
выражение — зависи |
мость соотношения сторон треугольника у выхода |
|
eg- |
(25) |
В этих уравнениях неизвестными являются с2 , а 2 и |32. Делением (25) на (22) можно определить угол а 2 , а затем из равенства (24) определить угол р 2 .
Абсолютную скорость выхода определим из формулы (25).
50
Для определения угла р\ найдем значение радиальной составляю щей абсолютной скорости входа по выражению
аналогичному |
формуле |
(23), где kt -= 0,8 -f- 0,85 — коэффициент, учи |
тывающий уменьшение площади входа пульпы лопастями. |
||
Окружную |
скорость |
на внутреннем диаметре колеса определяем |
по формуле |
|
|
|
|
(27) |
|
|
(28) |
Для обеспечения безударного входа пульпы на лопасть принимают угол ах = 90°, тогда
(29)
По найденным величинам углов рх и р 2 производят профилирование лопастей колеса.
§ 14. Установка грунтового насоса в корпусе землесоса
Параллельная и последовательная работа двух грунтовых насосов
Эффективность работы землесоса в значительной степени зависит от правильной установки грунтового насоса в его корпусе. Грунтовой насос необходимо установить таким образом, чтобы обеспечить наи меньшие сопротивления во всасывающем грунтопроводе и обеспечить его запуск в работу с наименьшими затратами.
Уменьшение сопротивления во всасывающем грунтопроводе можно достигнуть путем сокращения длины грунтопровода, установки грунто вого насоса возможно ближе к грунтоприемнику и уменьшения местных сопротивлений. С этой целью грунтовые насосы устанавливаются на возможно близком расстоянии от поперечных переборок, а закругления или изгибы в грунтопроводе выполняются плавными с большим ра диусом.
Схема расположения грунтового насоса в корпусе показана на рис. 29. Сосун / через гибкое соединение 2 сообщается с горизонтально расположенным судовым всасывающим грунтопроводом 3, присоеди ненным к грунтовому насосу 4. Судовой нагнетательный грунтопро вод 5 направлен вверх. Всасывающий грунтопровод насоса короткий, прямой, но большая часть его находится над водой, что ухудшает его
51
всасывающую способность. Такое расположение судового всасывающе го грунтопровода затрудняет пуск грунтового насоса, так как перед пуском даже при кратковременной остановке в насосе будет нахо диться воздух. Грунтовые насосы—центробежные, не обладают способ ностью «сухого пуска», т. е. не могут начинать всасывание до тех пор, пока из всасывающего грунтопровода и насоса не будет удален воздух и они не будут заполнены водой. Для запуска грунтового насоса на землесосе устанавливают специальные вакуумные насосы (эжекторы) или так называемые заливочные насосы, подающие воду в корпус грунтового насоса, которая и удаляет воздух.
Рис. 29. Расположение грунтового насоса в корпусе
Для улучшения запуска насоса при кратковременных остановках всасывающий грунтопровод изгибается (см. пунктир) и насос остает ся заполненным водой, поэтому перед его пуском не требуется отсасы вать воздух или заливать водой.
На землесосах с большой осадкой грунтовые насосы устанавливают также возможно ближе к днищу судна. В этом случае насос перед пу ском автоматически заполняется водой и он всегда готов к работе. Что
бы иметь возможность разбирать насос для осмотра, ремонта и |
очистки |
от застрявших предметов, на всасывающем грунтопроводе |
устанав |
ливается запорный клинкет. Минимальное расстояние а между корпу сом насоса и обшивкой днища корпуса судна принимается таким, чтобы можно было производить очистку и окраску днища под грунтовым насосом.
На землесосах с грунтонасосной установкой, состоящей из двух грунтовых насосов, возможна их параллельная и последовательная работа. На рис. 30 показана схема параллельной работы двух грунто вых насосов самоотвозного землесоса с двумя бортовыми грунтозаборными устройствами. Сосуны правого и левого бортов 3 и 12 всасываю щими судовыми грунтопроводами 5 и 14 соединены с грунтовыми насо-
52
сами 6 и / / . На всасывающих грунтопроводах установлены клинкетные задвижки 4 и 13. При работе оба грунтовых насоса подают пуль пу в напорный грунтопровод 8.
Таким образом, в судовой напорный грунтопровод (в грунтовой трюм) подается пульпа от двух грунтовых насосов, т. е.
|
|
|
|
|
Q = Qi + |
Q 2 м3/ч, |
(30) |
|
где |
Q — количество пульпы, поступающей в |
напорный грунтопро |
||||||
|
|
|
вод; |
|
|
|
|
|
Qi hQ2 — производительность грунтовых насосов. |
||||||||
При этом напор |
пульпы в |
|
|
|||||
грунтопроводе |
не |
увеличи |
|
|
||||
вается и равен напору, раз |
|
|
||||||
виваемому |
каждым |
грунто |
|
|
||||
вым |
насосом, т. е. |
|
|
|
|
|||
Я = |
Hi |
= |
Я 2 |
м вод. ст., (31) |
|
|
||
где |
Я |
— напор, |
обеспечи |
|
|
|||
|
|
|
ваемый |
комплекс |
|
|
||
Hi и Я 2 |
|
сом |
насосов; |
|
|
|
||
— напор, |
развива |
|
|
|||||
|
|
|
емый каждым грун |
|
|
|||
|
|
|
товым насосом. |
|
|
|||
Последовательная |
схема |
|
|
|||||
работы двух грунтовых |
насо |
|
|
|||||
сов применяется при |
разгруз |
|
|
|||||
ке |
грунтового |
трюма |
через |
|
|
|||
плавучий или береговой |
грун |
тельной работы |
двух грунтовых насосов |
|||||
топровод |
на |
большое |
рас |
|
|
|||
стояние. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всасывание |
пульпы (грунта) |
из грунтового трюма осуществляется |
через всасывающий грунтопровод 1, который соединен всасывающим грунтопроводом 5 грунтового насоса 6. Насосом 6 пульпа по напорному грунтопроводу 9 подается во всасывающий грунтопровод 14 насоса 11 и далее в судовой напорный грунтопроводе. При работе грунтовых на сосов по этой схеме клинкеты 13, 4 к 7 закрыты, а при переключении
насосов на параллельную |
схему работы закрыты клинкеты 2 и 10. |
||||
Из грунтового трюма пульпа всасывается одним грунтовым насосом, |
|||||
поэтому |
забранное им количество пульпы подается в напорный грунто |
||||
провод, |
т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
Q = Qi = Q8- |
(32) |
|
Пульпа из грунтового насоса 6 выходит с напором Я х |
и с этим же напо |
||||
ром поступает в насос / / , |
который увеличивает напор пульпы на вели |
||||
чину Я 2 . Таким |
образом, |
комплекс |
насосов создает |
напор: |
|
Параллельная |
|
Я = Нг |
+ Я 2 . |
(33) |
|
и последовательная работа двух грунтовых насосов |
применяется не только на самоотвозных землесосах, но и на других земснарядах, где грунтонасосная установка состоит из двух грун товых насосов.
53