Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рядовой состав при поступлении на судно должен быть подробно проинструктирован у рабочих устройств непосредственными началь­ никами, которые обязаны проверить знание рядовым составом своих обязанностей, правил эксплуатации и техники безопасности.

Во время несения вахты рядовому составу палубной и машинной команд оставлять свое рабочее место, независимо от того, находится рабочее устройство или оборудование в работе или бездействует, за­ прещается. Вахтенный может оставить свое рабочее место только с раз­ решения вахтенного помощника багермейстера (капитана, шкипера) или вахтенного механика (электромеханика).

Руководство обслуживанием рабочих устройств и оборудования по палубной части осуществляет вахтенный помощник багермейстера (капитана, шкипера); по механической — вахтенный механик и по электрической •— электромеханик, которые отвечают за правильную техническую эксплуатацию рабочих устройств и оборудования в пери­ од несения своей вахты.

Во время эксплуатации судна вахтенный помощник багермейстера (капитана, шкипера) и вахтенный механик (электромеханик) обязаны вести вахтенные журналы по установленной в ММФ форме.

Сдача вахты должна быть оформлена в судовом (рамном), вахтен­ ном машинном (электротехническом) журналах подписью сдающего вахтенного помощника багермейстера (капитана, шкипера), вахтен­ ного механика (электромеханика).

Все рабочие устройства, механизмы и оборудование на судне за­ креплены за личным составом по заведованию. Назначения производят багермейстер (капитан) и старший (главный) механик (электромеханик) судна в зависимости от типа судна, штатного расписания и оформляют приказом по судну.

Например, за старшим помощником багермейстера (капитана) закрепляет­ ся: черпаковое, сосуновое и разрыхлительное устройства, грунтовой колодец и грунтовой клапан, а также запасные части к рабочим устройствам; за вторым механиком закрепляются: рефулерная и черпаковая машины (приводы), верхний черпаковый привод, грунтовой насос и подшипники нижнего черпакового бара­ бана.

Для успешной эксплуатации суда дноуглубительного флота долж­ ны быть укомплектованы согласно действующим нормам инвентарным снабжением и сменно-запасными частями.

При вводе в эксплуатацию новых судов, а также устройств и обо­ рудования новой конструкции со стороны экипажей этих судов долж­ но быть уделено максимальное внимание их освоению и получению максимальной производительности.

При обслуживании рабочих устройств и оборудования вахтенный помощник багермейстера (капитана, шкипера) и вахтенный механик (электромеханик) обязаны: вести постоянное наблюдение и обеспечи­ вать хорошее техническое состояние всех рабочих устройств и обору­

дования, находящихся

в их ведении; о всех обнаруженных

во время

вахты дефектах докладывать

багермейстеру (капитану,

шкиперу)

и старшему (главному)

механику (электромеханику) не позднее чем

при смене вахты, а в аварийных

случаях — немедленно.

 

416


Подготовка рабочих устройств и оборудования к действию, обслу­ живание их во время действия и остановка должны проводиться лич­ ным составом судна под руководством и непосредственным наблюде­ нием вахтенного помощника багермейстера (капитана, шкипера) и вахтенного механика (электромеханика).

После продолжительного бездействия или ремонта подготовка ра­ бочих устройств и оборудования к работе должна проводиться под не­ посредственным наблюдением старшего помощника багермейстера (ка­ питана) и старшего (главного) механика (электромеханика), а также лиц, в чьем заведовании находится данное устройство или оборудова­ ние.

Перед пуском в действие рабочих устройств и оборудования необ­ ходимо:

произвести их наружный осмотр и убедиться в том, что пуску ничто не препятствует, а на узлах и деталях не оставлены инструменты и дру­ гие посторонние предметы;

проверить техническое состояние и исправность действия контроль­ но-измерительных приборов и смазочных приспособлений и убедиться, что последние обеспечивают поступление смазки к трущимся деталям; включить питание на приборы системы автоматического регулиро­ вания, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты и убедить­

ся в их исправном состоянии; проверить состояние сальников и в случае необходимости поджать

их, не допуская как течи, так и чрезмерного обжатия; убедиться в отсутствии недопустимых зазоров и люфтов в узлах

и деталях; проверить действие клапанов, кранов, клинкетов и тормозных ус­

тройств пускаемого рабочего устройства и поставить их в положение, предусмотренное инструкцией завода-строителя;

провернуть рабочее устройство вручную или валоповоротным ме­ ханизмом не менее чем на полтора оборота и убедиться в плавности про­ ворачивания и отсутствия заеданий, после чего опробовать рабочее устройство вхолостую на малых оборотах;

при производстве работ в ночное время проверить достаточность освещения рабочих мест и постов управления рабочими устройствами; доложить вахтенному помощнику багермейстера (капитана) или вахтенному механику (электромеханику) о готовности рабочих уст­

ройств и оборудования к работе.

Необходимость выполнения указанных мероприятий в каждом кон­ кретном случае определяется и устанавливается старшим (главным) механиком (электромехаником) в зависимости от условий работы, кон­ струкции рабочих устройств, их технического состояния и продолжи­ тельности бездействия.

Если рабочее устройство и оборудование имеют электрический при­ вод, то, кроме выполнения изложенных выше требований, необходимо:

осмотреть электродвигатель снаружи и внутри через смотровые люки и провернуть вручную, где это возможно;

замерить сопротивление изоляции всех систем электропривода (после продолжительной стоянки или ремонта);

417


Ё К Л Ю Ч И ТЬ питание электроприводов на главном и вспомогательных распределительных щитах;

проверить действие электромагнитных и механических тормозов; открыть вентиляционные отверстия на электродвигателях и пуско­

вых сопротивлениях.

Вахтенный начальник (багермейстер, капитан, механик, электро­ механик) перед пуском в действие рабочих устройств и оборудования должен оповестить об этом находящуюся на вахте команду заранее установленным сигналом.

Во время работы рабочих устройств и оборудования вахта должна: обеспечить их работу в заданном режиме; вести наблюдение за соответствием фактических показаний кон­

трольно-измерительных приборов параметрам, предусмотренным ин­ струкциями заводов-строителей, не допуская перегрузки механизмов; следить за состоянием нагрева подшипников и других деталей и уз­ лов свыше допустимых температур, необходимо усилить подачу смаз­ ки, снизить число оборотов и, если после этих мер температура будет

продолжать увеличиваться, остановить механизм; следить за появлением вибрации, посторонних шумов и стуков в ра­

ботающем устройстве или оборудовании, а в случае их появления вы­ яснить причины и принять меры для их устранения;

следить за поступлением охлаждающей и промывочной воды в со­ ответствующие узлы рабочих устройств и оборудования;

постоянно наблюдать за состоянием уплотнений крышек электро­ двигателей;

следить за появлением конденсата внутри электродвигателей и уда­ лять его.

Вахтенный помощник багермейстера (капитана) обязан при про­ изводстве дноуглубительных работ постоянно находиться на посту управления рабочими устройствами судна.

В случае, если ему необходимо отлучиться с поста управления, он обязан вызвать свободного от вахты помощника или багермейстера (капитана).

§ 155. Обслуживание землесосно-рефулерного, разрыхлительного и папильонажного устройств

Обслуживание этих устройств землесосного снаряда заключает­ ся в подготовке их к действию и пуску в ход, обслуживанию во время действия и остановке.

В процессе эксплуатации рабочих устройств и оборудования (в пе­ риод между планово-предупредительными ремонтами судов) необхо­ димо проводить периодические планово-предупредительные осмотры их деталей и узлов, а также производить профилактические работы по устранению обнаруженных дефектов.

Во время периодических планово-предупредительных осмотров и вы­ полнения профилактических работ необходимо производить частич­ ные вскрытия или полную разборку узлов и механизмов для их осмот­ ра, очистки, устранения неисправностей или замены масла, а также

418


замер зазоров или обмер деталей с целью определения степени их из­ носа и установления необходимости их ремонта или замены деталей.

Периодические планово-предупредительные осмотры и профилак­ тические работы должны проводиться в сроки, установленные графи­ ками, которые должны быть составлены багермейстером (капитаном) и старшим (главным) механиком (электромехаником) судна на основе годового плана дноуглубительных работ, инструкций заводов-строи­ телей и Правил технической эксплуатации.

Ответственными за проведение периодических планово-предупре­

дительных

осмотров и выполнение профилактических работ

на судне

в сроки, предусмотренные графиком, являются багермейстер

(капитан)

и старший

(главный) мехник (электромеханик).

 

Подготовка к действию и пуск в ход. При подготовке к действию плавучего и берегового грунтопроводов необходимо проверить:

понтоны, имеющие увеличенную осадку, на водотечность; при на­

личии

в них

воды следует ее удалить, устранить причину

поступле­

ния воды или выключить понтон из грунтопровода;

 

состояние ограничителей угла поворота смежных понтонов;

состояние

соединительных болтов и гаек, стягивающих

головки

и чаши шаровых соединений, и состояние уплотнений в них;

состояние соединения корпусного грунтопровода с плавучим;

состояние

переходных мостков, леерного ограждения и

электри­

ческого

освещения;

 

крепление тросов, удерживающих грунтопровод, состояние анкер­ ных и разливных понтонов, а также глубину под ними;

состояние опор и эстакады берегового грунтопровода и его крепле­ ние.

При подготовке и вводе в действие грунтового насоса необходимо: провернуть с помощью валоповоротного механизма приводной дви­ гатель с включенным грунтовым насосом и убедиться, что рабочее ко­

лесо в корпусе насоса вращается свободно; проверить наличие масла в подшипниках вала рабочего колеса на­

соса или редуктора (если таковой имеется); проверить состояние грунтоприемника (сосуна), очистить его от

посторонних предметов и опустить в воду; проверить состояние соединения всасывающей трубы с корпусным

грунтопроводом; наполнить грунтовой насос водой;

включить промывочный насос и пустить в действие грунтовой на­ сос на малом числе оборотов;

проверить состояние соединений грунтопровода; перевести грунтовой насос на заданный режим работы и проверить

величины напора и вакуума.

При подготовке к вводу в действие механического разрыхлителя необходимо:

проверить состояние и крепление подшипников вала разрыхлителя и наличие в них смазки;

проверить состояние ножей разрыхлителя и надежность посадки разрыхлителя на валу;

419


убедиться в наличии подачи промывочной воды на концевой под­ шипник вала разрыхлителя;

проверить состояние привода разрыхлителя и его крепление; пустить в действие разрыхлитель на малом числе оборотов и, убе­

дившись, что работа протекает нормально, постепенно увеличить число оборотов до нормального.

При подготовке к вводу в действие авантово-п-пильонажного ус­ тройства необходимо:

осмотреть папильонажные и авантовые лебедки, направляющие ролики, кипы, блоки, тросы, цепи, стопоры и рабочие якоря, оборудо­ ванные бриделями и буйрепами с буйками;

прогреть и продуть цилиндры паровых машин лебедок, а при на­ личии электропривода включить ток на пульт управления;

проверить наличие смазки в узлах и трущихся деталях лебедок; провернуть лебедки при отключенных барабанах; проверить укладку тросов на барабанах лебедок, кипах, роликах

и тросоукладчиках (трос, проходя через тросоукладчик на барабан лебедки, должен быть перпендикулярен оси барабана);

проверить работу тормозов лебедок; включить муфту сцепления барабана и пустить лебедку в действие.

Обслуживание во время действия. Во время действия землесоснорефулерного устройства необходимо:

вести наблюдение за показателями контрольно-измерительных при­ боров и, учитывая их, обеспечивать работу снаряда на наивыгодней­ шем режиме;

следить за наличием масла в подшипниках вала грунтового насо­ са и не допускать их перегрева;

не допускать подсоса воздуха через сальник вала грунтового насо­ са и соединение корпусного грунтопровода с сосуном, а также во всех других местах, где подсос возможен;

обеспечивать постоянную подачу воды к сальнику вала грунтово­ го насоса; давление промывочной воды должно быть на 0,5—1 кгс/см2 выше давления, развиваемого грунтовым насосом;

не допускать просачивания пульпы через уплотнительные проклад­ ки корпусного и плавучего грунтопроводов;

равномерно загружать трюм грунтом с помощью разливного устрой­ ства (на самоотвозных землесосах);

контролировать осадку каждого понтона с целью своевременного обнаружения водотечности;

при движении снаряда не допускать сильного натяжения и крутых изгибов грунтопровода, могущих привести к его поломке или разрыву;

своевременно регулировать длину берегового и плавучего грунто­ проводов;

не допускать замыва концевой части грунтопровода грунтом. Во время работы механического разрыхлителя необходимо:

обеспечить работу разрыхлительного устройства на оптимальном числе оборотов, руководствуясь при этом технологической картой, расчетом и показаниями приборов;

420