Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а XXIX

УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ

§148. Соединение оборвавшихся папильонажного

иавантового тросов (цепей)

Обрывы папильонажных и авантового тросов (цепей) наиболее час­ то происходят в момент подхода земснаряда к бровке разрабатывае­ мой прорези, так как создаются наибольшие усилия в тросах (цепях) при существующих способах раскладки рабочих якорей снарядов, применяющих багермейстерский способ папильонирования.

Рассмотрим два случая обрыва папильонажных тросов или цепей: у борта снаряда и у якоря.

При обрыве папильонажного троса (цепи) останавливают движение черпаковой цепи и во избежание сноса снаряда приспускают черпако­ вую (сосуновую) раму. По количеству выбранного лебедкой троса опре­ деляют ориентировочно место обрыва и намечают способ устранения.

Обрыв папильонажного троса у борта снаряда. Мотозавозня прис­ пускает свой якорь до грунта и, двигаясь перпендикулярно лежащему тросу, вылавливает его. С борта снаряда опускают рабочую шлюпку, набирают в нее с барабана лебедки папильонажный трос и подходят к мотозавозне. Если на мотозавозне имеется все необходимое, то соеди­ нение троса производят там же.

Если это сделать невозможно одним из временных способов (узлом,

зажимами), соединяют трос, поднимают черпаковую раму, на

папильо­

нажных и авантовом тросах ставят

марки и стравливают их; выбирая

соединенный папильонажный трос

лебедкой, подходят к месту обры­

ва, вновь опускают черпаковую раму на грунт и сращивают

папильо­

нажный трос. Если забровочные глубины не позволяют снаряду выйти за бровку прорези к месту обрыва троса, то мотозавозня подходит к буйку якоря, выбирает буек, поднимает якорь и подходит с ним к бор­ ту снаряда. С помощью судовых лебедок трос от якоря выбирают до места обрыва и сращивают. Затем мотозавозня завозит якорь.

Обрыв папильонажного троса у якоря. При достаточных забровочных глубинах мотозавозня подходит к буйку якоря, выбирает буек, подни­ мает якорь и подходит с ним к борту снаряда. После сращивания тро­ са якорь вновь завозят.

Если буек на якоре оборвавшегося троса отсутствует, рекомендует­ ся якорем мотозавозни (шаланды или буксира) выловить трос, выбрать его с помощью лебедки до якоря, подорвать якорь и подойти с ним к борту снаряда. Соединив трос и прикрепив буек, завозят якорь.

При обрыве авантового троса также можно рассматривать два слу­ чая: обрыв между снарядом и понтоном (поповкой) и между понтоном и якорем.

Обрыв авантового троса между снарядом и понтоном. Если обрыв произошел не у бровки прорези, то прежде чем приступить к устране-

407


ншо обрыва, снаряд смещают в сторону подветренной бровки; приспус­ кают черпаковую раму и выбирают оставшуюся часть троса на бара­ бане лебедки. Мотозавозня подходит к борту снаряда, на ее палубу сма­ тывают трос с барабана авантовой лебедки и следуют к понтону. Вы­ брав трос от понтона, сращивают на мотозавозне оба конца.

Если обрыв троса произошел непосредственно у снаряда, то с по­ мощью мотозавозни выбирают трос (между понтоном и снарядом), в ра­ бочую шлюпку сматывают трос с барабана лебедки и подают его на мото­ завозню, где оба конца временно соединяют между собой. На папильо­ нажных тросах ставят марки; на снаряде поднимают раму, выбирают авантовый трос и, стравливая папильонажные тросы, снаряд продви­ гается к месту обрыва. Когда соединенный участок тросы будет на па­ лубе, ставят стопор на трос и приступают к сращиванию. После вы­ полнения этой операции снаряд возвращается на прежнее место.

Обрыв авантового троса между понтоном и якорем. Как и в преды­ дущем случае, снаряд должен отойти к подветренной бровке, чтобы не создавать помех судоходству. Мотозавозню направляют к буйку аван­ тового якоря для поднятия и доставки якоря к борту снаряда. На сна­ ряде в это время выбирают на барабан лебедки авантовый трос и выво­ дят понтон. Когда якорь подан к борту снаряда, выбирают трос от яко­ ря до места обрыва и сращивают его с ранее выбранным тросом. За­ тем завозят авантовый якорь, подводят под трос понтон, выбирают слабину и приступают к дноуглубительным работам.

При отсутствии буйка на авантовом якоре трос обнаруживают и под­ нимают путем траления приспущенным якорем мотозавозни: лебедкой выбирают трос и подрывают якорь. Затем выполняют работы по сра­ щиванию.

Если вместо авантового троса используется цепь, обрыв устраняют примерно в такой же последовательности. Под авантовую цепь подводят обычно два понтона, поэтому может быть также обрыв цепи между понтонами.

Один из способов соединения цепи следующий. Лебедкой снаряда выбирают в цепной ящик цепь и подводят ближний понтон к борту сна­ ряда; отдают стопор, крепящий цепь к понтону, и продолжают выби­ рать цепь до тех пор, пока ее конец не выйдет из воды. После этого 10—15 м цепи стравливают на понтон и вновь устанавливают стопор. Мотозавозня в это время подходит к дальнему понтону и швартуется к нему. Если же удается вручную лебедкой поднять конец цепи на па­ лубу, то также отдают стопор и самым малым ходом буксируют пон­ тон к снаряду. На понтоне принимают необходимые меры для того, чтобы цепь «не ушла» в воду при буксировке. Когда пройдет через пон­ тон 4—5 м цепи, буксировку прекращают, ставят стопор и вновь де­ лают попытку поднять из воды конец цепи. Эти операции повторяют до извлечения конца цепи из воды. После этого мотозавозня подходит к понтону, стоящему у снаряда, берет его на буксир и следует к даль­ нему понтону, где при помощи цепной скобы цепь соединяют и за­ тем устанавливают понтоны на соответствующее расстояние от снаряда (и между собой).

408


§ 149. Устранение обрыва черпаковой цепи

Обрыв черпаковой цепи — серьезная авария, и в зависимости от сложившихся обстоятельств (гидрометеоусловия, интенсивность судо­ ходства и пр.) может привести к тяжелым последствиям. Оборвавшая­ ся черпаковая цепь обычно вся уходит под воду. В практике редко име­ ли место случаи, когда конец черпаковой цепи оставался на снаряде (в районе верхнего черпакового барабана — грунтового колодца).

После обрыва черпаковой цепи немедленно прекращают папильонирование (или подачу по аванту); поднимают соответствующие сигна­ лы, указывающие свободный для прохода судов борт или запрещаю­ щие проход по каналу и проводят обследование на водотечность корпу­ са судна. Убедившись в отсутствии повреждения корпуса, с помощью водолазов производят обследование состояния черпаковой цепи, ле­

жащей

на грунте, и ее положения

относительно

снаряда. Если конец

цепи в

районе нижнего черпакового барабана

свободен, приступают

к проведению подготовительных

операций.

 

Для удержания снаряда на месте во время подъема цепи выбирают передние папильонажные тросы (цепи) втугую и переносят их крепле­ ние на кнехты, чтобы освободить барабаны лебедок.

При необходимости может быть завезен задний авантовый якорь; крепление переднего авантового троса также переносят на стопор или кнехты, освобождают барабан авантовой лебедки.

На барабаны лебедок заводят стальные тросы соответствующей дли­ ны и прочности. На черпаковой раме устанавливают канифас-блоки как при вооружении снаряда (см. рис. 199). Трос с авантовой лебедки подводят под палубный ролик; заводят в канифас-блоки; через нижний и верхний черпаковые барабаны выводят вторично на нижний черпаковый барабан; опускают под воду, где водолазы соединяют его со свободным концом черпаковой цепи.

Тросы с папильонажных лебедок заводят в канифас-блоки, как и при вооружении снаряда.

Черпаковую раму опускают ближе к черпаковой цепи, выбирая авантовый трос (при вращающемся на передний ход верхнем черпако­ вой барабане), поднимают черпаковую цепь от грунта и подводят ее к нижнему черпаковому барабану; прекращают выбирание авантового троса. Убедившись после осмотра водолазами в том, что черпаковая цепь выйдет на нижний барабан, продолжают выбирать авантовый трос. Когда черпаки достигнут верхнего черпакового барабана и обогнут его на 4—5 черпаков, прекращают выбирание и устанавливают на чер­ паковую цепь стропы с канифас-блоками. Дальнейший ход работ та­ кой же, как при вооружении, с той лишь разницей, что черпаки (по 2—3 черпака) не присоединяют к цепи, а цепь выбирают до тех пор, пока появится возможность соединить ее известным способом.

Если по каким-либо причинам черпаковую цепь поднять и соеди­ нить судовыми средствами не удается, используют плавучий кран. Черпаковую цепь в этом случае разъединяют на секции, вес которых не превышает грузоподъемности крана. Секции поднимают краном и грузят в шаланды. Снаряд идет в порт, где и навешивает черпаки.

409


§ 150. Устранение поломок соединений плавучего грунтопровода

При поломке шарового или гибкого соединения плавучего грунто­ провода необходимо промыть грунтопровод, остановить грунтовой на­ сос и установить землесос в безопасное положение. Плавучий грунто­ провод устанавливают и раскрепляют таким образом, чтобы он был прямым и не смещался во время устранения поломки.

На мотозавозню (или несамоходную завозню) грузят запасное ша­ ровое соединение и следуют к месту поломки. Отдают болты фланцев поломанного шарового соединения, с помощью грузовой стрелы (или крамбола) снимают его и грузят на палубу завозни или другого плав­ средства. Поднимают запасное шаровое соединение и устанавливают его на место снятого.

В зависимости от конструкции понтонов, во время замены шарового соединения иногда требуется частичный подъем понтона или его дифферентовка для того, чтобы облегчить доступ к болтам, соединяющим фланцы.

При замене гибкого соединения (резино-тканевого рукава) после­ довательность выполнения работ такая же, только вместо болтов, соединяющих фланцы, отдают хомуты, обжимающие рукав.

Необходимо отметить, что несмотря на кажущуюся простоту за­ мены соединений плавучего грунтопровода, работа эта весьма трудо­ емкая и требует определенного навыка.

§ 151. Сход черпаковой цепи

При работе многочерпакового снаряда на тяжелых грунтах и не­ соблюдении заданного угла папильонирования при подходе к бровкам, при чрезмерно большом шлейфе возможен полный или частичный сход черпаковой цепи с нижнего черпакового барабана.

Частичным сходом называют такое положение, когда черпаки вы­ шли лишь на реборду барабана.

Об аварии можно судить по резким рывкам черпаковой цепи. При появлении рывков необходимо немедленно прекратить папильонирование и остановить движение черпаковой цепи. Медленно, с остановка­ ми, поднимают черпаковую раму и путем осмотра или пропусканием лота (наметки) между рамой и стенкой прорези определяют положение черпаковой цепи на раме. Если при подъеме рама прижимается к стенке прорези, то это может означать, что черпаки полностью сошли с ниж­ него барабана и при подъеме рамы они касаются прорези. В этом слу­ чае подъем рамы следует прекратить и дальнейшее обследование про­ водить с помощью водолазов.

На некоторых снарядах конструкция черпакового устройства поз­ воляет поднять раму и при полностью сошедших с нижнего барабана черпаках (см. рис. 186).

Подняв раму до положения, когда нижний черпаковый барабан полностью выйдет из воды, намечают план работы по устранению ава-

410


рии. Во всех случаях места предполагаемой работы тщательно очи­ щают от грунта и подготавливают необходимый инструмент и приспо­ собления.

При полностью сошедших с барабана черпаках поступают следую­ щим образом. Нижнюю ветвь черпаковой цепи у нижнего барабана втугую обтягивают стропом (с помощью лебедок или судового крана) и крепят к черпаковой раме. У нижнего барабана на раме устанавли­ вают канифас-блоки и в них заводят тросы таким образом, чтобы сла­ бину в черпаковой цепи, лежащей на раме, можно было выбрать с их помощью. Дают малый ход черпаковой цепи назад и, когда появится слабина, выбирают её тросами, которые крепят на кнехты.

Судовым краном приподнимают черпаки у нижнего барабана, подкладывают под них брусья, выбивают чеки из пальцев. На рамоподъемной башне против нижнего барабана подвешивают еще один канифасблок и заводят трос, один конец которого крепят к черпаку рядом с местом предполагаемого разъединения (в сторону нижнего барабана), а второй конец накладывают на турачку лебедки.

Разъединяют черпаковую цепь и, потравливая трос, опускают чер­ паки у нижнего барабана в воду. Когда они займут вертикальное по­ ложение , набивают трос и укладывают черпаки на грани нижнего бара­ бана. При помощи троса и судового крана соединяют черпаковую цепь; убирают тросы, брусья, канифас-блоки и стропы; движением черпако­ вой цепи назад освобождают черпаки от грунта, промывают их; тща­ тельно осматривают детали черпаковой цепи и поврежденные за­ меняют.

При частичном сходе заводят трос через канифас-блок таким обра­ зом, чтобы при его выбирании черпаковая цепь возвращалась в нор­ мальное положение. Дают черпаковой цепи самый малый ход назад и, выбирая одновременно заведенный трос, устанавливают черпаки на грани барабана.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ПРАВИЛА ОБСЛУЖИВАНИЯ СУДОВ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА

Г л а в а XXX

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ НОРМЫ НА МОРСКИЕ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

§ 152. Назначение, общие положения

Производственные нормы на морские дноуглубительные работы содержат необходимые сведения для определения нормируемой часо­ вой производительности земснарядов и шаландоразгружателей за час чистого рабочего времени, а также затрат текущего времени на выпол­ нение вспомогательных планируемых работ и на цикл работы грунтоотвозных шаланд.