Файл: Басов, А. И. Механическое оборудование обогатительных фабрик и заводов тяжелых цветных металлов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'

5

4

3

1

^ \ У \ \ ^ Х ^ \ Ч Ч Ч \ Ч Ч \

Рис. 180. Шихтовочная машина:

 

 

 

 

 

а _ внд сбоку: б — вид

со стороны

рыхлителя; 1 — рыхлитель;

2 — зуб; 3 — канат;

4 — предохранительная цепь; 5 — концевой

выключатель; 6 — скребковый конвейер; 7 — опорный

ролик;

8 — ходовое

колесо;

9 — передвижная воронка; 10 — нож; 11

кронштейн;

12 — рама;

13 — кабина;

14 — ленточный

конвейер;

15 —привод

скребкового конвейера и рыхлителя; 16 — натяжное

устройство;

17 — ведомая звездочка

 

 

 

 

 


которые также закрепляют на пластинах 3, изготовленных нз износо­ стойкой листовой стали. Угольниками 4 каждая пластина соединена с звеньями цепи 5 (шаг 630 мм) н роликами 6. Таким образом, каждое

Рис. 181. Кинематическая схема приводного механизма скребкового конвейера и рыхлителя

звено цепи конвейера несет отдельную пластину и скребок. Рабочая (нижняя) ветвь цепи передвигается в направляющих, образованных угольниками 8 и 9, ими обеспечиваются центральное движение цепи

Рис. 182. Элементы шнхтовочной машины

без перекосов и возможность работы одноцепной конструкции кон­ вейера. В холостой ветви пластины 3 скользят по угольникам 7.

Перемещение материала происходит по лотку Г-образной формы, сваренному из двух листов 12 и 13 из износостойкой стали. Крон­ штейнами 11 и 10 лоток соединен с мостом машины.

344

На рис. 182, б показано крепление зубьев 17 на раме 16 рыхлителя при помощи хомутов 15 и подкладок 14. Такая конструкция позво­

ляет сравнительно быстро и надежно регулировать длину и располо­ жение зубьев и заменять их.

Механизм передвижения машины состоит из электродвигателя постоянного тока, многоступенчатого планетарного редуктора с пере­ даточным отношением около 1000 и нескольких цилиндрических и конических зубчатых передач. На быстроходном валу установлены электромагнитный тормоз и предохранительная фрикционная муфта.

Вращение электродвигателя передается одновременно на все че­ тыре ходовых колеса машины. Наличие четырех ведущих колес ус­ ложняет конструкцию механизма, увеличивает число деталей и тру­ щихся поверхностей, но создает наибольшую силу сцепления, а сле­ довательно, и возможно большее напорное усилие на штабель. Сила сцепления или сила тяги математически может быть выражена

P =

=

Н ( к г с ),

 

(65)

где

Q — нагрузка, приходящаяся на ведущие колеса, в данном

 

случае равна весу (приблизительно) машины, Н (кгс);

R и г — радиусы колеса и его цапфы, см;

 

 

f — коэффициент трения скольжения в цапфах;

см;

 

k — коэффициент трения

качения колеса по рельсу,

 

К — общий

коэффициент

сцепления — коэффициент

тяги.

Величина коэффициента К в условиях шихтарника может коле­

баться в широких пределах в зависимости от состояния поверхности рельсов и ходовых колес (от запыленности, загрязненности).

Электроэнергия к машине подводится по гибкому кабелю, намо­ танному на барабан, вращающийся от механизма передвижения ма­ шины.

Угол наклона рыхлителя может меняться в пределах 40—75° в за­ висимости от физических свойств материала, его угла естественного откоса. Наклон регулируется отдельным механизмом, состоящим из лебедки и полиспастов. Для предотвращения случайного самопроиз­ вольного опускания рыхлителя предусмотрены предохранительная цепь, а для переподъема — концевой выключатель. В предельном положении рыхлителя он отключает электродвигатель лебедки.

Управляет машиной машинист из кабины, защищенной от про­ никновения пыли и снабженной вентиляционной установкой. Техни­ ческая характеристика отечественных усреднительных машин при­ ведена в табл. 29.

Производительность машины зависит от величины площади попе­ речного сечения штабеля, физических свойств шихты (влажности, липкости, слеживаемости), скорости движения моста машины (ее внедрения в штабель) и скорости поперечного движения рыхлителя. В действующей машине производительность регулируется изменением скорости вращения электродвигателем механизма передвижения в пределах 8—160 мм/ч.

345


13060

m oo

Рис. 183. Усреднитель: боковой вид

а — вид сбоку; б — вид сзади; 1 — рыхлитель; 2 — опора рыхлителя; 3 — скребковый конвейер; 4 — привод скребкового конвейера и рыхлителя; 5 — рама; 6 — барабан для кабеля; 7 — подъемная лебедка; 8 — кабина; 9 — механизм передвижения машины; 10 — хо­ довое колесо; 11 — лопастной питатель; 12 — ленточный конвейер

ТАБЛИЦА 29

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШИХТОВОЧНЫХ МАШИН-УСРЕДНИТЕЛЕЙ

Характеристика

Шихтопочная

Усреднитель

машина

Производительность,

м3/ ч ...................................................

30—40

40— 120

Скорость движения

скребков, м / с ..................................

0,33—0,5

0,45

Скорость движения машины:

0,8— 1,6

0,44— 1,8

при рабочем ходе, см/мин ..........................................

при холостом ходе, м/мин..............................................

9,05— 17,6

125

Число двойных ходов рыхлителя в 1 м и н .................

5—7,6

5,24

Сдвоенный ход рыхлителя, мм ......................................

650

1 000

Мощность электродвигателей, кВт:

30

40

скребкового

конвейера и рыхлителя .....................

механизма передвижения машины:

15

11

рабочий ход

...............................................................

холостой

х о д ...............................................................

5

Масса машины,

т ....................................................................

 

67

90

Расстояние между осями рельсов, м ..............................

18,35

19,5

Высота машины при поднятом рыхлителе, мм . . .

6 820

10 600

Длина рыхлителя, мм .......................................................

12 000

18 000

Ширина рыхлителя,

м м .......................................................

7 400

11 600

Производительность машины может снижаться и расход энергии возрастать вследствие чрезмерного налипания материала на зубья рыхлителя. При эксплуатации необходимо периодически очищать зубья и не допускать работы с выпавшими зубьями. Зубья по высоте должны быть по возможности одинаковыми и расположены в шахмат­ ном порядке. Изношенные зубья восстанавливают и упрочняют на­ плавкой.

Усреднитель (рис. 183) отличается от рассмотренной шихтовочной машины конструкцией отдельных узлов и их компоновкой. Рама 5 моста машины с ходовыми колесами 10 расположена выше уровня

пола шихтарника примерно на 2700 мм, вследствие чего нижняя часть моста со скребковым конвейером 3 оказалась подвешенной к раме моста, а нижняя опора 2 рыхлителя — консольно расположенной

к нижней части моста. Скребковый конвейер сбрасывает усредненный материал на полку галереи ленточного конвейера 12. Лопастным пи­ тателем 11, передвигающимся вместе с машиной вдоль отсека, шихта

снимается с полки и направляется на ленту конвейера. Такое услож­ нение конструкции обусловлено необходимостью более полно ис­ пользовать площадь и кубатуру шихтарника. Практически коэффи­ циент использования шихтарника при работе на тяжелых слеживаю­ щихся материалах оказался меньше расчетного, что обусловлено невозможностью захватить конвейером шихту от стен шихтарника и лопастного питателя, а также с полки галереи, находящейся под завалом шихты.

Скребковый конвейер (рис. 184) собран на базе двух пластинчатых роликовых цепей. Каждая цепь состоит из пластин 4 и 5, надетых на ось роликов 2. Шаг цепей равен 500 мм. К пластинам при помощи

348


вставок 3 приболчиваются скребки, состоящие из верхней 1 и ниж: ней 6 частей. Разъемная конструкция позволяет заменять в случае

износа только быстроизнашивающуюся часть. Зуб 7 предназначен для подрезания и облегчения захвата скребками шихты из отсека. Скребкам придана изогнутая форма.

Опыт эксплуатации конвейеров с одной цепыо показал непри­ годность этой конструкции для работы на концентратах вследствие возникновения перекосов и обрывов звеньев цепи. В шихтовочной машине цепь имеет направляющие пластины, которые центрируют

7

6

Рис. 184. Узел

скребкового конвейера

ее и не позволяют звеньям выкручиваться. Применение двух цепей усложняет конструкцию и эксплуатацию, так как вследствие нерав­ номерного износа шарниров и вытягивания цепей появляются пере­ косы, требующие более частых регулировок натяжения и ремонтов.

Приводной механизм рыхлителя и скребкового конвейера (рис. 185) также имеет кривошипный вал 3 с двумя ведущими звез­ дочками 2 и кривошипом 4, от которого движение передается шату­ ном 5 одновременно рыхлителю 6 и скребковым цепям 1 с натяжными звездочками 8. Опорные катки 7 установлены попарно на концах

рамы рыхлителя с шагом 1000 мм. Вращение приводу передается от электродвигателя через трехступенчатый редуктор. Скорость движения скребков постоянная, 0,45 м/с.

Механизм передвижения моста имеет два отдельных электродви­ гателя: для рабочего и холостого хода, что обеспечивает увеличение быстроходности машины при ее возвращении в поперечный пролет шихтарника. Из четырех опорных колес ведущими являются только два, что упрощает конструкцию привода, но одновременно снижает ее тяговую способность.

349

Сопоставляя рассмотренные машины, следует отметить высокую эксплуатационную надежность шихтовочной машины, работающей на свинцовой агломерационной шихте свыше 20 лет. Расположение кабины позволяет машинисту наблюдать за движением и загрузкой скребкового конвейера, что невозможно в усреднителе. В шихтовоч­ ной машине направление усилия от скребков и кривошипно-шатун­ ного механизма почти совпадают с плоскостью расположения рельсов, в то время как в усреднителе эти усилия приложены на большом плече (в пределах 1,25—2,7 м) и создают большой изгибающий момент, приходящийся на конструкцию моста, и большие боковые усилия,

Рис. 185. Кинематическая схема привода скребкового конвейера и рыхлителя

действующие на рельсы и их крепление. Поэтому масса моста увели­ чена, а надежность узла крепления рельсов уменьшена.

Для уменьшения боковых усилий, вызванных главным образом большими инерционными воздействиями массивного рыхлителя, создана конструкция рыхлителя, состоящего из двух отдельных частей. Каждая половина рыхлителя приводится в возвратно-посту­ пательное движение (в разные стороны) от самостоятельного привода, это позволяет уравновесить инерционные усилия.

Обслуживание ленточного конвейера и лопастного питателя, на­ ходящихся в закрытой двумя полками галерее, связано с большими

трудовыми

затратами

в стесненных условиях запыленной

галереи,

не имеющей грузоподъемных механизмов.

 

этот узел

Наличие

питателя

и полок

усложняет и удорожает

установки

и

создает

дополнительный источник пылеобразования.

В условиях усреднения тяжелых

липких и слеживающихся

шихт

штабель не достигает проема галереи, так как

машина не

может

работать под завалом.

Наиболее

рационально применять усредни­

тели подобной конструкции для

сухих сыпучих материалов. Ос­

новное достоинство усреднителя — сравнительно

высокая агрегатная

производительность, а также более полное использование

площади

шихтарника.

 

 

 

 

 

 

350


Врезультате сбрасывания шихты с конвейера и перемешивания

еерыхлителем в шихтарнике создается значительная запыленность. Поэтому при эксплуатации машин должна обеспечиваться хорошая

герметичность кабины: окон, обшивки, двери. Проемы в крыше сле­ дует держать во время работы закрытыми. Вентиляционная уста­ новка должна быть исправной и устойчиво работать. Для снижения запыленности в шихтарнике устанавливают систему гидрообеспыли­ вания.

Канаты рыхлителя необходимо регулярно смазывать, не реже одного раза в 3—5 месяцев. Для смазки пользуются канатной мазью после тщательной очистки каната от старой мази и грязи. Места постоянных перегибов каната периодически заменяют. При опуска­ нии и подъеме рыхлителя следует избегать рывков. Тормозные уст­ ройства должны быть постоянно исправными. Во время ремонта рыхлитель должен быть опущен на подкладки или надежно укреплен подпорками. Ходить под рыхлителем запрещается.

Для механизации ремонтных работ на раме машины устанавли­ вают кран — укосину; в крыше предусматривают закрываемые люки, через которые транспортируют части машины. Поперечный пролет шихтарника оснащают мостовым краном с ручным управлением.

Машина имеет много узлов трения, смазываемых мазями. Подача их к трущимся поверхностям осуществляется от централизованной системы густой смазки (СРГ). Уровень масла в редукторах поддержи­ вают постоянным, периодически добавляют свежее очищенное масло. Строго следят за плотностью прокладок и уплотнений. Раз в 3—4 ме­ сяца работы редуктор промывают и меняют масло.

Скребковый конвейер является наиболее быстро изнашиваю­ щимся узлом машины. Поэтому все рабочие детали его изготавливают из износостойких материалов. По мере износа рабочие поверхности наплавляют износостойкими сплавами. Пальцы, ролики и звенья цепей подвергают термообработке.

§63. Смесители

Вцветной металлургии наиболее широкое применение нашли ло­ пастные и барабанные смесители. Лопастные смесители используют преимущественно для перемешивания мелко размолотых материалов. В зависимости от числа лопастных валов смесители разделяют на одновальные и двухвальные. Последние бывают прямоточные, когда оба вала подают материал в одну сторону, и противоточные, когда

валы подают материал в разные стороны.

На рис. 186 показан смеситель прямоточного действия. В корыте 6

в противоположные стороны вращаются два вала 5 с лопастями 7. Один (ведущий) вал приводится в движение от редуктора, а другой — от зубчатой передачи 2. Лопасти, расположенные в разбежку, обра­

зуют по длине вала винтовую линию (спираль). Лопасти установлены под углом 20—35° к вертикальной оси; их делают цельными и сбор­ ными. Корыто 8 сваривают из листовой стали. В торцовых стенках установлено лабиринтное уплотнение 3, предотвращающее пылевы­

351