Файл: Басов, А. И. Механическое оборудование обогатительных фабрик и заводов тяжелых цветных металлов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
вызваны главным образом быстрым износом рабочих деталей и саль ника. Поэтому в процессе эксплуатации особое внимание уделяют повышению износостойкости проточной части насосов. Для насосов обогатительных фабрик, работающих на гидроабразивное истирание, применяют износостойкие детали из высокохромистых чугунов (при работе на пульпах с крупными включениями), защищенные износо стойкой резиной. Работа на деталях из отбеленного чугуна допу стима только при перекачке неабразивных пульп, так как срок службы таких деталей при прочих равных условиях во много раз меньше. На абразивных пульпах чугунные колеса служат от 7 до 10 дней.
Значительное повышение стойкости достигается покрытием кор пуса слоем корунда на бакелитовой связке. Изготовление корундо вых колес находится в стадии испытаний. Под воздействием центро бежной силы такие колеса местного изготовления оказываются не стойкими, непрочными. Корундпрование корпусов позволяет удли нить срок их службы в результате повторных покрытий. Корпуса и колеса землесосов восстанавливают наплавкой износостойкими порошковыми проволоками, что позволяет повысить нх работоспо собность в 2—3 раза. Корпуса насосов, работающих на агрессивно абразивных гидросмесях, также восстанавливают методом наплавки хромоникелевыми материалами. В то же время рабочие детали этих насосов из стали Х18Н9Т служат в пределах 15—20 дней.
Особого внимания требует сальниковое уплотняющее устройство. Вода в гпдрозатворы должна поступать непрерывно, быть чистой и требумого давления (для насосов с боковым подводом около 5 Н/см2, или 0,5 кгс/см2). Перерывы в подаче воды или поступление грязной воды связано с быстрым износом набивки и защитной втулки, рабочая поверхность которой должна быть гладкой, без рисок и задиров. Вода должна подаваться в насос перед пуском его в работу. Для плотного эластичного облегания втулки вала набивка должна быть мягкой, хорошо пропитанной, упругой и чистой. Чрезмерная за тяжка и перекосы нажимной втулки вызывают перегрев сальника и втулки. Набивку регулярно подтягивают, не допуская просачи вания пульпы через сальник.
Продолжительность и качество работы сальника во многом опре деляются состоянием рабочего колеса. Для обеспечения нормальной работы и параметров насоса рабочие колеса необходимо своевременно заменять (по установленному графику). Не допускается работа на колесах, потерявших практически полную работоспособность вслед ствие полного износа лопастей и дисков.
Рабочие колеса перед установкой проходят статическую баланси ровку для предотвращения дебаланса и вызываемых им вибраций и преждевременного износа подшипников. Срок службы подшипни ков, особенно близко расположенных к сальнику, зависит от качества уплотнения. Канавки и выступы гребенчатых уплотнений тщательно изготовляют и правильно (без перекосов) закрепляют.
Характерные неисправности в насосах и способы их устранения приведены в табл. 28.
836
ТАБЛИЦА 28
НЕИСПРАВНОСТИ В ЦЕНТРОБЕЖНЫХ ПЕСКОВЫХ НАСОСАХ
|
Причина неисправности |
|
Способы устранения неисправности |
||||||
|
|
|
Пущенный насос не подает пульпу |
|
|
||||
1. Насос и всасывающая труба не |
1. Заполнить зумпф (песковый ящик), вса |
||||||||
|
заполнены пульпой |
|
|
сывающую трубу и насос пульпой, пустить |
|||||
|
|
|
|
|
|
насос и проследить за равномерной пода |
|||
2. |
\ |
|
труба |
забита |
2. |
чей пульпы |
в зумпф |
|
|
Всасывающая |
Очистить зумпф, |
всасывающую трубу и |
|||||||
|
песками, щепой или металличе |
|
насос; промыть водой |
|
|||||
3. |
ским скрапом |
|
|
3. |
Поставить |
трубу |
должного |
(большего) |
|
Насос не может преодолеть со- |
|||||||||
|
противление |
|
во всасывающей |
|
диаметра; уменьшить ее длину и устра |
||||
|
трубе |
|
|
|
|
нить лишние и резкие изгибы; снизить |
|||
4. |
Малая скорость вращения рабо |
|
высоту всасывания |
|
|||||
4. Заменить двигатель на более быстроход |
|||||||||
|
чего колеса |
|
|
|
|
ный, а в случае привода с ременной пере |
|||
5. |
Рабочее колесо не вращается |
|
дачей изменить ее передаточное число |
||||||
5. Закрепить колесо и муфту надежно; пе |
|||||||||
|
или вращается в обратную сто |
|
реключить фазы электродвигателя. На |
||||||
|
рону |
|
|
|
|
правление |
вращения должно |
совпадать |
|
|
|
|
|
|
|
с направлением резьбы в колесе |
|||
|
|
|
Насос резко снижает подачу и напор |
|
|||||
1. |
Предельно |
изношены |
рабочее |
1. Заменить изношенные детали и набивку |
|||||
2. |
колесо, корпус и сальник |
|
сальника |
|
|
|
|||
Зумпф, всасывающая или на |
2. Отыскать забитое место или изношенное, |
||||||||
|
гнетательная |
|
труба забились |
|
очистить, промыть или отремонтировать |
||||
|
песками или |
износились |
|
|
трубы |
|
|
|
|
|
|
|
Насос вибрирует при работе |
|
|
||||
1. |
В результате |
неравномерного |
1. Заменить изношенное колесо новым от |
||||||
|
износа образовался большой де |
|
балансированным32 |
|
|
||||
2. |
баланс рабочего колеса |
валов, |
2. Отцентрировать валы и устранить воз |
||||||
Нарушилась |
|
центровка |
|||||||
|
изношены подшипники вала |
|
можные причины расцентровки (непра |
||||||
|
|
|
|
|
|
вильное закрепление полумуфт, изношен |
|||
|
|
|
|
|
|
ность пальцев и |
отверстий, изгиб валов |
идр.); сменить подшипники
3.Ослабли фундаментные болты, 3. Подтянуть болты, усилить опорную раму, недостаточная жесткость опор очистить фундамент, подлить и закрепить
ной рамы, слабо закреплена |
раму, плиту; |
закрепить надежно трубу — |
напорная труба |
устранить ее |
дрожание |
Сальник быстро изнашивается
1.Не поступает в гидрозатвор вода 1. Устранить причину неправильной подачи или поступает ее недостаточно; воды в гидрозатвор (прочистить или уве
подается |
грязная вода |
|
личить диаметр подводящих труб и др.); |
|
2. Плохое |
состояние |
защитной |
2. |
не допускать работу на грязной воде |
Заменить втулку или в случае небольших |
||||
втулки вала |
|
|
дефектов устранить задиры и риски на ее |
|
3. Предельно изношены экспеллер, |
3. |
поверхности |
||
Сменить рабочее колесо с изношенным |
||||
уплотнитель; слабая |
пружинка |
|
экспеллером, заменить пружинку и уплот |
|
|
|
|
|
нитель |
22 А. И. |
Басов |
|
|
337 |
П р и ч и н а н е и с п р а в н о с т и
Продолжение табл. 28
Способы устранения неисправности
Преждевременно выходят из строя рабочие колеса
1. Износостойкость материала не |
1. |
Применить более стойкий материал для |
|
соответствует условиям работы |
|
изготовления колес, пригодный для пере |
|
|
|
качивания данной пульпы; правильно |
|
2. Попадание в насос металличе |
2. |
термообрабатывать износостойкие чугуны |
|
Не допускать |
попадания шаров — поста |
||
ских предметов |
|
вить решетки, |
очистить зумпфы |
Большим недостатком, усложняющим и удорожающим эксплуата цию является разнотипность насосов, достигающая на некоторых комбинатах 12— 15 типоразмеров. Проводимая на некоторых комби натах унификация позволяет в несколько раз сократить число типо размеров и рационально организовать централизованное изготовле ние запасных частей и агрегатный капитальный ремонт. Изношенный насос передают в ремонтный цех, а на его место устанавливают за пасный, прошедший испытания на стенде ремонтного цеха. На рабо чем месте заменяют только быстроизнашиваемые детали насоса. Для бесперебойной работы необходим неснпжаемый запас этих деталей, а также резерв агрегатов (50— 100% в зависимости от числа типораз меров насосов).
ОБОРУД ОВАНИЕ ДЛЯ Ш И ХТО П РИ ГО ТО В Л ЕН И Я
§ 61. Общие сведения
Рудным сырьем для производства тяжелых цветных металлов служат флотационные концентраты и руда. Цинковые, свинцовые и медные заводы работают только на концентратах, никелевые — и на концен тратах, и на руде. Кроме извлекаемых металлов (меди, никеля, свинца, цинка, кадмия, кобальта, благородных и других металлов), в концентратах и руде содержится большое количество кварца, из вестняка, железа, серы и других компонентов. Извлечение нужных металлов и удаление ненужных компонентов достигается в результате осуществления многочисленных технологических процессов, основ ными из которых являются обжиг, спекание, плавка, конвертирование и рафинирование на пирометаллургических заводах; обжиг, выщела чивание и электролиз — на гидрометаллургических заводах.
В рудное сырье, предназначенное для пирометаллургической переработки, добавляют флюсы в виде кварца, известняка и железной руды, а также различные материалы, возвратившиеся из металлур гического передела (оборотные материалы, возврат) для последую щего использования: шлаки, мелкий агломерат, кеки, клинкер и др. Эту смесь материалов называют шихтой. В ее состав входят весьма разнородные материалы: тонкоизмельченные концентраты с части цами менее 100 мкм, известняк, кварц и железная руда с кусками до 400 мм, возвратный агломерат с кусками менее 20 мм и другие ком поненты различного состава, формы и крупности. Поэтому перед подачей на металлургическую переработку шихту подвергают пере мешиванию, усреднению для придания возможной однородности, без которой нельзя достичь эффективной работы металлургических агре гатов (высоких производительности и степени извлечения металлов).
Крупнокусковатые материалы подвергают предварительному дроблению до требуемой крупности в конусных дробилках крупного, среднего и мелкого дробления, в дробилках ударного действия. Для некоторых металлургических процессов компоненты шихты после дробления измельчают в мельницах, подвергают грохочению и клас сификации.
Подготовленные для перемешивания измельченные материалы шихты и концентраты загружают в соответствующие отсеки бункеров при помощи ленточного конвейера.
Усреднение материалов осуществляется двумя способами: на ленточном сборном конвейере и в штабелях. Сборный конвейер про ходит вдоль бункеров, из которых материалы подаются (питателями и весовыми дозаторами) на ленту одновременно, образуя на ней несколько слоев. Перемешивание шихты в этом случае происходит
2 2 * |
339 |
при дальнейших перегрузках материалов с конвейеров, в бункерах и питателях.
Усреднению в штабелях подвергают руду и шихту. Руду усред няют обычно в открытых складах, оборудованных разгрузочными эстакадами и экскаваторами. Над складом проходит галерея с лен точным конвейером. Разгрузочная тележка конвейера сбрасывает руду в обе стороны. Сформированный штабель имеет множество слоев руды, отличающихся один от другого в той или иной степени химическим составом. Штабель разгружают экскаватором с таким расчетом, чтобы ковш зачерпывал руду по возможности со всех слоев, и тем самым происходило ее усреднение.
Усреднение шихты методом послойных штабелей осуществляют в закрытых шихтарниках, используя для этого шихтовочные ма шины-усреднители. По сравнению с рассмотренными методами усред нения этот способ позволяет получить более постоянный состав шихты п дает возможность более удобно п точно регулировать состав, а также создать в шнхтарнике лучшие санитарно-гигиенические условия.
Усредненная руда подается на дробление и последующее шихто вание, а усредненная на конвейере или в штабелях шихта — на сме шение в специальные машины-смесители.
В последние годы широкое распространение получает метод ока тывания (гранулирования) тонкоизмельченных концентратов в бара банных "или тарельчатых окомкователях (грануляторах). Получае мые сырые окатыши (гранулы) в виде шариков размером 8—20 мм в производстве цветных металлов и 20—35 мм в производстве черных металлов подвергают для упрочнения сушке и высокотемператур ному обжигу. Быстрое развитие метода окатывания вызвано возра стающим производством тонкоизмельченных концентратов (с части цами размером 50—75 мкм), спекание которых на агломашинах приводит к снижению их производительности и ухудшению качества агломерата. Производство окатышей особенно развито в черной метал
лургии — в |
1970 г. мировое производство их достигло около |
100 млн. т. |
|
§ 62. Шихтовочные машины-усреднители
Первая отечественная машина была изготовлена на Дебальцевском машиностроительном заводе по проекту Гипроцветмета (автор инж. А. А. Галашин) и установлена в 1952 г. на Усть-Каменогорском свинцовом заводе. Машина работает в шнхтарнике, имеющем три параллельных отсека (рис. 179). Вдоль каждого отсека наверху рас положены ленточные конвейеры с разгрузочной тележкой 2. Ком
поненты шихты (концентрат, кварц, известняк, кокс и др.) пооче редно сбрасываются и укладываются слоями по длине отсеков. Обра зующиеся штабели имеют треугольное поперечное сечение, угол на клона боковых сторон равен углу естественного откоса материала.
На рис. 179 дан вариант, когда в левом отсеке подготовлен шта бель 1 опробованной шихты, в среднем происходит усреднение шихты
работающей машиной 5, а в правом — заполнение шихтой. Ленточный
340
конвейер 4 транспортирует усредненную шихту на дальнейшее пере
мешивание в смесители агломерационного цеха. В шихтарнике имеется поперечный пролет, в котором установлена траверсная те лежка для передачи машины по отсекам. В последних конструкциях усреднителей предусмотрен механизм для самоходного передвиже ния машины по поперечному пролету шихтарника.
Машина (рис. 180) представляет собой сочетание разрыхляющего механизма и скребкового конвейера, связанных между собой кинема тически и расположенных на самоходном массивном мосту машины.
Рабочий орган машины — рыхлитель (борона) 1 состоит из жест
кой сварной рамы с закрепленными на ней многочисленными зубь
ями 2. В нижней части рыхлитель опирается роликами на направля
ющую, а в верхней поддерживается стальными канатами. Рыхлитель совершает возвратно-поступательное движение поперек отсека, одно временно он очень медленно поступательно движется вдоль отсека от специального механизма передвижения моста машины. В резуль тате этих двух движений зубья рыхлителя непрерывно срезают с по верхности штабеля тонкий слой материала, который, постепенно передвигаясь между зубьями, спускается вниз, к подошве штабеля. Непрерывно двигающиеся скребки конвейера 6 подхватывают опу стившийся материал и перемещают его на ленточный конвейер 14
для дальнейшей технологической переработки.
• Синхронное движение рыхлителя и скребкового конвейера осу ществляется от общего приводного механизма (рис. 181). Кривошип ный вал 7 вращается от электродвигателя 1 через редуктор 2 и зубча тую пару 3 в подшипниках 4. При помощи кривошипа 8 и шатуна 9
вращение вала 7 преобразовывается в возвратно-поступательное движение рыхлителя 11, шарнирно соединенного с шатуном. Ролики 10 закреплены на раме рыхлителя и перекатываются по направляю щей трубе 12. Движение скребков 6 осуществляется при помощи приводной 5 и натяжной 13 звездочек. Для натяжения скребковой
цепи предусмотрено винтовое натяжное устройство.
Скребки 1 конвейера (рис. 182, а) слабо изогнутой формы распо
ложены под небольшим углом к оси конвейера. Передняя нижняя кромка скребка имеет выступ. Такое расположение и такая форма скребков позволяют лучше отгребать материал от штабеля и легче его транспортировать. Скребки прибалчивают к кронштайнам 2,
341