Файл: Алексеев, А. П. Передвижные электростанции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мов превышает силы давления газов в цилиндре и дви­ гатель уменьшает обороты до состояния равновесия этих сил. Регулировка ограничителя оборотов осуществляется изменением величины натяжения пружины, расположен­ ной снаружи двигателя.

В остальных двигателях агрегатов применяется цен­ тробежный регулятор оборотов.

У двигателей М-407 и ГАЗ-322 привод регулятора оборотов осуществляется клиновидным ремнем от шкива на валике водяного насоса (у двигателя М-407 регуля­ тор оборотов размещен на месте генератора).

Система зажигания предназначена для своевремен­ ного воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двига­ теля. Воспламенение рабочей смеси в карбюраторных двигателях производится электрической искрой, проска­ кивающей между электродами запальной свечи под дей­ ствием импульса электрического тока высокого напря­ жения. В карбюраторных двигателях система зажигания от магнето (СД-60, 2СДВ, УД, ГАЗ-322) или система ба­ тарейного зажигания (М-407). Элементы системы зажи­ гания имеют экранировку, обеспечивающую снижение уровня радиопомех.

На рис. 2.11 приведена схема работы системы зажи­ гания от магнето. (СД-60, 2СДВ, УД, ГАЗ-322.)

В результате вращения постоянного магнита между башмаками стоек 4 в сердечнике 3 возникает пульси­ рующий меняющий направление магнитный поток, кото­ рый возбуждает в обмотке 2 ЭДС.

Переменный электрический ток низкого напряжения в этой обмотке, выполненной с небольшим числом витков из толстой изолированной проволоки (первичной обмот­ ки), возбуждает сильное магнитное поле, в котором на­ ходится вторичная обмотка 1 с очень большим числом витков тонкой изолированной проволоки. В цепь первич­ ной обмотки включен прерыватель 6. Одни конец пер­ вичной обмотки соединен с сердечником, т. е. с массой, а второй — с одним из контактов прерывателя (молоточ­ ком или наковальней).

■ Молоточек к наковальне постоянно прижимается пру­ жинкой, а размыкается кулачком 7 прерывателя.

Таким образом, путь тока низкого напряжения бу­ дет: первичная обмотка 2 — замкнутые контакты преры­ вателя 6 — масса — стойка 4 — сердечник — первичная обмотка 2.

5-834

113

Каждый раз, когда ток в первичной обмотке дости­ гает своего наибольшего значения, прерыватель 6 с по­ мощью кулачка 7, вращающегося вместе с магнитом, размыкает цепь тока низкого напряжения. При размыка­ нии этой цепи магнитное поле, созданное током низкого напряжения, мгновенно исчезает, пересекая с большой

 

 

Путь тока высокого

 

 

напряжения

 

Рис. 2.11. Схема системы зажигания от магнето:

I ~ вторичная обмотка;

2 — первичная

обмотка: .7 — ярмо;

4 — полюс: 5 —

якорь; 6 — прерыватель;

7 — кулачок;

8 — конденсатор; 9 — кнопка останова;

Ю — свеча зажигания; II — провод высокого

напряжения,;

/2 — ограничитель­

ное сопротивление; 13 — защитный

искровой разрядник

скоростью витки вторичной и первичной обмоток, в ре­ зультате чего во вторичной обмотке возникает ток высо­ кого напряжения (2—2,5 тыс. в), а в первичной обмот­ ке— ток самоиндукции (напряжением 200—400 в).

У двигателей СД-60 и 2СДВ магнето имеет фиксиро­ ванное положение прерывателя, т. е. в процессе работы двигателя угол опережения зажигания не изменяется.

114



Магнето двигателей УД имеет автомат опережения зажигания. В остальном устройство магнето двигателя 2СДВ и двигателя УД в основном одинаковое.

Автомат опережения зажигания служит для автома­ тического изменения момента воспламенения рабочей смеси в зависимости от изменения числа оборотов дви­ гателя. Мощность и экономичность карбюраторного дви­ гателя в большой степени зависит от момента зажига­ ния рабочей смеси.

Зажигание смеси производится с некоторым опереже­ нием, т. е. раньше чем поршень придет в верхнюю мерт­ вую точку при такте сжатия.

Наивыгоднейший момент зажигания рабочей смеси зависит в основном от числа оборотов двигателя: с уве­ личением числа оборотов угол опережения зажигания должен соответственно увеличиваться и с уменьше­ нием— уменьшаться. Излишнее раннее зажигание приво­ дит к возникновению детонации, появлению стуков,

вызывающих

повышенный

износ деталей двигателя и

к потере его

мощности.

Позднее зажигание также

вызывает падение мощности и экономичности дви­ гателя и обычно сопровождается сильным его пе­ регревом.

Сх е ма э л е к т р о о б о р у д о в а н и я д в пг а т е - л я М-407 включает аккумуляторную баГарею, свечи; распределитель зажигания, провода высокого напряже­ ния и катушку зажигания, которые экранированы. Под­ зарядка аккумуляторной батареи осуществляется от бло­ ка подзарядного устройства, питаемого через трансфор­ матор ТПУ от сети генератора. Распределитель зажига­ ния приводится во вращение от валика масляного насоса через промежуточный валик. Направление вращения — левое, если смотреть со стороны его крышки. Прерыва­ тель тока низкоГо напряжения имеет центробежный ре­ гулятор, автоматически изменяющий угол опережения зажигания.

Зажигание в двигателе ГАЗ-322 осуществляется от магнето с пусковым ускорителем и' рычагом для ручной регулировки опережения зажигания.

Магнето М-12 расположено в передней части двига­ теля на кронштейне, закрепленном на фланце крышки распределительных шестерен. Привод магнето осущест­ вляется дополнительной шестерней от распределитель­ ного вала.

5*

115


Э л е к т р о о б о р у д о в а н и е д в и г а т е л я ГАЗ-322 приведено иа рис. 2.12. Оно выполнено напряжением 12 вольт. Генератор типа Г12 двухщеточный параллель­ ного возбуждения мощностью 220 вт работает совместно с реле-регулятором.

Рис. 2.12. Принципиальная схема электрооборудования

двигателя

ГАЗ-322:

 

 

 

/ — аккумуляторная батарея; 2 — амперметр; 3 — реле-регулятор;

А — конден­

сатор; 5 — генератор; б — магнето;

7 — свечи

зажигания;

8 — выключатель

магнето-. 9 — выключатель стартера;

10 — реле

выключения

стартера; / / —

стартер

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

В качестве первичных двигателей передвижных элек­ тростанций мощностью 10, 20, 30, 50, 75, 100 и 200 кет

применяются специальные стационарные дизели типа 4-8,5/11, 1Д6, 1Д2 и автотракторного типа, приспособлен­ ные для работы в стационарном режиме — Д40А, ДП-20, ЯМЗ-204Г. Эти дизели находят широкое применение также и для механического привода -различных машин и механизмов в сельском хозяйстве, на лесозаготовках, геологоразведочных, буровых и других работах.

116

Основные характеристики дизелей

приведены в

табл. 2.3.

 

Дизели электростанций состоят из

кривошипно-ша­

тунного механизма, механизма передачи, распредели­ тельного механизма и систем: питания с регулятором оборотов, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Дизели типа 4-8,5/11. Общий вид дизеля в разрезе приведен на рис. 2.13.

Дизели типа 4-8,5/11 максимально между собой уни­ фицированы и в основном отличаются лишь количеством цилиндров.

Блок-картер дизеля литой из серого чугуна (у двух­ цилиндровых дизелей картер туннельного типа). В верх­ нюю часть его, являющуюся рубашкой цилиндров, в спе­ циальные расточки вставляются гильзы цилиндров, из­ готовленные из специального легированного чугуна с хромированной наружной поверхностью. Гильзы закреп­ лены в верхней части, имеют уплотнения в виде двух резиновых колец и омываются охлаждающей жидкостью.

Крышки (головки) цилиндров литые из чугуна, об­ щие на каждые два цилиндра. В них смонтированы впускные и выпускные клапаны с деталями их крепле­ ния и пружинами, вставка вихревой камеры, свеча на­ каливания и форсунки. Внутренние боковые и торцевые стенки крышки образуют водяную рубашку, по которой проходит охлаждающая жидкость, поступающая из во­ дяной рубашки блок-картера.

У четырехцилиндровых двигателей имеется поддон картера, литой из алюминиевого сплава. Он закрывает картер снизу и служит резервуаром для масла.

Спереди картера имеется отсек, в котором разме­ щаются приводные шестерни газораспределения. Отсек и весь передний торец блок-картера и поддона дизеля за­ крывается крышкой крепления агрегата, отлитой из алю­ миниевого сплава. Коробчатая конфигурация крышки придает ей необходимую жесткость. На одном из флан­ цев наружной поверхности крышки кре'пится .масляный насос, а другой фланец имеет отверстие, через которое проходит передний конец коленчатого вала.

Уплотнение от просачивания масла обеспечивается самоподжимным сальником. Открытый торец'блок-кар­ тера и поддона сзади дизеля закрывается кожухом ма­ ховика, отлитым из алюминиевого сплава. Кожух одно­ временно является фланцем для соединения с корпусом

117


19 /&

118

генератора агрегата. На торцевой поверхности его в верхней части имеется горловина, в которой крепится стартер, а в центре — отверстие для заднего конца ко­ ленчатого вала.

Кожух маховика точно устанавливается и штифтуется для обеспечения равномерного радиального зазора между фланцами коленчатого вала и кожухом, что яв­ ляется условием надежного уплотнения картера от про­ сачивания масла. На боковой поверхности кожуха в верх­ ней части и сбоку имеются два смотровых лючка со стрелками, служащими для проверки и установки фаз газораспределения. Нижняя часть картера разделена пе­ регородками.

У четырехцилиндровых двигателей к каждой перего­ родке шпильками крепятся бугели коренных подшипни­ ков коленчатого вала. В кольцевых приливах в сборе с бугелями расточены отверстия под вкладыши коренных подшипников. Вкладыши тонкостенные, на их стальную основу заливается-слой из свинцовистой бронзы толщи­ ной 0,5 лш.

Первая, третья и пятая опоры коленчатого вала вы­ полнены вдвое шире, чем вторая и четвертая. Коленча­ тый вал изготовлен из хромистой стали с четырьмя ша­ тунными и пятью коренными шейками.

У двухцилиндровых дизелей коленчатый вал двух­ опорный, установлен на шарикоподшипниках.

Шатуны штампованные из углеродистой стали дву­ таврового сечения: в верхнюю головку . запрессована бронзовая втулка; нижняя головка разъемная.

Поршни изготовлены из высокопрочного алюминие­ вого сплава (силумин АЛЮ). Днище поршня снаружи плоское. Каждый поршень имеет пять канавок: в верх­ ние три канавки установлены три компрессионных коль­ ца, в другие две — маслосъемные кольца. Компрессион­ ные кольца имеют прямоугольное сечение с округлен­ ными внутренними и наружными кромками (верхнее кольцо покрыто пористым хромом).

Рис.

2.13. Продольный разрез дизеля 2ч 8,5/11 (1Р1-6):

/ — крышка

крепления агрегата; 2 — привод водяного насоса;

3 — регулятор;

4 — натяжное устройство регулятора; 5 — штурвал

изменения

числа оборо­

тов; 6 — кронштейн

с рычагом

для выключения подачи топлива: 7 — водяной

насос; 8 — головка

цилиндров;

9 — термостат; 10 — клапан впускной;

// — кла­

пан выпускной; 12 — фильтр для очистки

воздуха;

13 — поршень;

14 — блок-

картер; 15 — гильза

цилиндра;

16 — шатун; 17 — кожух маховика;

18 — махо­

 

вик;

19 -н палец

маховика:

20 ~ фпльтр-прнемник

 

119