Файл: Алексеев, А. П. Передвижные электростанции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марка

Наименование

 

 

 

 

 

 

характеристик

 

2ч —JY* <1Р2>

4

ч UP4.

 

Д40А

 

 

 

 

 

5П2Ф)

 

5П4Ф)

 

 

Тип дизеля

 

 

 

Четырехтактный бескомпрессорный вн-

 

 

 

 

 

хрекамерный

 

 

 

 

Номинальная

мощность

12

 

2-1

 

40

в л. с.

 

 

число

обо­

 

 

 

 

 

Номинальное

 

 

 

 

 

ротов

в

мин

 

 

 

 

 

 

Число и

расположение

 

 

 

 

 

цилиндров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верти

Диаметр

 

цилиндра

и

85x110

85Х1Ы

 

105X130

ход поршня в Л1

 

 

 

 

 

 

Отношение

хода поршня

.29

 

1,29

 

1.2

к диаметру

цилиндра

 

 

 

 

 

Расположение

клапанов

 

 

 

 

 

Тип камеры сгорания

Вихревая

шарообразная

 

Степень

сжатия

 

17

 

17

 

17

Порядок

работы цилин­

1— 2

 

-3—4—2

1

34—2

дров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2.3

РИСТПКИ ДИЗЕЛЕЙ

днзелл

ЯМЗ-М204Г 1Д6-100АД 1Д6-150АД

1Д6Б

1Д6В

1Д12В

Двухтак­ Четырехтактный бескомпрессорный со струйным тный бесраспылпванпем топлива компрессорнып

60

100

150

150

■150

300

1500

 

 

 

 

 

 

-1

6

6

6

6

12

кальчое рядное

 

 

 

 

V—образ­

 

 

 

 

 

 

ное

108X127

150X180

150X180

150X180

150X180

150

 

 

 

 

 

 

Ход поршня

 

 

 

 

 

 

в левом

 

 

 

 

 

 

блоке 180

 

 

 

 

 

 

в правом

 

 

 

 

 

 

блоке 186,7

 

1,13

1.2

1,2

1,2

1.2

1.2

В е р х н е е

 

 

 

 

 

В

поршне,

Цилиндрическая в головке и сферическая в дни­

соответст­

ще поршня

 

 

 

вует

форме

 

 

 

 

 

распылен­

 

 

 

 

 

ной

струи

 

 

 

 

 

топлива

 

 

 

 

 

 

16

14

14

14

14

14—15

1—3—4—2

1—5—3— 1—5—3—

1—5—3—

1—5—3—

1 л—бпр—

 

 

6 - 2 —1

6—2—4

6—2—4

6—2—4

5л—2пр—

Зл— 4пр—

6л—1пр—2л -

5пр—4л— Зпр

121

120


'

Наименование

-

8,5

 

характеристик

 

2 4 ^ ii(lP 2 ,

 

 

 

5П2Ф)

Направление вращения коленчатого вала (со стороны маховика)

Топливо

Марка

4чт г (1р‘1, '

Д-ЮА

5П4Ф)

 

ГОСТ 305—62

Эффективный

расход

210

210

 

215

топлива в а/л.с. ч.

Два одно-

Четырех-

Четырех-

Тип топливного

насоса

 

 

плунжерных,

плунжерный

плунжерный

 

 

спаренных с

блочный с соб-

блочный

 

 

приводом

ствеппым при- 40М-4тМ-8,5Х

 

 

от распре­

водом и

меха­

X 10АМ

 

 

делитель-

низмом

регу-

 

 

 

ного вала

лировапия по­

 

 

 

 

дачи топлива

 

/7родплжение таблицы 2.3.

дизеля

1 ____

ЯМЗ-М204Г 1Д6-Ю0АД 1Д6-150АД

1Д6Б

1Д6В

1Д12В

Л е в о е

ГОСТ

305—62

Насос

форсунки

открытого типа АР-20

ГОСТ 305—62

 

195±5% | 185 + 5% | 185±50/0 | 1S5±5% \

175+2%

Плунжерный блочный с регулятором,

катарактом

и устройством для установки дизеля при падении давления масла в главно-й магистрали

Тип

форсунки

 

Закрытая со штифтовым

распылителем

Тип

топливного

фильтра

Войлочный

Грубой

 

 

 

 

 

 

 

очист км,

 

 

 

 

 

 

 

пластннча-

 

 

 

 

 

 

 

то-щелевой;

 

 

 

 

 

 

 

тонкой

очи­

 

 

 

 

 

 

 

стки,

 

из

 

 

 

 

 

 

 

хлопчатобу­

 

 

 

 

 

 

 

мажной тка­

Тип

воздушного

фильтра

Сетчатый, масляно-инер-

ни

 

 

Сухой

 

 

 

 

 

 

цнонный

 

центробеж­

 

 

 

 

 

 

 

ный

и

мас­

 

 

 

 

 

 

 

ляный пыле­

 

 

 

 

 

 

 

улавлива­

 

 

 

 

 

 

 

тель

с

сет­

 

 

 

 

 

 

 

чатым

 

Фазы

газораспределе­

 

 

фильтром

 

 

 

 

 

ния:

 

впуска

12+4°

11+3

10° до

 

начало

 

конец

 

впуска

до в. м. т.

в. м. т.

 

 

38+4°

37+3

46° после

 

начало

выпуска

после н. м. т.

н. м. т.

 

34+4°

33+3

56° до

 

 

 

 

 

до н.

м. т.

II. м. т.

То же

Грубой очистки, из ворсистого хлопкового шнура; тон­ кий—из ми­ неральной шерсти

Инерцион- но-масляный с сетчатым фильтром

Закрытая с щелевым фильтром

ТФ-1 (войлочный с картонными приставками)

Инерционный с проволоч­

Инерцпонцо-масля-

ной капителью

ный с сетчатым

 

фильтром

20 + 3° до в. м. т.

48+3° после н. м. т.

48+3° до н. м. т.

122

123

 


Наименование

характеристик

конец выпуска

начало впрыскива­ ния топлива

конец впрыскивания топлива

открытие выпускно­ го клапана

начало открытия продувочных окон конец открытия

продувочных ОКОИ закрытие выпускного

клапана Система смазки

Масло

Эффективный расход масла в г/л. с. ч.

Емкость системы смазки (с учетом масляного радиатора) в кг

Тип масляного насоса Тип масляного фильтра: грубой очистки

тонкой очистки

Система охлаждения

Пуск

 

 

 

Марка

(1Р2,

•14 -Д!Д- (IP4,

Q40.A

 

5П2Ф)

5ГНФ)

 

 

 

16±4°

15 ±3

10° после

 

после

в. м. т.

в. м. т.

Комбинированная под давлением п разори

Дизельное М'Г-16п,

Дизель

МС-14, ДП-11

5304—54

4 - 5

4—5

10

4,5—5,5

7—8

16

 

Шестеренный

 

Сетчатый или щелевой

КИМАФ

Картонный Р-2 млн АСФО-1 ДАСФО-2

Жидкостная, замкнутая с принудитель

Электростартером Пусковым двигателем ПД-10М

Регулятор чисел оборо­ Всережимный, центробежного типа тов

Сухой

вес (масса) дизе­

280

350

775

ля в

кг

 

 

 

Продолокение таблицы 2.3.

дизеля

ЯМЗ-М204Г 1Д6-100АД 1Д6-150АД

1Д6Б

1Д6В

1Л12В

 

 

20±3° после в м. т.

 

 

14°

до

 

В. м. т.

 

 

 

 

2° до

В. м. т.

 

 

 

 

 

 

о

о

 

 

со Сл

 

 

н. м. Т.

 

 

 

 

46°

до

н. м. т.

 

 

 

 

48° ±3

46°

после

II. м. т.

 

 

 

 

20°±3

54°

после

II. м. т.

 

 

 

 

 

 

згиваиием

Комбинированная,

циркуляционная с сухим картером

мое

ГОСТ

Авиационное, летом МК-22

пли МС-20,

ДЛ,

ДЗ

 

 

 

зимой МС-14

 

 

ДС,

ДА

3%

от рас-

13,5

9

9

о

9

 

хода

 

топли-

 

 

 

 

 

 

 

ва

60

60

60

60

9

 

16,5

 

 

 

 

Шестеренный трехсекционный

 

 

Щелевой

Проволочно-щелевой с картонным фильтрующим

из

шерстя-

элементом

тонкой

очистки

 

 

 

пой набивки

 

 

 

 

 

 

ной циркуляцией охлаждающей жидкости в радиаторах.

Электро­ Электростартером и сжатым воздухом стартером

ОдиореВсережимный центробежный, непосредственного жимный действия с регулируемой степенью неравномерности центробеж.

ный

800

1270

1290

1450.

1300

2010

124

125


Распределительный вал дизелей изготовлен из угле­ родистой стали. Своими опорными шейками он устанав­ ливается в бронзовые подшипники, запрессованные в от­ верстие блока-картера, и приводится во вращение через шестерни распределения. Осевому перемещению вала препятствует шестерня привода топливного насоса, кото­ рая вследствие осевых усилий, образующихся от косозу­ бых шестерен, при работе дизеля прижимается к фланцу бронзовой втулкой. Перемещение в противоположном направлении предупреждается специальным упором.

При работе в строго определенной последовательно­ сти кулачки распределительного вала приводят в дей­ ствие толкатели и штанги. Штанги сообщают качательное движение коромыслам, а последние, преодолевая со­ противление пружин, открывают клапаны. Для облегче­ ния проворачивания коленчатого вала при запуске ди­ зели имеют декомпрессионное устройство, состоящее из валика и рукоятки с фиксатором.

Валик монтируется в торцевых стенках блока-карте­ ра, при его повороте тарелки вместе со штангами при­ поднимаются вверх и открывают впускные клапаны.

Дизель Д40А является модификацией тракторного' дизеля Д-48М, переоборудованного для работы в ста­ ционарном режиме. Внешний вид этого дизеля приведен на рис. 2.14. По диаметру цилиндра, ходу поршня и дру­ гим характеристикам он унифицирован с дизелями ряда 410,5/13. Мощность дизеля в стационарном режиме при скорости вращения вала 1500об/мин увеличена до40л.с.

В отличие от тракторного дизеля дизель Д40А имеет ряд конструктивных особенностей: регулятор топливного насоса установлен с одной пружиной вместо двух; лопа­ сти вентилятора повернуты на 38° в обратную сторону, поток охлаждающего воздуха направлен от двигателя на водяной радиатор; применен трубчатый водяной ра­ диатор, используемый на тракторе «Беларусь», установ­ лен генератор постоянного тока типа Г-21 с реле-регуля­ тором напряжения; предусмотрено подогревательное устройство для запуска при температуре от + 5 до —40° С; картер маховика двигателя имеет посадочные центрирующие поверхности для соединения с фланцевым щитом генератора агрегата электростанции, что обеспе­ чивает необходимую соосность коленчатого вала двига­ теля и вала генератора. Валы двигателя и генератора' соединяются муфтой, текстолитовая , зубчатая шестерня

126


тере — коренные подшипники коленчатого вала. В верх­ ней части блока размещены гильзы, являющиеся цилин­ драми двигателя. Между ними и стенками блока имеют­ ся полости, образующие водяную рубашку блока.

Головка блока отлита из малолегированного чугуна и является общей для всех цилиндров. В ней устанавли­ вается клапанный механизм и декомпрессионное устрой­ ство, В нижней части головки над каждым цилиндром расположены сферические вихревые камеры, вставки ко­ торых выполнены из жароупорной стали.

Распределительные шестерни находятся внутри щита распределения. Они выполнены со спиральным зубом,

.что обеспечивает бесшумность и более плавный ход в работе. Распределительный вал, изготовленный из угле­ родистой стали, установлен внутри блока на трех под­ шипниках скольжения. К задней стенке блока крепится чугунный литой картер маховика.

К верхней обработанной поверхности картера махо­ вика болтами крепится пусковой двигатель, а к торцевой плоскости — кожух муфты сцепления пускового двига­ теля.

Посредством картера маховика жестко соединяются дизель с фланцем генератора агрегата электростанции.

Коленчатый вал штампованный из стали 45 имеет пять коренных н четыре шатунные шейки. Шатунные шейки расположены под углом 180° и имеют сверленые полости.

На заднем конце вала крепится маховик. От про­ дольного перемещения коленчатый вал фиксируется пя­ той коренной шейкой.

Шатуны выполнены из стали 45 двутаврового сече­ ния. Поршни отлиты из алюминиевого сплава. В четырех верхних канавках поршня помещаются компрессионные кольца прямоугольного сечения (верхнее хромируется, остальные фосфотпруются) и в двух нижних — масло­ съемные кольца коробчатого сечения.

Запуск дизеля осуществляется пусковым бензиновым двигателем ПД-10М. Такой способ пуска крайне неудо­ бен. В ближайшие годы он будет заменен на электростаргерное пусковое устройство. Двигатель ПД-10М карбюраторный, двухтактный, одноцилиндровый, верти­ кальный с кривошипно-камерной щелевой продувкой. Диаметр цилиндра и ход поршня — 72X85 мм, степень сжатия — 6,2, номинальная мощность— 10 л. р. при но­

128

минальных оборотах вала 3500 в мин, охлаждение жид­

костное, общее с дизелем. Топливо

(смесь бензина А-66

с дизельным маслом в соотношении

15:1) поступает са­

мотеком, зажигание от магнето, запуск ручной.

Дизель ЯАЗ-М204Г является модификацией беском-

прессорного, двухтактного

автомобильного дизеля

ЯАЗ-204, переоборудованного для работы в стационар­ ном режиме.

7

Рис. 2.15. Внешний вид дизеля ЯАЗ-М204Г:

/ — к а р т е р

м а х о в и к а

и р а с п р е д е л и т е л ь н ы х

ш е сте р ен ;

2 — то п л н в о п о д к а ч н в а ю -

щ и й насос;

3 —

то п л и вн ы й

ф и л ь тр

грубой

о чи стк и ;

4 — т о п л и в н ы й ф и л ь тр

тон кой

о чи стк и ;

5 — го л о в к а

б л о к а

ц и л и н д р о в ;

6 — впускн ой тр у б о п р о во д ;

/ — в о з д у ш н ы е ф и л ь т р ы ;

8 —

р е г у л я т о р чи сл а о б оротов ;

9 — пеЦУёдняя

к р ы ш ­

ка- Ю — в е н т и л я то р ;

/ /

— во д ян о й

насос:

12 — нагнетатель,-

13 —

м а с л я н ы й

р а д и а т о р ;

14 — к о т е л

п о д о г р е в а т е л я ;

/5 — м а с л я н ы й

ф и л ь тр

грубой

очистки;

 

 

 

 

 

 

1 6

статор

 

 

 

 

 

 

Внешний

вид

дизеля

ЯАЗ-М204Г

приведен

на

рис.

2.15.

 

от

автомобильного

дизель

ЯАЗ-М204Г

В

отличие

имеет

следующие

особенности:

изменена

компоновка

трубопроводов топливной системы. Между топливным насосом и топливным баком установлен разобщительный