Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шасси

автомобиля

ШАССИ

АВТОМОБИЛЯ

З И Л - 1 3 0

ПРАКТИКА

ПРОЕКТИРОВАНИЯ,

ИСПЫТАНИЙ И ДОВОДКИ

Под редакцией главного конструктора Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева проф. А. М. К Р И Г Е Р А

Москва

«МАШИНОСТРОЕНИЕ»

1973

 

 

Г*°:публичнакивя I

 

 

дау1'и-л ■

 

 

<Л•..

Ш 27

1

.V IГ .'

УДК 629.114.4:629.11.01.001.2

\

ц И Т д Л ь Н ОГ О

■ d li - ä j S V

Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Под ред. А. М. Кригера. М., Машиностроение, 1973, 400 с.

В книге обобщен опыт проектирования грузового автомобиля ЗИЛ-130. Особое внимание уделено испытанию и доводке агрега­ тов трансмиссии, ходовой части, кабины и платформы. Рассмат­ ривается шумовая характеристика автомобиля, а также приведе­ ны результаты его эксплуатационных испытаний. Эта книга, так же как и уже вышедшая книга «Автомобильный двигатель ЗИЛ-130», написана коллективом инженеров автомобильного за­

вода им. И. А. Лихачева,

принимавших непосредственное

уча­

стие в создании автомобиля ЗИЛ-130.

 

Книга предназначена для инженеров, занимающихся проек­

тированием, испытанием

и

доводкой автомобилей. Табл.

121,

ил. 161.

 

 

 

 

Рецензент 3. Л. Сироткин.

 

Редакционная

коллегия:

С. М. Подольский, Г. Б. Арманд,

Г. И. Гольдберг, В.

Б. Певцов.

 

ш 3183-233

233-73

038(00-73

©Издательство «Машиностроение», 1973 г.

ШАССИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-ІЗО

Виктор Анатольевич Агейкин, Леонид Михайлович Аксенов, Аркадий Борисович Бсрснфельд, Евгений Маркович Гопикберг, Анатолий Давыдович Дербаремднкер,

__________ Юрий Александрович Дудовскнй, Александр Дмитриевич Дымшиц, (Борис Михайлович Дышман | , Виктор Павлович Егоров, Александр Георгиевич Зубакин,

Владимир Васильевич Исаев, Георгий Иванович Каюков, Василий Ефремович Кошкин, Всеволод Сергеевич Красиков, Анатолий Маврмкисвпч Крнгер, Владлен Владимирович Лайок, Владимир Григорьевич Мазепа, Лев Николаевич Маклаков, Вадим Дмитриевич Милягин, Борис Николаевич Орлов, Юрий Вениаминович Пестов, Георгий Иванович Сазонов, Лев Петрович Соломонов, Борис Яковлевич Сосков, Леонид Александрович Тарасов, Станислав Яковлевич Этманов

Редактор издательства Л. И. Егоркина Технический редактор Л. А. Макарова

__________ Корректор И. М. Борейша. Художник Е. В. Бекетов______

Сдано в набор б/ѴІ — 1973 г. Подписано к печати 11/ХІ — 1973 г.

Т-17827

Формат 60 X 90/ів

Бумага 1

Печ. л. 25,0

Уч.-изд. л. 25,9

Тираж 9000 экз.

Зак. № 1071.

Цена 1 р. 60 к.

 

Издательство ^МАШИНОСТРОЕНИЕ», 107885, Москва, Б-78, 1-Й Басманный пер., 3

Экспериментальная типография ВНИИ полиграфии Государственного комитета Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли

Москва, К-51, Цветной бульвар, 30


Глава I. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ИСХОДНЫХ ПАРАМЕТРОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130 И ЕГО ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ОБЩАЯ КОМПОНОВКА АВТОМОБИЛЯ

В техническом задании заводу предлагалось разработать проект двухосного грузового автомобиля с приводом на заднюю ось грузоподъемностью 4 т при эксплуатации на различных автомобильных дорогах. Грузоподъемность автопоезда с этим автомобилем при движении по дорогам с усовершенствованным покрытием задавалась равной 9—10 т.

При проектировании необходимо было предусмотреть созда­ ние на базе основных агрегатов шасси грузового автомобиля ЗИЛ-130 автомобиля-тягача ЗИЛ-ІЗОА с номинальной грузо­ подъемностью 4 т для систематической работы с прицепом той же грузоподъемности по дорогам с усовершенствованным покрытием; седельного тягача ЗИЛ-ІЗОВ для буксировки полу­ прицепов общей массой 10,5 т по дорогам с усовершествованным покрытием и шасси самосвала ЗИЛ-ІЗОД грузоподъемно­ стью 4,5 т для работы с экскаватором на строительных площадках.

Создание этого семейства автомобилей в большой степени зависело от правильно выбранных параметров и конструкции двигателя, а также шасси базового автомобиля.

Впоследствии грузоподъемность автомобилей ЗИЛ-130 с бортовыми платформами при эксплуатации на всех дорогах (кроме грунтовых) была принята равной 5 т с одновременным увеличением грузоподъемности прицепа до 5 т. Соответственно для работы на дорогах с усовершенствованным покрытием грузоподъемность как автомобиля, так и прицепа была доведе­ на до 6 т, что существенно увеличивалопроизводительность автопоездов с тягачами ЗИЛ-130.

При полной массе автопоезда с тягачом ЗИЛ-130, колеблю­ щейся в пределах 14,5— 19,5 т (с учетом эксплуатации по доро­ гам с усовершенствованным покрытием), удельная мощность должна составлять 7,6—10,2 л. с./т. Этому требованию соот­ ветствовал Ѵ-образный восьмицилиндровый двигатель с рабо­ чим объемом 6 л и мощностью 148 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 3100 об/мин.

3

Увеличение производительности автомобилей ЗИЛ нового семейства обусловливается повышением их скоростей движения и грузоподъемности по сравнению с соответствующими пара­ метрами ранее выпускавшихся автомобилей. Максимальные скорости движения автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164 находи­ лись в пределах 65—75 км/ч, а максимальная скорость автопо­ езда с тягачом ЗИЛ-130 составляет 80—85 км/ч. Вследствие роста максимальной скорости существенно (иногда до 2 раз) повысилась и средняя скорость движения.

 

 

 

1. Краткая техническая характеристика

 

 

 

 

грузовых автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-164

 

 

 

 

 

Параметры

 

 

 

ЗИЛ-164*

ЗИЛ-1 30

Собственная масса автомобиля в снаряженном

4 100

 

4300

состоянии

в к г ..............................................................

 

 

 

 

 

Грузоподъемность в т (номинальная)...............

в кг . .

 

4

5; 6**

Полная

масса***

автомобиля

с грузом

8 325

9525;

Полная

масса***

автопоезда

с грузом

в кг . .

14 700

10 525***

17 525;

Распределение веса по осям

автомобиля

с гру­

 

 

19 525**

 

 

 

 

зом в

кгс:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на

переднюю о сь ..................................................

 

 

 

2160

(26%)

2575

(27%)

на заднюю о сь ......................................................

 

 

 

6165

(74%)

6950

(73%)

 

 

 

 

Размеры в мм

 

 

 

 

База

.........................................................................

 

к о л е с

 

 

 

4000

 

3800

Колея передних

серединами

двой­

1700

 

1800

Колея задних колес (между

1740

 

1790

ных скатов)..................................................................

 

 

 

 

 

Габаритные размеры (номинальные):

 

 

6720

6675

длина

......................................................................

 

 

 

 

ширина ..................................................................

 

 

 

 

2470

 

2500

высота по кабине (без груза)...........................

 

 

2180

2350

Дорожный просвет при полной нагрузке:

 

 

325

 

325

под передней осью ..............................................

 

 

 

 

 

под задней осью ..............................................

 

 

 

 

265

 

265

Размер ш и н ..............................................................

 

 

 

 

9.00-20

260-20,

 

 

 

 

 

 

 

или

260-508

 

 

 

 

 

 

 

260-20

 

ИЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

260-508Р

Эксплуатационные данные при номинсільной нагрузке

Максимальная скорость в к м /ч ...........................

-ч сл

Максимальный подъем, преодолеваемый на пер­

 

вой передаче ..................................................................

18°

Минимальный радиус поворота по колее на­

 

ружного колеса в м ..................................................

8.5

Емкость топливного бака в л ...............................

150

90

О О (N

8.0

170

С октября 1 964 г. снят с производства и заменен автомобилем ЗИЛ-130. При эксплуатации по дорогам с усовершенствованным покрытием.

* * * С учетом массы трех человек в кабине.

4


Некоторые параметры технической характеристики авто­ мобиля ЗИЛ-130, указанные в техническом задании, были уточ­ нены в результате заводских испытаний и доводочных работ. Уточненная техническая характеристика автомобиля приведена в табл. 1.

Как известно, в современном автомобилестроении получили распространение три основных вида компоновок грузовых автомобилей:

с кабиной, расположенной за двигателем;

с кабиной, расположенной за двигателем, но со значи­ тельным смещением на него;

с кабиной, расположенной над двигателем пли перед ним (передняя кабина).

Последний вид компоновки, обладая рядом бесспорных

преимуществ (хорошая обзорность, отсутствие оперения, уменьшение базы, а следовательно, и габаритов, хорошая ма­ невренность), в то же время приводит к повышению нагрузки на переднюю ось автомобиля (до 33%). Поэтому при создании грузового автомобиля ЗИЛ-130, приспособленного для эксплуа­ тации в различных дорожных условиях (по дорогам с усовер­ шенствованным покрытием, в карьерах, по бездорожью), предпочтение было отдано более консервативной компоновке — установке кабины за двигателем. При этом учитывались еще некоторые недостатки передней кабины: затрудненность досту­ па к двигателю (или необходимость иметь на автомобиле спе­ циальные подъемные устройства для опрокидывания кабины вокруг ее передней нижней кромки) и создание надлежащей шумо- и теплоизоляции кабины.

Выбрав общую компоновку грузового автомобиля с кабиной, устанавливаемой за двигателем, одновременно были приняты меры к тому, чтобы эта компоновка была максимально рацио­ нальной. С этой целью кабина была продвинута как молено больше вперед и сокращено расстояние от передней оси до задней стенки кабины (табл. 2).

2. Расстояние от передней оси до задней стенки кабины

Параметры

ЗИЛ-130

ЗИЛ-164

Интернэйшнл R-184

»iS

л- &1 s sea

Рио F22R-1

Грузоподъемность в т ...............................

5

4

5

5

5

База в м м ......................................................

3800

4000

3910

3985

3810

Расстояние от передней оси до задней

 

 

 

 

 

стенки кабины в м м .......................................

1650

2025

1775

1850

1635

Длина грузовой платформы в мм . . . .

3752

3540

3660

Отношение длины платформы к базе . .

0,99

0,89

0,96

5


Как видно из табл. 2, расстояние от передней оси до задней стенки кабины у автомобилей ЗИЛ-130 меньше, чем у автомо­ билей ЗИЛ-164 и некоторых зарубежных грузовых автомо­ билей. Равным образом у автомобиля ЗИЛ-130 отношение длины платформы к базе наибольшее, что характеризует пол­ ноту использования последней.

При перемещении вперед кабины и платформы были приняты меры, чтобы не допустить перегрузки передней оси, а вместе с ней ухудшения проходимости груженого автомобиля при движении по грунтовым дорогам п ненагруженного авто­ мобиля на скользких подъемах и т. п.

Одновременно с компоновкой шасси грузового автомобиля ЗИЛ-130 базовой модели были сделаны компоновки пяти основных модификаций шасси: автомобиля для постоянной работы с прицепами, двух самосвалов, седельного тягача и длнннобазного грузового автомобиля.

База основного грузового автомобиля равна 3800 мм (на 200 мм меньше, чем у автомобилей ЗИЛ-150 и ЗІІЛ-164). База шасси сельскохозяйственного самосвала сохранена такой же (3800 мм), лишь несколько уменьшен задний свес рамы. По нор­ мам SAE предусмотрена стандартизация размеров от задней стенки кабины до задней оси (обозначаемых СА). Размер от задней стенки кабины автомобиля ЗИЛ-130 до задней оси был выбран с учетом возможности установки на шасси платформ, размеры которых соответствуют нормам SAE и другим между­ народным нормам.

База седельного тягача и строительного самосвала равна 3300 мм, т. е. на 500 мм меньше базы основного грузового авто­ мобиля, а база длиннобазной модификации составляет 4500 мм, т. е. на 700 мм больше базы основного грузового автомобиля.

Из табл. 3, иллюстрирующей различие баз у ряда модифи­ каций зарубежных грузовых автомобилей, созданных примерно в период проектирования автомобиля ЗИЛ-130, следует, что их базы и разница между базами модификаций одного автомо­ биля весьма близки к величинам, выбранным для автомобиля ЗИЛ-130.

При выбранном размере колес и ширине рамы передняя колея в основном определяется условиями поворота передних управляемых колес и размещением деталей рулевого привода между колесом и лонжероном рамы, задняя колея — необ­ ходимыми зазорами между рессорой и лонжероном, между рессорой и колесом, расстоянием между серединами шин пар­ ных колес (вылетом колеса), возможностью установки цепей противоскольжения, а также предельной габаритной шириной автомобиля и толщиной боковых бортов платформы.

Основные размеры, определяющие заднюю колею автомо­ биля ЗИЛ-130, а также некоторых грузовых автомобилей зару­ бежных фирм, даны в табл. 4.

6


3. Базы модификаций автомобиля ЗИЛ-130 и некоторых зарубежных грузовых моделей

 

 

 

База в мм

 

 

Автомобиль

Седельный

Основной

Длннно-

 

грузовой

баэный

 

 

тягач

автомо­

грузовой

 

 

 

биль

автомо­

 

 

 

 

биль

ЗИ Л -1 3 0 ..............................................................

 

3300

3800

4500

Рио F22R-1..........................................................

R-184

3300

3810

4320

Интернейшнл

3000

3910

4370

Интернейшнл R -185..........................................

3380

3990

GMC F 500 ..........................................................

 

3225

3985

4550

Форд F 600 ..........................................................

 

3300

3910

4370

Кома Сюупаполс ..............................................

3660

4290

Скания-Вабис 1....................................................

3800

4200

Мерседес-Бенц L312..........................................

3600

4200

4.

Размеры, определяющие заднюю колею автомобиля

 

Автомобиль

 

Размеры

в мм

 

Размер

л

С

в

D

шин

 

 

ЗИ Л -130 ......................................................

1790

310

64,5

38

260-20

ЗИ Л -1 6 4 ......................................................

1740

304

49,5

31,5

9.00-20

МАК Е Н ......................................................

1770

290

71

41

9.00-20

А у т о к а р ......................................................

1833

308

73

42

10.00-20

Интернейшнл RR-11...................................

1842

312

85

35

10.00—20

GMC F 500 ..................................................

1830

314

79

32

10.00-20

Рио F22R-1..................................................

1820

343

61

31

10.00—20

Додж С -ЗТА -8...........................................

1818

290

97,5

29,5

9.00—20

С учетом сказанного выше, передняя колея автомобиля ЗИЛ-130 была принята равной 1800 мм, а задняя 1790 мм.

Увеличение колеи передних колес автомобиля ЗИЛ-130 по сравнению с колеей автомобиля ЗИЛ-164 на 100 мм было свя­ зано с выбором для автомобиля ЗИЛ-130 рамы постоянной ширины (865 мм) по всей длине вместо рамы с узкой передней

7