Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цип автомобилей, улучшения условий их эксплуатации, обеспе­ чения более совершенными эксплуатационными материалами, уточнения режимов технического обслуживания трудоемкость технического обслуживания снизилась на 28%, а текущего ре­ монта — на 20—25%.

ДОВОДКА ГАЗОБАЛЛОННОГО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-138

Характеристика автомобиля ЗИЛ-138

На ранее выпускавшихся заводом газобаллонных автомоби­ лях ЗИЛ-166В устанавливались универсальные двигатели, пред­ назначенные для работы как на бензине, так и на сжиженном газе. Эти автомобили при переходе с бензина на сжиженный газ теряли 8 1 0 % мощности, вследствие чего ухудшались тяговые

качества автомобиля.

В настоящее время сжиженные нефтяные газы, являющиеся основным видом газообразного топлива для газобаллонных автомобилей, рассматриваются не как временный заменитель бензина, а как самостоятельный вид моторного топлива, облада­ ющий рядом весьма существенных преимуществ перед бензина­ ми. В частности, решение проблемы снижения токсичности отра­ ботавших газов в городах заставило автомобилестроителей в последние годы обратиться к производству газобаллонных авто­ мобилей. В связи с этим произошел переход от универсальных газовых моделей двигателей к специальным, конструктивные параметры которых должны соответствовать физико-химическим свойствам газа. Завод совместно с НАМИ провел конструктор­ ские и экспериментально-исследовательские работы по созданию специального газового двигателя и соответствующей топливопо­ дающей аппаратуры для газобаллонного автомобиля ЗИЛ-138, являющегося газовой модификацией бензинового грузового ав­ томобиля ЗИЛ-130.

На рис. 161 приведена принципиальная схема газобаллонной установки

автомобиля ЗИЛ-138.

агрегатных

состояниях:

Сжиженный газ содержится в баллоне 19 в двух

в нижней части баллона он находится в сжиженном

состоянии,

в верхней —

в испаренном (паровая подушка). При прогретом двигателе отбор газа

произ­

водится из нижней

части баллона; при пуске холодного двигателя — из

верх­

ней части баллона.

Наполнение баллона сжиженным

газом допускается не

более чем на 90% геометрической емкости; 10%-ная паровая подушка необ­ ходима для свободного расширения жидкости при повышении ее темпе­ ратуры.

Из баллона газ (независимо от его агрегатного состояния) поступает че­ рез магистральный вентиль 18 к испарителю 2 сжиженного газа. В качестве источника тепла для подогрева испарителя используется горячая вода мз си­ стемы охлаждения двигателя. Отбор воды для испарителя осуществляется из рубашки охлаждения компрессора тормозной системы. После испарения газ поступает через фильтр И в двухступенчатый газовый редуктор 10, на выход­ ной полости которого смонтировано дозирующе-экономайзерное устройство 9, с помощью которого регулируется качество газо-воздушной смеси.

390



Газовый редуктор в сборе с фильтром и дозпрующе-экономайзерным уст­ ройством, так же как и испаритель сжиженного газа, монтируется непосред­ ственно на двигателе.

Для обеспечения компактного расположения газовой топлнво-подающей аппаратуры редуктор установлен в перевернутом виде. Чтобы сохранить ра­ ботоспособность редуктора в этом положении, стандартная коническая пру­ жина разгрузочного устройства редуктора заменена пружиной с несколько

Рис.

161 Принципиальная схема газобаллонной

установки

автомобиля

 

 

ЗИЛ-138:

 

 

/

шланг для отвода воды из испарителя; 2 — испаритель сжиженного газа;

3

бензиновый бак; 4 — шланг для подвода воды

в испаритель;

5 — трубка

для подвода газа в систему холостого хода; 6 — газовый смеситель; 7 — трубка для соединения вакуумных полостей экономайзера и разгрузочного устройства

редуктора

с

впускной трубой

двигателя; 8

шланг основной

подачи

газа;

9 — дозирующе-экономайзерное

устройство;

10 — двухступенчатый

газовый

ре­

дуктор; 11

— газовый фильтр;

12

— аварийный

карбюратор; 13 — проставка

для

карбюратора;

14

— двигатель;

15

— бензиновый

насос; 16 — манометр газового

редуктора;

17

манометр баллона; 18 — магистральный вентиль;

19 — баллон

 

 

 

 

для сжиженного

газа

 

 

меньшим коэффициентом жесткости. Газ низкого давления из дознрующе-эко- номайзерного устройства поступает к двухкамерному газовому смесителю 6, откуда в смеси с воздухом засасывается в цилиндры двигателя. Трубка 7 сое­ диняет впускной трубопровод двигателя с вакуумными полостями экономай­ зера и разгрузочного устройства редуктора.

Манометр 17 со шкалой на 25 кгс/см2 служит для определения количества газа в баллонах; манометр 16 со шкалой на 8 кгс/см2 — для определения пра­ вильности работы первой ступени газового редуктора и отсутствия неисправ­ ностей отдельных элементов газобаллонной установки.

Кратковременная работа двигателя ЗИЛ-138

на бензине осуществляется

с помощью карбюратора К-16В, смонтированного

сбоку проставки 13, уста-

3 9 1


нетленной между впускным трубопроводом двигателя и газовым смесите­ лем 6. Бензиновый бак емкостью 10 л обеспечивает запас хода автомобиля на бензине А-76 около 35—40 км. Подача бензина к карбюратору осуществляется с помощью топливного насоса.

На газобаллонном автомобиле ЗИЛ-138 установлен Ѵ-образ- ный восьмпцнлнндровый двигатель со степенью сжатия 8, пред­ назначенный для работы на сжиженных нефтяных газах.

Возможность повышения степени сжатия при работе на сжи­ женном газе позволила достаточно простыми средствами дове­ сти показатели двигателя ЗИЛ-138 до показателен базового двигателя ЗИЛ-130, что видно из его технической характерис­ тики:

Максимальная мощность двигателя при п = 3200 о б /м и н ...................

154

Мощность двигателя по ограничителю числа оборотов

при п =

= 3000 об/мин в л. с............................................................................................

149

Максимальный крутящий момент двигателя при п — 1600-^-1800 об/мин

в к ге -м ....................................................................................................................

39,6

Испытания автомобиля ЗИ Л -138

Для получения сопоставимых данных стендовых, лаборатор­ но-дорожных, пробеговых и эксплуатационных испытаний одно­ временно с газобаллонными автомобилями испытывались также автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-166В.

Динамические показатели сравниваемых автомобилей харак­ теризуются данными, приведенными в табл. 1 2 0 , из которой сле­

дует, что интенсивность разгона автомобиля ЗИЛ-138 такая же, как и у автомобиля ЗИЛ-130, и значительно лучше, чем у авто­ мобиля ЗИЛ-166В. Максимальная скорость автомобиля ЗЙЛ-138 не уступает скорости автомобиля ЗИЛ-130.

120.Время разгона автомобилей с места

спереключением передач на пути 1 км в с

Масса перевозимого груза-f-

ЗІ-ІЛ-І38

ЗИЛ-130

ЗІІЛ-ІОбВ

-J-общая масса прицепа в т

(сжиженный

(бензин А-76)

(сжиженный

 

газ)

 

газ)

Без г р у з а .......................

52,3

54,4

62,8

4 ...............................

63,3

64

78,5

4 + 6 ,4 .......................

80,3

80,8

95

Контрольный расход сжиженного газа определялся при заез­ дах с различными постоянными скоростями установившегося дви­ жения, а также до полного выжигания газа в баллонах во время пробеговых и эксплуатационных испытаний автомобилей.

В табл. 121 дается сравнение топливной экономичности авто­ мобилей ЗИЛ-138, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-166В по результатам заездов с установившейся скоростью движения. Расходы на 100 км газа автомобилями ЗИЛ-138 на 12—21% меньше расходов бензина

392


 

 

 

121. Топливная экономичность

автомобилей

 

 

 

 

при установившейся скорости движения

 

 

 

 

 

Расход топлива при заданной

скорости

 

 

Показатели

 

в

км/ч:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

■10

50

60

 

 

 

Автомобиль ЗИЛ-138 (сжиженный газ)

 

Фактическая

средняя

скорость

40,3

47,0

57.3

в к м /ч ......................................................

газа

па 100 км:

30,6

Расхода

30,3

30,3

32,3

35.4

в л ..................................................

 

 

в

к г ..................................................

 

 

15,75

15,75

16,8

18.4

 

 

 

Автомобиль ЗИ Л -130 (бензин А-76)

 

 

Фактическая

средняя

скорость

40,0

49,6

60,0

в к м /ч ......................................................

 

 

33,0

Расход бензина на 100 км:

26,6

29,2

30,6

В

Л ...........................................................................

 

 

25,6

в

к г ..................................................

 

 

18,8

19,6

21,5

22,5

 

 

 

Автомобиль ЗИЛ-166В (сжиженный газ)

 

Фактическая

средняя

скорость

40,1

47,6

56,6

в к м /ч ......................................................

газа

на 100 км:

30,4

Расход

35,5

33,3

37,0

40,9

В

Л ............................................................................

 

 

в

к г ..................................................

 

 

18,45

17,3

19,25

21,25

П р и м е ч а н и е , Плотность газа при температуре 1 5°С 0,52 кг/л, бензина А-76 при температуре 13°С 0,736 кг л.

автомобилями ЗИЛ-130 и на 10% меньше расходов газа автомо­ билями ЗИЛ-166В при одинаковых нагрузках п условиях дви­ жения.

Пуск холодного двигателя, работающего на сжиженном газе, производится всегда на топливе, отбираемом из парового про­ странства баллона; это делает невозможным поступление к хо­ лодному двигателю жидкости, переохлаждение и переобогащение газо-воздушной смеси. Отсутствие затрат тепла на испарение топлива является положительным фактором для пуска двигате­ ля, поскольку способствует повышению температуры газо-воз­ душной смеси в конце сжатия. Поступление топлива к дозирую­ щим элементам в газообразном состоянии обеспечивает также получение горючей смеси заданного состава. Таким образом про­ цесс образования горючей смеси при работе двигателя на газе создает благоприятные условия для его пуска. Однако газооб­ разное топливо обладает и некоторыми отрицательными качест­ вами. К ним относятся несколько более высокие температура

3 9 3