Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

частью (800 мм), применявшейся на автомобиле ЗИЛ-164, а также с возможностью при необходимости установки на авто­ мобиль шин следующего большего размера.

Большая колея задних колес по сравнению с колеей автомо­ биля ЗИЛ-164 на 50 мм объясняется увеличением зазоров между стремянками рессор и лонжеронами рамы. Увеличение расстояния между серединами шин парных колес на автомобиле ЗИЛ-130 по сравнению с принятым на автомобиле ЗИЛ-164 на 5 мм (с 305 до 310 мм) необходимо для возможности установки цепей противоскольжения.

Габаритная длина автомобиля ЗИЛ-130 не отличается прак­ тически от длины автомобиля ЗИЛ-164.

Габаритная высота автомобиля ЗИЛ-130 возросла по срав­

нению с высотой автомобиля ЗИЛ-164

на 170 мм, что связано

с поднятием кабины относительно оси

колес для уменьшения

колесной ниши в наклонном полу кабины. Необходимость в ука­

занной нише возникла из-за смещения

кабины

на двигатель.

Ниже приведена

высота (по кабине)

грузовых

автомобилей

типа 4 X 2 с шинами 9.00—20 (в мм):

 

 

ЗИЛ -130 ......................................................

2350

З И Л -1 6 4 ...........................................................

2180

Рио

F22R -1..................................................

2240

Рио

F22-1

2220

GMC F 500 ..................................................

2325

Мерседес-Бенц L312.......................................

2310

Скання-Вабис 1..............................................

2360

Габаритная ширина автомобиля ЗИЛ-130 равна 2500 мм и полностью соответствует ГОСТу 9314—59, а также требованиям

5. Основные параметры платформ

 

 

Ю

Параметры

ГО

 

 

<

 

 

U

Грузоподъемность в т ...................

2,5

База автомобиля в м м ...................

3300

Внутренние размеры платформы

 

в мм:

 

 

длина ..............................................

 

2940

ширина ...........................................

 

1990

высота ...........................................

 

540

Площадь платформы в м2 . . . .

5,85

Объем платформ в м3 ...................

3,16

Грузоподъемность,

приходящаяся

 

на единицу площади платформы, в

 

т/м2 ..........................................................

 

0,42

Грузоподъемность,

приходящаяся

 

на единицу объема платформы, в

 

т/м3 ..........................................................

 

0,79

МАЗ-200

ЗИЛ-16-1

ЗИЛ-130

ЗНЛ-130Г

7

4

5

5

4520

4000

3800

4500

4500

3540

3752

4686

2480

2250

2326

2326

600

584

685

575

11,16

7,96

8,73

10,9

6,7

4,65

5,97

6,3

0,62

0,50

0,57

0,46

1,04

0,86

0,83

0,80

8


Параметры

Продолжение табл. 5

Кома Сюупа* поле

Бедфорд ASL

МерседесБенц L312

Крупп SWL-50

Хорьх НЗА

Грузоподъемность в т ...................

 

5

5

5

5

3,5

2,5

База автомобиля в м м ...................

 

4292

3600

4200

3250

3300

Внутренние

размеры

платформы

 

 

 

 

 

в мм:

 

 

 

 

4570

4270

3800

4500

4700

3600

длина ..............................................

 

 

 

 

ширина

............................................

 

 

 

2082

2235

2100

2250

2200

1990

высота .

 

в м2

. . . .

458

458

500

500

550

500

Площадь платформы

9,52

9,54

7,98

9,45

10.58

7,92

Объем платформы в м3 ...................

 

4,36

4,37

3,99

4,72

5,8

3,96

Грузоподъемность,

приходящаяся

 

 

 

 

 

на единицу площади платформы, в

0,52

0,63

0,53

0,47

0,44

т/м2 ..........................................................

 

 

 

 

0,52

Грузоподъемность,

приходящаяся

 

 

 

 

 

на единицу

объема

платформы,

в

1,14

1,25

1,06

0,86

0,88

т/м3 ..........................................................

 

 

 

 

1,14

международных

норм

(по данным

СЭВ,

габаритная

ширина

автомобиля должна быть не более 2500 мм).

Грузовая платформа автомобиля ЗИЛ-130 имеет внутренние

размеры 3752 X 2326 X 685 мм и объем 6 м3,

а автомобиля

ЗИЛ-164 соответственно 3540 X 2250 X 584 мм

и 4,65 м3. Уве­

личение длины платформы без изменения габаритной длины автомобиля стало возможным благодаря значительному про­ движению вперед кабины. Повышение объема платформы позволило довести ее удельную грузоподъемность при грузо­ подъемности автомобиля 5 т до 0,84 т/м3, что соответствует ана­ логичным параметрам платформ отечественных и зарубежных грузовых автомобилей или лучше их (табл. 5).

МАССА АВТОМОБИЛЯ В СНАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ

На всех этапах проектирования автомобиля ЗИЛ-130 особое внимание уделялось соответствию конструкции нового автомо­ биля условиям эксплуатации. Это соответствие необходимо для рентабельной эксплуатации автомобиля. При этом учитывалось, что автомобиль должен надежно работать при эксплуатации в различных климатических условиях (при окружающей темпе­

ратуре воздуха от минус 40—60 до плюс 30—40° С)

по дорогам

с усовершенствованным покрытием, в карьерах, по

бездорожью.

Кроме того, при отработке конструкции автомобиля ЗИЛ-130 принималась во внимание практика длительной эксплуатации в различных условиях предшествовавших ему грузовых автомоби­ лей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164.

9



Прежде чем перейти к сравнению масс

агрегатов

грузовых

автомобилей двух конструкций — прежней

(ЗИЛ-164)

и вновь

отработанной (ЗИЛ-130), следует напомнить о назначении того и другого автомобилей. Первый проектировался для работы без прицепа, хотя мог использоваться в составе автопоезда. Второй предназначался для постоянной работы в составе автопоезда. Как было указано (см. табл. 1), грузоподъемность автомобиля ЗИЛ -130 на 1 т превышает грузоподъемность автомобиля ЗИЛ-164; грузоподъемность автопоезда с тягачом ЗИЛ-130 выше грузоподъемности автопоезда с тягачом ЗИЛ-164 на 2 т (на 25%); при эксплуатации автопоезда с тягачом ЗИЛ-130 по дорогам с усовершенствованным покрытием грузоподъемность возрастает на 4 т (50%).

Все это не могло не повлиять на увеличение размеров и массы агрегатов при проектировании нового автомобиля. При­ ведем несколько примеров.

Известно, что система охлаждения грузового автомобиля ЗИЛ-164 лимитировала его работу с прицепом, особенно в зо­ нах с жарким климатом. На автомобиле ЗИЛ-130 система охлаждения сделана более эффективной (лобовая поверхность радиатора увеличена на 33%, а общая поверхность почти на 75%), что, естественно, привело к увеличению массы автомобиля.

Неодинаковая ширина рамы по ее длине на автомобиле ЗИЛ-164 и связанный с этим изгиб лонжеронов (в плане) при­ водил к дополнительному их кручению и к появлению «гофр», что снижало прочность лонжеронов. К этому же приводила установка поперечин рамы не в плоскости крепления крон­ штейнов рессор. Низка была надежность нежестких поперечин открытого сечения. Эти и другие недостатки рамы ЗИЛ-164 полностью устранены при проектировании рамы автомобиля ЗИЛ-130. Сечение его лонжеронов обеспечивает надлежащую прочность рамы, в том числе и при работе на неусовершенство­ ванных дорогах. Масса рамы при этом увеличилась.

Рессорная подвеска автомобиля ЗИЛ-164 отличалась большой жесткостью, связанные с ней значительные вертикаль­ ные ускорения создавали неблагоприятные условия для работы водителя, утомляя его. Долговечность рессор была недостаточ­ ной. На автомобиле ЗИЛ-130 рессорная подвеска значительно мягче. Приняты меры по увеличению ее долговечности. Умень­ шение вертикальных ускорений в передней подвеске, а также эффективное гашение колебаний, достигнутое установкой теле­ скопических амортизаторов, значительно улучшило условия работы водителя. Масса рессорной подвески при этом, есте­ ственно, возросла. Условия работы водителя были значительно улучшены вследствие введения рулевого механизма, снабжен­ ного гидроусилителем, механизма регулировки сидения води­ теля, системы эффективной вентиляции кабины и т. п. Очевидно,

Ю


что все эти усовершенствования также способствовали росту массы автомобиля.

Наконец, увеличение ширины кабины, признанное необходи­ мым по опыту эксплуатации автомобиля ЗИЛ-164, размеров платформы и колеи передних и задних колес также вызвало повышение массы автомобиля ЗИЛ-130 по сравнению с массой автомобиля ЗИЛ-164. С учетом сказанного выше, масса авто­ мобиля ЗИЛ-130 в снаряженном состоянии выбрана равной 4300 кг с распределением ее по осям, указанным в табл. 1

ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЯ

Динамические качества грузового автомобиля или автопо­ езда оценивают прежде всего по удельной мощности (мощности двигателя, отнесенной к полной массе автомобиля или автопо­ езда) и удельному крутящему моменту (моменту двигателя, отнесенному к полной массе автомобиля или автопоезда). В табл. 6 приведены указанные удельные параметры автомо­ билей ЗИЛ-130, ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164, а также ряда зарубежных

6. Удельные параметры автомобилей

 

 

 

 

вЧНрта

_ f-

 

 

 

 

 

 

 

 

О ü fr о

 

 

 

 

 

 

 

а

га ь а

о

 

ЛS

 

 

 

 

 

 

Автомобиль

“ га н я a

сЛа>т « 3

 

 

 

 

 

•5~о-

«

У

 

 

 

 

 

 

 

 

я о

 

5 о и г га

 

 

 

 

 

 

Я Я Ü cо'5=

_ >С5 =

 

 

 

 

 

 

- л= _ 5

о

И

5

 

2 г

 

 

 

 

Së»i=

ч

н*

га .

 

 

 

 

 

н

о о

 

 

 

 

 

 

 

 

К о

f- о

 

 

 

 

 

C s I

 

 

 

у УН

 

>> §

 

 

 

 

 

 

f- в

а я > я

 

 

 

Одиночные автомобили

 

 

 

 

 

 

 

ЗИЛ-130 ..............................................

9,525

150/3100*

41/1800

15,7

4,3

ЗИЛ-150 ..............................................

8,125

90/2400

31/1200

11,1

3,82

ЗИЛ-164 ..............................................

8,325

97/2600

33/1300

11,7

3,96

Интернейшнл R - 1 8 5 ...........................

9,525

143/3200

39/1200

15,0

4,1

Рио

F22R ..............................................

10,000

140/3200

36/1600

14,0

3,6

Форд

D 700 ..........................................

10,420

134/3400

36,4/1800

12,9

3,5

Додж

D 600 ..........................................

10,420

165/3700

40,3/2400

15,8

3,86

Форд

F 750 ..........................................

10,200

180/3800

44,6/2000

17,6

4,37

 

 

 

Тягачи

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗИЛ-ІЗО . .

17,525

150/3100*

41/1800

8,6

2,3

ЗИЛ-ІЗОВ .

16,485

150/3100*

41/1800

9,0

2,48

Форд

D 600

14,515

134/3400

36,4/1800

9,2

2,5

Форд F 750

22,650

199/3800

47,3/2000

8,8

2,1

Додж

D 600

16,300 168,5/3600 41,7/2400

10,3

2,55

Рио

F22RT .

18,160

140/3200

36/1600

7,7

1,98

* Приведена мощность двигателя по ограничителю максимальной

частоты вращения,

а не максимальная мощность

(брутто), равная 170 л. с. при я = 3600 об'мин.

 

 

11