Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
автомобилей и автопоездов, выпускавшихся как в период про ектирования, так и в период начала производства автомобиля ЗИЛ-130. Параметры, характеризующие динамические качества автомобиля ЗИЛ-130, существенно выше соответствующих параметров автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164, выпускавшихся заводом ранее.
Высокие удельные мощностные параметры автомобиля ЗИЛ-130 в сочетании с правильно подобранными передаточны ми числами трансмиссии обеспечили требуемые тягово динамические качества. Это вытекает из результатов тягово динамического расчета автомобиля ЗИЛ-130 и полностью под тверждается его дорожными испытаниями.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА
При тягово-динамическом расчете автомобиля ЗИЛ-130 и автопоезда с автомобилем ЗИЛ-130 в качестве тягача были использованы следующие расчетные данные:
Собственная |
масса автомобиля в кг . . . . |
4300 |
||||
Число мест в к а б и н е ....................................... |
|
|
3 |
|||
Полная масса автомобиля в кг: |
|
9525 |
||||
с грузом |
массой 5 т ................................... |
|
|
|||
с грузом |
массой 5 т + прицеп с полной |
17525 |
||||
массой 8 т |
.................................................. |
|
|
|||
Мощность двигателя по ограничителю мак |
|
|||||
симальной частоты вращения в л. с.................. |
150 при п —3100 об/мин |
|||||
.Максимальный |
крутящий момент двигателя |
41 при |
||||
в к гс -м ..................................................................... |
|
|
|
|
п = |
|
Размер шин |
|
|
|
|
1800 -т- 2000 об/мин |
|
......................................................... |
|
в м |
|
260—20 или 260—508Р |
||
Радиус качения |
сопротивления |
0,49 |
||||
Произведение |
коэффициента |
|
||||
воздуха на лобовую площадь автомобиля |
(по |
0,214 |
||||
данным НАМИ) в м2 .......................................... |
|
|
||||
К. и. д. трансмиссии при включении: |
|
0,87 |
||||
прямой передачи ....................................... |
|
|
||||
остальных |
передач ................................... |
качению |
для |
0,85 |
||
Коэффициент |
|
сопротивления |
|
|||
асфальтированного |
шоссе в удовлетворитель |
0,018 |
||||
ном состоянии |
|
...................................................... |
|
передач: |
|
|
Передаточные числа коробки |
|
7,44 |
||||
первая |
передача ....................................... |
|
|
|||
вторая |
|
|
» ....................................... |
|
|
4,1 |
третья |
|
|
» ....................................... |
|
|
2,29 |
четвертая |
|
» ....................................... |
|
|
1,47 |
|
пятая |
|
|
» ....................................... |
передачи . |
. . |
1,0 |
Передаточное число главной |
6,45* |
* В 1969 г. передаточное число главной передачи было уменьшено до 6,32.
Ниже приведены формулы, которые были использованы при тягово-динамическом расчете.
12
Тяговое усилие на ведущих колесах в кгс
Рк = М'е-^Т)г, гк
где Ме — эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя со всеми навесными агрегатами в кгс-м;
ік — передаточное число коробки передач; і.о — передаточное число главной передачи; т)т — к. п. д. трансмиссии; г,; — радиус качения в м.
Скорость движения автомобиля в км/ч
ѵа= 0,377 |
, |
|
Іціо |
где п — частота вращения коленчатого вала в об/мин. Сила сопротивления воздуха в кгс:
для одиночного автомобиля
РW
kFvl
3,62 ’
где k — коэффициент сопротивления воздуха; F — лобовая площадь автомобиля в м2;
для автомобиля с прицепом
п\AbkFvl
“,пр" з,62 ‘
Динамический фактор
|
D= P« - Pw- |
|
|
|
|
Ga |
|
где |
Ga — полный вес автомобиля в кгс. |
|
|
|
Ускорение движения автомобиля в м/с2 |
|
|
где |
/ — коэффициент сопротивления качению; |
|
|
|
g — ускорение свободного падения в м/с2. |
|
|
|
Коэффициент учета вращающихся масс |
|
|
|
б = 1 + |
0[ Ій + сг2, |
|
где |
О] — коэффициент учета вращающихся масс |
маховика; |
|
|
0 2 — коэффициент учета вращающихся масс колес. |
||
|
Мощность, затрачиваемая |
на преодоление |
сопротивления |
воздуха, в л. с.: |
|
|
|
|
для одиночного автомобиля |
|
|
13
• Основные параметры, характеризующие тягово-динамические качества автомобиля ЗИЛ-ІЗО и автопоезда с ним
K-3JM 9'бе =Э№
*-э -If iM «aW ‘ник. 90 *0016=^
K-3JH z-fe='V
• о -if sei= 3w ‘ннп/go ,OOOE=»
и-DJMi ‘t-E =3№
'■Э -If SEI=°/V •ник/90 008E=U
K-DJM ze=aiv
‘•Э if i S I =°W •них 90 ООіь“ "
X OJMS‘8 E =ЭІѴ
‘ ■0 -if Z0 I=°/V •НИИ.90 000Ö-"
Н-ЭЛМ6 ‘8 E =°IV
■•Э -if L8 =3Л’ ‘НИИ.90 0091 —V
и-DJM =°IV
•■0 -if £9=3w •них,90 0 0 Sl=u
K-3JM o‘£E =aiV
"Э ’if о£=ЭЛ/ ‘них 90 QOS“ «
Параметры
|
11,94 |
2714 |
|
|
2760 |
|
10,75 |
2890 |
|
9,24 |
3090 |
|
7,7 |
3210 |
Первая nepeiдача |
4,62 6,16 |
3130 3240 |
|
3.08 |
2760 |
|
к м /ч ................................................................. к г с ................................................................. кгс: |
|
|
va в Рк в Pw в |
2,35 |
2,7 |
2 , 2 1 |
|
1,92 2 , 2 2 |
|
1,4 |
1,62 |
0,98 |
1,125 |
0,62 |
0,718 |
0,35 |
0,405 |
0,76 |
0,18 |
...................................................... ..................................................... |
|
без прицепа |
с прицепом в л. с.: |
|
Nw |
0,104 |
0,119 |
|
7,38 |
13,75 |
0,0951 |
|
6,53 |
|
|
0,077 |
0,089 |
6,08 |
6,67 |
12,44 |
0,048 |
0,055 |
5,23 |
5,7 |
10,63 |
0,028 |
0,032 |
4,36 |
4,76 |
8,87 |
0,0142 |
0,0164 |
3,48 |
3,81 |
7,1 |
0,006 |
0,007 |
2,61 2 , 8 6 |
5,32 |
|
0,00183 |
0,00205 |
1,74 |
1.9 |
3,55 |
|
1 |
|
|
|
без прицепа ..................................................... |
с прицепом ...................................................... в л. с. при грузоподъемности: |
4 т ..................................................................... |
5 т ..................................................................... |
5+8 т ............................................................. при грузоподъемности: |
|
Nf |
|
|
О |
|
0,292 |
0,157 |
|
|
0,70 |
0,36 |
0,324 |
|
|
|
0,789 |
|
|
0,34 |
0,311 |
0,167 |
|
0,83 |
0,75 |
0,38 |
0,364 |
0,333 |
0,179 |
|
0,892 |
0,81 |
0,41 |
0,378 |
0,346 |
0,186 |
|
0,929 |
0,84 |
0,43 |
0,381 |
0,349 |
0,188 |
|
0,935 |
0,85 |
0,44 |
0,369 |
0,337 |
0,181 |
|
0,905 |
0,82 |
0,42 |
0,325 |
0,297 |
0,16 |
i |
0,791 |
0,72 |
0,36 |
|
|
|
|
|
|
|
. . . . . . .............................................. |
..................................................................... |
т ............................................................. |
при грузоподъемности: |
..................................................................... |
..................................................................... |
т .............................................................. |
4 т |
5 т |
5+8 |
м/с2 |
4 т |
5 т |
5+8 |
|
|
|
/ в |
|
|
|
14
К.и -DJH g'SE=:>fV
табл. |
"э -if ]H = 0/V |
||
'нии, 90 |
, 0 0 1 £ =!' |
||
Продолжение |
|||
и-OJH |
L' t-£=nW |
||
|
■•о и- sei= 3/v |
||
|
'нии/90 *OOOE=« |
||
|
KOJH Z'I-E-V |
||
|
'■D -ir SEl=3fV |
||
|
‘Him 90 008ö=ü |
||
|
H-o.iH ZE=°)V |
||
|
'•o -if HI “ °JV |
||
|
'HiiH/90 ООН“ “ |
||
|
и-элн S‘8 £ =3W |
||
|
"Э -if І0І= Э/Ѵ |
||
|
'niiw.po OOOS“ » |
||
|
w-DJH 6 ,8 E=3№ |
||
|
'■о -I/ LS=3N |
||
|
‘ШІК 90 009 I=U |
||
|
и-эли S‘/£ =3W |
||
|
'■о |
if £g-^/v |
|
|
■HIIW,9O OOS 1=u |
и-OJH ö‘£E=3IV
"3 'if EE^A' 'HHW/po 008=w
|
2 1 , 7 |
1495 |
7,77 |
8,95 |
0,624 |
0,719 |
|
13,41 |
25 |
|
0,160 |
0,086 |
0,83 |
|
|
|
20,9 |
1510 |
7,2 |
|
0,564 |
|
11,8 |
|
|
0,177 |
|
|
|
0,74 |
0,35 |
|
19,6 |
1590 |
6,28 |
7,27 |
0,456 |
0,528 |
11,05 |
12,11 |
22,58 |
0,1865 |
0,171 |
0,092 |
0,879 |
0,80 |
0,39 |
|
16,8 |
1695 |
4,65 |
5,36 |
0,29 |
0,334 |
9,47 |
10,38 |
19,35 |
0,1995 |
0,182 |
0,098 |
0,946 |
0,85 |
0,42 |
ВтораяnepetJam |
14 |
1765 |
3,23 |
3,72 |
0,168 |
0,193 |
7,89 |
8,65 |
16,13 |
0,207 |
0,190 |
0,102 |
0,985 |
0,90 |
0,437 |
8,45,6 11.2 |
17201520 1782 |
1,160,52 2,06 |
1,340,6 2,37 |
0.0360,0107 0,0855 |
0,0420,0124 0,098 |
4,743,16 6,3 |
5,193,46 6,92 |
9,686,45 12,9 |
0,2030,1795 |
0,1850,164 |
0,0880,100 0,103 |
0,9650,841 1 ,0 |
0,870,76 0,91 |
0,430,36 0,44 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,21 |
0,192 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гЭ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
=* |
|
|
(3 |
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ct |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
та |
2 |
|
та |
- |
и |
|
>D |
>» |
|
|
с |
|
п |
д |
|
е£ |
С. |
|
||
|
<ѵ |
о |
|
СУ |
о |
|
О |
|
|
|
|
я |
п |
|
д |
с |
си |
|
|
|
|
|
Д |
<у |
|
S |
<у |
с |
|
|
|
|
|
О . =* |
|
CU er |
|
|
|
|
|
||
> о о |
С |
S |
Ü |
с |
д |
о |
* СО |
и |
СО м |
со |
|
CU |
E“ |
та |
CU |
|
|||||
|
тас |
с |
ч |
Ь Н + ^ . НЕ-Л_^НН_|_ |
||||||
|
О) |
о |
C |
<ѵ |
о |
|||||
CDм |
ю |
\о |
CD |
rt-ißin |
|
s |
***LOю |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о?
15
Продолжение табл.
K - D J M 9 ' Ö E = |
D W |
■ D и- і ц = |
эл/ |
’ним.go *001£ = «
K - D J X L ' t £ = 3 w
• o -if SE!=°W
‘ HUM go *000£ = I;
w-DjHi'(,e=3jy
•■о -и Е £ І = ЭЛГ
‘ним/go 0 0SÖ=“
woJHZE=3JY
•■о - i f K ! = 3 /V
ним/go Oof’S“ «
M D J H 9 ‘ 8 £ = э ; у
■-D -1Л I о і = эдг
ниц/go 00CS = »
w - O J H 6'8E = 3IV
' • 0 - I f / 8 = Э Л Г
‘нии go 0091 “ u
K - D J H 9 ‘ 2 £ = Э 1 У
•-D-if 69=°,V
‘ним,go 00S1=U
W D J H 5 ' £ E = 3 W
"D-if S£=3УѴ
‘ HHW/po 008=w
3
c.
о
rjS
CL «1
C
ю
N -
* ю
с о |
с о |
с о |
00 |
ю
' Г -
t4« |
Tj* |
с о |
с о |
ю |
с о |
с о |
с о |
|
0 0 |
|
ю |
о |
N^ |
с о |
*4t* |
|
0 5 |
L C |
U 0 |
СМ с о |
|
|
С 5 |
о |
ю |
СМ 0 5
о
3*
Ö
C5.
ю о
—СО
Оо>
СО Ю
т г 0 0 СМ СМ
—1
с о СМ
СМ с о
ос о
CM C S
i n
0 0 —
•4t* N -
С О 0 5
О— і
с о с о
С О N .
— с о N - СМ
СО ^t*
с о |
— |
ю |
|
с о |
4t* |
4f* |
|
C S |
1 |
с о |
|
c s |
|
с о |
О |
с м |
с о |
L O О СО 0 5
—_
о
с о О 0 5 —
о— .
О |
с о |
0 5 |
СО |
43* |
ю |
оо
со с о
ОСО
см с м
оо
$3 |
|
|
|
Q. |
|
|
|
Кн |
ю |
— |
о |
о о |
С О N * |
||
С О 0 5 |
о |
о |
|
---- L O |
— — ■ |
о |
о |
0 0 |
|
|
я = |
|
о |
2 |
|
|
|
|
q j |
|
-=f- |
(Уc |
|
|
CU а |
о |
5 - В |
||
- 2 L о о |
с |
Си |
|
с |
а |
|
1 |
я |
го |
с |
с ; |
CD |
С |
* |
<15 |
о |
|
0 ) |
|
|
|
CD |
VO |
со |
'О |
о |
ш°
_ |
Ій |
3 |
ä |
оя |
й - |
а , |
|
|
|
|
|
|
N . |
|
і о |
Т Г |
|
f - |
СО |
|
1 |
о |
о |
||
1 |
0 5 |
СО |
|||
|
CO |
*4t* |
|
о |
о |
|
СМ |
4t* |
|
|
|
|
|
|
N . |
|
|
СМ |
1 |
1 |
О |
1 |
1 |
* |
1 |
1 |
о- |
1 |
1 |
с м |
|
|
|
|
|
|
|
|
LO |
|
|
|
|
|
CM |
-4t* 0 5 |
|
|
с о |
с м |
0 0 |
5 |
^ |
00 с о |
с о |
— о о |
|||
0 5 |
— |
0 |
О |
О |
О |
— < CM rt * |
|
|
|
||
|
|
|
О |
— |
4t* |
ю |
^ с о |
— |
о |
ю |
|
0 5 |
Ю |
Ю |
— . — • |
о |
|
СО |
0 0 |
*4t* |
О |
О |
О |
— |
— |
с о |
|
|
|
|
|
|
0 5 |
|
СО |
|
|
|
•4t* Ю |
||
ю |
ю |
|
— |
о |
ю |
— |
4 f |
0 0 |
— — о |
||
4}* Ю |
0 0 |
О |
О |
О |
|
|
|
|
ю |
|
|
|
СО |
4t* |
С О N |
N |
|
|
— |
о |
ю |
||
СО СО о |
— — о |
||||
— |
с м |
с о |
О |
О |
О |
—— СМ
0 5 N - 0 0 |
СО с о |
ю |
||
— |
о |
ю |
||
4t* с м |
с м |
— |
— |
о |
С О 3 5 |
N - |
О |
О |
О |
|
|
|
— |
0 5 |
с о с о |
с м |
|
С 5 |
4 f |
СО — |
Ю |
— |
О |
О |
ю с о |
— |
О |
О |
О |
|
с м |
с о |
|
— |
|
1 |
ю |
с м |
1 |
О . |
о - |
СО |
|
|
0 5 |
|
|
Ю |
1 |
1 |
• |
1 |
1 |
О |
|
|
N . |
|
с о |
СО |
N - СО |
|
с о |
ю |
с м |
ОО О
с о |
СМ |
— |
0 5 |
N . |
|
с о |
с о |
с м |
ОО О
с о с о С О 0 0 N - С О СМ
ОО О
CM |
4t* |
Г Г N . |
0 5 |
N . СО |
СМ |
ОО О
С О |
0 5 |
— |
*3* N - |
N - С О СМ
ОО О
с о |
|
с о |
— |
Ю |
с о |
с о |
ю |
с м |
О |
О |
О |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
rO |
|
x |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|||
ef |
|
|
f- |
|
|
|
|
|
О |
|
|
CJ |
|
|
«=( |
|
|
e |
|
|
о |
|
|
|
|
|
о |
|
|
S |
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CL) |
|
|
|
|
|
|
|
|
rfl |
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
c |
|
|
|
|
|
U . |
|
|
о |
|
|
Он |
|
|
|
|
|
CD |
|
|
|
|
|
. |
|
Н |
> » |
|
н с |
|
н |
|
и |
|
' со ис . . |
Н N |
СО сч |
н ь |
с о |
||
ч |
ь |
^ + |
|
+ |
о |
+ |
||
|
4t* Ю |
S |
|
|
||||
^ |
Т С Ю Ю |
си |
Ю |
•4t* Ю |
Ю |
|||
я |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
с |
|
|
а |
|
|
|
|
|
Q |
|
|
— - |
|
|
16