Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

автомобилей и автопоездов, выпускавшихся как в период про­ ектирования, так и в период начала производства автомобиля ЗИЛ-130. Параметры, характеризующие динамические качества автомобиля ЗИЛ-130, существенно выше соответствующих параметров автомобилей ЗИЛ-150 и ЗИЛ-164, выпускавшихся заводом ранее.

Высокие удельные мощностные параметры автомобиля ЗИЛ-130 в сочетании с правильно подобранными передаточны­ ми числами трансмиссии обеспечили требуемые тягово­ динамические качества. Это вытекает из результатов тягово­ динамического расчета автомобиля ЗИЛ-130 и полностью под­ тверждается его дорожными испытаниями.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА

При тягово-динамическом расчете автомобиля ЗИЛ-130 и автопоезда с автомобилем ЗИЛ-130 в качестве тягача были использованы следующие расчетные данные:

Собственная

масса автомобиля в кг . . . .

4300

Число мест в к а б и н е .......................................

 

 

3

Полная масса автомобиля в кг:

 

9525

с грузом

массой 5 т ...................................

 

 

с грузом

массой 5 т + прицеп с полной

17525

массой 8 т

..................................................

 

 

Мощность двигателя по ограничителю мак­

 

симальной частоты вращения в л. с..................

150 при п 3100 об/мин

.Максимальный

крутящий момент двигателя

41 при

в к гс -м .....................................................................

 

 

 

 

п =

Размер шин

 

 

 

 

1800 -т- 2000 об/мин

.........................................................

 

в м

 

260—20 или 260—508Р

Радиус качения

сопротивления

0,49

Произведение

коэффициента

 

воздуха на лобовую площадь автомобиля

(по

0,214

данным НАМИ) в м2 ..........................................

 

 

К. и. д. трансмиссии при включении:

 

0,87

прямой передачи .......................................

 

 

остальных

передач ...................................

качению

для

0,85

Коэффициент

 

сопротивления

 

асфальтированного

шоссе в удовлетворитель­

0,018

ном состоянии

 

......................................................

 

передач:

 

Передаточные числа коробки

 

7,44

первая

передача .......................................

 

 

вторая

 

 

» .......................................

 

 

4,1

третья

 

 

» .......................................

 

 

2,29

четвертая

 

» .......................................

 

 

1,47

пятая

 

 

» .......................................

передачи .

. .

1,0

Передаточное число главной

6,45*

* В 1969 г. передаточное число главной передачи было уменьшено до 6,32.

Ниже приведены формулы, которые были использованы при тягово-динамическом расчете.

12


Тяговое усилие на ведущих колесах в кгс

Рк = М'е-^Т)г, гк

где Ме — эффективный крутящий момент на коленчатом валу двигателя со всеми навесными агрегатами в кгс-м;

ік — передаточное число коробки передач; і.о — передаточное число главной передачи; т)т — к. п. д. трансмиссии; г,; — радиус качения в м.

Скорость движения автомобиля в км/ч

ѵа= 0,377

,

 

Іціо

где п — частота вращения коленчатого вала в об/мин. Сила сопротивления воздуха в кгс:

для одиночного автомобиля

РW

kFvl

3,62 ’

где k — коэффициент сопротивления воздуха; F — лобовая площадь автомобиля в м2;

для автомобиля с прицепом

п\AbkFvl

“,пр" з,62 ‘

Динамический фактор

 

D= P« - Pw-

 

 

 

Ga

 

где

Ga — полный вес автомобиля в кгс.

 

 

Ускорение движения автомобиля в м/с2

 

где

/ — коэффициент сопротивления качению;

 

 

g — ускорение свободного падения в м/с2.

 

 

Коэффициент учета вращающихся масс

 

 

б = 1 +

0[ Ій + сг2,

 

где

О] — коэффициент учета вращающихся масс

маховика;

 

0 2 — коэффициент учета вращающихся масс колес.

 

Мощность, затрачиваемая

на преодоление

сопротивления

воздуха, в л. с.:

 

 

 

для одиночного автомобиля

 

 

13


• Основные параметры, характеризующие тягово-динамические качества автомобиля ЗИЛ-ІЗО и автопоезда с ним

K-3JM 9'бе =Э№

*-э -If iM «aW ‘ник. 90 *0016=^

K-3JH z-fe='V

• о -if sei= 3w ‘ннп/go ,OOOE=»

и-DJMi ‘t-E =3№

'■Э -If SEI=°/V •ник/90 008E=U

K-DJM ze=aiv

‘•Э if i S I =°W •них 90 ООіь“ "

X OJMS‘8 E =ЭІѴ

‘ ■0 -if Z0 I=°/V •НИИ.90 000Ö-"

Н-ЭЛМ6 8 E =°IV

■•Э -if L8 =3Л’ ‘НИИ.90 0091 —V

и-DJM =°IV

•■0 -if £9=3w •них,90 0 0 Sl=u

K-3JM o‘£E =aiV

"Э ’if о£=ЭЛ/ ‘них 90 QOS“ «

Параметры

 

11,94

2714

 

 

2760

 

10,75

2890

 

9,24

3090

 

7,7

3210

Первая nepeiдача

4,62 6,16

3130 3240

 

3.08

2760

 

к м /ч ................................................................. к г с ................................................................. кгс:

 

va в Рк в Pw в

2,35

2,7

2 , 2 1

 

1,92 2 , 2 2

1,4

1,62

0,98

1,125

0,62

0,718

0,35

0,405

0,76

0,18

...................................................... .....................................................

без прицепа

с прицепом в л. с.:

 

Nw

0,104

0,119

 

7,38

13,75

0,0951

 

6,53

 

 

0,077

0,089

6,08

6,67

12,44

0,048

0,055

5,23

5,7

10,63

0,028

0,032

4,36

4,76

8,87

0,0142

0,0164

3,48

3,81

7,1

0,006

0,007

2,61 2 , 8 6

5,32

0,00183

0,00205

1,74

1.9

3,55

 

1

 

 

 

без прицепа .....................................................

с прицепом ...................................................... в л. с. при грузоподъемности:

4 т .....................................................................

5 т .....................................................................

5+8 т ............................................................. при грузоподъемности:

 

Nf

 

 

О

 

0,292

0,157

 

 

0,70

0,36

0,324

 

 

 

0,789

 

 

0,34

0,311

0,167

 

0,83

0,75

0,38

0,364

0,333

0,179

 

0,892

0,81

0,41

0,378

0,346

0,186

 

0,929

0,84

0,43

0,381

0,349

0,188

 

0,935

0,85

0,44

0,369

0,337

0,181

 

0,905

0,82

0,42

0,325

0,297

0,16

i

0,791

0,72

0,36

 

 

 

 

 

 

. . . . . . ..............................................

.....................................................................

т .............................................................

при грузоподъемности:

.....................................................................

.....................................................................

т ..............................................................

4 т

5 т

5+8

м/с2

4 т

5 т

5+8

 

 

 

/ в

 

 

 

14


К.и -DJH g'SE=:>fV

табл.

"э -if ]H = 0/V

'нии, 90

, 0 0 1 £ =!'

Продолжение

и-OJH

L' t-£=nW

 

■•о и- sei= 3/v

 

'нии/90 *OOOE=«

 

KOJH Z'I-E-V

 

'■D -ir SEl=3fV

 

‘Him 90 008ö=ü

 

H-o.iH ZE=°)V

 

'•o -if HI “ °JV

 

'HiiH/90 ООН“ “

 

и-элн S‘8 £ =3W

 

"Э -if І0І= Э/Ѵ

 

'niiw.po OOOS“ »

 

w-DJH 6 ,8 E=3№

 

'■о -I/ LS=3N

 

‘ШІК 90 009 I=U

 

и-эли S‘/£ =3W

 

'■о

if £g-^/v

 

HIIW,9O OOS 1=u

и-OJH ö‘£E=3IV

"3 'if EE^A' 'HHW/po 008=w

 

2 1 , 7

1495

7,77

8,95

0,624

0,719

 

13,41

25

 

0,160

0,086

0,83

 

 

 

20,9

1510

7,2

 

0,564

 

11,8

 

 

0,177

 

 

 

0,74

0,35

 

19,6

1590

6,28

7,27

0,456

0,528

11,05

12,11

22,58

0,1865

0,171

0,092

0,879

0,80

0,39

 

16,8

1695

4,65

5,36

0,29

0,334

9,47

10,38

19,35

0,1995

0,182

0,098

0,946

0,85

0,42

ВтораяnepetJam

14

1765

3,23

3,72

0,168

0,193

7,89

8,65

16,13

0,207

0,190

0,102

0,985

0,90

0,437

8,45,6 11.2

17201520 1782

1,160,52 2,06

1,340,6 2,37

0.0360,0107 0,0855

0,0420,0124 0,098

4,743,16 6,3

5,193,46 6,92

9,686,45 12,9

0,2030,1795

0,1850,164

0,0880,100 0,103

0,9650,841 1 ,0

0,870,76 0,91

0,430,36 0,44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,21

0,192

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гЭ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=*

 

 

(3

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ct

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

та

2

 

та

-

и

 

>D

 

 

с

 

п

д

 

е£

С.

 

 

о

 

СУ

о

 

О

 

 

 

я

п

 

д

с

си

 

 

 

 

 

Д

 

S

с

 

 

 

 

 

О . =*

 

CU er

 

 

 

 

 

> о о

С

S

Ü

с

д

о

* СО

и

СО м

со

 

CU

E“

та

CU

 

 

тас

с

ч

Ь Н + ^ . НЕ-Л_^НН_|_

 

О)

о

C

о

CDм

ю

CD

rt-ißin

 

s

***LOю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о?

15


Продолжение табл.

K - D J M 9 ' Ö E =

D W

D и- і ц =

эл/

’ним.go *001£ = «

K - D J X L ' t £ = 3 w

• o -if SE!=°W

HUM go *000£ = I;

w-DjHi'(,e=3jy

•■о Е £ І = ЭЛГ

‘ним/go 0 0SÖ=“

woJHZE=3JY

•■о - i f K ! = 3 /V

ним/go Oof’S“ «

M D J H 9 ‘ 8 £ = э ; у

■-D -1Л I о і = эдг

ниц/go 00CS = »

w - O J H 6'8E = 3IV

' • 0 - I f / 8 = Э Л Г

‘нии go 0091 “ u

K - D J H 9 ‘ 2 £ = Э 1 У

•-D-if 69=°,V

‘ним,go 00S1=U

W D J H 5 ' £ E = 3 W

"D-if S£=3УѴ

‘ HHW/po 008=w

3

c.

о

rjS

CL «1

C

ю

N -

* ю

с о

с о

с о

00

ю

' Г -

t4«

Tj*

с о

с о

ю

с о

с о

с о

 

0 0

 

ю

о

N^

с о

*4t*

 

0 5

L C

U 0

СМ с о

 

С 5

о

ю

СМ 0 5

о

3*

Ö

C5.

ю о

СО

Оо>

СО Ю

т г 0 0 СМ СМ

1

с о СМ

СМ с о

ос о

CM C S

i n

0 0 —

•4t* N -

С О 0 5

О— і

с о с о

С О N .

— с о N - СМ

СО ^t*

с о

ю

с о

4t*

4f*

 

C S

1

с о

 

c s

 

с о

О

с м

с о

L O О СО 0 5

_

о

с о О 0 5 —

о— .

О

с о

0 5

СО

43*

ю

оо

со с о

ОСО

см с м

оо

$3

 

 

 

Q.

 

 

 

Кн

ю

о

о о

С О N *

С О 0 5

о

о

---- L O

— — ■

о

о

0 0

 

 

я =

 

о

2

 

 

 

q j

 

-=f-

c

 

 

CU а

о

5 - В

- 2 L о о

с

Си

 

с

а

1

я

го

с

с ;

CD

С

*

<15

о

 

0 )

 

 

CD

VO

со

о

ш°

_

Ій

3

ä

оя

й -

а ,

 

 

 

 

 

 

N .

 

і о

Т Г

 

f -

СО

 

1

о

о

1

0 5

СО

 

CO

*4t*

 

о

о

 

СМ

4t*

 

 

 

 

 

 

N .

 

 

СМ

1

1

О

1

1

*

1

1

о-

1

1

с м

 

 

 

 

 

 

 

 

LO

 

 

 

 

 

CM

-4t* 0 5

 

с о

с м

0 0

5

^

00 с о

с о

— о о

0 5

0

О

О

О

— < CM rt *

 

 

 

 

 

 

О

4t*

ю

^ с о

о

ю

0 5

Ю

Ю

— . — •

о

СО

0 0

*4t*

О

О

О

с о

 

 

 

 

 

 

0 5

 

СО

 

 

 

•4t* Ю

ю

ю

 

о

ю

4 f

0 0

— — о

4}* Ю

0 0

О

О

О

 

 

 

ю

 

 

 

СО

4t*

С О N

N

 

о

ю

СО СО о

— — о

с м

с о

О

О

О

— СМ

0 5 N - 0 0

СО с о

ю

о

ю

4t* с м

с м

о

С О 3 5

N -

О

О

О

 

 

 

0 5

с о с о

с м

 

С 5

4 f

СО —

Ю

О

О

ю с о

О

О

О

 

с м

с о

 

1

ю

с м

1

О .

о -

СО

 

 

0 5

 

 

Ю

1

1

1

1

О

 

 

N .

 

с о

СО

N - СО

с о

ю

с м

ОО О

с о

СМ

0 5

N .

с о

с о

с м

ОО О

с о с о С О 0 0 N - С О СМ

ОО О

CM

4t*

Г Г N .

0 5

N . СО

СМ

ОО О

С О

0 5

*3* N -

N - С О СМ

ОО О

с о

 

с о

Ю

с о

с о

ю

с м

О

О

О

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

rO

 

x

 

 

2

 

 

 

 

 

о

 

 

ef

 

 

f-

 

 

 

 

 

О

 

 

CJ

 

 

«=(

 

 

e

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

S

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CL)

 

 

 

 

 

 

 

 

rfl

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

c

 

 

 

 

 

U .

 

 

о

 

 

Он

 

 

 

 

 

CD

 

 

 

 

.

 

Н

> »

 

н с

 

н

и

 

' со ис . .

Н N

СО сч

н ь

с о

ч

ь

^ +

 

+

о

+

 

4t* Ю

S

 

 

^

Т С Ю Ю

си

Ю

•4t* Ю

Ю

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

а

 

 

 

 

 

Q

 

 

— -

 

 

16