Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

очерке изложены лишь некоторые сведения, дающие са­ мое общее представление о народных умельцах высоко­ горной Оки и их самобытном искусстве.

Сведения о мастерах Баргузинского

иКурумканского районов

Вселе Алла жил мастер чеканки по серебру Ширетор Цыремпилович Цыремпнлов (1894—1966), из рода mo­ no шубтэхэй. Делал он трубки, ножи в серебряной опра­

ве, занимался также резьбой по дереву. В настоящее время жива его сестра Цындема Цыремпиловна Зонхоева (1900), которая живет в с. Аргада и тоже знает юве­ лирное дело: она изготовляла перстни (биЬелиг), колеч­ ки (бульдаруу), ожерелья с растительным орнаментом (буурсагтай шураг), янтарные украшения (хуба), труб­ ки, амулеты (бурханай сумэ).

Кроме того, Зонхоева занималась шорным делом, украшала конскую сбрую, узду (хазаар), недоуздок (ногто), кнут с кистью из кожаных ремешков (сасагтай минаа). Для выполнения этих изделий у нее имелся трафарет, железный инструмент для резьбы (гурьба). Как и многим бурятским женщинам, ей приходилось шить п вышивать; особенно часто шила она эвенкийские гутулы (ортоп гутал), украшенные орнаментом. Для вы­ шивки она тоже пользовалась трафаретом. Зонхоева умеет делать бурятский узел (буряад уялга).

В Курумканском районе есть несколько потомствен- - пых кузнецов. Очир Шигнагерович Мухайданов (1897) живет в с. Аргада. Прадед его был известным дарханом. Про себя говорит, что не учился ни у кого, так как, по его словам, «человек может работать сам, по навыкам».

Мухайданов работал в кузнице с 1918 года. Железо варил при высокой температуре (примерно 800 градусов) до появления искорок, бил его на наковальне, соединял с другими материалами, резал. Умел ' работать со сталью, делал топоры, когда еще не было топоров завод­ ского изготовления.

Железо паял бронзой (улаан зэд),

бронзу — сереб­

ром (мунгэн), серебро— золотой медью

(гуулин). При

паянии использовалась бура (дунсаа), при паянии олова применялся нашатырь.

В кузнице поддувало (хуургэ) обычно находилось на

S9


северо-западной стороне, такое местонахождение удобно для работы. . ^

Раньше существовали разные запреты для кузнецов: нельзя было наступать ногой на железный шлак (тумэрэй хаг), лить на него воду и т. п. Каждый дархан умел чи­ тать молитвы, импровизируя, звал духов, обращался к далеким предкам, опрыскивал инструменты водкой или спиртом (сэржэм).

По словам мастера, серебрение железа производи­ лось просто. В железе проделывали дырки; серебро превращалось в опилки, которые наклеивали на железо и выравнивали молотком, а затем выглаживали песком, для чего песок клали на войлок и использовали его как наждачную бумагу.

Несколько крупных дарханов было в роду у Эрдэни Эмэлэновича Батуева (1893) из села Разгон. Род его басай шоно. Кузнецом работал 32 года. Изготовлял под­ ковы из железа, топоры из железа и стали, ножницы, шила. Особенной сноровки требовало изготовление шила,

ибо при

неправильном составе сплава острие шила

ломалось.

 

(хуйтэн)

Паял

мастер двумя способами: холодным

и горячим (халуун). Украшал

конскую сбрую

бронзой

(гуулин)

и медью (зэд). По заказу отливал колокольчики

(хонхо)

или для готовых колокольчиков языки

(хэл).

В Баргузинском районе в селе Баянгол живет Ракша

Базаржапович Батуев (1911).

Среди его родственников

были кузнецы, столяры и иконописцы. К тому же у него был учитель — дархан Эргэ Эрдынеев.

Р. Б. Батуев ковал серебро, превращал его в тонкую пластинку, отбивал. Затем клал на огонь для размягче­ ния и придания нужной формы, после чего чистил до блеска. Из приготовленного таким образом материала он делал серьги (йиихэ) по трафарету, колечки (биЬелиг), пуговицы.

Интересно, что в качестве материала для женских украшений мастером использовались также старые са­ мовары, которые в те времена были сделаны из бронзы (гуулин) и медные тазы.

С 1936 по 1941 год Р. Б. Батуев работал кузнецом. Обрабатывал железо при температуре около 300 граду­ сов, клал его в автол. После этой процедуры оно стано­ вилось крепким, не боялось коррозии и ржавчины.

90


Список иллюстраций

Инструменты В. Дугарова.

 

Щипцы для угля В. Дугарова.

 

Глиняные горшки для плавки серебра С. Санжиева.

Инструменты для пайки. Уголь в железной посудине на подставке

с деревянной ручкой. Горелка на бензине (или

керосине) для полу­

чения

пламени.

Паяльные трубки разных

диаметров. Мастер

В. Дугаров.

 

 

Инструменты для пайки (паяльники).

 

Детали конской сбруи. Краеведческий музей.

 

Седло

женское

(Агбаиов Сапжа-Митаб, с. Куорка Кижингинского

района приобретено в 1920 г.), сделано мастером из с. Могсохон.

Чеканы. Железный

угольник

для работы с металлом.

Мастер

В. Дугаров.

 

 

 

Инструменты для чеканки В. Дугарова.

 

Весы Д. Дугарова.

литья,

(с. Долга Мухоршибирского

р-на,

Приспособление для

Д. Гармаев).

 

 

 

Вспомогательные инструменты для литья. Сито и деревянный моло­ ток для разбивания земляных камней. Блюдо для растирания песка, (фарфоровое). Мастер С. Санжиев.

Заравнивание поверхности формовочной земли. Засыпка землей модели и формочки.

Процесс художественной обработки литых изделий.

Инструменты, употребляемые мастером

при обработке изделий па

точильном станке.

Женское украшение.

 

Л.

Г о ж о г л о о.

 

Д.

Л о г и н о в а .

 

Серьги.

 

Д.

Б а д м а е в .

Пиала.

П. Н ам с а р а е в. Пиала.

Г.

Т у б ш и н о в.

Нож.

 

 

Б.

Т v б ш и п о в.

Старинные женские украшения.

Д.

II ы д с н о в. Нож.

 

ул. Санага).

Macep Р. Нохоров

(Закаменский p-п.,

Р.

Н о х о р о в .

 

Огниво.

 

Р.

Н о х о р о в .

Женские украшения.

 

Мастер С. Санжиев с сыном.

 

Б.

Л ю ш и е в.

Ритуальный сосуд. Начало XX в.

Седло. Выполнено

мастером «Улаапдай» (Кнжингинский р-н).

I I.

II й м а е в. Ножи.

 

 

Мастер Г. Базаров.

 

 

 

Г.

Б а з а р о в .

Нагрудные украшения.

 

Г.

Б а з а р о в .

Перстни.

 

Г.

Б а з а р о в .

Рога — сувениры.

 

Г.

Б а з а р о в.

Ножи.

(Окинский р-н).

 

П.

С. о к то ев.

Седло

 

91


 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

 

 

 

 

В в е д е н и е

.............................................................................

 

 

 

:

 

 

3

Е Кузнечное ремесло в народных

преданиях н легендах

 

12

И. И. С о к т о е в а ....................................................................

металлов

 

 

 

 

 

II. Технология

обработки

 

 

 

 

 

22

М. Б. Эрдынеев, И. И. Соктоева...........................................

 

 

 

 

Ковка ........................................

 

 

 

 

 

:

 

22

Плавление, пайка, закалка ж елеза

................................................

 

 

 

 

25

Серебрение ...........................................................................

ж ел еза

 

 

 

.

 

 

29

Насечка серебром и оловом по железуи стали .

. 3 3

Чеканка по ....................................................................

с е р е б р у

 

 

 

 

 

 

35

Филигрань ...................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

38

З о л о ч ен и е .....................................................................................

 

 

 

:

:

 

ЗУ

Л и т ь е ..............................................................................

 

 

 

 

 

41

III. Народные м ....................................................................а с т е р а

 

 

 

 

 

 

47

Мастера Закамны ............................................................................

 

 

 

 

 

 

47

Долгор Логинова ......................................... К. Б. Шулунова

 

 

 

 

47

Дымбрыл Бадмаев ..................................... К. Б. Шулунова

Соктоева . .

 

51

Галдан и Батомунко Тубшиновы.

И. И.

 

53

Дашипнма Цыденов ........................................... И. И. Соктоева

Соктоева .

 

.

57

Лубсанжап

иРаднажаи Нохоровы . И . И .

 

62

Мастер из ДжидыСосор Санжиев.

Р. С.

Бадмаева .

 

.

66

О кнжингинекпх мастерах-чекашниках. В. Ш. Гунгаров.

 

70

О тункииских .................................мастерах

Б. С. Дугаров

 

 

 

 

76

Мастер Г. С. .......................................................................Базаров

 

 

 

 

 

 

78

Умельцы горной ........................................Оки. Б. С. Дугаров

 

 

 

 

84

Сведения о мастерах Баргузинского и Курумканского

 

89

районов В. .......................................................

Э . Р а д н а е в

 

 

 

 

 

Список иллю ....................................................................страций

 

 

 

 

 

 

У1

Художественная обработка металла в Бурятии

Бурятский филиал СО АН СССР

Редактор Н. Н. Ильина Художественный редактор П. С. Гурьянов Течи, редактор Б. Г. Цырсиова

Корректоры М. Д. Жигжитова, Ц. М. Гэндэнова

Сдано в набор 5.V1II-I974 г. Подписано к печати 12/Х11-1974 г. Заказ № 1881. Тираж 1000. Объем в и. л. 4.83. Уч.-нзд. л. 4,68. Формат 84Xl08V32Бум. тип. № 1. Сорт I. Цена 30 коп. Н-00247.

Бурятское книжное издательство, г. Улан-Удэ, ул. Со­ ветская, 25. , Типография Управления по делам издательств, полиграфии и

книжной торговли Совета Министров БУрАССР, г. Улан-Удэ, ул. Борсосва, 21.