Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
очерке изложены лишь некоторые сведения, дающие са мое общее представление о народных умельцах высоко горной Оки и их самобытном искусстве.
Сведения о мастерах Баргузинского
иКурумканского районов
Вселе Алла жил мастер чеканки по серебру Ширетор Цыремпилович Цыремпнлов (1894—1966), из рода mo no шубтэхэй. Делал он трубки, ножи в серебряной опра
ве, занимался также резьбой по дереву. В настоящее время жива его сестра Цындема Цыремпиловна Зонхоева (1900), которая живет в с. Аргада и тоже знает юве лирное дело: она изготовляла перстни (биЬелиг), колеч ки (бульдаруу), ожерелья с растительным орнаментом (буурсагтай шураг), янтарные украшения (хуба), труб ки, амулеты (бурханай сумэ).
Кроме того, Зонхоева занималась шорным делом, украшала конскую сбрую, узду (хазаар), недоуздок (ногто), кнут с кистью из кожаных ремешков (сасагтай минаа). Для выполнения этих изделий у нее имелся трафарет, железный инструмент для резьбы (гурьба). Как и многим бурятским женщинам, ей приходилось шить п вышивать; особенно часто шила она эвенкийские гутулы (ортоп гутал), украшенные орнаментом. Для вы шивки она тоже пользовалась трафаретом. Зонхоева умеет делать бурятский узел (буряад уялга).
В Курумканском районе есть несколько потомствен- - пых кузнецов. Очир Шигнагерович Мухайданов (1897) живет в с. Аргада. Прадед его был известным дарханом. Про себя говорит, что не учился ни у кого, так как, по его словам, «человек может работать сам, по навыкам».
Мухайданов работал в кузнице с 1918 года. Железо варил при высокой температуре (примерно 800 градусов) до появления искорок, бил его на наковальне, соединял с другими материалами, резал. Умел ' работать со сталью, делал топоры, когда еще не было топоров завод ского изготовления.
Железо паял бронзой (улаан зэд), |
бронзу — сереб |
ром (мунгэн), серебро— золотой медью |
(гуулин). При |
паянии использовалась бура (дунсаа), при паянии олова применялся нашатырь.
В кузнице поддувало (хуургэ) обычно находилось на
S9
северо-западной стороне, такое местонахождение удобно для работы. . ^
Раньше существовали разные запреты для кузнецов: нельзя было наступать ногой на железный шлак (тумэрэй хаг), лить на него воду и т. п. Каждый дархан умел чи тать молитвы, импровизируя, звал духов, обращался к далеким предкам, опрыскивал инструменты водкой или спиртом (сэржэм).
По словам мастера, серебрение железа производи лось просто. В железе проделывали дырки; серебро превращалось в опилки, которые наклеивали на железо и выравнивали молотком, а затем выглаживали песком, для чего песок клали на войлок и использовали его как наждачную бумагу.
Несколько крупных дарханов было в роду у Эрдэни Эмэлэновича Батуева (1893) из села Разгон. Род его басай шоно. Кузнецом работал 32 года. Изготовлял под ковы из железа, топоры из железа и стали, ножницы, шила. Особенной сноровки требовало изготовление шила,
ибо при |
неправильном составе сплава острие шила |
||
ломалось. |
|
(хуйтэн) |
|
Паял |
мастер двумя способами: холодным |
||
и горячим (халуун). Украшал |
конскую сбрую |
бронзой |
|
(гуулин) |
и медью (зэд). По заказу отливал колокольчики |
||
(хонхо) |
или для готовых колокольчиков языки |
(хэл). |
|
В Баргузинском районе в селе Баянгол живет Ракша |
|||
Базаржапович Батуев (1911). |
Среди его родственников |
были кузнецы, столяры и иконописцы. К тому же у него был учитель — дархан Эргэ Эрдынеев.
Р. Б. Батуев ковал серебро, превращал его в тонкую пластинку, отбивал. Затем клал на огонь для размягче ния и придания нужной формы, после чего чистил до блеска. Из приготовленного таким образом материала он делал серьги (йиихэ) по трафарету, колечки (биЬелиг), пуговицы.
Интересно, что в качестве материала для женских украшений мастером использовались также старые са мовары, которые в те времена были сделаны из бронзы (гуулин) и медные тазы.
С 1936 по 1941 год Р. Б. Батуев работал кузнецом. Обрабатывал железо при температуре около 300 граду сов, клал его в автол. После этой процедуры оно стано вилось крепким, не боялось коррозии и ржавчины.
90
Список иллюстраций
Инструменты В. Дугарова. |
|
||
Щипцы для угля В. Дугарова. |
|
||
Глиняные горшки для плавки серебра С. Санжиева. |
|||
Инструменты для пайки. Уголь в железной посудине на подставке |
|||
с деревянной ручкой. Горелка на бензине (или |
керосине) для полу |
||
чения |
пламени. |
Паяльные трубки разных |
диаметров. Мастер |
В. Дугаров. |
|
|
|
Инструменты для пайки (паяльники). |
|
||
Детали конской сбруи. Краеведческий музей. |
|
||
Седло |
женское |
(Агбаиов Сапжа-Митаб, с. Куорка Кижингинского |
района приобретено в 1920 г.), сделано мастером из с. Могсохон.
Чеканы. Железный |
угольник |
для работы с металлом. |
Мастер |
В. Дугаров. |
|
|
|
Инструменты для чеканки В. Дугарова. |
|
||
Весы Д. Дугарова. |
литья, |
(с. Долга Мухоршибирского |
р-на, |
Приспособление для |
|||
Д. Гармаев). |
|
|
|
Вспомогательные инструменты для литья. Сито и деревянный моло ток для разбивания земляных камней. Блюдо для растирания песка, (фарфоровое). Мастер С. Санжиев.
Заравнивание поверхности формовочной земли. Засыпка землей модели и формочки.
Процесс художественной обработки литых изделий.
Инструменты, употребляемые мастером |
при обработке изделий па |
|||||
точильном станке. |
Женское украшение. |
|
||||
Л. |
Г о ж о г л о о. |
|
||||
Д. |
Л о г и н о в а . |
|
Серьги. |
|
||
Д. |
Б а д м а е в . |
Пиала. |
П. Н ам с а р а е в. Пиала. |
|||
Г. |
Т у б ш и н о в. |
Нож. |
|
|
||
Б. |
Т v б ш и п о в. |
Старинные женские украшения. |
||||
Д. |
II ы д с н о в. Нож. |
|
ул. Санага). |
|||
Macep Р. Нохоров |
(Закаменский p-п., |
|||||
Р. |
Н о х о р о в . |
|
Огниво. |
|
||
Р. |
Н о х о р о в . |
Женские украшения. |
|
|||
Мастер С. Санжиев с сыном. |
|
|||||
Б. |
Л ю ш и е в. |
Ритуальный сосуд. Начало XX в. |
||||
Седло. Выполнено |
мастером «Улаапдай» (Кнжингинский р-н). |
|||||
I I. |
II й м а е в. Ножи. |
|
|
|||
Мастер Г. Базаров. |
|
|
|
|||
Г. |
Б а з а р о в . |
Нагрудные украшения. |
|
|||
Г. |
Б а з а р о в . |
Перстни. |
|
|||
Г. |
Б а з а р о в . |
Рога — сувениры. |
|
|||
Г. |
Б а з а р о в. |
Ножи. |
(Окинский р-н). |
|
||
П. |
С. о к то ев. |
Седло |
|
91
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
|
|
|
|
|
|
|
В в е д е н и е |
............................................................................. |
|
|
|
: |
|
|
3 |
Е Кузнечное ремесло в народных |
преданиях н легендах |
|
12 |
|||||
И. И. С о к т о е в а .................................................................... |
металлов |
|
|
|
|
|
||
II. Технология |
обработки |
|
|
|
|
|
22 |
|
М. Б. Эрдынеев, И. И. Соктоева........................................... |
|
|
|
|
||||
Ковка ........................................ |
|
|
|
|
|
: |
|
22 |
Плавление, пайка, закалка ж елеза |
................................................ |
|
|
|
|
25 |
||
Серебрение ........................................................................... |
ж ел еза |
|
|
|
. |
|
|
29 |
Насечка серебром и оловом по железуи стали . |
. 3 3 |
|||||||
Чеканка по .................................................................... |
с е р е б р у |
|
|
|
|
|
|
35 |
Филигрань ................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
38 |
З о л о ч ен и е ..................................................................................... |
|
|
|
: |
: |
|
ЗУ |
|
Л и т ь е .............................................................................. |
|
|
|
|
|
41 |
||
III. Народные м ....................................................................а с т е р а |
|
|
|
|
|
|
47 |
|
Мастера Закамны ............................................................................ |
|
|
|
|
|
|
47 |
|
Долгор Логинова ......................................... К. Б. Шулунова |
|
|
|
|
47 |
|||
Дымбрыл Бадмаев ..................................... К. Б. Шулунова |
Соктоева . . |
|
51 |
|||||
Галдан и Батомунко Тубшиновы. |
И. И. |
|
53 |
|||||
Дашипнма Цыденов ........................................... И. И. Соктоева |
Соктоева . |
|
. |
57 |
||||
Лубсанжап |
иРаднажаи Нохоровы . И . И . |
|
62 |
|||||
Мастер из ДжидыСосор Санжиев. |
Р. С. |
Бадмаева . |
|
. |
66 |
|||
О кнжингинекпх мастерах-чекашниках. В. Ш. Гунгаров. |
|
70 |
||||||
О тункииских .................................мастерах |
Б. С. Дугаров |
|
|
|
|
76 |
||
Мастер Г. С. .......................................................................Базаров |
|
|
|
|
|
|
78 |
|
Умельцы горной ........................................Оки. Б. С. Дугаров |
|
|
|
|
84 |
|||
Сведения о мастерах Баргузинского и Курумканского |
|
89 |
||||||
районов В. ....................................................... |
Э . Р а д н а е в |
|
|
|
|
|
||
Список иллю ....................................................................страций |
|
|
|
|
|
|
У1 |
Художественная обработка металла в Бурятии
Бурятский филиал СО АН СССР
Редактор Н. Н. Ильина Художественный редактор П. С. Гурьянов Течи, редактор Б. Г. Цырсиова
Корректоры М. Д. Жигжитова, Ц. М. Гэндэнова
Сдано в набор 5.V1II-I974 г. Подписано к печати 12/Х11-1974 г. Заказ № 1881. Тираж 1000. Объем в и. л. 4.83. Уч.-нзд. л. 4,68. Формат 84Xl08V32Бум. тип. № 1. Сорт I. Цена 30 коп. Н-00247.
Бурятское книжное издательство, г. Улан-Удэ, ул. Со ветская, 25. , Типография Управления по делам издательств, полиграфии и
книжной торговли Совета Министров БУрАССР, г. Улан-Удэ, ул. Борсосва, 21.