Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бакланыча, зато работы у него полны руки, а дом так же как полная чаша»1.

Большая часть бурятских кузнецов в XIX веке зани­ малась самыми разными работами, исполняя заказы од­ носельчан и жителей окрестных сел. Они часто были и знатоками старинных народных сказок и преданий. Ма­ стерами на все руки являются и многие современные куз­ нецы. Так, тункинский мастер Г. С. Базаров пользовался известностью в пароде и как костоправ, кроме того, он хо­ рошо знал народные поговорки, прибаутки. Эти мастера обрабатывали различные материалы: простые, цветные и драгоценные металлы, дерево, рог, кость, камни.

Исторические данные о развитии у бурят кузнечного ремесла подкрепляются сведениями, содержащимися в народных преданиях и легендах. Об этом обстоятельно говорится в трудах М. Н. Хангалова. Рассказывается, что в период общинных охот кузнечные работы велись летом2. Мастера делали большой запас стрел, железные наконечники для них, ножи, мечи, копья, рогатины, вы­ делывали хозяйственные орудия, украшения, принадлеж­ ности шаманского культа. Уже в тот период были специ­ алисты седельщики (эмээлгэни), которые делали седла и украшали их3.

В трудах М. Н. Хангалова значительное место отве­ дено делению кузнецов на черных и белых, которым как и тпаманам, соответственно покровительствовали черные и белые тэнгэрнны (боги). «Так же, как и шаманы, кузне­ цы следуют своему происхождению: белый кузнец не мо­ жет стать черным, и. наоборот, черный кузнец не может стать белым»4. По преданию, «черные кузнецы очень сильны»5.

Материалы М. Н. Хангалова показывают, что не сле­ дует прибегать к утзерлнвшейся в более поздней литера­ туре трактовке «черных» и «белых» кузнецов, как масте­ ров. работающих с различными металлами, в одном слу­ чае — с железом, в другом — с серебром6. Справедливым

1 «Пек-ябписты в

Бурятии».

Вопхнеутнигк. Ш27, сто. G4.

2 М. Н.

X а и г а л о в.

Собр.

соч.,

т.

1,

Улан-Улэ, Бурнтское км.

изд-во.. стр. 75.

77.

 

 

 

 

 

3

Т а м

ж е, стр.

Собр.

соч.,

т.

2,

стр. 129.

4

М. Н.

X а и г я л о и.

5

Т а м

ж е. стп. 205.

 

 

 

 

 

6

Напп..

v М. Н. 3

я б а и о и а и кн. «Бытовые черты в .эпических

произведениях эхирит-булагатов». Верхиеудинск, 1929, стр. 38; у мно­ гих других авторов.

8


представляется мнение А. М. Золотарева, усматривайте- [о в детении шаманов и кузнецов на «белых» и «черных» следы дуальной организации у бурят1. В народной среде по проведенному за последние годы опросу обычно применяется другая терминология для определения спе­ циальности того или иного мастера: «тумэрши дархан» (мастер по железу), «мунгэнши дархан» (мастер по се­ ребру), «алтанши дархан» (мастер по золоту).

Правда, следует учесть тот факт, что белые кузнецы, судя по их призываниям к своим небесным покровите­ лям, имели дело не только с железом, но и с серебром и с золотом, в то время как в призываниях черных куз­ нецов благородные металлы не упоминаются.

С давних времен мастера различались между собой но видам изделий, которые они изготовляли. Среди ма­ стеров по черному железу (хара тумэрэй дархан) были специалисты по ковке (дабталгада бэрхэ) подков, стре­ мян, наконечников для стрел и т. д.

В XIX веке приобрели известность такие центры литья, как Усть-Тугнуйский21 и Цолгинский в Мухоршпбпри. Мастера-литейщики «шудхалаанай дархад» прини­ мали заказы от населения различных районов Бурятии.

В этот же период мастера-серебренпкн разделялись па чеканщиков «сэлбэртэ бэрхэ», работавших по листо­ вому серебру, и мастеров филиграни «шаблаад хэдэг дархад», выполнявших работы из волоченой проволоки.

Такая специализация в большей или меньшей степе­ ни сохранилась до наших дней. Наряду с этам немало было народных умельцев, одинаково хорошо владевших различными видами работ по металлу, дереву и другим материалам.

Художественная обработка металла в Бурятии как своей технологией, так и принципами декора, орнамен­ тального развития представляет интереснейшую и свое­ образную область национальной культуры. Не случайно эту область затрагивают все современные этнографы, ис-

1 См.: А. М. З о л о т а р е в . «Родовой строй и первобытная ми­ фология», М., «Наука», 1964, стр. 238—244.

2 Г. Л е н х о б о е в , К. Г е р а с и м о в а . Материалы о мастерах Оронгоя. Сб. «О бурятском изобразительном искусстве». Улан-Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1963, стр. 151.

9


fopHKH, искусствоведы, посвящающие свои труды Буря­ тии. Тем не менее, решение многих ее проблем нуждает­ ся в дополнительном сборе материалов, Сопоставлении фактов, обобщении их.

В настоящей работе нас особенно интересовали воп­ росы, касающиеся технологии бурятского художествен­ ного металла. Эти вопросы впервые получили довольно подробное освещение в книге А. В. Тумахани1. Задачей теперешнего сборника было еще более конкретное опи­ сание различных видов техники производства металли­ ческих изделий на основе изучения опыта крупнейших мастеров Бурятии, таких, как народные художники рес­ публики С. С. Санжиев (1900—1972), Г. С. Базаров

(1907—1971), Д. Ц. Цыденов (1907—1971), Б. Г. Тубшинов (1924—1971), а также Д. Г. Гармаев (1890), Р. Д.

Нохоров (1924), С. Агбанов (1909) и ряд других ма­ стеров и знатоков бурятского народного творчества.

Сравнение технических приемов обработки металла у современных мастеров с приемами мастеров прошлого, описанными в трудах ученых XVII, XVIII и XIX столе­ тий, дает возможность проследить, хотя и в самых общих чертах, эволюцию художественного ремесла.

Сейчас трудно восстановить некоторые детали в ра­ боте прежних народных умельцев, но и то, что нам уда­ лось наблюдать в практике их прямых наследников, то­ же очень быстро исчезает из жизни, сменяется новей­ шими способами изготовления художественных изделий. Поэтому задача собирания и систематизации сведений об искусстве народных мастеров, работающих по худо­ жественной обработке металла, представляется нам актуальной.

В сборник включены очерки, посвященные отдельным мастерам или .группам мастеров разных районов Буря­ тии. Объем и качество очерков определены количеством собранного материала и степенью его изученности. В них важна свежесть впечатлений, полученных от личного знакомства с каким-нибудь из мастеров, либо живые вос­ поминания людей, хорошо знавших того или иного на­ родного умельца.

Отдельная глава посвящена описанию кузнечного ре-

1 См.: А. В. Т у м а х а н и . Бурятское народное искусство. Ул Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1970.

10

месла по народным легендам и преданиям, в основу ко­ торых взяты кузнечные шаманские призывания, содер­ жащие конкретные сведения по технике работы с метал­ лами бурятских кузнецов прошлого.

В сборе полевых материалов для настоящего сборни­ ка принимали участие сотрудники разных секторов Ин­ ститута общественных наук, а также сотрудники худо­ жественного музея и художники, основная часть которых является авторами статей и публикаций. Сбор материа­ лов продолжается.


I. КУЗНЕЧНОЕ РЕМЕСЛО В НАРОДНЫХ ПРЕДАНИЯХ И ЛЕГЕНДАХ

С давних времен у бурят было развито кузнечное ре­ месло. Оно было наследственным, передавалось от по­ коления к поколению по отцовской линии. И сейчас еще можно найти в бурятских селениях такие роды, в кото­ рых к этому ремеслу причастны были предки нынешних кузнецов, по крайней мере, до девятого колена1.

0 том, что кузнечные роды (дарханай утха) пользо­ вались особым почетом и уважением среди окружаю­ щих, свидетельствуют многие факты. В старинных пре­ даниях и легендах кузнецам приписывается божественное происхождение. Так, якобы сыновья небожителей-тэнгэ- ринов в незапамятные времена спустились на землю и научили людей добывать железо и ковать его.

Миф о происхождении кузнечного дела имеет раз­ личные варианты. Но во всех вариантах первоначальное искусство обработки железа зарождается на небе и от­ туда передается людям. Поэтому до последнего време­ ни кузнецы при совершении специальных обрядов вспо­ минают своих божественных предков.

В прошлом столетии у унгинских бурят каждый из девяти сыновей Божинтоя почитался как хозяин (эжин)

 

Призываю западных

 

Пятьдесят тэнгэрниов,

 

Старшего из них

 

Эсэгэ Мадам тэнгэрн,

 

Жену его седовласую,

 

ГЭхэ Юртам тэнгэрн!

 

Прежде прежнего.

 

Когда мирное время было.

 

По просьбе земных людей

 

Вы спустили на землю

 

Девять сыновей Божинтоя,

 

С их сестрой Элиг-Мойлиг21.

1 По сообщению мастеров Р. Нохорова, О. Мухайданова и дру­

гих.

............. 41

2

С. П. Б а л д а ев. Избранное. Утан-Удэ, Бурятское кн. нзд-ио,

1961,

стр. 195.

12


какого-либо инструмента. Так, Дольто — саган-нойон

считался

хозяином наковальни, Бажир — саган-нойон —

молота,

Хнлман — саган-нойон — горна, Хор — саган-

нойон — меха и т. д. Имели своих эжинов клещи, инстру­ мент для пробивания дыр, а также проволока, искра, уголь1. Что касается дочери Божинтоя, то она, как пок­ ровительница земных людей, «по всей земле бросала серебристые огненные искры, изгоняя злых и черных заянов и духов»12.

Не случайно, в преданиях старины кузнецы часто приравниваются к шаманам, соперничают с ними, иног­ да их побеждают3. Как и шаманы, они разделялись на группы белых и черных, соответственно им покровитель­ ствовали западные и восточные тэнгэрины, враждебные друг другу4. По народным преданиям, черные кузнецы, как и черные шаманы, в прежнее время совершали раз­ ные обряды, имевшие магическую силу, о чем свиде­ тельствует следующий обычай: если черный кузнец хотел смерти какого-либо человека, то он делал модель этого человека и, призывая своих черных заянов, разбивал модель молотом на наковальне5.

По преданию, первым черным кузнецом на земле был Хожир — хара-дархан, имевший семь сыновей, кото­ рые все стали большими кузнецами. В описании «хожироевых семи кузнецов» обычно наличествует значитель­ но больший элемент вымысла, фантастики, чем в приве­ денной выше характеристике сыновей Божинтоя. Так, у одного из них огонь в виде искры из головы, у друго­ го — из-под подошвы ноги, а последний держит на ла­ дони тринадцать разных волшебств6. И в призываниях к черным богам обычно упоминалось их волшебство:

Эпэ мани

 

 

 

 

Нас

 

 

Эльбидэ hyprahan

тэнгэрин

Волшебству научили

Зони

душил дурбэн

Из

восточных 44 тэнгэринов

Борон-Хара тэнгэри

 

 

Борон-Хара тэнгэри!

Длпганда мана

 

 

На ладони нашей

Аб бала...

 

 

 

 

Волшебство было...7

1 М. Н.

X а и г а л о в. Собр.

соч., т.

I,

стр. 440, 541—542.

2

Т а м ж е, стр.

439.

 

 

2,

стр. 130— 131.

3

М.

Н. X а н г а л о в. Собр.соч., т.

4

М. Н. X а н г а л о в.

Собр. соч., т.

1,

стр. 414; т. 2, стр. 129.

5

М.

Н. X а и г а л о в.

Собр.соч., т.

2, стр. 131, 205.

6

М.

Н. X а н г а л о в,

т. 1, стр. 441—442,

7

Т ам

ж е, стр.

414—415,

 

 

 

13