Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нужного результата.

Так проходило

его обучение.

К самостоятельной

работе Сосор

приступил в 16

лет. Первое время делал рисунок па бумаге или берес­ те, а потом уже переносил его на металл, позже начал рисовать прямо на обрабатываемой пластине, на кото­ рой с помощью молотка и различных чеканов выявлял рельеф соответственно замыслу.

Правда, заняться любимым делом по-настоящему не пришлось. В 18 лег, оставшись без отца, а вскоре и без матери, Сосор Санжиевнч начал свою трудовую дея­ тельность, работал в колхозе кузнецом, некоторое вре­ мя председателем, бригадиром. Побывал на золотодобы­

вающем

прииске

в Ивановке,

немало лет

прожил в

Закамне,

в селе

Михайловском

работал в

гараже. А

все свободное от

работы время

он отдавал

искусству.

Шли годы. Мастером, в совершенстве овладевшим тех­ никой обработки металла, прошедшим большой жизнен­ ный путь человеком, осуществил он мечту юности. С 1967 года, с переездом в Поселье Улан-Удэнского райо­ на начинается лучшая пора его творчества.

Время посеребрило голову мастера, пролегли склад­ ки на лбу и щеках, но осталась спокойная уверенность в себе, доброта к людям. В чутких руках серебро сви­ валось травами и цветами, в которых словно чудится тонкий шелест листвы прозрачных весенних березняков.

Бушуют огнем угли в горне, тяжело вздыхают меха, оплавляется драгоценный металл; чародей возьмет его и выльет в приготовленную форму из глины. А глина бра­ лась без песка, «жирная, — по словам мастера,— чтобы оставляла след пальца». Эту глину он еще протирал между двух каменных дисков, вращая верхний, называе­ мый ручной мельницей. Протертую, немного сыроватую массу клал в металлические круги (хурэ) с длинными ручками, утрамбовывал и отформовывал деревянной фор­ мой. Затем посыпал измельченным древесным углем и эти два круга, зажимал их накрепко. Расплавленный ме­ талл льется через отверстие, проложенное заранее к форме. Проходит немного времени, металл остывает; отформованная вещь готова к дальнейшей обработке: че­ канке, шлифовке.

Иногда расплавившееся серебро мастер выливал в продолговатую, выдолбленную в кирпиче форму. Полу­ чившийся слиток на наковальне ковал молотом, снача-

5*

67


ла тяжелым — сильно, затем постепенно ослабляя силу удара, чтобы не потрескалось серебро. Полученную пла­ стину закреплял на специальном составе «лаб». Здесь за­ канчивалась подготовительная работа, начиналась че­ канка. Для каждого рисунка мастер применял особый чекан. В процессе чеканки пластййу по многу раз снимал и переворачивал с тем, чтобы можно было лучше выявить все оттенки задуманного изделия.

Затем, если того требовал замысел автора, приводи­ лись в действие бура и припой. Шипела паяльная трубка, вступал в работу огонь. Так появлялось на свет новое творение.

Инструмент у Санжиева нехитрый, как и в старину: вместо обычного паяльника он пользовался паяльной трубкой в виде козьей ножки. Набор чеканов такой же, каким работали издавна бурятские дарханы. Все при­ способлено для того, чтобы работать руками — самыми надежными и верными инструментами в искусстве.

Печать старинных традиций лежит на изделиях мас­ тера. Древние бурятские игрища — нааданы в обычае и в наше время. Теперь девушки в новых костюмах выхо­ дят на праздник, но украшения во многом прежние: массивные серебряные подвески, гладкие браслеты и кольца, узорчатые серьги.

В творческой биографии мастера есть особая стра­ ница — работа над произведениями, показанными на зо­ нальной выставке в Улан-Удэ, затем в Иркутске и на Всероссийской выставке в Москве. Это комплекты муж­ ских и женских украшений, получившие высокую оценку у зрителей. Украшения просты по форме, но очень на­ рядны благодаря умелому сочетанию блестящей отполи­ рованной поверхности металла с матовым ажуром филиграни. Узоры, выложенные серебряной проволокой, ' чередуются с шариками зерни, со штампованными рель­ ефными изображениями. Для произведений характерны законченность без излишней детализации, умеренная живопись второстепенных и тонкая проработка основных деталей, придающая изделию яркие, живые, неповтори­ мые черты. Санжиеву была вручена медаль «За участие на Всероссийской выставке». Он был удостоен звания «народный художник Бурятской АССР».

«Мунгэн Сосор» (Серебряный Сосор) — так прозвали мастера в народе за тепло, которое он дарил людям, за

68


приезжавшие из далеких сел Джидинского, Закаменского, Селенгннского районов получали у него необхо­ димые советы и знания, иногда даже инструменты. Дархан был счастлив, что чеканкой занимаются его дети: сыновья, дочь, отдававшие свой досуг любимому занятию.

Искусство, рожденное жнзныорвходит в души людей, воспитывает чувство красоты, уважения к прошлому у подрастающего поколения. Это искусство живое и дей­ ственное. И парод с благодарностью вспоминает мастера.

О гсижингинскнх мастсрах-чеканщиках

Под словом «дархаи» раньше понимался мастер па все руки: чеканщик, литейщик, строитель, столяр, рез­ чик по дереву и художник. Дархапы пользовались у бу­ рят почетом и уважением. Народ но достоинству оце­ нивал их мастерство, умение.

Кижингинская долина с давних времен славится своими дарханами — чеканщиками. Большой спрос у населения имели изумительные женские украшения из серебра и золота, ножи, огнива, разнообразные по фор­ ме курительные трубки с богатым орнаментом, с рисун­ ками, изображениями диковинных зверей, растений...

В их отделке применялись различные художественные приемы: серебрение, золочение, чернение, эмаль.

Когда берешь в руки тонко звенящую плетеную се­ ребряную цепочку, она невольно напоминает переливаю­ щуюся в лучах солнца реку Кижингу, в долине кото­ рой рождались, жили и творили замечательные ювели­ ры. Имена многих из них бережно хранит народная намять.

В живописной местности Юкта, расположенной в Верхней Кижинге, жил прославленный мастер Барда Аюшиев, известный в народе как зурааша Барда (от слова «зураха» — рисовать). По словам старожилов, он был высокого роста, худощавый; благодаря трудолю­ бию пользовался среди одпоулусников большим авто­

ритетом.

Люди, знавшие его, всегда

подчеркивают:

«Был он

человеком благородной

души,

добрым, отзыв­

чивым

(ехэ сагаан Ьанаатай Ьайн хун юм йэн даа)».

Талант его раскрылся не только

в чеканке, литье, но и

в резьбе по дереву, в живописи.

Руками мастера выре­

70


ными принадлежностями на серебряных цепочках, а также золотые и серебряные трубочки (туйба) для во­ лос, отделанные филигранью. Он, видимо, близко знал другого прославленного чеканщика Шоймпола Очирова

из Удын Шубгэ Заиграевского

района, обменивался с

ним опытом.

В Бурятском музее имени Ц.

Сампилова

хранится нож в серебряной оправе и дэнзэ,

выполнен­

ные Будой Очировым. У этого

большого мастера учил ­

ся Цыретор

Намжилон, его

племянник, впоследствии

известный в республике чеканщик, перрым из народных мастеров вступивший в Союз художников Бурятии.

Если Верхняя и Средняя Кижинга славились масте- рами-ювелирами, то Средний Кодун, расположенный в долине реки Кодун, известен был своими мастерамиседелыциками. Выездные мужские и женские седла с се­ ребряной отделкой были особой гордостью седоков и пользовались большим спросом. Поэтому некоторые дарханы специализировались как седельщики. Они отде­ лывали деревянные луки, а также чепраки, нагрудники и другие детали сбруи железными пластинками различ­ ной формы: круглой, трапециевидной, прямоугольной, ук­ рашали их серебрением с легким гравированием и черневым узором.

В свое время снискали себе добрую славу высоким мастерством изготовления седел братья Буег и Эрдэни Ринчиновы из местности Хара-Шугы, Бадма Улзытуев, Ринчин Санжиев, Жамбал Жамсаранов из местности Улан Бургахан Среднего Кодуна. Буег Ринчинов был еще и художником (зурааша байЬан)1. Работы этих мастеров имели успех на ежегодных ярмарках Агинского дацана, Верхнеудинска и в других местах.

Традиционное искусство чеканки развивалось преем­ никами и учениками известных мастеров, перенявшими секреты обработки металлов и разнообразные художест­ венные приемы, необходимые при изготовлении ювелир­ ных изделий.

Одним из последователей названных выше чеканщи­ ков был Цыден Нимаев (некоторые знают его как Дугарнимаева). Он родился в 1900 году в селе Эдэрмэк

1 Сведения о мастерах-седелыциках сообщил их земляк Д. Бачаржабон, в данное время проживающий в Улан-Удэ.

73


Верхней Кижинги, где прожил до семи лет. Затем пе­ реехал в Хилокский район Читинской области. Там, на железнодорожной станции Бада, он провел свое отро­ чество и юность. Родители его стремились вырастить единственного сына хорошим и грамотным человеком. Но в то время получить образование было непросто. Детство его прошло среди бедных, по отзывчивых людей, всегда готовых оказать помощь своим друзьям. Такие черты, по словам очевидцев, были присущи и Цыдепу.

Любовь к ремеслу проявилась у него с малых лет. Старожилы помнят, как он смастерил пшлоч, иголку и наперсток (шубгэ, зуу, ^урабша). И так как эти вещи в то время были дефицитными, женщины охотно их поку­

пали.

Любознательного, с

озорными и

веселыми гла­

зами

мальчика

интересовало

буквально

все, его руки,

казалось, были

готовыми

ко

всякому

делу, и он все

время что-нибудь мастерил. Со временем росло умение. Нет прямых сведений о том, у каких мастеров обу­ чался Пимаев. Но известно, что он некоторое время про­ живал в Запграевском районе и, конечно, мог знать знаменитого дархана Очирова Шоймпола, от которого, возможно, перенял кое-какие навыки и приемы обра­ ботки металлов. Кроме того, его родственником был уже упоминавшийся Буда Очиров, так что он, как гово­ рится, был «из рода дархапов» (дархан угтай хун). Не удивительно, что в своем деле Нимаев достиг высокого мастерства. И когда он соревновался со своим двоюрод­ ным братом Цыретором Намжиловым, тоже известным

мастером,

то тот вынужден был признать его превос­

ходство

в

технике чеканки.

В работах Нимаева преобладают старинные орнамен­

ты. Так,

нож, который хранится у жителя села Куорки

Гунгара Шагдарова, сделанный по его заказу мастером, имеет серебряную оправу с изображением дракона и че­ канным растительным узором. В поздних работах Ни­ маева часто встречается пятиконечная звезда, а также изображение серпа и молота. Такие эмблемы вместе с изображением орнамента «тумэн жаргалан» (крепкое счастье) можно увидеть в ноже, владельцем которого является Бадма Бадуев в селе Кижннга.

Нимаев сам изготовлял чеканы, а также штампы для своих изделий. Все инструменты его остались у Базара Сампилова, который приходился ему родственником ц

74