Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
нужного результата. |
Так проходило |
его обучение. |
К самостоятельной |
работе Сосор |
приступил в 16 |
лет. Первое время делал рисунок па бумаге или берес те, а потом уже переносил его на металл, позже начал рисовать прямо на обрабатываемой пластине, на кото рой с помощью молотка и различных чеканов выявлял рельеф соответственно замыслу.
Правда, заняться любимым делом по-настоящему не пришлось. В 18 лег, оставшись без отца, а вскоре и без матери, Сосор Санжиевнч начал свою трудовую дея тельность, работал в колхозе кузнецом, некоторое вре мя председателем, бригадиром. Побывал на золотодобы
вающем |
прииске |
в Ивановке, |
немало лет |
прожил в |
Закамне, |
в селе |
Михайловском |
работал в |
гараже. А |
все свободное от |
работы время |
он отдавал |
искусству. |
Шли годы. Мастером, в совершенстве овладевшим тех никой обработки металла, прошедшим большой жизнен ный путь человеком, осуществил он мечту юности. С 1967 года, с переездом в Поселье Улан-Удэнского райо на начинается лучшая пора его творчества.
Время посеребрило голову мастера, пролегли склад ки на лбу и щеках, но осталась спокойная уверенность в себе, доброта к людям. В чутких руках серебро сви валось травами и цветами, в которых словно чудится тонкий шелест листвы прозрачных весенних березняков.
Бушуют огнем угли в горне, тяжело вздыхают меха, оплавляется драгоценный металл; чародей возьмет его и выльет в приготовленную форму из глины. А глина бра лась без песка, «жирная, — по словам мастера,— чтобы оставляла след пальца». Эту глину он еще протирал между двух каменных дисков, вращая верхний, называе мый ручной мельницей. Протертую, немного сыроватую массу клал в металлические круги (хурэ) с длинными ручками, утрамбовывал и отформовывал деревянной фор мой. Затем посыпал измельченным древесным углем и эти два круга, зажимал их накрепко. Расплавленный ме талл льется через отверстие, проложенное заранее к форме. Проходит немного времени, металл остывает; отформованная вещь готова к дальнейшей обработке: че канке, шлифовке.
Иногда расплавившееся серебро мастер выливал в продолговатую, выдолбленную в кирпиче форму. Полу чившийся слиток на наковальне ковал молотом, снача-
5* |
67 |
ла тяжелым — сильно, затем постепенно ослабляя силу удара, чтобы не потрескалось серебро. Полученную пла стину закреплял на специальном составе «лаб». Здесь за канчивалась подготовительная работа, начиналась че канка. Для каждого рисунка мастер применял особый чекан. В процессе чеканки пластййу по многу раз снимал и переворачивал с тем, чтобы можно было лучше выявить все оттенки задуманного изделия.
Затем, если того требовал замысел автора, приводи лись в действие бура и припой. Шипела паяльная трубка, вступал в работу огонь. Так появлялось на свет новое творение.
Инструмент у Санжиева нехитрый, как и в старину: вместо обычного паяльника он пользовался паяльной трубкой в виде козьей ножки. Набор чеканов такой же, каким работали издавна бурятские дарханы. Все при способлено для того, чтобы работать руками — самыми надежными и верными инструментами в искусстве.
Печать старинных традиций лежит на изделиях мас тера. Древние бурятские игрища — нааданы в обычае и в наше время. Теперь девушки в новых костюмах выхо дят на праздник, но украшения во многом прежние: массивные серебряные подвески, гладкие браслеты и кольца, узорчатые серьги.
В творческой биографии мастера есть особая стра ница — работа над произведениями, показанными на зо нальной выставке в Улан-Удэ, затем в Иркутске и на Всероссийской выставке в Москве. Это комплекты муж ских и женских украшений, получившие высокую оценку у зрителей. Украшения просты по форме, но очень на рядны благодаря умелому сочетанию блестящей отполи рованной поверхности металла с матовым ажуром филиграни. Узоры, выложенные серебряной проволокой, ' чередуются с шариками зерни, со штампованными рель ефными изображениями. Для произведений характерны законченность без излишней детализации, умеренная живопись второстепенных и тонкая проработка основных деталей, придающая изделию яркие, живые, неповтори мые черты. Санжиеву была вручена медаль «За участие на Всероссийской выставке». Он был удостоен звания «народный художник Бурятской АССР».
«Мунгэн Сосор» (Серебряный Сосор) — так прозвали мастера в народе за тепло, которое он дарил людям, за
68
приезжавшие из далеких сел Джидинского, Закаменского, Селенгннского районов получали у него необхо димые советы и знания, иногда даже инструменты. Дархан был счастлив, что чеканкой занимаются его дети: сыновья, дочь, отдававшие свой досуг любимому занятию.
Искусство, рожденное жнзныорвходит в души людей, воспитывает чувство красоты, уважения к прошлому у подрастающего поколения. Это искусство живое и дей ственное. И парод с благодарностью вспоминает мастера.
О гсижингинскнх мастсрах-чеканщиках
Под словом «дархаи» раньше понимался мастер па все руки: чеканщик, литейщик, строитель, столяр, рез чик по дереву и художник. Дархапы пользовались у бу рят почетом и уважением. Народ но достоинству оце нивал их мастерство, умение.
Кижингинская долина с давних времен славится своими дарханами — чеканщиками. Большой спрос у населения имели изумительные женские украшения из серебра и золота, ножи, огнива, разнообразные по фор ме курительные трубки с богатым орнаментом, с рисун ками, изображениями диковинных зверей, растений...
В их отделке применялись различные художественные приемы: серебрение, золочение, чернение, эмаль.
Когда берешь в руки тонко звенящую плетеную се ребряную цепочку, она невольно напоминает переливаю щуюся в лучах солнца реку Кижингу, в долине кото рой рождались, жили и творили замечательные ювели ры. Имена многих из них бережно хранит народная намять.
В живописной местности Юкта, расположенной в Верхней Кижинге, жил прославленный мастер Барда Аюшиев, известный в народе как зурааша Барда (от слова «зураха» — рисовать). По словам старожилов, он был высокого роста, худощавый; благодаря трудолю бию пользовался среди одпоулусников большим авто
ритетом. |
Люди, знавшие его, всегда |
подчеркивают: |
|
«Был он |
человеком благородной |
души, |
добрым, отзыв |
чивым |
(ехэ сагаан Ьанаатай Ьайн хун юм йэн даа)». |
||
Талант его раскрылся не только |
в чеканке, литье, но и |
||
в резьбе по дереву, в живописи. |
Руками мастера выре |
70
ными принадлежностями на серебряных цепочках, а также золотые и серебряные трубочки (туйба) для во лос, отделанные филигранью. Он, видимо, близко знал другого прославленного чеканщика Шоймпола Очирова
из Удын Шубгэ Заиграевского |
района, обменивался с |
||
ним опытом. |
В Бурятском музее имени Ц. |
Сампилова |
|
хранится нож в серебряной оправе и дэнзэ, |
выполнен |
||
ные Будой Очировым. У этого |
большого мастера учил |
||
ся Цыретор |
Намжилон, его |
племянник, впоследствии |
известный в республике чеканщик, перрым из народных мастеров вступивший в Союз художников Бурятии.
Если Верхняя и Средняя Кижинга славились масте- рами-ювелирами, то Средний Кодун, расположенный в долине реки Кодун, известен был своими мастерамиседелыциками. Выездные мужские и женские седла с се ребряной отделкой были особой гордостью седоков и пользовались большим спросом. Поэтому некоторые дарханы специализировались как седельщики. Они отде лывали деревянные луки, а также чепраки, нагрудники и другие детали сбруи железными пластинками различ ной формы: круглой, трапециевидной, прямоугольной, ук рашали их серебрением с легким гравированием и черневым узором.
В свое время снискали себе добрую славу высоким мастерством изготовления седел братья Буег и Эрдэни Ринчиновы из местности Хара-Шугы, Бадма Улзытуев, Ринчин Санжиев, Жамбал Жамсаранов из местности Улан Бургахан Среднего Кодуна. Буег Ринчинов был еще и художником (зурааша байЬан)1. Работы этих мастеров имели успех на ежегодных ярмарках Агинского дацана, Верхнеудинска и в других местах.
Традиционное искусство чеканки развивалось преем никами и учениками известных мастеров, перенявшими секреты обработки металлов и разнообразные художест венные приемы, необходимые при изготовлении ювелир ных изделий.
Одним из последователей названных выше чеканщи ков был Цыден Нимаев (некоторые знают его как Дугарнимаева). Он родился в 1900 году в селе Эдэрмэк
1 Сведения о мастерах-седелыциках сообщил их земляк Д. Бачаржабон, в данное время проживающий в Улан-Удэ.
73
Верхней Кижинги, где прожил до семи лет. Затем пе реехал в Хилокский район Читинской области. Там, на железнодорожной станции Бада, он провел свое отро чество и юность. Родители его стремились вырастить единственного сына хорошим и грамотным человеком. Но в то время получить образование было непросто. Детство его прошло среди бедных, по отзывчивых людей, всегда готовых оказать помощь своим друзьям. Такие черты, по словам очевидцев, были присущи и Цыдепу.
Любовь к ремеслу проявилась у него с малых лет. Старожилы помнят, как он смастерил пшлоч, иголку и наперсток (шубгэ, зуу, ^урабша). И так как эти вещи в то время были дефицитными, женщины охотно их поку
пали. |
Любознательного, с |
озорными и |
веселыми гла |
||
зами |
мальчика |
интересовало |
буквально |
все, его руки, |
|
казалось, были |
готовыми |
ко |
всякому |
делу, и он все |
время что-нибудь мастерил. Со временем росло умение. Нет прямых сведений о том, у каких мастеров обу чался Пимаев. Но известно, что он некоторое время про живал в Запграевском районе и, конечно, мог знать знаменитого дархана Очирова Шоймпола, от которого, возможно, перенял кое-какие навыки и приемы обра ботки металлов. Кроме того, его родственником был уже упоминавшийся Буда Очиров, так что он, как гово рится, был «из рода дархапов» (дархан угтай хун). Не удивительно, что в своем деле Нимаев достиг высокого мастерства. И когда он соревновался со своим двоюрод ным братом Цыретором Намжиловым, тоже известным
мастером, |
то тот вынужден был признать его превос |
|
ходство |
в |
технике чеканки. |
В работах Нимаева преобладают старинные орнамен |
||
ты. Так, |
нож, который хранится у жителя села Куорки |
Гунгара Шагдарова, сделанный по его заказу мастером, имеет серебряную оправу с изображением дракона и че канным растительным узором. В поздних работах Ни маева часто встречается пятиконечная звезда, а также изображение серпа и молота. Такие эмблемы вместе с изображением орнамента «тумэн жаргалан» (крепкое счастье) можно увидеть в ноже, владельцем которого является Бадма Бадуев в селе Кижннга.
Нимаев сам изготовлял чеканы, а также штампы для своих изделий. Все инструменты его остались у Базара Сампилова, который приходился ему родственником ц
74