линдрической зубчатой передачей 13, поэтому вращаются в раз ные стороны. Когда нижний валик опускается, шестерни разъ единяются. Нижний зиговочный валик приводится во вращение от электродвигателя 14 через червячную 15, цилиндрическую зубчатую 16 и клиноременную 17 передачи с помощью шкива 18. Клиновые ремни натягиваются роликом с пружиной 19.
Производительность машины соответствует производительно сти паяльного полуавтомата и составляет до 30 корпусов в ми нуту; частота вращения зиговочных валиков 350 об/мин; мощ ность приводного электродвигателя 1 кВт; габаритные размеры
2200Х1360ХН50 мм; масса 575 кг.
Расчет усилия и расхода энергии при зиговании приведен ни же. Усилие (в Н), необходимое для сжатия зиговочных валиков
Р |
i |
fls2 |
(VI—39) |
(Tjj |
|
|
2(ri + r2) ’ |
где |
|
i — число |
одновременно образующихся зигов, при этом две отбор |
|
|
товки можно приближенно принять за один зиг; |
|
|
ав — временное сопротивление материала растяжению; Н/мм2; |
|
|
s— толщина жести, мм; |
|
ri |
R — максимальный радиус зиговочного валика, мм; |
|
и ri — радиус зига и радиус скругления углов зига, мм. |
|
Мощность электродвигателя (в кВт) для привода зиговоч |
ных валиков приближенно можно определить по формуле |
|
зт f P R r i |
(VI—40) |
|
3• 107 ц ’ |
|
|
где |
f — коэффициент сопротивления; /«0,25; |
|
п — частота вращения зиговочных валиков, об/мин; |
|
Г| — к. п. д. зиговочной машины; цда0 ,2 . |
|
|
5. |
ТРАНСПОРТНЫЕ УСТРОЙСТВА КОРПУСНОЙ |
ЧАСТИ ЖЕСТЯНОБАНОЧНОЙ ЛИНИИ
Транспортные устройства разных жестянобаночных линий прин ципиально не отличаются одно от другого. Они состоят из фрик ционных подъемников, ряда наклонных желобов (течек) для гравитационного перемещения корпусов и банок качением,
а также |
системы электроблокировки. |
Ф р и |
к ц и о н н ы й п о д ъ е м н и к (рис. 176) представляет |
собой как бы ленточный транспортер, расположенный верти кально. Он состоит из направляющей 1 для 'банок, ведущего 2 и ведомого 3 шкивов,, между которыми натянута прорезиненная лента 4. Лента дополнительно натягивается натяжным роли ком 5. Ведущая ветвь ленты поддерживается плоскими пружи нами 6, которые обеспечивают постоянный контакт ленты с под нимаемыми банками или корпусами.
Банки или корпуса поступают в подъемник по желобу 7 и отводятся по желобу 8. В некото рых случаях банки отво дятся от подъемника в обратную сторону через ведущий шкив. Ведущий шкив подъемника приво дится во вращение от электродвигателя 9 через редуктор и клиноремен ную передачу. Скорость движения ленты ол ~2об (ve — скорость движения центра банки). Эти вели чины равны между собой лишь приблизительно, так как лента и банка во время движения несколь ко деформируются. Ско рость движения ленты можно определять по формуле
Р и с . 176. |
Ф р и к ц и о н н ы й п о д ъ ем н и к . |
(V I— 41) |
г д е Q — п р о и зв о д и т е л ь н о с т ь п о д ъ е м н и к а , б а н о к в м и н у ту ; |
|
а — |
р а с с т о я н и е м е ж д у ц е н т р а м и д в у х б ан о к , м; о б ы ч н о п р и н и м а ю т а = |
|
= 2 D (D — д и а м е т р б а н к и ). |
|
Из уравнения (VI—41) можно определить производитель ность подъемника (банок в мин):
Q = |
30 ил |
9 |
|
а |
|
Мощность привода равна |
дJ |
(Sp — S x ) У л |
~ |
1000 Г] ’ |
г д е |
sp и sx— н а т я ж е н и е р аб о ч ей и х о л о сто й в етв ей л ен ты , Н ; |
|
т)— к. п. д. п р и в о д а п о д ъ е м н и к а . |
Разность между натяжениями ленты равна окружной силе ведущего шкива:
Sp —■Sx = Ро к р .
Натяжение холостой |
ветви является постоянной величиной, |
в данном случае sx»200 |
Н. Натяжение рабочей ветви ленты за |
висит от ряда факторов и в первую очередь от натяжения холо стой ветви. Так как угол охвата ведущего шкива транспортер
ной лентой составляет около 180°, то часть натяжения рабочей ветви, компенсирующая натяжение холостой ветви, может быть определена по такой формуле:
sp = |
|
sx e3Tf~ 1 *9 s X' |
|
|
|
|
|
(V I— 44) |
гд е |
f — к о эф ф и ц и е н т |
т р ен и я |
п р о р ези н ен н о й л ен ты о с т а л ь |
или чугун ; ) « 0,2. |
|
Натяжение зависит также от трения натяжного шкива об |
ось, на которой он вращается, |
|
|
|
|
®р |
|
-;°~ |
И |
) |
Г |
|
(V I— 45) |
гд е |
|
f' —к о эф ф и ц и е н т |
т р ен и я ш к и в а |
и оси; f ' » 0 , l ; |
|
|
|
d0 и dm— д и а м е т р оси |
и д и а м е т р |
н и ж н е го ш к и ва п о д ъ е м н и к а , |
мм . |
|
Кроме того, натяжение зависит от веса одновременно под |
нимаемых банок |
или корпусов: |
|
|
|
|
i n |
_ |
k G6 |
|
|
|
|
|
(VI—46) |
р |
~ |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гд е |
k — к о л и ч е с тв о |
б ан о к , |
о д н о вр ем ен н о |
п о д н и м а ем ы х лен то й ; |
|
|
О б — м а с с а о д н о й б а н к и и л и к о р п у с а , Н . |
|
|
|
Наконец, натяжение ленты зависит от трения плоских пру |
жин о ленту: |
|
|
|
|
|
|
spV = lfpn> |
|
|
|
|
|
(VI-47) |
гд е |
|
i—к о л и ч е с тв о |
п л о ск и х |
п р у ж и н на |
р аб о ч ей в ет в и лен ты ; |
|
|
Р п — с и л а д а в л е н и я п р у ж и н ы на л ен ту , Н . |
|
|
|
Натяжение (в Н) рабочей ветви ленты подъемника |
рассчи |
тывается как сумма величин, |
определяемых |
по выражениям |
(VI—44) — (VI—47): |
|
|
|
|
|
|
|
|
.IV |
|
|
|
|
|
sp = |
s p + spI + sp I + sp |
|
|
|
|
|
|
Таким образом, окружная сила (в Н) ведущего шкива, или |
разность натяжений ленты, определится так: |
|
|
Рокр = Sp - sx = (о,9 + 2,9 |
r j sx + у |
О б + ifP„. |
|
(VI—48) |
|
В некоторых случаях применяют подъемники для банок, со |
стоящие из двух рядом расположенных вертикальных |
ленточ |
ных транспортеров. При этом банки зажимаются между двумя ветвями лент и поднимаются без качения. Находят применение также магнитные подъемники.
Н а к л о н н ы е ж е л о б а и э л е к т р о б л о к и р о в о ч н ы е у с т р о й с т в а . В комплект транспортных устройств входит система наклонных желобов, которые связывают фрикционные подъемники с отдельными машинами.
На рис. 177 показана конструкция желоба транспортных уст ройств. Желоб состоит из пяти П-образных шин 7; две нижние
шины опорные, а верхняя и две боковые шины служат для наш равления движения корпуса или банки.
Две нижние и две боковые |
шины прикреплены болтами |
к угольникам 2; верхняя шина |
прикреплена к кронштейну 3, |
который с левым угольником соединен дополнительным уголь ником 4. Угольники 2 ‘расположены на планке 5. Расстояние между направляющими шинами можно изменять с помощью
ffftlrf&i
Р и с . 177. Р е гу л и р у ем ы й ж е л о б т р а н с п о р т н ы х у стр о й ств .
овальных отверстий в планке 5, кронштейне 3 и угольнике 4. Это обеспечивает возможность прохода по желобам банок диа метром 50—113 мм и высотой 40—120 мм.
Для правильного перемещения банок и корпусов по жело бам угол наклона последних к горизонту составляет для корпу сов около 10°, а для банок около 5°.
Автоблокировка линии осуществляется с помощью баланси ров, которые управляют электрическими контактами. Балан сир 1 (рис. 178) представляет собой двуплечий рычаг, укреплен ный на двух винтах 2 с коническими концами. Болт 3 ограничи вает наклон рабочей части балансира 1. На нижнем конце балансира расположен груз 4, фиксируемый на рычаге стопор ным винтом 5. С помощью хомута 6 к грузу прикреплен ртутный выключатель 7, представляющий собой герметичный стеклян ный баллон, наполняемый до контрольного уровня ртутью. На концах баллона имеются клеммы, к которым прикрепляют про
вода, включенные в электрическую цепь управления соответст вующим электродвигателем.
Под действием веса банок балансир опускается, клеммы замыкаются ртутью; контакт срабатывает и включает соответ ствующий магнитный пускатель; последний включает' или оста
навливает электродвигатель той или иной машины. Эта систе ма позволяет автоматически управлять работой машин корпус ного отделения линии.
6. НАЛАДКА ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ
КОНСЕРВНОЙ ТАРЫ ИЗ ТОНКОЙ ЖЕСТИ
На автоматических линиях «Нагема» по производству сборных банок при переходе на переработку тонкой жести № 20 и 22 надлежит произвести наладку следующих машин.
Рис. 179. Бланк корпуса с укороченным углошвом.
Рис. 180. Склёпочная планка формующего патрона.