Файл: Чупахин, В. М. Производство жестяной консервной тары учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

линдрической зубчатой передачей 13, поэтому вращаются в раз­ ные стороны. Когда нижний валик опускается, шестерни разъ­ единяются. Нижний зиговочный валик приводится во вращение от электродвигателя 14 через червячную 15, цилиндрическую зубчатую 16 и клиноременную 17 передачи с помощью шкива 18. Клиновые ремни натягиваются роликом с пружиной 19.

Производительность машины соответствует производительно­ сти паяльного полуавтомата и составляет до 30 корпусов в ми­ нуту; частота вращения зиговочных валиков 350 об/мин; мощ­ ность приводного электродвигателя 1 кВт; габаритные размеры

2200Х1360ХН50 мм; масса 575 кг.

Расчет усилия и расхода энергии при зиговании приведен ни­ же. Усилие (в Н), необходимое для сжатия зиговочных валиков

Р

i

fls2

(VI—39)

(Tjj

 

 

2(ri + r2) ’

где

 

i число

одновременно образующихся зигов, при этом две отбор­

 

 

товки можно приближенно принять за один зиг;

 

 

ав — временное сопротивление материала растяжению; Н/мм2;

 

 

s— толщина жести, мм;

 

ri

R — максимальный радиус зиговочного валика, мм;

 

и ri — радиус зига и радиус скругления углов зига, мм.

 

Мощность электродвигателя (в кВт) для привода зиговоч­

ных валиков приближенно можно определить по формуле

 

зт f P R r i

(VI—40)

 

3• 107 ц ’

 

 

где

f коэффициент сопротивления; /«0,25;

 

п — частота вращения зиговочных валиков, об/мин;

 

Г| — к. п. д. зиговочной машины; цда0 ,2 .

 

 

5.

ТРАНСПОРТНЫЕ УСТРОЙСТВА КОРПУСНОЙ

ЧАСТИ ЖЕСТЯНОБАНОЧНОЙ ЛИНИИ

Транспортные устройства разных жестянобаночных линий прин­ ципиально не отличаются одно от другого. Они состоят из фрик­ ционных подъемников, ряда наклонных желобов (течек) для гравитационного перемещения корпусов и банок качением,

а также

системы электроблокировки.

Ф р и

к ц и о н н ы й п о д ъ е м н и к (рис. 176) представляет

собой как бы ленточный транспортер, расположенный верти­ кально. Он состоит из направляющей 1 для 'банок, ведущего 2 и ведомого 3 шкивов,, между которыми натянута прорезиненная лента 4. Лента дополнительно натягивается натяжным роли­ ком 5. Ведущая ветвь ленты поддерживается плоскими пружи­ нами 6, которые обеспечивают постоянный контакт ленты с под­ нимаемыми банками или корпусами.

293


Банки или корпуса поступают в подъемник по желобу 7 и отводятся по желобу 8. В некото­ рых случаях банки отво­ дятся от подъемника в обратную сторону через ведущий шкив. Ведущий шкив подъемника приво­ дится во вращение от электродвигателя 9 через редуктор и клиноремен­ ную передачу. Скорость движения ленты ол ~2об (ve — скорость движения центра банки). Эти вели­ чины равны между собой лишь приблизительно, так как лента и банка во время движения несколь­ ко деформируются. Ско­ рость движения ленты можно определять по формуле

Р и с . 176.

Ф р и к ц и о н н ы й п о д ъ ем н и к .

(V I— 41)

г д е Q — п р о и зв о д и т е л ь н о с т ь п о д ъ е м н и к а , б а н о к в м и н у ту ;

 

а

р а с с т о я н и е м е ж д у ц е н т р а м и д в у х б ан о к , м; о б ы ч н о п р и н и м а ю т а =

 

= 2 D (D — д и а м е т р б а н к и ).

 

Из уравнения (VI—41) можно определить производитель­ ность подъемника (банок в мин):

Q =

30 ил

9

 

а

 

Мощность привода равна

дJ

(Sp — S x ) У л

~

1000 Г] ’

г д е

sp и sx— н а т я ж е н и е р аб о ч ей и х о л о сто й в етв ей л ен ты , Н ;

 

т)— к. п. д. п р и в о д а п о д ъ е м н и к а .

(V I— 42)

(V I— 43)

Разность между натяжениями ленты равна окружной силе ведущего шкива:

Sp —■Sx = Ро к р .

Натяжение холостой

ветви является постоянной величиной,

в данном случае sx»200

Н. Натяжение рабочей ветви ленты за­

висит от ряда факторов и в первую очередь от натяжения холо­ стой ветви. Так как угол охвата ведущего шкива транспортер­

294


ной лентой составляет около 180°, то часть натяжения рабочей ветви, компенсирующая натяжение холостой ветви, может быть определена по такой формуле:

sp =

 

sx e3Tf~ 1 *9 s X'

 

 

 

 

 

(V I— 44)

гд е

f к о эф ф и ц и е н т

т р ен и я

п р о р ези н ен н о й л ен ты о с т а л ь

или чугун ; ) « 0,2.

 

Натяжение зависит также от трения натяжного шкива об

ось, на которой он вращается,

 

 

 

 

®р

 

-;°~

И

)

Г

 

(V I— 45)

гд е

 

f' к о эф ф и ц и е н т

т р ен и я ш к и в а

и оси; f ' » 0 , l ;

 

 

 

d0 и dm— д и а м е т р оси

и д и а м е т р

н и ж н е го ш к и ва п о д ъ е м н и к а ,

мм .

 

Кроме того, натяжение зависит от веса одновременно под­

нимаемых банок

или корпусов:

 

 

 

 

i n

_

k G6

 

 

 

 

 

(VI—46)

р

~

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гд е

k — к о л и ч е с тв о

б ан о к ,

о д н о вр ем ен н о

п о д н и м а ем ы х лен то й ;

 

 

О б — м а с с а о д н о й б а н к и и л и к о р п у с а , Н .

 

 

 

Наконец, натяжение ленты зависит от трения плоских пру­

жин о ленту:

 

 

 

 

 

 

spV = lfpn>

 

 

 

 

 

(VI-47)

гд е

 

iк о л и ч е с тв о

п л о ск и х

п р у ж и н на

р аб о ч ей в ет в и лен ты ;

 

 

Р п — с и л а д а в л е н и я п р у ж и н ы на л ен ту , Н .

 

 

 

Натяжение (в Н) рабочей ветви ленты подъемника

рассчи­

тывается как сумма величин,

определяемых

по выражениям

(VI—44) — (VI—47):

 

 

 

 

 

 

 

 

.IV

 

 

 

 

 

sp =

s p + spI + sp I + sp

 

 

 

 

 

 

Таким образом, окружная сила (в Н) ведущего шкива, или

разность натяжений ленты, определится так:

 

 

Рокр = Sp - sx = (о,9 + 2,9

r j sx + у

О б + ifP„.

 

(VI—48)

 

В некоторых случаях применяют подъемники для банок, со­

стоящие из двух рядом расположенных вертикальных

ленточ­

ных транспортеров. При этом банки зажимаются между двумя ветвями лент и поднимаются без качения. Находят применение также магнитные подъемники.

Н а к л о н н ы е ж е л о б а и э л е к т р о б л о к и р о в о ч н ы е у с т р о й с т в а . В комплект транспортных устройств входит система наклонных желобов, которые связывают фрикционные подъемники с отдельными машинами.

На рис. 177 показана конструкция желоба транспортных уст­ ройств. Желоб состоит из пяти П-образных шин 7; две нижние

295


шины опорные, а верхняя и две боковые шины служат для наш равления движения корпуса или банки.

Две нижние и две боковые

шины прикреплены болтами

к угольникам 2; верхняя шина

прикреплена к кронштейну 3,

который с левым угольником соединен дополнительным уголь­ ником 4. Угольники 2 ‘расположены на планке 5. Расстояние между направляющими шинами можно изменять с помощью

ffftlrf&i

Р и с . 177. Р е гу л и р у ем ы й ж е л о б т р а н с п о р т н ы х у стр о й ств .

овальных отверстий в планке 5, кронштейне 3 и угольнике 4. Это обеспечивает возможность прохода по желобам банок диа­ метром 50—113 мм и высотой 40—120 мм.

Для правильного перемещения банок и корпусов по жело­ бам угол наклона последних к горизонту составляет для корпу­ сов около 10°, а для банок около 5°.

Автоблокировка линии осуществляется с помощью баланси­ ров, которые управляют электрическими контактами. Балан­ сир 1 (рис. 178) представляет собой двуплечий рычаг, укреплен­ ный на двух винтах 2 с коническими концами. Болт 3 ограничи­ вает наклон рабочей части балансира 1. На нижнем конце балансира расположен груз 4, фиксируемый на рычаге стопор­ ным винтом 5. С помощью хомута 6 к грузу прикреплен ртутный выключатель 7, представляющий собой герметичный стеклян­ ный баллон, наполняемый до контрольного уровня ртутью. На концах баллона имеются клеммы, к которым прикрепляют про­

296

вода, включенные в электрическую цепь управления соответст­ вующим электродвигателем.

Под действием веса банок балансир опускается, клеммы замыкаются ртутью; контакт срабатывает и включает соответ­ ствующий магнитный пускатель; последний включает' или оста­

навливает электродвигатель той или иной машины. Эта систе­ ма позволяет автоматически управлять работой машин корпус­ ного отделения линии.

6. НАЛАДКА ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ

КОНСЕРВНОЙ ТАРЫ ИЗ ТОНКОЙ ЖЕСТИ

На автоматических линиях «Нагема» по производству сборных банок при переходе на переработку тонкой жести № 20 и 22 надлежит произвести наладку следующих машин.

297


Рис. 179. Бланк корпуса с укороченным углошвом.

Рис. 180. Склёпочная планка формующего патрона.

298