Файл: Чупахин, В. М. Производство жестяной консервной тары учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. МАШИНА ДЛЯ СПЛОШНОГО ЛАКИРОВАНИЯ ЛИСТОВОЙ ЖЕСТИ

Кроме описанных автоматических линий для лакирования и ли­ тографирования листовой жести, широкое распространение по­ лучили менее производительные механизированные линии, со­ стоящие из машины для сплошного лакирования листовой жести и сушильной печи.

Машина, показанная на рис. 224, предназначена для одно­ стороннего сплошного лакирования листовой жести. Она смон­ тирована на станине 1 и состоит из следующих основных узлов: лакировочного и опорного валов 2 и 3, вспомогательных валов 4 и 5, приемного и выносного транспортеров 6 и 7, ракельного ножа 8 для съема лака с вала 3 и привода.

К станине крепится бачок 9 для лака, из которого он посту­ пает в ванночку 10, находящуюся под вспомогательными вали­ ками. Последние предназначены для набора лака из ванночки и передачи его на обрезиненный лакировочный вал 2. Вспомога­ тельные валики получают вращение от общего привода машины через цилиндрические зубчатые колеса. Верхний вспомогатель­ ный вал 4, кроме вращения, может перемещаться по дуге, центр которой находится на оси вала 5. Это движение позволяет приб­ лижать его к обрезиненному валу 2 или удалять от него, что

393

дает возможность наносить на обрезиненный вал лаковую плен­ ку нужной толщины.

Лакировочный вал 2 предназначен для нанесения сплошной односторонней лаковой пленки на поверхность листов жести. Нижний вал 3 помещается во вкладышах, вставленных в выре­ зы боковин станины. Это дает возможность регулировать с по­ мощью винтов зазор между валами. Нижний и верхний валы передают листы жести от приемного транспортера 6 на вынос­ ной транспортер 7. Нижний вал получает вращение от привода машины и с помощью цепной и зубчатой передач сообщает вра щение верхнему обрезиненному валу. Скорость вращения обоих валов одинакова.

Приемный транспортер предназначен для равномерной пода­ чи листов жести к лакировочным валам. Рама транспортера од­ ним концом шарнирно соединена с боковиной станины, а другим концом опирается на стойки 11. На одном конце рамы, ближе к станине, установлен вал, получающий вращение от нижнего опорного вала 3 через шестерни 12 и 13. Валик направляющих звездочек транспортера 14 помещается на другом конце рамы.

На приводном 15 и направляющем валах транспортера ук­ реплено по две звездочки, несущие две бесконечные приводные цепи с тремя захватами 16 на каждой цепи.

Выносной транспортер предназначен для удаления листов жести после лакировки и передачи их на приемный транспортер сушильной печи. Рама транспортера опирается на боковины станины и стойки 17. Приводной вал 18 выносного транспортера приводится в движение от шестерни 12 нижнего вала 3 через промежуточную шестерню 19. На приводном валу 18 и направ­ ляющем валу транспортера 20 установлено по пять шкивов, че­ рез которые перекинуты плоские ремни, транспортирующие листы жести. Кроме того, на валу 20 установлены шкивы для ременного транспортера сушильной печи.

Ракельный нож 8 служит для удаления лака с нижнего вала в ванночку 21. Удаление лака и других загрязнений с поверхно­ сти вала 3 вначале производится стальным ножом, а затем ре­ зиновой планкой. Положение ракеля можно регулировать. Он прижат к валу пружиной 22 и рычагом. Ракель периодически очищают от засохшего лака и грязи.

Для синхронной работы лакировочной машины и сушильной печи предусмотрен общий привод. Листы жести, предназначен­ ные для лакирования, по одному подают на приемный транспор­ тер 6, где они подталкиваются захватами 16 к валам 2 и 3. По­ крытый лаком лист поступает на выносной транспортер 7 и за­ тем на приемный транспортер сушильной печи.

Производительность машины до 1750 листопрогонов в час; размер лакируемых листов 512X712 мм; мощность электродви­ гателя для привода лакировочной машины и сушильной печи 4,5 кВт; габаритные размеры 2500X1400X1525 мм.

394


6. ПЕЧЬ ДЛЯ СУШКИ ЛИСТОВОЙ ЛАКИРОВАННОЙ ЖЕСТИ

Печь (рис. 225) предназначена для сушки листовой лакирован­ ной жести размером 512X712 мм. Она состоит из корпуса 1, цепного конвейера 2, приемного и выносного транспортеров 3 и 4, подъемников 5 для укладки лакированных листов в штабель, калорифера 6, вентилятора 7 для циркуляции воздуха, воздуш­ ного фильтра 8, вентилятора 9 для удаления паров лака, вен­ тилятора 10 для охлаждения листов жести и вентилятора 11 для удаления охлаждающего воздуха.

Прямоугольный корпус печи, обшитый листовой сталью, по­ коится на стойках 12. Внутри корпуса имеются верхние 13 и ни­ жние 14 жалюзи, при помощи которых регулируют подачу на­ гретого и удаление охлажденного воздуха в процессе его цирку­ ляции. Благодаря этому можно изменять температуру воздуха в сушильной печи. На корпусе установлены три угловых термо­ метра 15 для контроля температуры в сушильной печи— в зо­ нах подсушки, сушки и охлаждения.

Цепной конвейер расположен внутри корпуса печи и состоит из двух параллельных втулочно-роликовых цепей, снабженных рамками 16. Рамки изготовлены из стальной проволоки диамет­ ром 5—6 мм и прикрепляются к параллельным звеньям двух це­ пей. Они предназначены для размещения лакированных листов жести во время их прохода через печь. Натяжение цепей кон­ вейера осуществляется устройством 17. Калорифер и вентиля­ ционные устройства с воздухопроводами расположены на верх­ ней плоскости корпуса печи. Приемный ленточный транспортер 3 четырехлинейный и приводится в движение от цепного конвейе­ ра. Таким образом, скорость приемного транспортера соответст­ вует скорости движения цепного конвейера.

Цепной конвейер приводится в движение от электродвигате­ ля лакировочной машины через вариатор скоростей (привод на рисунке не показан), позволяющий регулировать скорость дви­ жения конвейера в отношении 1 :3, соответственно продолжи­ тельность сушки можно изменять от 16 до 48 мин.

На разгрузочной стороне сушильной печи имеется выключа­ тель для быстрой остановки конвейера. Кроме того, также име­ ется концевой выключатель, автоматически останавливающий конвейер при защемлении листов жести.

Самопишущий термометр 18 служит для записи и точного контроля температуры печи. Он снабжен реле, регулирующим нагрев электрических элементов калорифера и, следовательно, температуру воздуха при выходе из него в пределах заданного режима. Выносной ленточный транспортер 4 двухлинейный и предназначен для снятия листов жести с рамок цепного транс­ портера с последующей подачей их на разгрузочный стол. Со стола каждый лист снимает механизм подъемника 5, который

395


укладывает листы в штабель. Выносной транспортер и подъем­ ник получают движение от цепного конвейера.

Калорифер обогревается электронагревательными элемента­ ми и предназначен для подогрева воздуха, циркулирующего в пе­ чи. Мощность электронагревательных элементов 152 кВт.

Для нанесения двухслойной лаковой пленки каждый лист пропускают через сушильную печь 3 раза: сначала нелакирован­ ную жесть пропускают для прокаливания, затем для сушки пер­ вого слоя лака и, наконец, для сушки второго слоя. Продолжи­ тельность каждого цикла около 26 мин. Лакированная жесть подается на приемный транспортер автоматически выносным транспортером лакировочной машины.

Приемным транспортером 3 лист жести подается на очеред­ ную рамку 16 цепного конвейера 2 и поступает в зону подсушки сушильной печи. Пары лака отсасываются вентилятором 9 и уда­ ляются в атмосферу через вытяжную трубу. Производитель­ ность вентилятора около 2000 м3/ч. Вместо отсасываемого воз­ духа поступает свежий воздух через фильтр 8. Вентилятором 7 он подается сначала в калорифер 6, где подогревается, а затем нагнетается в печь через нижние жалюзи 14. Вентилятор 7 обес­ печивает непрерывную циркуляцию воздуха в печи, причем только часть его заменяется указанным способом. Охлажденный воздух удаляется вентилятором 9 через верхние жалюзи 13, которыми можно регулировать количество удаляемого воздуха. Производительность вентилятора 7 около 7500 м3/ч.

После прохода зоны подсушки жесть поступает в зону суш­ ки, где температура составляет 190° С. Затем жесть проходит зо­ ну охлаждения. Охлаждающий воздух подается в эту зону вен­ тилятором 10 из атмосферы, нагретый воздух отсасывается вен­ тилятором 11 и удаляется в атмосферу.

Высушенные листы с рамок 16 цепного конвейера 2 подают­ ся выносным транспортером 4 на разгрузочный стол, с которого они подъемником 5 снимаются и укладываются в штабель.

При продолжительности цикла обработки жести 30 мин про­ изводительность печи около 2000 листопрогонов в час, макси­

\

Рис. 225. Печь для сушкк листовой лакированной, жести.

мальная температура в зоне сушки 230° С, мощность электрона­ гревательных элементов 152 кВт, мощность электродвигателей вентиляторов для циркуляции воздуха 9 кВт, для удаления па­

ров лака

1,5 кВт, для отсасывания теплого воздуха из зоны ох­

лаждения

2,2

кВт.

 

Производительность вентиляторов для циркуляции воздуха

при температуре 150° С 7500 м3/ч, для удаления паров лака

при

Ю0° С — 2000

м3/ч, для отсасывания * теплого воздуха

при

125° С — 6500 м3/ч, для охлаждения жести при температуре воз­

духа

20° С — около 4500 м3/ч.

Габаритные размеры сушильной

печи 21640X1295X3500 мм.

о

Скорость движения цепного .конвейера (в м/с) определяют по

следующей формуле:

 

60т

<1Х- |3>

 

где

I — длина сушильной печи, м;

 

 

%— продолжительность сушки, мин.

Производительность печи в листопрогонах в час можно опре­ делить по следующей формуле: ^

ЗбООу (IX—14)

О — а * f

где а — шаг рамок цепного конвейера, м.

7. ЛИНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ЛАКИРОВАНИЯ ШТАМПОВАННЫХ БАНОК И КРЫШЕК

Линия (рис. 226) предназначена для внутренней лакировки ци­ линдрических и фигурных штампованных банок, а также кры­ шек к ним. Она состоит из лакировочной машины / и сушиль­ ной печи II. Кроме того, в комплект линии входят компрессор­ ная установка и масляный фильтр, предназначенный для очистки воздуха, поступающего от компрессорной установки к форсункам лакировочной машины.

397

396


СО

оо

опг

АА

Рис. 226. Линия для внутреннего лакирования цель­ ноштампованных банок и крышек.

Л а к и р о в о ч н а я м а ш и н а (рис. 227) смонтирована на литой чугунной станине 1 и состоит из приемного цепного транс­ портера 2, приемной звезды 3, стола 4, снабженного десятью гнездами 5, выносной звезды 6 и выносного транспортера 7, сбрасывающей планки 8, наклонного лотка 9 и бака 10 для ла­

ка, форсунки 11, фильтра 12, кулачка-прерывателя 13, щупа 14 и привода 15.

Машина приводится в движение от электродвигателя 1 (рис. 228), который через клиноременную передачу 2, червяч­ ный редуктор 3, цилиндрические шестерни 4 я 5, вал 6 вращает зубчатое колесо 7, над которым на валу укреплен стол с гнез­ дами. От шестерен 8, 9, 10 и 11 вращение передается шестерням

399


12 и 13. Шестерня 12 вращает приемную звезду, а шестерня /3 — выносную звезду машины. От шестерни приемной звезды через шестерню 14 и пару конических шестерен 15 приводится в дви­ жение звездочка 16 приемного транспортера 17, ведущий орган которого — цепь — снабжена упорами 18; последние синхронизи­ руют подачу банок 19 к приемной звезде, установленной на

шестерне 12. От шестерни 13 выносной звезды приводится в дви­ жение выносной цепной транспортер 20. Планка 21, сбрасываю­ щая обработанные банки с выносного транспортера, приводится в движение от кулачка 22, укрепленного на шестерне 5, через рычажные механизмы 23, 24 и 25. Планка возвращается в ис­ ходное положение от винтовой пружины 26. Кулачок-прерыва­ тель 27 получает вращение от шестерни 7.

Лак вытекает из бака 28 по гибкому шлангу 29 и поступает к форсунке 30. По гибкому шлангу 31 к форсунке от компрес­ сорной установки подается воздух. В процессе лакирования ба­ нок форсунка совершает возвратно-поступательные движения

400

в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной. В горизон­ тальной плоскости форсунка движется под действием кулачка 32 через рычаг 33 и ползун 34, а в вертикальной плоскости — от кулачка 35 через рычаг 36 и стержень 37.

Оба кулачка связаны между собой шестернями 38 и 39, ко­ торые приводятся в движение от червячного колеса 3 через вал 40 и пару конических шестерен 41. Шкив электродвигателя 1 изготовлен из двух дисков, расстояние между которыми можно регулировать и таким образом изменять производительность ма­ шины.

Для прокручивания машины вручную предусмотрен штур­ вал 42.

Банки и крышки во время опрыскивания их лаком из фор­ сунки приводятся в движение лентой бокового ленточного транс­ портера 44, который в свою очередь работает от шестерни 43. находящейся в зацеплении с шестерней 7. При подходе гнезд вращающегося стола к выносной звезде, установленной на ше­ стерне 13, они поднимаются по неподвижной криволинейной на­ правляющей 45.

Машина для лакирования крышек по конструкции аналогич­ на машине для лакирования банок. Она отличается лишь тем, что в ней нет кулачка 35, рычага 36 и цилиндрических шестерен 38 и 39, так как при лакировании крышек форсунки совершают только горизонтальное движение. Кроме того, эту машину снаб­ жают форсункой измененной конструкции. Чтобы банки и крышки можно было лакировать одновременно, лакировочные линии по­ ставляют и монтируют попарно, причем одну линию налаживают для лакирования банок, а другую — для лакирования крышек.

Гнездо 5 (см. рис. 227), на которое устанавливается банка для лакирования, представляет собой тарелку 17, форма кото­ рой соответствует форме банки, укрепленную на цилиндрической оправке. Внутри оправки помещен постоянный магнит 16, при­ тягивающий банку. Оправка с тарелкой надета на вертикальный шток, помещающийся во втулке стола 4.

Для удаления паров растворителя около форсунки устанав­ ливают вытяжной колпак с трубой 18. Кулачок-прерыватель 13 предназначен для отсекания подачи лака из форсунки в тот мо­ мент, когда под форсункой отсутствует банка. Прерыватель сво­ им выступом отклоняет рычаг 19 и за каждый свой оборот раз­ мыкает электрическую цепь электромагнитного клапана, уста­ новленного на трубе для подачи воздуха. В результате этого клапан закрывается и доступ воздуха к форсунке прекращается. Рычаг 19 возвращается в исходное положение под действием пружины, снова замыкает электрическую цепь и открывает до­ ступ воздуху в форсунку.

Щуп 14 служит для блокирования форсунки в зависимости от наличия банок в гнезде. При наличии банки щуп поворачи­ вается и замыкает ртутный контакт, также включенный в цепь

26 В. М. Чупахин, И. T. Леонов

401