Файл: Фабрикант, В. Л. Элементы устройств релейной защиты и автоматики энергосистем и их проектирование учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
А л д = A arp — Л = M 1 — V В Д и г р - |
(3 ' 6 8 > |
Здесь первичный ток подставлен без коэффициента £ц, что увели
чивает расчетное значение / 0бщ и создает некоторый |
запас. |
Ток |
независимой обмотки возрастает с увеличением k p . |
Однако |
при |
этом уменьшается число витков, попадающих в независимую об мотку Долез. Если бы регулировка k p была непрерывной, как пока
зано на рис. 3.28, то максималь |
|
|
|
|
|||||||||||
ный ток в данном витке зависел |
Шнагр/и |
|
|
||||||||||||
бы от положения точки ответвле |
|
|
|||||||||||||
ния |
по выражению |
(3.67). |
Эта |
|
|
|
|
||||||||
зависимость (ток умножен на ко |
|
|
|
|
|||||||||||
эффициент R n a r p / U , не зависящий |
|
|
|
|
|||||||||||
от |
k p ) |
показана |
на |
рис. |
3.30 |
|
|
|
|
||||||
(кривой |
|
/). |
|
Сечение |
|
провода |
|
|
|
|
|||||
должно |
|
удовлетворять |
|
условию |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
®нез ^ Ачакс^■ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Часть |
обмотки, |
расположенная |
|
|
|
|
|||||||||
ниже точки ответвления, являет |
|
|
|
|
|||||||||||
ся общей |
и обтекается током / 0бщ |
|
|
|
|
||||||||||
по выражению |
(3.68). |
Этот |
ток |
|
|
|
|
||||||||
максимален |
при |
£р= 0,5 |
и равен |
|
|
|
|
||||||||
П р и ЭТОМ |
/общ.макс= 0,25 |
U / R uaгр. |
|
|
|
|
|||||||||
При увеличении или уменьшении |
Рис. |
3.30. |
Зависимость |
токов |
|||||||||||
k p |
ток /общ |
уменьшается, стано |
|||||||||||||
вясь |
равным |
нулю при &р= 0 и |
(умноженных на постоянную ве |
||||||||||||
личину |
Rn&rplU) в обмотках по |
||||||||||||||
k p — l . |
|
Зависимость |
этого |
тока |
низительного |
автотрансформатора |
|||||||||
(умноженного на тот же коэффи |
напряжения |
от коэффициента kp: |
|||||||||||||
циент |
/?нагр/£/) |
от положения |
/ —ток в независимой обмотке; |
2—ток в |
|||||||||||
|
общей обмотке |
|
|||||||||||||
точки |
ответвления |
показана на |
|
|
|
|
рис. 3.30 кривой 2 . Как видно из рисунка, почти вся нижняя половина обмотки, соответствующая
1/(&ц+1), может обтекаться током /общ.макс ПО ВЫраЖСНИЮ (3.68), который является для нее определяющим, так как он боль
ше, |
чем ток |
/ нез, которым может |
обтекаться эта |
часть обмотки, |
|
если |
точка |
ответвления окажется |
ниже середины |
(на рис. 3.28) |
|
и левее (на рис. З.ЗС). |
Для верхней же части обмотки определяю |
||||
щим является ток /нез, |
который больше, чем ток / 0бщ.макс и увели |
чивается по мере приближения точки ответвления к верхнему краю обмотки.
Таким образом, сечение почти всей нижней половины обмотки (см. рис. 3.28) должно выбираться по току /0бщ. макс (в действи тельности ток /общ. макс при &р= 1/(kp. + 1) незначительно меньше), а верхней — по току 1 нез■ Сечение верхней половины обмотки мо жет быть ступенчатым и возрастать по мере приближения к верх нему краю или быть одинаковым и .выбираться по максималь ному значению /,,ез. макс= £цU I /?нагр—k p S lI3rp l U .
91
Определяя значение s0 для последнего случая, аналогично дому, как это было сделано для повысительного автотрансформа
тора, находим |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
„ |
£нагрт 1 |
( |
0'25 |
, |
УУмакс \ ,q—6. |
|
|
|
|
|
° |
( ^ + 1 ) ^ д л А |
I |
*з.обЩ |
' |
*з.нез ) |
’ |
|
|
SS„ |
= |
|
^макс^нагр |
|
|
0,25 |
klk2 |
101—6 |
(3.69) |
|
4 .4 4 |
|
|
|
д р.макс |
||||||
|
|
(k |
1)/^дл^максА ^з.общ |
|
|
|||||
ГДе <SHarp |
|
^дл/^нагр- |
поскольку выводы делаются по всей обмот |
|||||||
Здесь учтено, |
что, |
ке, коэффициент заполнения для нее может быть принят одина ковым. При выполнении сечения ступенча тым значение ss0 в выражении (3.69) мо жет быть несколько уменьшено.
Внутреннее сопротивление понизитель ного автотрансформатора определяется по схеме рис. 3.31. В общем случае выражение для внутреннего сопротивления получается несколько усложненным. Однако если счи тать сопротивления независимой и общей частей обмотки пропорциональными числу их витков, то ток распределяется в них об ратно пропорционально сопротивлениям, как в обычных параллельных ветвях, и со противление
*■* ЯнезRo6w,/(Rнез + Добщ)-. (3-70)
Очевидно, максимального значения /?„н достигает при /?нез=-^общ, так как их суммарное сопротивление Raea+ R o m ^R i остается при регулировке kp неизменным (сопротивление первичной обмотки). При этом
^вн.макс = R l/4 . |
(3.71) |
Следует отметить, что определение потерь |
короткого замыкания |
в понижающем автотрансформаторе усложняется. Максимальное зна чение внутреннего сопротивления ^ ви достигается при некотором зна чении kp —k p’< 1. С ростом kp уменьшается RBH, но растет вторич ный ток / 2 = kpUMIRuarp. Поэтому потери короткого замыкания Рк =
=l\RaH достигают максимума при значении kp, где kp< .kp<.\ ■ Автотрансформатор имеет следующие преимущества перед
трансформатором:
1) трансформатор имеет две обмотки; автотрансформатор — одну, вторая обмотка является ее частью;
2) по многовитковой обмотке трансформатора протекает меньший из токов (первичного и вторичного), по маловитковой•—
92
больший; в автотрансформ аторе по независимой обмотке проте
кает меньший ток, |
по общей — разность между |
большим |
и мень |
|
шим токами: ни по какой |
части обмотки не протекает больший |
|||
ток. |
|
|
|
|
Благодаря указанны м |
преимущ ествам арифм етическая сумма |
|||
м агнитодвиж ущ их |
сил в |
автотрансформаторе |
меньше, |
чем в |
трансформаторе. Поэтом у |
он может быть выполнен меньших га |
баритов или при тех же габ ар и тах могут быть увеличены сечения
проводов. Соответственно ум еньш аю тся отклонения |
от линейно |
|
сти, внутреннее сопротивление и потери; |
|
|
3) |
внутреннее сопротивление трансформ атора |
склады вается из |
приведенного сопротивления первичной обмотки и сопротивления
вторичной; внутреннее |
сопротивление автотрансформ атора мень |
|||||||||||
ше (обычно значительно меньше). . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В" силу приведенных преимущ еств применение |
автотрансф ор |
|||||||||||
матора предпочтительнее |
|
во |
всех |
случаях, |
когда |
не |
требуется |
|||||
изоляция первичных и вторичных цепей. |
|
|
|
|
|
|||||||
Пример 3.6. Рассчитать автотрансформатор по данным примера 3.4, но с |
||||||||||||
регулировкой значения kv от 1 до 2 . |
|
решения примера |
3.4 |
остаются без |
||||||||
Р е ш е н и е . Первые четыре |
пункта |
|||||||||||
изменения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Определяются токи в общей и независимой обмотках' |
|
|
|
|||||||||
/нез ^ ^2= 0,05 q , /общ — /^ — /g = 0,11— 0,05 ~ 0,06 п . |
|
|||||||||||
6 . Определяются сечения и диаметры |
проводов |
общей |
и |
независимой |
||||||||
обмоток: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1нез |
|
0,05 |
|
|
|
|
|
|
|
s n p .H e s |
|
|
д |
~ |
|
• — 0 , 0 2 мм*; |
|
|
|
|||
V i |
|
2,5 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
/ |
4 |
|
= 0,16 мм; |
|
|||||
|
|
5пр.нез ~ |
|
|
— |
0 . 0 2 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
snp.o6 m |
|
^общ |
|
0,06 |
|
0,024 |
м м 2; |
|
|
|
||
|
д |
~ |
|
- = |
|
|
|
|||||
Vi |
|
2,5 |
|
|
|
|
|
|
||||
snp.o6 m = |
/ |
— |
0,024 |
-0 ,1 7 5 |
мм |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
Выбираем провода ПЭ-0,16 и ПЭ-0,18. При этом |
|
|
|
|
||||||||
snp.o6m = |
^ ^пр.общ = |
^ |
0,18 2 = 0,0255 мм-. |
|
|
Коэффициенты заполнения для принятых проводов по рис. 3.21:
*з.нез = 0-46; *з.о6щ=°.48-
Поскольку выводы делаются только в независимой части обмотки (kp >1) , то
*э.нез = ° . 8 - 0,46 = 0,37.
93
а с запасом:
Лз.нез = 0 ' 95 • ° ' 37 = ° ’35; *э.общ = ° - 9 5 '0 ,4 8 = |
0,455. |
|
7. Определяется типовая мощность автотрансформатора |
(расчетным являет |
|
ся максимальное значение kv) |
|
|
5 т и п = |
( 1 —l / A p )*SHa r p — ( 1 — 1/2) 1 0 = 5 ва. |
|
8 . По (3.46) находится |
произведение |
|
|
|
|
|
иы |
|
|
|
|
|
|
1 |
10-в = |
||
|
S„S : |
|
|
|
|
|
|
|
+ ■ |
|||||
|
|
4,44 ■/{7дЛВ максД |
у '‘з.общ |
|
|
|
|
|||||||
|
|
100 • 5 |
( |
1 |
'I |
■+ |
— Ц г Л 1 0 'в = 4,07 • 10-* м«. |
|||||||
|
4,44 • 50 • 100 • |
|
||||||||||||
|
1,22 • 2,5 V |
0,455 |
|
|
0,35 ) |
|
|
|
||||||
Коэффициент к^ определяется по (3.65): |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
k^kp - |
1 |
|
, 1 - 2 |
1 |
= |
|
|
|
, |
1общ |
|
0,06 |
|
^ |
р — |
- |
|
2 |
1 |
1 , 2 |
или k„ = |
|
|
= 1, 2. |
||||
|
|
|
|
|
** |
I нез |
|
0,05 |
||||||
*п-1 |
(штамп с |
широким окном) находится соответствующий |
||||||||||||
9. По табл. |
3.1 |
|||||||||||||
стандартный размер пластин Ш-12. Для этой пластины: |
|
|
|
|||||||||||
dx = 12 • 10_3 м, |
Ь0 = 12 • 1в~3 л*; h a = |
30 • 10'3л ; 1М = |
103 • 10~3 .и; |
|||||||||||
|
|
|
|
|
se = |
3,6 • 10-«ж2. |
|
|
|
|
||||
10. |
Определяется |
сечение сердечника |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
sns |
4,07 • |
10-е |
= |
1,13- 1 0 -* л 2. |
|
|
||||
|
|
|
|
s„ |
,3,6 • 10-* |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
11. |
Толщина пакета |
находится из (3.48): |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
s |
1,13 • |
10-« |
|
= |
10,45 • 10- |
3 м. |
|
|
|||
|
|
|
M i |
0,9 • |
12 • 10_ 3 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
12. |
Числа витков обмоток определяются из (3.38) и (3.17): |
|
|
|||||||||||
|
_____________ U макс_______________________ ЮР_____________ |
= |
3280 витков; |
|||||||||||
Г со б щ -и т - |
4 , 4 4 |
./B Mai(cs |
[4, 4 4 • 50 • |
1 ,2 2 - |
1,13- |
1 0 - 4 |
|
|
||||||
ш2 - |
kpW1= 2 • 3280 = 6560 витков; шнез = |
w2— ш0бщ = |
3280 витков. |
|||||||||||
13. Находим площадь и ширину окна, занимаемые каждой обмоткой: |
||||||||||||||
|
|
w,незхпр.нез |
10- » = |
|
3280 -0,02 |
10-“ = 0,177- |
IQ" 3 м2; |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,37 |
|
|
|
|
|
||
|
|
, |
|
__ 3о.нез _ |
0,177- 1 0 |
|
3 _ |
|
|
|
|
|||
|
|
^о.нез |
Ло |
- |
3 0 . ,0 - 3 |
|
- 5 - 9 - 1 0 |
|
|
|
||||
|
|
шобщ*пр общ |
|
|
3280 • 0,0255 |
1 0 - 8 = |
0,175 - |
1 0 ~ 3 ж2; |
||||||
|
“о.общ ’ |
|
|
пр.оощ |
10_в = ;----------------- |
|||||||||
|
|
з.общ |
|
|
0,48 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
*о.обЩ |
0,175 • IQ’ 3 |
|
|
|
|
|||||
|
|
^о.общ |
|
|
|
|
= |
5,8 • IQ* 3 М' |
|
|||||
|
|
|
|
|
30 • |
IQ’ |
3 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
94
Общая ширина окна, занимаемая обмотками,
Ьо = &о .н е з + &о.общ = 5 ’9 ' 10-*+ 5 ,8 . 10 -3 = 1 1 ,7 . 10-3 Ж.
Запас 0,3 мм.
14. Для уменьшения сопротивления первичной (общей) обмотки располагаем ее ближе к внутрен нему сердечнику, одновременно облегчая этим вы полнение выводов из независимой части обмотки.
Определяем средние |
длины |
витков |
обмоток |
||||
по (3.52) и (3.53): |
|
|
|
|
|
|
|
*ср.общ = 2 (dj + |
а) + |
л Ь ообщ |
= [ 2 ( 1 2 |
+ |
|||
+ |
10,45) + я -5,8) 1 0 -3 = 6 3 ,2 - 1 0 - 3 |
м. |
|||||
|
^ср.нез — 2 ( + |
+ а) + я |
(2Ь0 0бщ + |
|
|
||
|
+ Ьо.нез) = |
Г2 (12 + |
10,45) + |
|
|
||
+ |
я (2 • 5 ,8 + 5,9)] |
10-3 = |
99,9 • Ю' |
3 |
м . |
Na |
|
|
|
—Л^общ—,- |
ср.общ |
10-3 = |
|
h |
с |
|
|
Лз.общ о.общ |
|||
63,2 • Ю-з |
10- 6 = 0,75-10-з м/мм2; |
||
0,48 ■0,175 • Ю-з |
|||
|
|
||
Iср.нез |
10-* = |
||
Л^нез — ь |
с |
||
^з.нез |
°о.нез |
|
99,9 ■Ю-з]
10-“ = 1,53. Ю-з MjMM2 #
0,37 - 0,177 • IQ' 3
Рис. 3.32. Схема обмоток к
Определяем сопротивление обмоток независимой примеру 3.6 и первичной (общей):
Янез = ра&з^нез = + + |
32802 -1,53-10-3 = |
294 ом; |
|||
|
00 |
|
|
|
|
Ri - Я0б1д=ра^бщА/общ = - j r |
32802 • 0,75 • 10-* = |
144 ом. |
|||
|
DO |
|
|
|
|
Сопротивление первичной обмотки, приведенное ко вторичной, |
|||||
R[ = рЦЯобщ = |
~ ^ г 65602 • 0,75 • Ю-з = |
576 ом. |
|||
|
56 |
|
|
|
|
16. Составляем схему обмоток с разбивкой на секции (рис. 3.32). |
|||||
Так как в данном случае автотрансформатор работает |
как повысительный, |
||||
то его внутреннее сопротивление определяется по выражению |
(3 .6 6 ): |
||||
|
О) |
|
|
|
|
7?вн = ^?нез ^общ, |
о |
~ |
294 *4" 144 ~ |
= 438 ом, |
|
|
wобщ |
|
3280s |
|
|
|
|
|
|
|
95