Файл: Тюкина, Ю. П. Общая технология лесопильно-деревообрабатывающего производства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
ГЛАВА IV
СКЛАДИРОВАНИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ
§ 28. НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО СКЛАДОВ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ
Склады пиломатериалов предназначены для атмосферной суш ки, хранения и отгрузки пиломатериалов потребителям. В связи с этим на складе выполняют работы по транспортированию пилома териалов, укладке их в штабеля и сушке, разборке сушильных шта белей, торцовке, маркировке, сортировке пиломатериалов и ук ладке транспортных пакетов, хранению и отгрузке пиломатериалов.
Основная часть выполняемых на складе работ отличается зна чительной трудоемкостью, поэтому их механизации уделяется боль шое внимание. Наиболее эффективна механизация складских работ при пакетном методе транспортирования, антисептирования мате риалов, формирования и разборки сушильных штабелей, хране ния и отгрузки пиломатериалов.
Атмосферная сушка и хранение пиломатериалов требуют созда ния определенных условий, обеспечивающих нормальное протека ние процесса сушки и предохранение древесины от порчи. Эти условия в значительной степени зависят от правильного выбора места под склад, его устройства и планировки.
Для устройства склада пиломатериалов выбирают хорошо про ветриваемую площадку с сухой почвой и низким уровнем грунтовых вод. Желательно, чтобы площадка имела естественный уклон для стекания паводковых и ливневых вод. Площадка под склад долж на быть хорошо выровнена, все ямы засыпаны песком или шлаком.
Состояние грунта на складе оказывает большое влияние на качество атмосферной сушки и хранение пиломатериалов. Хорошим решением устройства склада является засыпка территории щебнем или гравием.
Территорию склада необходимо ежегодно освобождать от кус тарников и травы, так как растительность задерживает влагу в поч ве и тормозит движение воздуха вокруг штабелей. Не допускается захламление склада прокладками, обломками досок, гнилыми и бракованными материалами, которые вызывают появление на скла де грибной инфекции.
Для транспортирования пиломатериалов устраивают деревян ные, булыжные, асфальтовые и асфальтобетонные дороги. Имеются склады, где асфальтируют не только дороги, но и подштабельные места, а иногда и всю территорию склада. Такая подготовка тер ритории склада наилучшим образом отвечает условиям эксплуата ции склада, но является наиболее дорогой.
При атмосферной сушке пиломатериалов в результате взаимо действия воздуха с большим объемом сохнущей древесины и влия ния ряда других факторов (планировка склада, его размещение от-
156
носительно производственных зданий) в пределах склада создается своеобразный микроклимат.
Под м и к р о к л и м а т о м понимают отличные от окружающей местности изменения суточной температуры, влажности и скорости движения воздуха между штабелями.
На складе воздух имеет более низкую температуру, минималь ную скорость движения по сравнению с открытым пространством и, следовательно, меньшую испарительную способность. Поэтомуочень важно при планировке склада размещать штабеля пиломате риалов таким образом, чтобы к ним со всех сторон был свободный доступ воздуха, что обеспечивает хорошую продуваемость всей тер ритории склада.
Штабеля на складе размещают группами. Каждая группа объ единяет 8—12 рядовых штабелей, располагаемых по два штабеля в ряд. Для лучшей циркуляции воздуха между штабелями оставля ют разрывы (межштабельные интервалы), равные в ряду (между задними стенками штабелей) 2 м, между рядами (между боковыми стенками штабелей) — 1,5 м.
Группы штабелей друг от друга отделяют продольными и попе речными проездами. Для обеспечения лучшей продуваемости скла да продольные проезды по направлению должны совпадать с направлением господствующих ветров или быть направлены с севера на юг. Проезды делают прямыми шириной: продольные 9—10 м, поперечные — не менее 5 м. Укладывают и разбирают штабеля обычно с продольных проездов. Ширина замощенной части проездов должна быть на 1 м уже ширины проезда для про кладки электрических кабелей, водопроводных, канализационных и дренажных труб. Площадь, занятая каждой группой штабелей, не должна превышать 900 м2.
Группы штабелей объединяют в кварталы. Площадь одного квартала должна быть не более 4 га, а его размеры не превышать по одной стороне 250 м, по другой— 160 м. Между кварталами ос тавляют пожарные разрывы шириной не менее 25 м, в которых де лают мощеные дороги. Пожарные проезды устраивают также с внешней стороны склада — между границей склада и внешней сто роны кварталов.
Склады пиломатериалов, состоящие более чем из четырех квар талов, разделяют на участки противопожарными зонами шириной не менее 100 м с устройством в них пожарных проездов шириной не менее 6 м. Мелкие склады состоят только из групп штабелей, крупные — из одного и более кварталов, очень крупные — из двух
иболее участков.
§29. О РГАНИЗАЦ ИЯ И КОМ ПЛЕКСНАЯ М ЕХАН И ЗАЦ И Я РАБОТ
НА СКЛАДЕ ПИЛО М АТЕРИАЛО В
О рганизация работ на складе пиломатериалов. Рядовый способ
укладки пиломатериалов в штабеля связан с большим количеством перекладок материала, полностью механизировать которые не
представляется возможным. Только организация складских работ на базе пакетного метода позволяет комплексно механизировать основные работы на складе.
При пакетном способе укладки штабелей резко возрастает рас ход прокладок. В связи с этим в пакетные штабеля укладывают главным образом доски толщиной, более 30 мм, а тонкие пилома териалы укладывают в круглые штабеля.
На современных лесопильных заводах, особенно на заводах, выпускающих экспортную пилопродукцию, торцовка пиломатериа лов производится после'сушки. Эта операция обычно совмещается с сортировкой сухих пиломатериалов и выполняется перед уклад кой пиломатериалов в плотные транспортные пакеты на специаль ных установках.
Вынос торцовки пиломатериалов из лесопильного цеха и осуще ствление ее только после сушки пиломатериалов позволяет одно временно с приданием пиломатериалам стандартных размеров устранять появившиеся в процессе сушки дефекты. Вследствие этого упрощается технологический процесс в лесопильном цехе и увеличивается выход пиломатериалов.
П одъемно-транспортное оборудование для ф ормирования и раз
борки штабелей. Пиломатериалы по складу перемещают рельсо вым и безрельсовым транспортом.
При перемещении рельсовым транспортом пиломатериалы пе ревозят на вагонетках по узкоколейным путям при помощи механи ческой (мотовозы, тягачи) или электрической (автолесовозы) тяги. Одна вагонетка одновременно перевозит около 5 мъ пиломатериа лов.
Преимущественное применение получил безрельсовый тран спорт. Для перевозки пиломатериалов используют автолесовозы, при перевозке пиломатериалов на небольшие расстояния — авто погрузчики.
Автолесовозы, обладая большой маневренностью и производи тельностью, позволяют перевозить как плотные пакеты пиломате риалов, так и реечные, в которых пиломатериалы уложены на про кладках.
Для механизации работ по укладке досок в рядовые штабеля применяют специальные машины — штабелеры (см. рис. 83). Штабелеры представляют собой передвижной (рельсовый или безрель совый) поперечный транспортер, состоящий из двух вертикальных цепей с захватами для досок. Для предотвращения падения досок в верхней точке подъема при переходе с подъемной секции на спус кную доски подхватываются двумя скобками, перекладывающими их плавно с одной стороны захватов на другую. Доски на захваты цепей внизу укладывают вручную. Высота подъема досок штабелером может достигать 8—10 м.
В последние годы штабелеры на складах пиломатериалов вы тесняются автопогрузчиками. Автопогрузчики применяют для ук ладки как пакетных, так и рядовых штабелей.
158
Подлежащие укладке пиломатериалы подвозят к крану автоле совозом или рельсовым транспортом. Кран обычно обслуживают машинист и два-три человека на подаче и укладке досок. Благода ря тому что краны перемещаются по складу, они могут обслужи вать широкий фронт погрузочно-разгрузочных работ.
Выбор средств механизации для выполнения складских работ зависит от объема пиломатериалов, устройства складов, применя емых способов укладки и др.
Ком плексная механизация работ на складе на базе пакетного
метода. Пакетный метод укладки, транспортирования, хранения и
Рис. 95. Схема укладки пакетных штабелей пиломатериалов коз ловым краном
отгрузки пиломатериалов позволяет увеличить производительность работ на складе в три-четыре раза. Такой резкий подъем произво дительности связан с возможностью введения при пакетном методе комплексной механизации складских работ.
При пакетном методе обращения на лесопильных заводах, вы пускающих товарные пиломатериалы, производственный процесс будет включать следующие стадии: раскрой сырья на пиломатериа лы; первичную сортировку пиломатериалов; формирование единых с у ш и л ь н ы х пакетов, предназначенных как для камерной, так и для атмосферной сушки пиломатериалов; антисептирование пило материалов; сушку (камерную и атмосферную); окончательный контроль качества, торцовку и сортировку пиломатериалов; форми рование т р а н с п о р т н ы х пакетов, хранение и отгрузку пилома териалов.
Переход к комплексной механизации работ на базе пакетного метода потребовал наряду с использованием существующего подъ емно-транспортного оборудования создания новых машин и уста новок для формирования сушильных пакетов, торцовки и сорти ровки сухих пиломатериалов и т. д., совершенствования существу ющего оборудования и приспособления его к новым размерам и конструкции пакетов и новым условиям работы. Так были созда ны новые модели автолесовозов (например, Т-140 для перевозки реечных, пакетов) и новые модели автопогрузчиков (например, Т-138 для укладки устойчивых спаренных вертикальных стоп паке тов) .
Комплексная механизация работ на основе пакетного метода начинается с механизации работ по укладке сушильных пакетов.
160
Для этого используют различные пакетоформировочные машины, и в том числе машину ПФМ-10. Ее целесообразно устанавливать поблизости от сортировочных площадок для пиломатериалов.
Доставку сушильных пакетов на склад и дальнейшее их тран спортирование производят в основном автолесовозами. Для фор мирования и разборки сушильных штабелей, как указывалось выше, используют автопогрузчики и краны.
§ 30. ТОРЦОВКА, СОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ СУХИХ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ
После сушки пиломатериалы сортируют, торцуют и маркируют; при этом сушильные пакеты разбирают, а пиломатериалы после выполнения указанных операций укладывают в плотные т р а н с п о р т н ы е пакеты, в которых их хранят до отгрузки и транспор тируют потребителям.
Рис. 96. Схема участка сортировки пиломатериалов по длине и формиро вания транспортных пакетов на базе устройств типа ЦТЗ-2М:
I — пиломатериалы, |
переходящие |
в другой |
сорт, 2 — цепной конвейер, 3 — торцо |
вочное устройство, |
4 — сушильные |
пакеты, |
5 — ленточный конвейер, б —маркирую |
|
щее устройство, 7 — транспортные пакеты |
Для окончательной обработки сухих пиломатериалов предназна чено несколько типов специализированных машин (например, БТСМ-6) на которых, как правило, выполняются следующие опе рации: разборка сушильных пакетов; контроль качества досок; тор цовка досок; маркировка (нанесение на торец доски марки с ука занием сорта, а иногда и назначения); сортировка досок (распре деление по сортам и длинам).
На некоторых предприятиях для обработки сухих пиломатериа лов применяют установки, создаваемые на базе торцовочного уст ройства ЦТЗ-2М и устанавливаемого непосредственно за ним попе речного цепного конвейера (рис. 96).
6—3385 |
161 |
Рабочие на такой установке разбирают сушильные пакеты и поштучно кладут доски на ленточный конвейер, подающий их на торцовочное устройство; при этом рабочие отделяют доски, пере шедшие после сушки в другой сорт. На торцовочном устройстве 3 окончательно контролируется качество досок, они торцуются, а за тем маркируются специально установленным маркировщиком 6. Далее доски поступают на цепи поперечного конвейера 2 для сорти ровки по длине. Съем досок с цепей транспортера и укладка в плот ные транспортные пакеты разной длины производится вручную.
Сформированные транспортные пакеты обвязывают стальной упаковочной лентой с помощью ручных машинок конструкции ЦНИИМОД.
Для автоматизированной сортировки по длинам рассортирован ных по сечениям и сортам пиломатериалов, укладки их в плотные транспортные пакеты и обвязки последних металлической лентой предназначена машина УСД-18.
Сначала на машине разбирается пакет сухих досок; освободив шиеся при этом прокладки удаляют за пределы машины, а доски перемещают к накопителям, предварительно выровняв один торец досок по упору. Эти операции выполняются с помощью наклонного подъемника и системы конвейеров со специальным механизмом.
Сортировка производится по принципу убывающих длин досок: в первый накопитель попадает самая длинная доска, в послед ний — самая короткая. Для этого у каждого накопителя установ лены сбрасыватели, которые включаются в действие нажимом невы ровненного по упору конца доски на рычаг сбрасывателя. Каждая доска нажимает только на один рычаг, так как рычаги от выровнен ных торцов досок установлены на расстоянии, равном длине досок, сбрасываемых в данный накопитель. Когда в накопителе соберет ся достаточное для формирования транспортного пакета количест во досок, доступ их в накопитель прекращается.
С участка сортировки доски поступают на участок формирова ния транспортного пакета. Сначала формируется щит досок опре деленной ширины. Он переносится на вертикальный подъемник, с помощью которого формируется пакет. Сформированный пакет вы носится за пределы машины на участок обжатия и обвязки.
Уложенные в плотные транспортные пакеты сухие пиломатериа лы хранят в закрытых складах и под навесами. Закрытые склады бывают высокими одноэтажными, позволяющими укладывать шта беля высотой до 12—14 м. При сооружении таких складов лучше используется площадь и удешевляется строительство. Высокие склады оборудуют мостовыми кранами, которыми пиломатериалы укладываются на хранение в штабеля и грузятся на транспортные средства. Бывают низкие склады высотой 4—6 м.
Размеры склада определяются строительными нормами. Они
*зависят от вида строительных материалов, принятой системы проти вопожарных мероприятий и других факторов. Однако ширина за крытых складов должна быть не менее 9 и не более 30 м, а длина не должна превышать 80—100 м.
162