Файл: Роменец, В. А. Технико-экономический анализ кислородно-конвертерного производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чение расходов по статье «Текущий ремонт и содержание основных средств» составит 10,7%. Затраты на аморти­ зацию при одинаковой ее норме (5,7%) в цехе с кару­ сельной системой выше на 25,6%- В целом экономия на энергетических затратах не компенсирует более высоких расходов по остальным статьям и в результате расходы по переделу при карусельном варианте на 4,7% выше, чем при классическом (табл. 55). Проведенные расчеты тепловых и материальных балансов показали, что сокра­ щение расхода скрапа в результате увеличения тепловых

Т а б л и ц а

57. Удельные капиталовложения

и приведенные

затраты

 

 

 

 

конвертерами при различных

системах работы

 

 

 

 

 

 

 

К а п и т а л о ­

Классическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объекты капиталовложений

 

емкость

количе­

сумма,

 

 

единицы,

 

 

 

 

 

 

 

руб . — коп .

ство

р у б . — к о п .

 

 

 

 

 

 

 

105-00

0,8442

88—64

 

 

 

 

 

 

 

96—60

0,2310

22—31

 

 

 

 

 

 

 

35—00

0,0107

0—37

 

 

 

 

 

 

 

45—00

0,0678

3—05

 

 

 

 

 

 

 

140—00

0,0043

0—60

VI. Отходы

и брак,

т (—) . .

. .

99—75

0,0175

1 - 75

VII.

Энергозатраты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-00

0,0014

0-01

 

 

 

 

 

 

 

0—061

9,62

0—59

вода химически

очищенная,

м3 .

0—800

0,4980

0-40

сжатый

воздух, 1000 м3 . .

. .

3—00

0,0200

0-06

 

 

 

 

 

 

 

0—050

54,50

2—73

 

 

 

 

 

 

 

X

 

X

3—79

VIII.

Удельные

капиталовложения:

 

 

 

 

в

 

собственно

сталеплавильный

X

 

X

7—24

в

 

объекты

общезаводского

хо-

 

 

X

 

X

8 - 84

 

 

 

 

 

 

 

 

Заводская

капиталоемкость

. .

X

 

X

133—09

IX. Приведенные

затраты при оценке

 

 

 

 

лома в

себестоимости стали:

X

 

 

76—40

по

действующим

ценам . . . .

 

X

по

себестоимости

чугуна с

коэф­

X

 

X

78-47

фициентом

0,92

 

 

 

потерь составит около 1,5%. Поэтому себестоимость ста­ ли в цехе с карусельной системой работы при оценке лома и отходов по действующим ценам оказывается на 1,2% выше, чем в цехе с классической системой работы (табл. 56). При оценке лома и отходов по цене чугуна с коэффициентами технологической ценности влияние изменений в стоимости заданного на уровень себестои­ мости при карусельном варианте менее существенно и последняя оказывается выше ее уровня при классической системе на 0,9% (табл.56).

при производстве углеродистой кипящей стали в цехах со 100—130-7-

Карусельная

Маятниковая

С заменой реторт

количество

сумма,

количество

сумма,

количество

сумма,

руб . — коп .

руб.—коп.

руб . — коп .

 

 

 

0,8628

90—59

0,8616

90—47

0,84^2

88—64

0,2166

20—92

0,2173

20—99

0,2310

22—31

0,0107

0—37

0,0107

0—37

0,0107

0-37

0,0693

3—12

0,0692

3—11

0,0678

3—05

0,0056

 

0,0054

 

0,0043

0—60

0,0175

1 - 75

0,0175

1 - 75

0,0175

1—75

0,0014

0—01

0,0014

0—01

0,0012

0—01

6,60

0 - 40

6,60

0—40

9,00

0—55

0,3000

0—24

0,3000

0-24

0,4200

0-34

0,0200

0—06

0,0200

0—06

0,0200

0—06

55,70

2—79

55,50

2—78

54,50

2—73

X

3—50

X

3—49

X

3—69

X

8—98

X

10—26

X

6—79

X

9—81

X

10—24

X

7—77

X

135—54

X

137—18

X

131—47

X

77—45

X

77—77

X

75—90

X

79—37

X

79—70

X

77—97

248

249


Как по уровню капиталоемкости производства

так

и по затратам общественного труда на производство

ста­

ли вариант работы цеха по карусельной системе не явля­ ется экономически эффективным по сравнению с класси­ ческим вариантом. Исчисленные в народнохозяйственном масштабе приведенные затраты для карусельного вари­ анта оказываются в зависимости от методики оценки ло­ ма и отходов выше на 1,2—1,4% по сравнению с класси­ ческой системой (табл. 57).

Маятниковая система

Работа конвертерного цеха по маятниковой схеме [146—150] отличается от карусельной тем, что конвер­ теры, расположенные на трансферкарах, совершают воз­ вратно-поступательное движение каждый по своему пути, проходя последовательно стенды по операциям тех­ нологического цикла и возвращаясь затем к стенду пер­ воначальной операции. Такая система предполагает прежде всего отсутствие простоев конвертеров на холод­ ных ремонтах футеровки, так как их заменяют резерв­ ным. Для ремонта конвертеров предусматривается ре­ монтное отделение. Подобная схема была предложена в 1962 г.*, позднее она подверглась значительному изме­ нению в проектных проработках Гипростали и Гипромеза.

Предложенная во Франции маятниковая схема преду­ сматривает в составе конвертерного цеха два независи­ мых блока. В каждом из них находятся два параллель­ ных пути, по которым перемещаются трансферкары с ретортами, и два продувочных стенда, функционирую­ щих попеременно с общей системой газоочистки. Транс­ феркары оборудованы механизмами наклона. Загрузка лома производится мостовым краном или с эстакады обычными напольными средствами. Чугун подается либо в обычных чугуновозных ковшах, либо в ковшах миксерного типа, перемещающихся по эстакаде. При загрузке конвертер находится в вертикальном положении. В ре-

1 Удельные капиталовложения в общезаводское хозяйство для различных систем работы устанавливали на основе условно постоян­ ной (38%) и переменной (62%) доли указанных затрат, исходя из их уровня для классической системы в нормальных условиях работы

* Патент франц., № 1342143, 1962.

250

монтный пролет конвертеры поступают вместе с трансферкаром. Идея создания подобной схемы, кроме исклю­ чения из баланса времени простоя конвертеров на ре­ монте футеровки, заключалась также в сокращении количества и повышении коэффициента использования устанавливаемого в цехе оборудования газоочистки и утилизации тепла. Детальная проработка этого проекта отсутствует. За основу для сравнительного анализа при­ нята предложенная Гипросталью и доработанная Гипромезом маятниковая схема кислородно-конвертерного це­ ха с агрегатами емкостью 250 т, которые в данном иссле­ довании для сопоставимости заменены 100-г конвертера­ ми. Отличие ее от французского варианта состоит в том, что здесь по одному пути передвигаются два конвертера (рис. 88). Для бесперебойного обеспечения металлом прокатных цехов в периоды остановки котла-утилизато­ ра на ремонт эта схема предусматривает наличие в цехе двух продувочных стендов (один из них резервный) с системами очистки конвертерных газов и утилизации тепла. Ремонт конвертеров проводится в ремонтном отде­ лении не на дорогостоящих трансферкарах, а на стендах.

Стенды операций технологического цикла расположе­ ны вдоль пути передвижения конвертеров на участке дли­ ной 65 м. Следовательно, трансферкар с конвертером за полный цикл (от загрузки до загрузки) проходит путь

длиной в 130 м за 13 мин; скорость

перемещения

при

этом 10 м/мин.

 

 

 

Из графика

процесса (рис. 89) видно, что общая

про­

должительность

цикла равна 57 мин,

но ввиду протека­

ния технологических операций с перекрытиями произ­ водительность конвертеров, как и при карусельном варианте, определяется длительностью такта. Для рас­ сматриваемого процесса он равен времени нахождения конвертера на продувочном стенде, т. е. 24 мин.

Фактическое время работы цеха определяется време­ нем текущих простоев, из которого исключаются про­ стои, связанные с ремонтом оборудования систем очист­ ки конвертерных газов и утилизации тепла (по фактиче­ ским данным такие простои составляют около 4% календарного времени). Это объясняется наличием ре­ зервного продувочного стенда. Общая продолжитель­ ность текущих простоев в цехе составит 6,6% календар­ ного времени. Простои, связанные с обслуживанием

251


fflOO * 2/

- 2520ОО

 

I I I I X I I

y ^i/И ^

'H//T/Jy\'//''.

Рис. 88. Схема и грузопотоки кислородно-конвертерного цеха с агрегатами емкостью 100—130 г при маятниковой системе работы:

/ — р а з л и в о ч н ы й

пролет; / /

— з а г р у з о ч н о - п р о д у в о ч н ы й

пролет;

 

/ / / — р е м о н т н ы й

пролет; IV — отделение

производства

синтетиче­

ских

шлаков;

V — отделение

ремонта

разливочных

ковшей;

1,

2— р а б о т а ю щ и е

конвертеры; 3 — ремонтируемый

конвертер;

4 — д е й с т в у ю щ и й

продувочный

стенд;

5 — резервный

продувочный стенд;

6 — место выполнения

операций

повалки,

разделки

отвер­

стия

и выпуска;

7 — место

завалки

скрапа и

заливки

чугуна;

8 — место

ремонта

конвертеров;

9 — сталевозные пути; 10 — путь

по ­

д а ч и

скрапа;

11

яма для

скрапа;

12 — путь

подачи

скрапа

в

цех; 13,

14 — вспомогательные

пути; 15 — подача

чугуна

в

цех


 

Операции

 

Перемещение

реторты

 

к продувочному стенду

 

Завалка скрапа и залив/га

чугуна

Перемещениереторты к месту

завалки

скрапа и заливка

чугуна

Повалка, разделка отверстия

и выпуск

 

 

Перемещение

реторты

 

к месту

повалки

 

Подъем фурмыи освод~ождениеретор/яы\

от фиксирующего

устройства

Продувка

 

 

 

Установка реторты

 

на продувочном

 

стенде

 

Перемещение

реторты

 

к месту

повалки

 

Псвалка, разделка

отверстия

и выпуск

 

 

 

Перемещение реторты к месту

завалки

скрапа и заливки

чугуна

давалка

скрапа

и заливка

чугуна

Перемещение

реторты

 

к продувочному

 

стенду

 

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

150

Рис. 89. График работы конвертеров по маятниковой системе:

1 и 2 — р а б о т а ю щ и е конвертеры