Файл: Роменец, В. А. Технико-экономический анализ кислородно-конвертерного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 183
Скачиваний: 0
чение расходов по статье «Текущий ремонт и содержание основных средств» составит 10,7%. Затраты на аморти зацию при одинаковой ее норме (5,7%) в цехе с кару сельной системой выше на 25,6%- В целом экономия на энергетических затратах не компенсирует более высоких расходов по остальным статьям и в результате расходы по переделу при карусельном варианте на 4,7% выше, чем при классическом (табл. 55). Проведенные расчеты тепловых и материальных балансов показали, что сокра щение расхода скрапа в результате увеличения тепловых
Т а б л и ц а |
57. Удельные капиталовложения |
и приведенные |
затраты |
|||||||
|
|
|
|
конвертерами при различных |
системах работы |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
К а п и т а л о |
Классическая |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Объекты капиталовложений |
|
емкость |
количе |
сумма, |
|||||
|
|
единицы, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
руб . — коп . |
ство |
р у б . — к о п . |
|
|
|
|
|
|
|
|
105-00 |
0,8442 |
88—64 |
|
|
|
|
|
|
|
|
96—60 |
0,2310 |
22—31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
35—00 |
0,0107 |
0—37 |
|
|
|
|
|
|
|
|
45—00 |
0,0678 |
3—05 |
|
|
|
|
|
|
|
|
140—00 |
0,0043 |
0—60 |
|
VI. Отходы |
и брак, |
т (—) . . |
. . |
99—75 |
0,0175 |
1 - 75 |
||||
VII. |
Энергозатраты: |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
9-00 |
0,0014 |
0-01 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0—061 |
9,62 |
0—59 |
|
вода химически |
очищенная, |
м3 . |
0—800 |
0,4980 |
0-40 |
|||||
сжатый |
воздух, 1000 м3 . . |
. . |
3—00 |
0,0200 |
0-06 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
0—050 |
54,50 |
2—73 |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
X |
3—79 |
VIII. |
Удельные |
капиталовложения: |
|
|
|
|
||||
в |
|
собственно |
сталеплавильный |
X |
|
X |
7—24 |
|||
в |
|
объекты |
общезаводского |
хо- |
|
|||||
|
X |
|
X |
8 - 84 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Заводская |
капиталоемкость |
. . |
X |
|
X |
133—09 |
||||
IX. Приведенные |
затраты при оценке |
|
|
|
|
|||||
лома в |
себестоимости стали: |
X |
|
|
76—40 |
|||||
по |
действующим |
ценам . . . . |
|
X |
||||||
по |
себестоимости |
чугуна с |
коэф |
X |
|
X |
78-47 |
|||
фициентом |
0,92 |
|
|
|
потерь составит около 1,5%. Поэтому себестоимость ста ли в цехе с карусельной системой работы при оценке лома и отходов по действующим ценам оказывается на 1,2% выше, чем в цехе с классической системой работы (табл. 56). При оценке лома и отходов по цене чугуна с коэффициентами технологической ценности влияние изменений в стоимости заданного на уровень себестои мости при карусельном варианте менее существенно и последняя оказывается выше ее уровня при классической системе на 0,9% (табл.56).
при производстве углеродистой кипящей стали в цехах со 100—130-7-
Карусельная |
Маятниковая |
С заменой реторт |
||||
количество |
сумма, |
количество |
сумма, |
количество |
сумма, |
|
руб . — коп . |
руб.—коп. |
руб . — коп . |
||||
|
|
|
0,8628 |
90—59 |
0,8616 |
90—47 |
0,84^2 |
88—64 |
0,2166 |
20—92 |
0,2173 |
20—99 |
0,2310 |
22—31 |
0,0107 |
0—37 |
0,0107 |
0—37 |
0,0107 |
0-37 |
0,0693 |
3—12 |
0,0692 |
3—11 |
0,0678 |
3—05 |
0,0056 |
|
0,0054 |
|
0,0043 |
0—60 |
0,0175 |
1 - 75 |
0,0175 |
1 - 75 |
0,0175 |
1—75 |
0,0014 |
0—01 |
0,0014 |
0—01 |
0,0012 |
0—01 |
6,60 |
0 - 40 |
6,60 |
0—40 |
9,00 |
0—55 |
0,3000 |
0—24 |
0,3000 |
0-24 |
0,4200 |
0-34 |
0,0200 |
0—06 |
0,0200 |
0—06 |
0,0200 |
0—06 |
55,70 |
2—79 |
55,50 |
2—78 |
54,50 |
2—73 |
X |
3—50 |
X |
3—49 |
X |
3—69 |
X |
8—98 |
X |
10—26 |
X |
6—79 |
X |
9—81 |
X |
10—24 |
X |
7—77 |
X |
135—54 |
X |
137—18 |
X |
131—47 |
X |
77—45 |
X |
77—77 |
X |
75—90 |
X |
79—37 |
X |
79—70 |
X |
77—97 |
248 |
249 |
Как по уровню капиталоемкости производства |
так |
и по затратам общественного труда на производство |
ста |
ли вариант работы цеха по карусельной системе не явля ется экономически эффективным по сравнению с класси ческим вариантом. Исчисленные в народнохозяйственном масштабе приведенные затраты для карусельного вари анта оказываются в зависимости от методики оценки ло ма и отходов выше на 1,2—1,4% по сравнению с класси ческой системой (табл. 57).
Маятниковая система
Работа конвертерного цеха по маятниковой схеме [146—150] отличается от карусельной тем, что конвер теры, расположенные на трансферкарах, совершают воз вратно-поступательное движение каждый по своему пути, проходя последовательно стенды по операциям тех нологического цикла и возвращаясь затем к стенду пер воначальной операции. Такая система предполагает прежде всего отсутствие простоев конвертеров на холод ных ремонтах футеровки, так как их заменяют резерв ным. Для ремонта конвертеров предусматривается ре монтное отделение. Подобная схема была предложена в 1962 г.*, позднее она подверглась значительному изме нению в проектных проработках Гипростали и Гипромеза.
Предложенная во Франции маятниковая схема преду сматривает в составе конвертерного цеха два независи мых блока. В каждом из них находятся два параллель ных пути, по которым перемещаются трансферкары с ретортами, и два продувочных стенда, функционирую щих попеременно с общей системой газоочистки. Транс феркары оборудованы механизмами наклона. Загрузка лома производится мостовым краном или с эстакады обычными напольными средствами. Чугун подается либо в обычных чугуновозных ковшах, либо в ковшах миксерного типа, перемещающихся по эстакаде. При загрузке конвертер находится в вертикальном положении. В ре-
1 Удельные капиталовложения в общезаводское хозяйство для различных систем работы устанавливали на основе условно постоян ной (38%) и переменной (62%) доли указанных затрат, исходя из их уровня для классической системы в нормальных условиях работы
* Патент франц., № 1342143, 1962.
250
монтный пролет конвертеры поступают вместе с трансферкаром. Идея создания подобной схемы, кроме исклю чения из баланса времени простоя конвертеров на ре монте футеровки, заключалась также в сокращении количества и повышении коэффициента использования устанавливаемого в цехе оборудования газоочистки и утилизации тепла. Детальная проработка этого проекта отсутствует. За основу для сравнительного анализа при нята предложенная Гипросталью и доработанная Гипромезом маятниковая схема кислородно-конвертерного це ха с агрегатами емкостью 250 т, которые в данном иссле довании для сопоставимости заменены 100-г конвертера ми. Отличие ее от французского варианта состоит в том, что здесь по одному пути передвигаются два конвертера (рис. 88). Для бесперебойного обеспечения металлом прокатных цехов в периоды остановки котла-утилизато ра на ремонт эта схема предусматривает наличие в цехе двух продувочных стендов (один из них резервный) с системами очистки конвертерных газов и утилизации тепла. Ремонт конвертеров проводится в ремонтном отде лении не на дорогостоящих трансферкарах, а на стендах.
Стенды операций технологического цикла расположе ны вдоль пути передвижения конвертеров на участке дли ной 65 м. Следовательно, трансферкар с конвертером за полный цикл (от загрузки до загрузки) проходит путь
длиной в 130 м за 13 мин; скорость |
перемещения |
при |
|
этом 10 м/мин. |
|
|
|
Из графика |
процесса (рис. 89) видно, что общая |
про |
|
должительность |
цикла равна 57 мин, |
но ввиду протека |
ния технологических операций с перекрытиями произ водительность конвертеров, как и при карусельном варианте, определяется длительностью такта. Для рас сматриваемого процесса он равен времени нахождения конвертера на продувочном стенде, т. е. 24 мин.
Фактическое время работы цеха определяется време нем текущих простоев, из которого исключаются про стои, связанные с ремонтом оборудования систем очист ки конвертерных газов и утилизации тепла (по фактиче ским данным такие простои составляют около 4% календарного времени). Это объясняется наличием ре зервного продувочного стенда. Общая продолжитель ность текущих простоев в цехе составит 6,6% календар ного времени. Простои, связанные с обслуживанием
251
fflOO * 2/ |
- 2520ОО |
|
I I I I X I I |
y ^i//шИ ^ |
'H//T/Jy\'//''. |
Рис. 88. Схема и грузопотоки кислородно-конвертерного цеха с агрегатами емкостью 100—130 г при маятниковой системе работы:
/ — р а з л и в о ч н ы й |
пролет; / / |
— з а г р у з о ч н о - п р о д у в о ч н ы й |
пролет; |
|
/ / / — р е м о н т н ы й |
пролет; IV — отделение |
производства |
синтетиче |
||||||||||||
ских |
шлаков; |
V — отделение |
ремонта |
разливочных |
ковшей; |
1, |
2— р а б о т а ю щ и е |
конвертеры; 3 — ремонтируемый |
конвертер; |
|||||||||||
4 — д е й с т в у ю щ и й |
продувочный |
стенд; |
5 — резервный |
продувочный стенд; |
6 — место выполнения |
операций |
повалки, |
разделки |
отвер |
|||||||||||
стия |
и выпуска; |
7 — место |
завалки |
скрапа и |
заливки |
чугуна; |
8 — место |
ремонта |
конвертеров; |
9 — сталевозные пути; 10 — путь |
по |
|||||||||
д а ч и |
скрапа; |
11 |
— яма для |
скрапа; |
12 — путь |
подачи |
скрапа |
в |
цех; 13, |
14 — вспомогательные |
пути; 15 — подача |
чугуна |
в |
цех |
|
Операции |
|
|
Перемещение |
реторты |
|
|
к продувочному стенду |
|
||
Завалка скрапа и залив/га |
чугуна |
||
Перемещениереторты к месту |
|||
завалки |
скрапа и заливка |
чугуна |
|
Повалка, разделка отверстия |
|||
и выпуск |
|
|
|
Перемещение |
реторты |
|
|
к месту |
повалки |
|
Подъем фурмыи освод~ождениеретор/яы\
от фиксирующего |
устройства |
|||
Продувка |
|
|
|
|
Установка реторты |
|
|||
на продувочном |
|
стенде |
|
|
Перемещение |
реторты |
|
||
к месту |
повалки |
|
||
Псвалка, разделка |
отверстия |
|||
и выпуск |
|
|
|
|
Перемещение реторты к месту |
||||
завалки |
скрапа и заливки |
чугуна |
||
давалка |
скрапа |
и заливка |
чугуна |
|
Перемещение |
реторты |
|
||
к продувочному |
|
стенду |
|
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
Рис. 89. График работы конвертеров по маятниковой системе:
1 и 2 — р а б о т а ю щ и е конвертеры