Файл: Роменец, В. А. Технико-экономический анализ кислородно-конвертерного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 181
Скачиваний: 0
сембург), Fagersta Bruks А. В. в Фагерста (Швеция), Nippon Steel в Хигасида (Япония) и Scuntorpe Div в Сканторпе (Англия) [136, 137]. Намечается сооружение цехов со съемными ретортами в Элайнсе (шт. Огайо, США) и Лума (Швеция), а также переход на такую ра боту цеха с 300-г конвертерами в Уиртоне (США) [137, 138]. Имеется опыт работы по системе с заменой реторт
ив отечественной практике (цех Bi) .
ВСССР наращивание производства стали в настоя щее время является одной из основных экономических задач, поэтому изыскание более высокопроизводитель ных систем работы конвертерных цехов имеет большое значение. С этой точки зрения представляет интерес проанализировать предложенные в последние годы так называемые карусельную и маятниковую системы рабо ты, а также работу цеха со сменными ретортами.
Ниже излагаются результаты технико-экономическо го анализа показателей кислородно-конвертерного цеха с тремя 100—130-т конвертерами, работающими по клас сической и другим системам.
Карусельная система
Карусельная система работы кислородно-конвертер ного цеха впервые была предложена в СССР в 1962 г. [140], а позднее за рубежом [138, 141 —143]. Первое предложение предусматривает передвижение трансферкар с конвертерами не на рабочей площадке, а по полу цеха на уровне нулевой отметки. Отсутствие детальной проработки не позволяет определить влияние такого конструктивного решения на величину капиталовложе ний в цех. Однако, если это будет эффективно, такое расположение конвертеров возможно и для всех прочих систем, что исключает дополнительные преимущества для карусельного варианта. Поэтому для сопоставления с другими системами работы в исследовании принят вариант карусельной системы, который предусматривает передвижение конвертеров по рабочей площадке и не прерывную работу продувочного стенда.
Эта система была детально изучена по литератур ным данным [141]. Используя последние в условиях нашей страны при переработке в 100-т конвертерах гематитового, а не фосфористого чугуна, анализируется
2 3 4
производительность цеха при карусельной системе ёгб работы (рис. 86). Все детали планировки цеха по воз можности приближены к отечественным стандартам (ширина пролетов и шаг колонн во всех случаях при няты кратными 6 м). Организация работы при этой си стеме наглядно показана графиком процесса, представ ленным на рис. 87. Из технологической схемы [141] исключен один из двух продувочных стендов, так как передел малофосфористого чугуна не требует двукрат ной продувки. Устранение его позволяет уменьшить дли ну конвертерного пролета главного корпуса на 20 м по сравнению с рассматриваемыми данными [141].
За основу для расчета цикла плавки принимались данные о продолжительности отдельных ее периодов для
162000
Рис. 86. Схема и грузопотоки кислородно-конвертерного цеха с агре гатами емкостью 100—130 т при карусельной системе работы:
/ — загрузочные пролеты; / / — конвертерные |
пролеты с ремонтными отделения |
|||||||
ми; / / / — разливочные пролеты; |
IV — отделение |
ремонта разливочных |
ковшей; |
|||||
V—отделение |
по производству |
синтетических |
шлаков; 1—3— р а б о т а ю щ и е кон |
|||||
вертеры; |
4 — конвертер, находящийся |
в ремонте; |
5 — уборочный путь; 6 — стенд |
|||||
заливки |
чугуна; 7 — продувочный стенд; 8— |
место выполнения операций повал- |
||||||
ки, разделки отверстия и выпуска; 9—место |
завалки скрапа; 10— путь |
подачи |
||||||
•скрапа; |
/ / — путь |
подачи огнеупоров и уборки мусора; 12 — путь подачи |
чугуна; |
|||||
.13 — сталевозные |
пути; / 4 — р е м о н т н ы е |
стенды |
|
|
235
Операции
Передача реторты на стенд, завами скрапа Повампа, разделка отверстия, выпуск, осмотр
Передача |
реторты |
|
Повьем фурмы |
и осд'од~о/ндеше |
|
реторты |
от фиксирующего усЛ7ройства\ |
|
Продувка |
|
|
Установка реторты |
||
на продувочном |
стенде |
|
Передача |
реторты |
|
к продувочному |
стенду |
|
Заливка |
чугуна |
|
Передача |
реторть/ |
|
к месту заливки |
чугуна |
|
Завалка |
скрапа |
О
Продолжительновть операций, мин
— |
р. |
1 |
|
|
J |
|
|
||
\ |
1 |
|
|
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
\1 |
|
|
|
1 |
/ |
|
I |
|
\ |
||
\ |
J |
1 / |
||
|
||||
|
|
|
и |
|
|
|
|
г |
|
10 20 30 40 Л 50 |
60 |
70 80 |
90 100 НО |
/
2\
У
з
720 130
Рис. 87. График работы конвертеров по карусельной схеме (1—3 — порядковые номера конвертеров)
агрегатов емкостью 100—130 т. Транспортировку реторт предполагается осуществлять трансферкарами. Скорость их перемещения 10 м/мин. Эта скорость рекомендована как наиболее приемлемая [143—145]. Продолжитель ность собственно транспортировки реторты в пределах технологического цикла (от стенда завалки до стенда выпуска) составляет в соответствии с представленной на рис. 86 схемой 10 мин.
Кроме продолжительности обычных технологических операций и передвижения конвертеров, следует учиты вать время фиксации конвертера на продувочном стен де, равное 2 мин. Освобождение его от фиксирующих устройств также составляет 2 мин, но это время пере крывается временем на подъем фурмы, которое при классическом варианте входит в продолжительность операции повалки и разделки отверстия. При карусель ном же варианте это время следует отнести к продол жительности занятости агрегата на стенде продувки.
Следовательно, продолжительность цикла плавки увеличится по сравнению с продолжительностью при классическом варианте на 2 мин и составит 42 мин. С учетом времени транспортировки реторты общая про
должительность цикла плавки составит 52 мин. |
Переме |
||||
щение реторты |
к |
исходному |
стенду для завалки лома |
||
осуществляется |
за |
10 мин, |
ожидание начала |
завалки |
|
(t\) |
4 мин. Желательно простаивание реторты перед стен |
||||
дом |
заливки чугуна, чтобы |
аккумулированное |
кладкой |
тепло передавалось лому. Кроме того, в этот период можно подогревать скрап с помощью кислородно-топ ливных горелок. Последнее не скажется на производи тельности цеха, но увеличит возможность более широко го варьирования состава шихты. При существующих продолжительностях операций только процесс продувки и фиксации конвертера, который осуществляется непре рывно на продувочном стенде, является звеном, лимити рующим производительность цеха.
Рассматриваемая система работы с точки зрения ор ганизационной структуры производственного процесса представляет собой типичный многоступенчатый про цесс, что и обеспечивает возможность протекания техно логических циклов с перекрытиями. В таких процессах производительность определяется не длительностью технологического цикла, а длительностью такта процес-
237
са. Как известно, длительность такта R представляет со бой разность между длительностью цикла / ц и перекры тием двух смежных циклов Р:
R = t a - P . |
(44) |
Для рассматриваемого процесса R равно |
занятости |
агрегата на продувочном стенде, т. е. 24 мин. |
|
Фактическое время работы конвертерного |
цеха при |
карусельной системе определяется фактическим време нем работы продувочного стенда. При этом нельзя ори
ентироваться |
на Е е л и ч и н у текущих |
простоев в цехе с |
классической |
системой работы. Дело |
в том, что при та |
кой системе часть работ по планово-предупредительным ремонтам котлов-утилизаторов, газового тракта, газо очистки, систем подачи кислорода и сыпучих осуществ ляется в период остановок конвертеров на холодный ре монт футеровки. Поэтому более целесообразно ориенти
роваться |
на |
продолжительность |
текущих |
простоев в |
|||||||
цехе со съемными |
ретортами |
(табл. 11), который с этой |
|||||||||
точки зрения находится в приблизительно |
одинаковых |
||||||||||
условиях с конвертерным цехом, работающим |
|
по кару |
|||||||||
сельной системе. Для принятой в исследовании |
емкости |
||||||||||
агрегатов |
эти простои |
составляют |
около |
10,6% |
кален |
||||||
дарного времени. При |
этом |
максимально |
возможное |
||||||||
фактическое |
время |
работы составит 326 суток |
и в тече- |
||||||||
ние года |
можно |
« |
|
|
|
326-1440 |
|
1 П С С Л |
|||
будет |
выплавить |
24 |
|
|
= 19560 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плавок. При среднем весе годной |
плавки |
115 |
г |
годовая |
|||||||
производительность цеха составит 2249,4 тыс. т. |
|||||||||||
В случае |
сокращения |
продолжительности |
|
|
продувки |
||||||
до 18 мин годовая |
производительность |
может |
достиг |
||||||||
нуть 2453,9 тыс. т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Недостаток карусельной системы заключается в необ |
|||||||||||
ходимости |
синхронизации |
операций и текущих |
|
простоев |
на различных стендах (продувочном, загрузочном и др.), так как разновременный выход из строя тех или иных стендов во всех случаях выводит из строя всю техноло гическую цепочку.
Как видно из графика, показанного на рис. 87, не прерывность занятости продувочного стенда будет обес печена, если в технологической цепи одновременно бу-
238
дут |
находиться |
три |
конвертера, |
что |
подтверждается |
|||||
следующим расчетом: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
Л/'ц —число |
конвертеров |
в цепи; |
|
|
|
||||
|
г'ц— продолжительность |
кругового |
цикла, |
мин; |
|
|||||
|
tt—время |
ожидания, |
мин; |
|
|
|
мин. |
|||
|
т п р — простой агрегата |
на |
продувочном стенде, |
|||||||
|
Количество |
плавок в сутки |
(т) |
при |
продолжитель |
|||||
ности такта R = |
24 мин и |
текущих |
простоях |
10,6% |
ка |
|||||
лендарного времени |
составит |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
т |
1440 |
|
е . |
о с |
|
|
|
|
|
|
-•= |
|
|
= 54,25. |
|
|
|
1,106-24
Число резервных конвертеров Nv, необходимых для замены конвертеров, останавливающихся на ремонт фу теровки, определяется числом выпускаемых в сутки пла вок, сроком службы футеровки в плавках п и циклом холодного ремонта футеровки в сутках х'х :
|
тх„ |
_ |
|
|
N p |
= - ^ |
. |
_ |
(46) |
|
п |
|
|
|
Включение в технологический цикл при карусельной системе операции транспортировки реторты увеличивает длительность контакта металла и шлака с футеровкой конвертера, что повышает ее износ. В том же направле нии действуют на футеровку тепловые удары, поскольку
переохлаждение ее резко |
возрастает |
из-за увеличения |
||||||
межплавочного |
периода. Если при классическом |
вари |
||||||
анте работы продолжительность |
межплавочного |
перио |
||||||
да составляет |
5,5 мин |
(4 мин — осмотр, заделка |
летки |
|||||
и прочие и |
1,5 |
мин — завалка скрапа), то при |
карусель |
|||||
ной схеме |
29,5 |
мин, т. е. |
возрастает |
приблизительно в |
||||
5 раз. Влияние этого |
фактора на |
стойкость |
футеровки |
без производственных данных установить не представля ется возможным. Химическое воздействие металла и шлака на футеровку принято пропорциональным време ни их контакта. При карусельной схеме это время в 1,3 раза больше, поэтому стойкость футеровки при этом со ставит в среднем 420 плавок против 550 при работе по классической системе.
239