Файл: Роменец, В. А. Технико-экономический анализ кислородно-конвертерного производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
Тогда количество |
резервных |
конвертеров в цехе со |
ставит |
|
|
|
54,25-3,0 |
6 5 _ |
р |
420 |
|
Следовательно, для бесперебойного протекания про цесса в технологической цепи, помимо трех работающих конвертеров, без учета неравномерности числа выпуска емых плавок и стойкости футеровки необходимо иметь один резервный.
Для сравнительной оценки стоимости цехов проведен анализ капиталовложений. Стоимость 1 м2 площади це ха и стоимость оборудования при карусельной схеме при нимались по фактическим данным цеха с классическим вариантом работы, исключение составляют трансферкары, стоимость которых принята по проектным данным.
При одинаковом оборудовании систем газоотвода, газоочистки и подачи кислорода для карусельного ва рианта по сравнению с классическим возможно сниже ние высоты конвертерного пролета на 2 /з его длины, учитывая прежнюю высоту над продувочным стендом. Это обстоятельство в определенной мере должно спо собствовать облегчению конструкций здания и стоимо сти его строительства. В то же время необходимость сохранения высоты рабочей площадки для обеспечения перемещения под ней сталевозных тележек и шлаковых чаш требует увеличения высоты цеха над продувочным стендом в связи с установкой конвертеров на трансферкары (приблизительно на 4 м). Удорожание строитель ства здания вызывается также необходимостью повыше ния несущей способности рабочей площадки в соответ ствии с числом и весом передвигающихся по ней конвер теров и трансферкар (общий вес конвертера с металлом и трансферкарой составляет около 750 г). Вряд ли эко номия капитальных затрат в результате снижения вы соты цеха, приходящаяся на 1 м2 его площади, перекро ет их повышение в связи с указанными выше обстоятель ствами. Поэтому стоимость 1 м2 площади цеха ориентиро вочно принята одинаковой для обоих систем.
Площадь конвертерного отделения при карусельном варианте по сравнению с классическим увеличивается на 75%, несмотря на некоторое сокращение длины кон вертерного пролета (со 108 до 90 м). Загрузка лома и
240
завалка чугуна производятся в разных пролетах, при мыкающих к конвертерному; суммарная площадь их в 1,72 раза больше площади загрузочного пролета цеха с классической системой. Кроме того, при карусельном варианте возникает необходимость в сооружении двух конвертерных пролетов шириной 30 м (при классическом варианте ширина пролета 18 м), а также дополнитель ного пролета для ремонта конвертеров. Пропорциональ но увеличению площади конвертерного отделения воз растает его стоимость по сравнению с классическим ва риантом.
Площадь и стоимость разливочных пролетов устано влены в соответствии с производительностью цеха при карусельной системе. Потребность в миксерном отделе нии и миксерах для обоих вариантов одинакова, хотя обо рот чугуна в миксере при классической системе в 1,2—1,3 раза выше. Стоимость миксерного отделения принимали по фактическим данным.
Учитывая, что при равных условиях (состав чугуна, сортамент стали) удельный расход шихтовых материа лов мало зависит от систем работы кислородно-конвер терного цеха1 , размеры шихтового двора и стоимость определяли пропорционально годовой производительно сти цеха.
Как показал анализ стоимости прочих зданий кон вертерного цеха, постоянные затраты, не зависящие от годовой производительности, составляют 34%. На этой основе по фактическим данным определена величина ка питальных затрат на указанные цели для цеха с кару сельной системой работы.
Суммарная величина капитальных затрат по статье «Здания» для карусельного варианта в абсолютном вы ражении на 11,5% выше, чем для классического.
Немаловажным обстоятельством, снижающим общую стоимость карусельного цеха, является сокращение на 2/з оборудования систем подачи кислорода, сыпучих материалов, отвода и очистки конвертерных газов и ути лизации тепла. Кроме того, в цехе ликвидируются фун даменты и плиты под конвертеры, КИП и автоматика
1 При карусельной системе из-за увеличения тепловых потерь расход скрапа в завалку будет снижаться, а расход шлакообразующих возрастать пропорционально увеличению расхода чугуна.
241
для двух агрегатов, сталевоз, площадка для взятия проб, а также в связи со снижающейся производительностью цеха разливочный, шихтовый кран и прочее оборудова ние, количество (и соответственно стоимость) которого определяется производительностью цеха. Отсутствие это го оборудования позволяет снизить затраты по статье «Рабочие и силовые машины» на 3,221 млн. руб. Но на
ряду с этим требуется |
ввести как минимум один |
конвер |
||
тер, четыре трансферкара с механизмами |
передвижения |
|||
и |
электрооборудованием и мостовой |
кран |
30/5 т |
|
(в |
отделении ремонта |
конвертеров) на |
общую |
сумму |
2,080 млн. руб. В итоге затраты по статье «Рабочие и си ловые машины» для цеха с карусельной системой ниже на 14,2%. Затраты на цеховые сооружения определяются главным образом стоимостью эстакад и галерей. По
скольку протяженность |
шихтовой |
и чугунной |
эстакад, |
а также галереи для транспортировки сыпучих |
материа |
||
лов от системы работы |
не зависят, то их стоимость для |
||
цеха с карусельным вариантом |
принята одинаковой |
||
с классическим. Стоимость прочих сооружений |
(стенды |
||
для ковшей, шлаковых |
чаш и т. д.) снижается |
пропор |
ционально снижению производительности. В результате затраты по статье «Сооружения» ниже на 16,9%.
Капитальные затраты по всем остальным статьям («Передаточные устройства», «Транспортные средства»,
Т а б л и ц а 54. Удельные капиталовложения в кислородноконвертерные цехи со 100—130-г конвертерами и общезаводское хозяйство, руб/т
|
|
Система |
работы цеха |
|
Объекты капиталовложений |
класси |
кару |
маят |
с заменой |
|
||||
|
ческая |
сельная |
никовая |
реторт |
|
|
|
3-15 |
4—53 |
4—94 |
3—22 |
Сооружения |
. . . . . . . |
0—42 |
0-45 |
0—63 |
0—28 |
|
Рабочие |
и силовые машины . |
3—45 |
3—80 |
4—48 |
3—11 |
|
Прочее |
оборудование . . . . |
0—22 |
0—20 |
0—21 |
0—18 |
|
И т о г о по |
цеху . . . . |
7—24 |
8—98 |
10—26 |
6—79 |
|
Общезаводское |
хозяйство . . |
8—84 |
9—81 |
10—24 |
7—77 |
|
В с е г о . |
, |
16—08 |
18—79 |
20—50 |
14—56 |
242
«Инструмент и хозяйственный инвентарь») определены с учетом производительности цеха с карусельной систе мой работы и изменений в составе оборудования.
Перерасход капитальных затрат по сравнению с зат ратами при классическом варианте по статье «Здания» не компенсируется более низким уровнем затрат по всем остальным статьям и капиталовложения в строительство цеха с карусельной системой работы в абсолютном выра жении оказываются на 3,32% выше.
Величина удельных капитальных вложений (табл.54) при карусельном варианте работы цеха также выше, чем при классическом варианте.
Система работы цеха оказывает существенное влия ние на расходы по переделу. Для перемещения трансферкар с конвертерами необходимы мощные электропри воды 1 и это, естественно, приводит к увеличению расхода электроэнергии и затрат на нее. Абсолютное значение этого увеличения получено расчетом по необходимой
мощности двигателя и продолжительности его |
работы |
в период кругового цикла. Оно составляет 8,3% |
по отно |
шению к расходу электроэнергии при классическом ва рианте. В целом по статье «Энергетические затраты» для карусельного варианта происходит снижение затрат на 5,4% по сравнению с затратами при классическом вари анте в результате меньшего расхода охлаждающей воды. При карусельном варианте сокращается расход топлива на подтопку котла-утилизатора в межпродувочные пе риоды и в результате этого снижается общий расход топ лива по сравнению с его уровнем при классической си стеме примерно на 15%.
Дополнительные затраты на содержание и ремонт трансферкар, по всей вероятности, будут компенсиро ваться путем сокращения затрат в связи с уменьшением при карусельной системе числа продувочных стендов с системами подачи кислорода, сыпучих материалов, га зоотвода и газоочистки. Но при такой системе, как ука зывалось выше, имеет место более низкая стойкость фу теровки, что приводит к более высокому удельному рас ходу огнеупоров и затратам на текущий ремонт. Увели-
1 По сообщению [145], мощность мотора, служащего для пере мещения трансферкара и выполнения других операций, составляет 50 л. с.
243
Т а б л и ц а 55. Расходы по переделу при различных системах конвертерами при производстве углеродистой
|
Цена |
за едини |
Статьи расходов |
ц у , |
р у б . - к о п . |
/. |
Технологическое |
топливо (в |
условном), |
т . . |
75—78 |
|
|||||
1а. |
Использование |
отходящего |
тепла (—) |
. . • |
X |
//. |
Энергетические |
затраты: |
|
|
|
0—0128
3—10
0—0095
0—1370
1—68
0—0170
X
III. Основная и дополнительная заработная плата X X
V. Текущий ремонт и содержание |
основных |
|
X |
В том числе огнеупоры, т: |
X |
|
35-74 |
|
77—11 |
|
62—00 |
|
47—01 |
|
25—07 |
|
X |
|
X |
|
X |
|
X |
|
X |
|
X |
244 |
|
работы кислородно-конвертерных цехов со 100—130-7- |
|
||||||
кипящей |
стали |
|
|
|
|
|
|
Классическая |
Карусельная |
Маятниковая |
С заменой реторт |
||||
коли |
сумма, |
коли |
сумма, |
коли |
сумма, |
коли |
сумма, |
чество |
р у б . — |
чество |
руб.— |
чество |
р у б . — |
чество |
р у б . — |
|
коп. |
|
коп. |
|
коп. |
|
коп. |
0,0050 |
0—08 |
0,0046 |
0—07 |
0,0048 |
0—08 |
0,0046 |
0—07 |
— |
0—07 |
|
0—06 |
— |
0—06 |
— |
0—07 |
20,0 |
0—25 |
21,7 |
0—28 |
22,2 |
0—28 |
20,0 |
0—25 |
0,0014 |
— |
0,0014 |
— |
0,0014 |
— |
0,0012 |
— |
9,62 |
0—09 |
6,60 |
0—06 |
6,60 |
0—06 |
9,00 |
0-09 |
0,4980 |
0—07 |
0,3000 |
0—04 |
0,3000 |
0—04 |
0,4200 |
0-06 |
0,0200 |
0—03 |
0,0200 |
0—03 |
0,0200 |
0—03 |
0,0200 |
0—03 |
54,50 |
0—93 |
55,70 |
0—95 |
55,50 |
0—94 |
54,50 |
0-93 |
X |
1—37 |
X |
1—36 |
X |
1—35 |
X |
1—36 |
X |
0—34 |
X |
0—36 |
X |
0—37 |
X |
0—28 |
X |
1—17 |
X |
1—17 |
X |
1—17 |
X |
1—17 |
X |
1-40 |
X |
1—55 |
X |
1—56 |
X |
1—34 |
0,0161 |
0—71 |
0,0175 |
0—78 |
0,0173 |
0—76 |
0,0161 |
0-71 |
0,0090 |
0—32 |
0,0090 |
0—32 |
0,0090 |
0—32 |
0,0090 |
0-32 |
0,0004 |
0—03 |
0,0004 |
0 - 03 |
0,0004 |
0-03 |
0,0004 |
0—03 |
0,0043 |
0—27 |
0,0056 |
0—35 |
0,0054 |
0—33 |
0,0043 |
0—27 |
0,0010 |
0—04 |
0,0010 |
0—04 |
0,0010 |
0—04 |
0,0010 |
0-04 |
0,0014 |
0—04 |
0,0015 |
0—04 |
0,0015 |
0-04 |
0,0014 |
0—04 |
X |
0—25 |
X |
0—25 |
X |
0—25 |
X |
0—25 |
X |
0—43 |
X |
0—54 |
X |
0—61 |
X |
0—41 |
X |
0—20 |
X |
0—21 |
X |
0—21 |
X |
0—14 |
X |
5—20 |
X |
5 - 45 |
X |
5—54 |
X |
4—95 |
X |
0—28 |
X |
0—29 |
X |
0-30 |
X |
0—27 |
X |
5—48 |
X |
5—74 |
X |
5—84 |
X |
5—22 |
|
|
|
|
|
|
|
245 |
Т а б л и ц а |
56. Себестоимость |
углеродистой кипящей |
стали при |
||
|
со |
100—130-г |
конвертерами |
|
|
|
|
|
|
Цена |
К л а с |
|
|
|
|
|
|
|
Статьи |
затрат |
за едини |
|
|
|
цу, |
количество |
|||
|
|
|
|
руб . — коп . |
|
|
|
|
|
|
|
/. Сырье и |
основные |
материалы |
|
||
|
|
|
|
48—80 |
0,8442 |
|
|
|
|
34—78 |
0,2310 |
|
|
|
|
X |
1,0752 |
Ферросплавы, |
г: |
|
|
|
|
|
|
|
|
195—21 |
0,0050 |
|
|
|
|
123—65 |
0,0004 |
|
|
|
|
401—49 |
0,0002 |
И т о г о |
|
|
X |
0,0056 |
|
|
|
|
|
X |
0,0036 |
И т о г о металлошихты |
X |
1,0844 |
|||
//. Отходы |
и брак |
(—) |
X |
0,0844 |
|
В том числе |
угар |
X |
0,0669 |
||
И т о г о задано, |
за вычетом отходов |
|
|||
|
|
|
|
X |
1,0000 |
///.Добавочные материалы, т.
агломерат . |
10—85 |
0,0107 |
известь |
11 — 18 |
0,0678 |
плавиковый шпат |
115—60 |
0,0024 |
И т о г о |
|
|
X |
X |
|
IV. Расходы |
по |
переделу и |
общезаводские |
|
|
расходы . . . |
|
X |
X |
||
Заводская |
себестоимость: |
|
|
|
|
по действующим ценам |
. . . . |
X |
X |
||
при оценке лома по себестоимости чу |
|
|
|||
гуна с |
коэффициентом |
0,92 . . . . |
X |
X |
|
246 |
|
|
|
|
|
различных системах работы кислородно-конвертерных цехов
сическая |
Карусельная |
Маятниковая |
С заменой |
оетппт |
|||
|
|
|
|||||
сумма, |
количест |
сумма, |
количест |
сумма, |
количест |
|
|
f y u . — к о г |
во |
руб.—коп |
|
сумма, |
|||
во |
Руб.—ког I. |
во |
|
||||
|
|
|
|
|
|
руб . — коп . |
41—20 |
0,8628 |
42—10 |
0,8616 |
42—05 |
0,8442 |
41—20 |
|
8—03 |
0,2166 |
||||||
7—53 |
0,2173 |
7—56 |
0,2310 |
8-03 |
|||
|
|
||||||
49—23 |
1,0794 |
49—63 |
1,0789 |
49—61 |
1,0752 |
49—23 |
|
|
|
||||||
0—98 |
0,0050 |
0—98 |
0,0050 |
0-98 |
0,0050 |
0—98 |
|
|
|||||||
0—05 |
0,0004 |
0—05 |
0,0004 |
0—05 |
0,0004 |
0—04 |
|
0—08 |
0,0002 |
0-08 |
0,0002 |
0—08 |
0,0002 |
0-08 |
|
|
|||||||
1 — 11 |
0,0056 |
1—11 |
0,0056 |
1-11 |
0,0056 |
1-11 |
|
|
|||||||
X |
0,0036 |
X |
0,0036 |
X |
0,0036 |
X |
|
|
|||||||
50—34 |
1,0886 |
50—74 |
1,0881 |
50—72 |
1,0844 |
50—34 |
|
|
|||||||
0—54 |
0,0886 |
0—54 |
0,0881 |
0—54 |
0,0844 |
0—54 |
|
X |
|||||||
0,0711 |
X |
0,0706 |
X |
0,0669 |
X |
||
|
|||||||
|
|
|
|
1 |
|
|
|
49—80 |
1,0000 |
50—20 |
1,0000 |
50—18 |
1,0000 |
49—80 |
|
|
|||||||
0—12 |
0,0107 |
0—12 |
0,0107 |
0—12 |
0,0107 |
0—12 |
|
0—76 |
0,0693 |
0—77 |
0,0692 |
0—77 |
0,0678 |
0—76 |
|
0-28 |
0,0025 |
0—29 |
0,0025 |
0—29 |
0,0024 |
0—28 |
|
1-16 |
X |
1—18 |
X |
1 — 18 |
X |
1-16 |
|
5—48 |
X |
5—74 |
X |
5—84 |
X |
5—22 |
|
56—44 |
X |
57—12 |
X |
57—20 |
X |
56—18 |
|
|
|||||||
58—51 |
X |
59—04 |
X |
59—13 |
X |
58-25 |
247