Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.

При

сортировке цистерны спускать с горки

нельзя.

8.

Места

налива и слива цистерн должны быть

оборудованы

.электрическим освещением во взрывобезопасном исполнении. Вести какие-либо посторонние работы у цистерн не разрешается.

9.Утечки газа через неплотности должны немедленно устраняться. Значительная утечка газа может быть обнаружена на слух или по обмерзанию дефектного места. Небольшие утечки выявляются с по­ мощью мыльной эмульсии. Обнаружение утечек газа открытым огнем запрещается.

10.Арматура может быть снята для исправления или гидравли­ ческого испытания при отсутствии в цистерне избыточного давления.

После снятия арматуры для ремонта отверстия в цистерне должны

закрываться пробками на резьбе или заглушками на

фланцах.

И . Во избежание воспламенения газа все работы

по ремонту

цистерны проводятся неискрящим инструментом или инструментом из черных металлов, рабочая часть которого обильно смазывается тавотом или другой густой смазкой, исключающей возможность нскрообразования. Применение электродрелей и других электри­ ческих инструментов, дающих искрение, запрещается. Освещение допускается только лампочками на напряжение не более 12 В в ис­ правной взрывобезопасной арматуре.

12.

При паливе сжиженных газов

и сливе их из цистерны для

защиты от разрядов статистического

электричества все

трубопро­

воды

должны быть тщательно заземлены.

материал

13.

Запрещается оставлять на цистерне обтирочный

идругие загрязненные предметы, которые могут самовоспламеняться.

14.В нерабочем состоянии вентили слива-налива и уравни­ тельный должны быть закрыты и заглушены предусмотренными для этой цели пробками на резьбе. Если необходимо сменить саль­ никовую набивку у вентилей при наполнении цистерны, поднимают до отказа клапан и закрывают пробки. Отверстия в пробках диа­ метром 22 мм должны быть чистыми, так как при отвинчивании пробки может произойти удар как следствие давления, образовав­ шегося под пробкой.

15.При авариях, которые могут привести к вытеканию из ци­ стерны или трубопроводов, к которым они присоединены, больших

количеств сжиженных газов, необходимо немедленно потушить все огни на близко расположенных источниках огня, удалить людей

и все подвижные

источники огня, создать паровую завесу (там,

где это возможно),

сообщить железнодорожной или заводской адми­

нистрации об аварии, принять другие возможные меры к ее ликви­ дации.

16.Колеса цистерны как при наполнении, так и при опорож­ нении должны закрепляться на рельсовом пути специальными башмаками.

17.Во время налива сжиженного газа и слива его из цистерн запрещается курение и производство каких-либо огневых работ на расстоянии ближе 100 м от цистерн; запрещается также проезжать

5*

67


вблизи цистерн автомобилям, тракторам и другим видам транс­ порта.

18. Со стороны железнодорожного пути, на подъездных путях и дорогах, на участке налива или слива должны быть выставлены сигналы размером 400 X 500 мм с надписью «Стоп, проезд запрещен, производится налив (или слив) цистерны». С обеих сторон должны быть выставлены сигналы, предусматриваемые правилами техни­ ческой эксплуатации железных дорог СССР.

19. Все работы внутри сосуда цистерны должны выполняться в строгом соответствии с местными инструкциями. В процессе произ­ водства ремонтных работ внутри цистерн все распоряжения о по­ рядке их проведения должны даваться лицом, ответственным за работу. Присутствующие при работе другие должностные лица и руководители должны давать указания рабочим только через ответственного за проведение работ.

20.Цистерны, направляемые для ремонта на вагоноремонтные заводы, должны быть дегазированы в соответствии с местной ин­ струкцией, утвержденной главным инженером предприятия. Справка

одегазации сосуда цистерны прилагается к перевозочным доку­ ментам.

21.При попадании сжиженных газов на кожу, в глаза и т. п.

необходимо быстро прекратить допуск газа к пораженному месту и немедленно обратиться за медицинской помощью. При отравлении сжиженными газами пострадавшего необходимо немедленно удалить из загазированной зоны на свежий воздух и вызвать скорую меди­ цинскую помощь.

22.На электрифицированных участках железных дорог запре­ щаются все операции на верху цистерны по наливу, сливу, ремонту, отсоединению и присоединению трубопроводов без принятия необ­ ходимых мер предосторожности, исключающих возможность не­ счастного случая из-за соприкосновения с электропроводами, на­ ходящимися под напряжением.

23.Обслуживающий персонал должен иметь спецодежду, инди­ видуальный защитный инвентарь и средства пожаротушения.

Точное выполнение требований при наливе, сливе и в пути следо­

вания, установленных действующими в этой области правилами и инструкциями, обеспечивает безопасность доставки сжиженных углеводородных газов в железнодорожных цистернах от заводовпоставщиков до пунктов потребления.

Экономические показатели перевозки сжиженных газов в железнодорожных цистернах

В настоящее время в СССР в основном применяются железнодорояшые цистерны объемом 54 м3. Полезная вместимость цистерны при коэффициенте заполнения 0,85 и средней плотности сжижен­ ного газа 0,54 т/м3 равна 25 т.

68


Стоимость перевозки сжиженного газа в цистернах определяется по тарифной схеме № 104 тарифного руководства № 1 Министер­ ства путей сообщения. За пробег порожних цистерн плата взимается по тарифной схеме № 30 с оси и километра.

В табл. 25 приведены тарифные стоимости перевозки сжижен­ ных газов по железной дороге для нескольких поясов дальности.

Таблица 25

Тарифная стоимость перевозки сжиженных газов по железной дороге

 

Тариф на пе­

Тарифная плата за

Общий тариф

 

 

порожний пробег

Средняя

Пояса дальности,

ревозку сжи­

цистерн

с учетом по­

рожнего про­

стоимость

км

женных

руб. за

руб. за

бега

перевозки,

 

газов,

цистерны,

коп/т*км

 

руб/Т

цистерну

1 т

руб/т

 

До 50

0,8

23

0,92

1,72

3,4

91—100

1,0

27

1,08

2,08

2,1

181—200

1,6

35

1,40

3,00

1,5

481—510

3,7

60

2,40

6,10

1.2

761—800

5,7

84

3,36

9,06

1,13

961—1000

7,2

101

4,04

11,24

1,12

1451—1500

10,3

143

5,72

16,02

1,07

1901—2000

14,0

182

7,30

21,30

1,07

2901—3000

21,2

266

10,62

31,82

1,07

Себестоимость перевозки сжиженного газа в железнодорожных цистернах складывается из стоимости пробега груженых и порожних цистерн, а также стоимости их ремонта.

Себестоимость перевозки сжиженных газов в железнодорожных цистернах с учетом ремонта

Расстояние, км

Полная себестоимость, руб/т

50

1.90

100

2,28

200

3,30

500

6,71

800

9.91

1000

12,36

1500

17,62

2000

22,43

3000

35,00

Удельные капиталовложения на транспорт сжиженных газов в железнодорожных цистернах в зависимости от расстояния можно

оценить, учитывая затраты на подвижной состав

(строительство

или

приобретение

цистерн). Годовое количество сжиженного газа,

(т),

перевозимое

одной цистерной G, определяется

из уравнения

gl

2L

69


где g — полезная вместимость

котла цистерны,

т;

I — среднесуточ­

ный пробег цистерны км/сут;

п — число суток

в году, затраченное

на транспортировку; L — дальность перевозки, км.

 

Зная стоимость одной цистерны S, можно определить удельные капиталовложения (руб/т) на транспорт сжиженных газов s:

S

Если q — 25 т, I = 330 км/сут, п = 365 сут, L = 1640 км, S ~

И 500 руб., удельные капиталовложения на транспорт сжижен­ ных газов в железнодорожных цистернах равны s = 12,5 руб/т.

ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННЫХ ГАЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ В КРЫТЫХ ВАГОНАХ

Доставка сжиженных углеводородных газов потребителям по сети железных дорог, кроме специальных цистерн, осуществляется в крытых вагонах, груженных баллонами. Необходимость перевозки баллонов со сжиженным газом по железной дороге возникла при снабжении газом бытовых потребителей, расположенных в районах, находящихся на значительном расстоянии от кустовых баз и газо­ наполнительных станций (отдаленные северные районы). В некоторых случаях доставка сжиженного газа бытовым потребителям в баллонах по железной дороге и внутри района обслуживания КБ или ГНС целесообразней, чем доставка газа автотранспортом. Целесообраз­ ность доставки сжиженного газа от КБ или ГНС потребителю внутри района обслуживания автотранспортом или по железной дороге определяется выявлением наиболее экономичного варианта путем сравнения приведенных затрат, включающих в себя годовые экс­ плуатационные расходы и долю капитальных вложений, соответ­ ствующих нормативному коэффициенту эффективности.

Например, если стоимость перевозки 1 т сжиженного газа в кры­ том вагоне на расстояние 2442 км составляет 128 руб., то стоимость перевозки того же количества газа на то же расстояние автомобиль­ ным транспортом составляет 3297 руб.

По железной дороге баллоны с газом перевозят в двух- и четырех­ осных крытых вагонах. При этом применяются баллоны вмести­ мостью 27 и 50 л.

Перевозка баллонов со сжиженным газом допускается только при условии полной исправности баллонов и вентилей, а также наличия на баллонах установленной окраски и надписей баллона; предохранительного колпака с пломбой отправителя; двух защитных резиновых колец толщиной не менее 25 мм.

Погрузка баллонов в вагоны производится вручную. Баллоны вместимостью 50 л грузятся двумя способами (рис. 24): стоя, в один ряд; лежа, один на другой. Первый способ не требует специальных про­ кладок между баллонами — прокладками являются сами резиновые

70


кольца на баллонах. Второй способ требует специальных изолиру­

ющих прокладок и приспособлений для закреплений, чтобы избежать ударов при перевозке.

[—------------------------------------4 -^ 2 ряда------ ----------------------------------—

 

! i

i

! i i

i t !

i

I

!

! i i

l

i i !

i

i 1 i !

| i

!

i j 1 ! !

1

 

i

i

i i

i i

i

 

 

l i

| i i

|

i

i

i

I |

I

1

I

1

i

i

[

j

!

1 ‘

|

!

1

i r

1

1 i

I

f

i

i

,

i

i

i I

i

!

|

j

j I

!

111

;

! ! !

!

! | i

!

!

!

! !

|

!

|

! ! !

!!

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■§

II I 1 i 1 i

1 f 1 t 1 i i

i i M l l I

l

f

t

1 i

l

1

i

I ! l i 1 J

Рис. 24. Схема загрузки четырехосного крытого вагона баллонами

В настоящее время в основном применяется первый способ транс­ портировки 50-литровых баллонов. Погрузка 27-литровых баллонов производится в 3 ряда один на другой стоя.

Вместимость двухосного и четырехосного железнодорожных вагонов

 

Двухосный

Четырех­

 

осный кры­

 

крытый

тый вагон

 

вагон гру­

 

грузоподъ­

 

зоподъем­

емностью

 

ностью 20 т

 

 

60 т

Число баллонов вместимостью

 

50 л ...........................................

250

360

Число баллонов вместимостью

 

27 л ...........................................

500

1000

Количество перевозимого

газа

 

при загрузке баллонов

вме­

0,732

стимостью 50 л, т .................

0,55

Количество перевозимого

газа

 

при загрузке баллонов

вме­

1,1

стимостью 27 л, т .................

0,55

Железнодорожные вагоны, перевозящие сжиженные углеводо­ родные газы, являются собственностью Министерства путей сообще­ ния, отправителей, получателей или арендуются в Министерстве путей сообщения. Арендованные вагоны должны специально обору­ доваться и быть приписанными к станциям погрузки. На вагонах должны быть нанесены следующие надписи: собственность (наимено­ вание организации), приписан к станции (наименование станции и дороги), подлежит срочному возврату на станцию приписки. Объем

71