Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
мерной стеклянной трубки указатель снабжен автоматическими шариковыми клапанами и запорными игольчатыми вентилями.
В нижней части цистерны по обеим сторонам расположены шесть вентилей диаметром 32 мм, связанные с трубопроводными коммуни кациями 9, 10 по схеме, позволяющей наполнять и сливать сжижен ный газ. Автоцистерна снабжена четырьмя гибкими дюритовыми шлангами 8 с условным диаметром 40 мм для подсоединения к запра вочной колонке или заполненной емкости. Резервуар автоцистерны закрыт кожухом из листовой стали толщиной 1,5 мм с зазором 20 мм для защиты от непосредственного воздействия солнечных лучей.
Если на автоцистерне установить насос типа С5/140, ее можно использовать как раздаточную. Привод на насос осуществляется через коробку отбора мощности от двигателя автомобиля.
Наружную поверхность автоцистерны окрашивают алюминиевой краской. С обеих сторон защитного кожуха цистерны по средней его линии на всю длину наносятся отличительные полосы красного цвета шириной 200 мм. Над отличительными полосами и по окруж ности фланца черным цветом делаются надписи: «Пропан» (или дру гой сжиженный газ) и «Огнеопасно».
На металлической таблице, прикрепляемой к автоцистерне, вы биваются следующие клейма: завод-изготовитель; номер цистерны по списку завода; год изготовления и дата освидетельствования; общая масса цистерны в т; вместимость цистерны в м3; рабочее и проб ное давления; клеймо ОТК завода.
После регистрации автоцистерны в органах Госгортехнадзора на табличке выбивается регистрационный номер и дата срока сле дующего освидетельствования.
Исходя из необходимости увеличения объемов перевозки сжи женного газа автоцистернами на дальние расстояния с учетом сни жения стоимости перевозки газа, научно-исследовательские и проект ные институты разработали новые конструкции автомобильных цистерн повышенной грузоподъемности.
Транспортная автоцистерна-полуприцеп АЦЖГ-12-200В вмести мостью 14,6 м3 в соответствии с технической документацией ГипроНИИГаз монтируется на шасси автомобиля МАЗ-200В с седель ным полуприцепом МАЗ-5215Б. Автоцистерна предназначена для перевозки и раздачи сжиженных газов. Так как Минский автозавод взамен автотягача МАЗ-200В начал выпуск автотягачей марки МАЗ-504, то ГипроНИИГаз модернизировал и цистерну-автоприцеп АЦЖГ-12-200В применительно к автотягачу МАЗ-504. Новая авто цистерна имеет безразмерную подвеску, геометрический объем — 18 м3. Сливо-наливные коммуникации размещены под средней частью резервуара. Резервуар изготовлен из низколегированной стали марки 16ГС(ЗН).
Мосгазпроект разработал автоцистерну-полуприцеп АЦЖГ-12- 164Н вместимостью 12 м3 с резервуаром несущей конструкции. Для тяговых средств использован седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164Н.
80
Укргипрогорпромгаз предложил автоцистерну-прицеп с геометри
ческим |
объемом |
резервуара 4,8 м3. Цистерна-прицеп выполнена |
в виде |
безрамной |
конструкции с использованием ходовой части |
от серийного двухосного прицепа ЦАПЗ-454В. Совместно с авто цистерной АЦЖГ такой прицеп образует автопоезд.
Наиболее удачна конструкция автомобильной цистерны-полу
прицепа АЦ-15-377С с полезным |
геометрическим |
объемом |
15 м3, разработанная ГипроНИИГаз на |
базе седельного |
автотягача |
«УРАЛ-377С». В табл. 28 приведены технические характеристики автоцистерн.
Рис. 31. Общий вид автоцистерны АЦ-15-377С:
1 — автотягач «Урал 377С»; 2 — опора передняя; з — резервуар для сжиженного газа; 4 --
клапан предохранительный; |
5 — опора средняя; |
6 — установка электронасоса; 7 — уста |
новка приборов; 8 — опора |
задняя; 9 — установка |
заземления цистерны; 10 — установка |
электрооборудования цистерны; и — люк-лаз; 12 — вентиляционный люк; 13 — установка заднего моста; 14 — установка огнетушителей; 15 — установка стояночного тормоза; 16 — установка лестницы; 17 — установка кожуха коммуникаций; 18 — узел коммуникаций; 19 — установка опорных катков; 20 — установка труб для шлангов; 21 — установка пневмо
оборудования цистерны
Автоцистерна-полуприцеп АЦ-15-377С выполнена по типу без рамных несущих конструкций и включает в себя резервуар с перед ней, средней и задней опорами, задний мост, пневмо- и электро оборудование, стояночный тормоз, опорные катки, сливо-наливные коммуникации с электронасосом, предохранительные и контрольно измерительные приборы и оборудование, противопожарные средства и заземляющие принадлежности. Общий вид автоцистерны АЦ-15-377С приведен на рис. 31.
Резервуар 3 автоцистерны выполнен из листовой стали марки 16ГС (ЗН) и состоит из цилиндрического коруса и двух эллиптиче ских днищ. В центре переднего днища расположен смотровой люклаз 11 диаметром 450 мм. В верхней части резервуара расположен вентиляционный люк 12 диаметром 200 мм и два предохранительных незамерзающих клапана 4.
Предохранительный клапан предназначен для защиты резервуара от чрезмерного повышения давления. Начало открытия пружин ного клапана при давлении 20,7 кгс/см2, конец — не ниже 18 кгс/см2. В средней части резервуара с правой стороны по ходу
6 Заказ 685 |
81 |
|
Технические характеристики автоцистерн |
|
Таблица 28 |
|||
|
|
|
||||
|
|
|
Автоцистерны |
|
|
|
Техническая характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
АЦЖГ-4-164 |
АЦЖГ-5-130 АЦЖГ-12-200В |
АЦЖГ-12-164Н |
АЦ-5-754В АЦ-15-377С |
||
Геометрическая вместимость, м3 |
4,7 |
5,8 |
14,62 |
12 |
5,8 |
17,612 |
Полезная вместимость, м3 . . . |
4,0 |
5,0 |
12,4 |
10,2 |
5,0 |
15 |
Габаритные размеры, мм: |
|
|
|
|
|
|
длина ....................................... |
|
|
6880 |
ширина ....................................... |
|
|
4000 |
высота ....................................... |
|
|
2380 |
Па базе какого автомобиля . . |
ЗИЛ-164 |
||
Диаметр резервуара, |
мм |
. . . . |
1300 |
Толщина стенок резервуара, мм: |
|
||
корпус ....................................... |
|
|
12 |
днище ....................................... |
|
|
14 |
Расчетное рабочее |
давление, |
16 |
|
кгс/см2 ........................................... |
|
|
|
Давление гидравлического |
испы- |
20 |
|
танин, кгс/см2 ........................... |
|
|
|
Марка стали резервуара |
цистер- |
Ст. 3 |
|
н ы ................................................... |
|
|
|
12 565 |
10 400 |
6080 ' |
13 200 |
|
2 638 |
2 260 |
2200 |
2 500 |
|
3 285 |
3 050 |
2525 |
3 466 |
ЗИЛ-130 |
МАЗ-200В |
ЗИЛ-ММЗ-164И |
Прицеп |
«Урал-377С» |
|
|
|
ЦАПЗ-754В |
|
|
1600 |
1600 |
1300 |
1600 |
12 |
12 |
12 |
10 |
12 |
14 |
14 |
14 |
12 |
14 |
|
18 |
18 |
18 |
18 |
|
24 |
23 |
23 |
23 |
Ст. 3 |
Ст. 3 |
Ст. 3 |
Ст. 3 |
('таль |
|
|
|
|
16-ГС |
Масса автоцистерны с газом, т |
4,5 |
|
23 |
14,5 |
5,86 |
17,2 |
Масса перевозимого газа, т, при |
2,2 |
2,8 |
7,0 |
5,7 |
2,8 |
8,5 |
р = 0,565 т/м3 ............................... |
Узел сливо-наливных коммуникаций и арматуры состоит из трубопроводов, запорных вентилей, присоединительных патрубков и дюритовых шлангов. Схема узла приведена на рис. 33. Наполни тельный трубопровод жидкой фазы 4 размещен под цистерной и за канчивается вентилем 1 для сброса давления. На трубопроводе находится ограничитель налива 5, предохраняющий цистерну от переполнения, запорный вентиль 2 и обратный пружинный клапан 3, автоматически отключающий цистерну от линии в случае обрыва шланга, разрыва трубы или в подобных аварийных случаях.
7 8 3
Рис. 33. Узел сливо-наливных коммуникаций и арматуры автоцистерны АЦ-15-377С:
1 — вентиль угловой цапковый; 2, в, 9, ю — вентиль запорный; 3 — обратный клапан; 4 — наполнительный трубопровод жидкой фазы; 5 — ограничитель налива; 7 — трубопровод паровой фазы; 8 — байпасная линия; 11 — сливной трубопровод жидкой фазы; 12 — вентиль запорный сливной линии; 13 — клапан скоростной; 14 — патрубок наполнительный; 15 — 2 2 , 24 — вентиль сбросной; 16, 21 — напорная линия сливного трубопровода; 17 — фильтр; 18 — электронасос; 19 — всасывающая линия сливного трубопровода; 20 — манометр;
23 — линия слива.
Сливной трубопровод жидкой фазы 11 также размещен под ци стерной и состоит из всасывающей и напорной линий 21. Напорная линия, в свою очередь, подразделяется на линию слива и байпасную линию 8. На всасывающей линии установлен запорный вентиль 10 и фильтр 17. На байпасной линии установлен также запорный вен тиль 9. Линия слива включает в себя запорный вентиль 12, скоро стной клапан 13, сбросной вентиль 22 и манометр 20.
Коммуникация паровой фазы включает в себя трубопровод 7, запорный вентиль 6 и сбросной вентиль 24. Для сброса давления через сбросной тройник на свечу к автоцистерне придается сбросной шланг длиной 20 м.
Цистерна заполняется сжиженным газом с помощью электро насоса 18, установленного на автоцистерне, через всасывающую линию 4, на которой предусмотрен наполнительный патрубок 14 с левой резьбой М60 X 4.
Заполнение баллонов сжиженным газом от автоцистерны произ водится с помощью специального приспособления (рис. 34), соеди ненного с напорной линией сливного трубопровода. Приспособление
84