Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мерной стеклянной трубки указатель снабжен автоматическими шариковыми клапанами и запорными игольчатыми вентилями.

В нижней части цистерны по обеим сторонам расположены шесть вентилей диаметром 32 мм, связанные с трубопроводными коммуни­ кациями 9, 10 по схеме, позволяющей наполнять и сливать сжижен­ ный газ. Автоцистерна снабжена четырьмя гибкими дюритовыми шлангами 8 с условным диаметром 40 мм для подсоединения к запра­ вочной колонке или заполненной емкости. Резервуар автоцистерны закрыт кожухом из листовой стали толщиной 1,5 мм с зазором 20 мм для защиты от непосредственного воздействия солнечных лучей.

Если на автоцистерне установить насос типа С5/140, ее можно использовать как раздаточную. Привод на насос осуществляется через коробку отбора мощности от двигателя автомобиля.

Наружную поверхность автоцистерны окрашивают алюминиевой краской. С обеих сторон защитного кожуха цистерны по средней его линии на всю длину наносятся отличительные полосы красного цвета шириной 200 мм. Над отличительными полосами и по окруж­ ности фланца черным цветом делаются надписи: «Пропан» (или дру­ гой сжиженный газ) и «Огнеопасно».

На металлической таблице, прикрепляемой к автоцистерне, вы­ биваются следующие клейма: завод-изготовитель; номер цистерны по списку завода; год изготовления и дата освидетельствования; общая масса цистерны в т; вместимость цистерны в м3; рабочее и проб­ ное давления; клеймо ОТК завода.

После регистрации автоцистерны в органах Госгортехнадзора на табличке выбивается регистрационный номер и дата срока сле­ дующего освидетельствования.

Исходя из необходимости увеличения объемов перевозки сжи­ женного газа автоцистернами на дальние расстояния с учетом сни­ жения стоимости перевозки газа, научно-исследовательские и проект­ ные институты разработали новые конструкции автомобильных цистерн повышенной грузоподъемности.

Транспортная автоцистерна-полуприцеп АЦЖГ-12-200В вмести­ мостью 14,6 м3 в соответствии с технической документацией ГипроНИИГаз монтируется на шасси автомобиля МАЗ-200В с седель­ ным полуприцепом МАЗ-5215Б. Автоцистерна предназначена для перевозки и раздачи сжиженных газов. Так как Минский автозавод взамен автотягача МАЗ-200В начал выпуск автотягачей марки МАЗ-504, то ГипроНИИГаз модернизировал и цистерну-автоприцеп АЦЖГ-12-200В применительно к автотягачу МАЗ-504. Новая авто­ цистерна имеет безразмерную подвеску, геометрический объем — 18 м3. Сливо-наливные коммуникации размещены под средней частью резервуара. Резервуар изготовлен из низколегированной стали марки 16ГС(ЗН).

Мосгазпроект разработал автоцистерну-полуприцеп АЦЖГ-12- 164Н вместимостью 12 м3 с резервуаром несущей конструкции. Для тяговых средств использован седельный тягач ЗИЛ-ММЗ-164Н.

80


Укргипрогорпромгаз предложил автоцистерну-прицеп с геометри­

ческим

объемом

резервуара 4,8 м3. Цистерна-прицеп выполнена

в виде

безрамной

конструкции с использованием ходовой части

от серийного двухосного прицепа ЦАПЗ-454В. Совместно с авто­ цистерной АЦЖГ такой прицеп образует автопоезд.

Наиболее удачна конструкция автомобильной цистерны-полу­

прицепа АЦ-15-377С с полезным

геометрическим

объемом

15 м3, разработанная ГипроНИИГаз на

базе седельного

автотягача

«УРАЛ-377С». В табл. 28 приведены технические характеристики автоцистерн.

Рис. 31. Общий вид автоцистерны АЦ-15-377С:

1 — автотягач «Урал 377С»; 2 — опора передняя; з — резервуар для сжиженного газа; 4 --

клапан предохранительный;

5 — опора средняя;

6 — установка электронасоса; 7 — уста­

новка приборов; 8 — опора

задняя; 9 — установка

заземления цистерны; 10 — установка

электрооборудования цистерны; и — люк-лаз; 12 — вентиляционный люк; 13 — установка заднего моста; 14 — установка огнетушителей; 15 — установка стояночного тормоза; 16 — установка лестницы; 17 — установка кожуха коммуникаций; 18 — узел коммуникаций; 19 — установка опорных катков; 20 — установка труб для шлангов; 21 — установка пневмо­

оборудования цистерны

Автоцистерна-полуприцеп АЦ-15-377С выполнена по типу без­ рамных несущих конструкций и включает в себя резервуар с перед­ ней, средней и задней опорами, задний мост, пневмо- и электро­ оборудование, стояночный тормоз, опорные катки, сливо-наливные коммуникации с электронасосом, предохранительные и контрольно­ измерительные приборы и оборудование, противопожарные средства и заземляющие принадлежности. Общий вид автоцистерны АЦ-15-377С приведен на рис. 31.

Резервуар 3 автоцистерны выполнен из листовой стали марки 16ГС (ЗН) и состоит из цилиндрического коруса и двух эллиптиче­ ских днищ. В центре переднего днища расположен смотровой люклаз 11 диаметром 450 мм. В верхней части резервуара расположен вентиляционный люк 12 диаметром 200 мм и два предохранительных незамерзающих клапана 4.

Предохранительный клапан предназначен для защиты резервуара от чрезмерного повышения давления. Начало открытия пружин­ ного клапана при давлении 20,7 кгс/см2, конец — не ниже 18 кгс/см2. В средней части резервуара с правой стороны по ходу

6 Заказ 685

81



 

Технические характеристики автоцистерн

 

Таблица 28

 

 

 

 

 

 

Автоцистерны

 

 

 

Техническая характеристика

 

 

 

 

 

 

 

АЦЖГ-4-164

АЦЖГ-5-130 АЦЖГ-12-200В

АЦЖГ-12-164Н

АЦ-5-754В АЦ-15-377С

Геометрическая вместимость, м3

4,7

5,8

14,62

12

5,8

17,612

Полезная вместимость, м3 . . .

4,0

5,0

12,4

10,2

5,0

15

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

 

 

 

длина .......................................

 

 

6880

ширина .......................................

 

 

4000

высота .......................................

 

 

2380

Па базе какого автомобиля . .

ЗИЛ-164

Диаметр резервуара,

мм

. . . .

1300

Толщина стенок резервуара, мм:

 

корпус .......................................

 

 

12

днище .......................................

 

 

14

Расчетное рабочее

давление,

16

кгс/см2 ...........................................

 

 

Давление гидравлического

испы-

20

танин, кгс/см2 ...........................

 

 

Марка стали резервуара

цистер-

Ст. 3

н ы ...................................................

 

 

 

12 565

10 400

6080 '

13 200

 

2 638

2 260

2200

2 500

 

3 285

3 050

2525

3 466

ЗИЛ-130

МАЗ-200В

ЗИЛ-ММЗ-164И

Прицеп

«Урал-377С»

 

 

 

ЦАПЗ-754В

 

 

1600

1600

1300

1600

12

12

12

10

12

14

14

14

12

14

 

18

18

18

18

 

24

23

23

23

Ст. 3

Ст. 3

Ст. 3

Ст. 3

('таль

 

 

 

 

16-ГС

Масса автоцистерны с газом, т

4,5

 

23

14,5

5,86

17,2

Масса перевозимого газа, т, при

2,2

2,8

7,0

5,7

2,8

8,5

р = 0,565 т/м3 ...............................


Узел сливо-наливных коммуникаций и арматуры состоит из трубопроводов, запорных вентилей, присоединительных патрубков и дюритовых шлангов. Схема узла приведена на рис. 33. Наполни­ тельный трубопровод жидкой фазы 4 размещен под цистерной и за­ канчивается вентилем 1 для сброса давления. На трубопроводе находится ограничитель налива 5, предохраняющий цистерну от переполнения, запорный вентиль 2 и обратный пружинный клапан 3, автоматически отключающий цистерну от линии в случае обрыва шланга, разрыва трубы или в подобных аварийных случаях.

7 8 3

Рис. 33. Узел сливо-наливных коммуникаций и арматуры автоцистерны АЦ-15-377С:

1 — вентиль угловой цапковый; 2, в, 9, ю — вентиль запорный; 3 — обратный клапан; 4 — наполнительный трубопровод жидкой фазы; 5 — ограничитель налива; 7 — трубопровод паровой фазы; 8 — байпасная линия; 11 — сливной трубопровод жидкой фазы; 12 — вентиль запорный сливной линии; 13 — клапан скоростной; 14 — патрубок наполнительный; 15 2 2 , 24 — вентиль сбросной; 16, 21 — напорная линия сливного трубопровода; 17 — фильтр; 18 — электронасос; 19 — всасывающая линия сливного трубопровода; 20 — манометр;

23 — линия слива.

Сливной трубопровод жидкой фазы 11 также размещен под ци­ стерной и состоит из всасывающей и напорной линий 21. Напорная линия, в свою очередь, подразделяется на линию слива и байпасную линию 8. На всасывающей линии установлен запорный вентиль 10 и фильтр 17. На байпасной линии установлен также запорный вен­ тиль 9. Линия слива включает в себя запорный вентиль 12, скоро­ стной клапан 13, сбросной вентиль 22 и манометр 20.

Коммуникация паровой фазы включает в себя трубопровод 7, запорный вентиль 6 и сбросной вентиль 24. Для сброса давления через сбросной тройник на свечу к автоцистерне придается сбросной шланг длиной 20 м.

Цистерна заполняется сжиженным газом с помощью электро­ насоса 18, установленного на автоцистерне, через всасывающую линию 4, на которой предусмотрен наполнительный патрубок 14 с левой резьбой М60 X 4.

Заполнение баллонов сжиженным газом от автоцистерны произ­ водится с помощью специального приспособления (рис. 34), соеди­ ненного с напорной линией сливного трубопровода. Приспособление

84