Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
перевозок сжиженного газа в железнодорожных вагонах с каждым годом возрастает.
Рост объема перевозок сжиженного газа в железнодорожных вагонах
Годы |
|
тыс. т |
1965 |
|
41,6 |
1968 |
|
47,5 |
1971 |
|
53,7 |
1972 |
|
55,1 |
1973 |
(планируется) |
56,6 |
1974 |
58,1 |
|
1975 |
(планируется) |
59,8 |
Транспорт сжиженного углеводородного газа в железнодорожных вагонах позволяет успешно обеспечивать газом жителей отдаленных районов нашей страны.
ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННОГО ГАЗА АВТОТРАНСПОРТОМ В БАЛЛОНАХ II «СКОЛЬЗЯЩИХ» РЕЗЕРВУАРАХ
Индивидуальные потребители, расположенные вблизи кустовых баз или газонаполнительных станций (до 30—50 км), получают сжиженные газы непосредственно с КБ или ГНС в баллонах. Бал лоны доставляются бортовыми автомобилями грузоподъемностью до 2,5 т или специальными автомобилями, приспособленными для развозки баллонов.
При больших расстояниях от индивидуальных потребителей до КБ и ГНС непосредственная доставка сжиженных газов стано вится нерациональной. В таких случаях организуются промежуточ ные пункты обмена баллонов (ПОБ). Баллоны, заправленные на КБ и ГНС, доставляются на такие промежуточные пункты в больше грузных автомобилях (бортовых или специально приспособленных).
На промежуточных пунктах производится разлив сжиженных газов в баллоны, куда сжиженные газы с КБ и ГНС доставляются в автоцистернах. Б зависимости от установленного на промежуточ ных пунктах оборудования сжиженные газы из автоцистерн могут сливаться в емкость, соединенную с наполнительной рампой или непосредственно в баллоны посредством подключения автоцистерн к наполнительной рампе. Баллоны, заправленные на промежуточном пункте обмена баллонов, доставляются автотранспортом потреби телю. Таким образом, сжиженный газ доставляется потребителю автотранспортом в баллонах непосредственно с ГНС или через ПОБ.
В Советском Со1озе до 1968 г. выпускались баллоны для сжижен ных углеводородных газов вместимостью 5; 12; 27; 40; 50; 55 и 80 л. С 1969 г. выпускаются баллоны вместимостью только 5, 27 и 50 л.
Автотранспорт баллонов можно разделить на два вида: специаль ными (баллоновозами) и бортовыми автомобилями.
Специальные автомобили предназначены для перевозки баллонов со сжиженным газом в ячейках кузова. Кузов такой машины пред
72
Баллоновоз |
служит для |
перевозки |
баллонов |
вместимостью 50 |
||
и 55 л, которые |
укладываются |
горизонтально в |
2 ряда вентилями |
|||
к осевой продольной линии в 2 яруса. |
|
|
||||
Техническая |
характеристика баллоновозов |
|||||
|
|
типа «Клетка» |
|
|
||
|
|
|
|
АТБ-1-51 |
АС |
АН |
Грузоподъемность, т . . |
2,5 |
5,2 |
МАЗ-504 |
|||
База автомобиля . . . |
ГАЗ-51 |
ГАЗ-53 |
||||
Число баллонов: |
55 |
л |
32 |
|
112 |
|
вместимостью |
— |
|||||
вместимостью |
27 |
л |
— |
132 |
— |
|
Масса газа в баллонах, |
0,7 |
1,45 |
3 |
|||
т ................................... |
В последнее время для перевозки баллонов часто применяют автопоезда, образованные соединением автомобиля-тягача с полу прицепом. Полуприцеп представляет собой грузовую платформу или фургон, имеющий только одну ось с колесами. Передняя часть полуприцепа опирается через специальное опорносцепное устрой ство на раму тягача, который транспортирует полуприцеп. Такая система обеспечивает повышение грузоподъемности автопоезда и пред ставляет удобства, так как сокращаются простои тягача в период погрузки и разгрузки полуприцепа. Так, седельный тягач марки ГАЗ-51П на базе автомобиля ГАЗ-51 с полуприцепом ПАЗ-744 грузо подъемностью 4 т может транспортировать 77 баллонов вместимостью по 55 л.
ВЮжНИИГипрогаз разработан ряд спецавтомобилей и авто поездов для транспортировки сжиженного газа в баллонах вмести мостью 27 л. За основной тип баллона был принят 27-литровый баллон, самый распространенный тип в Европейских странах, как удобный в эксплуатации.
Втабл. 26 приведена краткая техническая характеристика новых транспортных средств баллонов
Сжиженный газ перевозят и в грузовых автомобилях с обычным
кузовом: ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др. Баллоны транспортируются в вер тикальном положении, а чтобы они не ударялись друг о друга, на них надевают резиновые кольца. Задний ряд баллонов закрепляют специальным деревянным приспособлением или веревками. Летом
для |
защиты |
от |
солнечных |
лучей баллоны покрывают брезентом. |
|
В |
грузовых |
автомобилях |
перевозят баллоны |
различных марок |
|
и размеров. |
Баллоны высотой до ИЗО мм и вместимостью 55 л раз |
||||
мещаются в |
кузове вертикально в один ярус. |
Баллоны высотой |
до 600 мм и вместимостью 27 л размещают в два яруса, один на дру гой (рис. 27).
Портативные баллоны высотой от 200 до 400 мм и вместимостью от 1 до 5 л перевозят в деревянных ящиках и устанавливают обычным способом.
74
нескольких резервуаров между ними закладывают деревянные бруски. На месте использования резервуары устанавливают в оди ночку или группой.
Производительность резервуара зависит от величины его смочен ной поверхности, температуры наружного воздуха и от состава сжиженного газа.
Производительность резервуара PC-1600 в зависимости от температуры в условиях
12-часовой работы при минимальном заполнении
(25% объема)
Производительность резервуара
для пропана, кг/ч |
° С |
|
|
2,7 |
-3 0 |
6,6 |
- 2 0 |
10,4 |
- 1 0 |
14 |
0 |
17 5 |
+ 10 |
21,8 |
+20 |
Использование съемных резервуаров РС-1600 позволило значи тельно сократить удельные капитальные затраты и эксплуатацион ные расходы на 1 т транспортируемого газа. Транспортные расходы, связанные с доставкой сжиженного газа в съемных резервуарах на расстояние 150 км, составляют 9,5 руб/т, или на 25% меньше, чем в баллонах.
За рубежом транспорт сжиженного газа в «скользящих» емкостях получил широкое распространение. Фирма «Беаирт Айф» (США) изготавливает эмалированные «скользящие» емкости с предполага емым сроком службы до 50 лет.
В Англии «скользящие» емкости транспортируют специальными автомобилями, оборудованными гидравлическими кранами. По тер ритории газонаполнительной станции (ГНС) «скользящие» емкости транспортируют с помощью специального приспособления, оборудо ванного ручной лебедкой для подъема и опускания емкости.
Во Франции каждый потребитель сжиженного газа имеет свой способ погрузки, разгрузки и транспортировки «скользящих» ем костей. Одни используют специальные автомобили с консольными кранами, другие — площадку кузова грузовика или специальные
. прицепы. Емкости на ГНС погружают в кузов автомобиля авто погрузчиками.
Основные характеристики скользящих емкостей, применяемых в СССР и за рубежом, приведены в табл. 27.
Увеличение объема «скользящей» емкости ведет к уменьшению транспортных расходов, однако она должна удовлетворять условиям погрузо-разгрузочных работ и быть транспортабельной. Расчеты показывают, что наиболее рациональный объем «скользящей» емкости 7 м3, при длине 2600 мм и диаметре обечайки 2000 мм.
77
Страна
СССР
Франция
Англия
США
ЧССР
ГДР
Таблица 27
Характеристики скользящих емкостей
|
|
О |
Диаметр, мм |
Длина, мм |
Высота, мм |
Ширина, мм |
Массаемко состисжи женнымга ,зомкг |
Массаемко безсти сжи женного ,газакг |
Коэффи циентметал лоемкости |
Тип емкости |
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
£ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
Съемный |
резер |
1,597 |
804 |
3300 |
и з о |
820 |
1350 |
670 |
0,985 |
вуар РС-1600 |
1,34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Контейнер- |
— |
— |
— |
— |
_ |
|
— |
||
цистерна |
2,68 |
— |
— |
|
— |
|
— |
— |
|
То же |
— |
— |
|||||||
» |
» |
4,68 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
» |
» |
9,36 |
•----- |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Горизонталь |
1,86 |
948 |
3088 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
ная емкость |
|
1473 |
1573 |
1905 |
1543 |
1143 |
481 |
0,725 |
|
Сферическая |
1,6 |
||||||||
емкость |
0,71 |
700 |
2100 |
980 |
700 |
616 |
326 |
|
|
Горизонталь |
1,12 |
||||||||
ная емкость |
|
|
|
|
|
|
571 |
|
|
То же |
1,4 |
— |
1944 |
1428 |
— |
1140 |
1,005 |
||
Вертикальная |
0,45 |
700 |
700 |
1670 |
700 |
436 |
248 |
1,32 |
|
емкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Горизонталь |
0,41 |
4,37 |
— |
---- |
— |
— |
— |
— |
|
ная емкость |
0,62 |
800 |
800 |
1410 |
800 |
— |
— |
— |
|
Вертикальная |
|||||||||
емкость |
3,68 |
7,36 |
|
|
|
|
|
|
|
Горизонталь |
|
|
|
|
|
|
|||
ная емкость |
|
|
|
|
|
|
|
|
ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ В АВТОЦИСТЕРНАХ
На сравнительно небольшие расстояния (до 300 км) сжиженные газы перевозят в автоцистернах. Автомобильная цистерна пред ставляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд, в заднем днище которого вварен люк с приборами. Автоцистерны по конструк ции и назначению различают транспортные и раздаточные. Транс портные цистерны служат для перевозки относительно больших количеств сжиженного газа с заводов-поставщиков до кустовых баз и газонаполнительных станций, от КБ и ГНС до крупных потре бителей и групповых установок со сливом газа в резервуары.
Раздаточные автоцистерны предназначены для доставки сжижен ного газа потребителю с разливом в баллоны и снабжены полным комплектом оборудования (насос, раздаточная рамка) для разлива. При необходимости раздаточные автоцистерны могут использоваться как транспортные.
Конструкция автоцистерн
До 1969 г. в Советском Союзе эксплуатировались два типа транс портных и раздаточных автомобильных цистерн отечественного производства: АЦЖГ-4-164 и АЦЖГ-5-130 (рис. 29). Вместимость
78