Файл: Рачевский, Б. С. Транспорт и хранение углеводородных сжиженных газов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

перевозок сжиженного газа в железнодорожных вагонах с каждым годом возрастает.

Рост объема перевозок сжиженного газа в железнодорожных вагонах

Годы

 

тыс. т

1965

 

41,6

1968

 

47,5

1971

 

53,7

1972

 

55,1

1973

(планируется)

56,6

1974

58,1

1975

(планируется)

59,8

Транспорт сжиженного углеводородного газа в железнодорожных вагонах позволяет успешно обеспечивать газом жителей отдаленных районов нашей страны.

ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННОГО ГАЗА АВТОТРАНСПОРТОМ В БАЛЛОНАХ II «СКОЛЬЗЯЩИХ» РЕЗЕРВУАРАХ

Индивидуальные потребители, расположенные вблизи кустовых баз или газонаполнительных станций (до 30—50 км), получают сжиженные газы непосредственно с КБ или ГНС в баллонах. Бал­ лоны доставляются бортовыми автомобилями грузоподъемностью до 2,5 т или специальными автомобилями, приспособленными для развозки баллонов.

При больших расстояниях от индивидуальных потребителей до КБ и ГНС непосредственная доставка сжиженных газов стано­ вится нерациональной. В таких случаях организуются промежуточ­ ные пункты обмена баллонов (ПОБ). Баллоны, заправленные на КБ и ГНС, доставляются на такие промежуточные пункты в больше­ грузных автомобилях (бортовых или специально приспособленных).

На промежуточных пунктах производится разлив сжиженных газов в баллоны, куда сжиженные газы с КБ и ГНС доставляются в автоцистернах. Б зависимости от установленного на промежуточ­ ных пунктах оборудования сжиженные газы из автоцистерн могут сливаться в емкость, соединенную с наполнительной рампой или непосредственно в баллоны посредством подключения автоцистерн к наполнительной рампе. Баллоны, заправленные на промежуточном пункте обмена баллонов, доставляются автотранспортом потреби­ телю. Таким образом, сжиженный газ доставляется потребителю автотранспортом в баллонах непосредственно с ГНС или через ПОБ.

В Советском Со1озе до 1968 г. выпускались баллоны для сжижен­ ных углеводородных газов вместимостью 5; 12; 27; 40; 50; 55 и 80 л. С 1969 г. выпускаются баллоны вместимостью только 5, 27 и 50 л.

Автотранспорт баллонов можно разделить на два вида: специаль­ ными (баллоновозами) и бортовыми автомобилями.

Специальные автомобили предназначены для перевозки баллонов со сжиженным газом в ячейках кузова. Кузов такой машины пред­

72


Баллоновоз

служит для

перевозки

баллонов

вместимостью 50

и 55 л, которые

укладываются

горизонтально в

2 ряда вентилями

к осевой продольной линии в 2 яруса.

 

 

Техническая

характеристика баллоновозов

 

 

типа «Клетка»

 

 

 

 

 

 

АТБ-1-51

АС

АН

Грузоподъемность, т . .

2,5

5,2

МАЗ-504

База автомобиля . . .

ГАЗ-51

ГАЗ-53

Число баллонов:

55

л

32

 

112

вместимостью

вместимостью

27

л

132

Масса газа в баллонах,

0,7

1,45

3

т ...................................

В последнее время для перевозки баллонов часто применяют автопоезда, образованные соединением автомобиля-тягача с полу­ прицепом. Полуприцеп представляет собой грузовую платформу или фургон, имеющий только одну ось с колесами. Передняя часть полуприцепа опирается через специальное опорносцепное устрой­ ство на раму тягача, который транспортирует полуприцеп. Такая система обеспечивает повышение грузоподъемности автопоезда и пред­ ставляет удобства, так как сокращаются простои тягача в период погрузки и разгрузки полуприцепа. Так, седельный тягач марки ГАЗ-51П на базе автомобиля ГАЗ-51 с полуприцепом ПАЗ-744 грузо­ подъемностью 4 т может транспортировать 77 баллонов вместимостью по 55 л.

ВЮжНИИГипрогаз разработан ряд спецавтомобилей и авто­ поездов для транспортировки сжиженного газа в баллонах вмести­ мостью 27 л. За основной тип баллона был принят 27-литровый баллон, самый распространенный тип в Европейских странах, как удобный в эксплуатации.

Втабл. 26 приведена краткая техническая характеристика новых транспортных средств баллонов

Сжиженный газ перевозят и в грузовых автомобилях с обычным

кузовом: ГАЗ, ЗИЛ, УАЗ и др. Баллоны транспортируются в вер­ тикальном положении, а чтобы они не ударялись друг о друга, на них надевают резиновые кольца. Задний ряд баллонов закрепляют специальным деревянным приспособлением или веревками. Летом

для

защиты

от

солнечных

лучей баллоны покрывают брезентом.

В

грузовых

автомобилях

перевозят баллоны

различных марок

и размеров.

Баллоны высотой до ИЗО мм и вместимостью 55 л раз­

мещаются в

кузове вертикально в один ярус.

Баллоны высотой

до 600 мм и вместимостью 27 л размещают в два яруса, один на дру­ гой (рис. 27).

Портативные баллоны высотой от 200 до 400 мм и вместимостью от 1 до 5 л перевозят в деревянных ящиках и устанавливают обычным способом.

74


нескольких резервуаров между ними закладывают деревянные бруски. На месте использования резервуары устанавливают в оди­ ночку или группой.

Производительность резервуара зависит от величины его смочен­ ной поверхности, температуры наружного воздуха и от состава сжиженного газа.

Производительность резервуара PC-1600 в зависимости от температуры в условиях

12-часовой работы при минимальном заполнении

(25% объема)

Производительность резервуара

для пропана, кг/ч

° С

 

2,7

-3 0

6,6

- 2 0

10,4

- 1 0

14

0

17 5

+ 10

21,8

+20

Использование съемных резервуаров РС-1600 позволило значи­ тельно сократить удельные капитальные затраты и эксплуатацион­ ные расходы на 1 т транспортируемого газа. Транспортные расходы, связанные с доставкой сжиженного газа в съемных резервуарах на расстояние 150 км, составляют 9,5 руб/т, или на 25% меньше, чем в баллонах.

За рубежом транспорт сжиженного газа в «скользящих» емкостях получил широкое распространение. Фирма «Беаирт Айф» (США) изготавливает эмалированные «скользящие» емкости с предполага­ емым сроком службы до 50 лет.

В Англии «скользящие» емкости транспортируют специальными автомобилями, оборудованными гидравлическими кранами. По тер­ ритории газонаполнительной станции (ГНС) «скользящие» емкости транспортируют с помощью специального приспособления, оборудо­ ванного ручной лебедкой для подъема и опускания емкости.

Во Франции каждый потребитель сжиженного газа имеет свой способ погрузки, разгрузки и транспортировки «скользящих» ем­ костей. Одни используют специальные автомобили с консольными кранами, другие — площадку кузова грузовика или специальные

. прицепы. Емкости на ГНС погружают в кузов автомобиля авто­ погрузчиками.

Основные характеристики скользящих емкостей, применяемых в СССР и за рубежом, приведены в табл. 27.

Увеличение объема «скользящей» емкости ведет к уменьшению транспортных расходов, однако она должна удовлетворять условиям погрузо-разгрузочных работ и быть транспортабельной. Расчеты показывают, что наиболее рациональный объем «скользящей» емкости 7 м3, при длине 2600 мм и диаметре обечайки 2000 мм.

77


Страна

СССР

Франция

Англия

США

ЧССР

ГДР

Таблица 27

Характеристики скользящих емкостей

 

 

О

Диаметр, мм

Длина, мм

Высота, мм

Ширина, мм

Массаемко­ состисжи­ женнымга­ ,зомкг

Массаемко­ безсти сжи­ женного ,газакг

Коэффи­ циентметал­ лоемкости

Тип емкости

я

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

Съемный

резер­

1,597

804

3300

и з о

820

1350

670

0,985

вуар РС-1600

1,34

 

 

 

 

 

 

 

Контейнер-

_

 

цистерна

2,68

 

 

То же

»

»

4,68

 

 

 

 

 

 

 

 

»

»

9,36

•-----

Горизонталь­

1,86

948

3088

ная емкость

 

1473

1573

1905

1543

1143

481

0,725

Сферическая

1,6

емкость

0,71

700

2100

980

700

616

326

 

Горизонталь­

1,12

ная емкость

 

 

 

 

 

 

571

 

То же

1,4

1944

1428

1140

1,005

Вертикальная

0,45

700

700

1670

700

436

248

1,32

емкость

 

 

 

 

 

 

 

 

Горизонталь­

0,41

4,37

----

ная емкость

0,62

800

800

1410

800

Вертикальная

емкость

3,68

7,36

 

 

 

 

 

 

Горизонталь­

 

 

 

 

 

 

ная емкость

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРЕВОЗКА СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ В АВТОЦИСТЕРНАХ

На сравнительно небольшие расстояния (до 300 км) сжиженные газы перевозят в автоцистернах. Автомобильная цистерна пред­ ставляет собой горизонтальный цилиндрический сосуд, в заднем днище которого вварен люк с приборами. Автоцистерны по конструк­ ции и назначению различают транспортные и раздаточные. Транс­ портные цистерны служат для перевозки относительно больших количеств сжиженного газа с заводов-поставщиков до кустовых баз и газонаполнительных станций, от КБ и ГНС до крупных потре­ бителей и групповых установок со сливом газа в резервуары.

Раздаточные автоцистерны предназначены для доставки сжижен­ ного газа потребителю с разливом в баллоны и снабжены полным комплектом оборудования (насос, раздаточная рамка) для разлива. При необходимости раздаточные автоцистерны могут использоваться как транспортные.

Конструкция автоцистерн

До 1969 г. в Советском Союзе эксплуатировались два типа транс­ портных и раздаточных автомобильных цистерн отечественного производства: АЦЖГ-4-164 и АЦЖГ-5-130 (рис. 29). Вместимость

78