ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
(в зонах, аналогичных турбине Цим лянской ГЭС) глубина разрушений на нержавеющей стали за 7100 ч достигла 5 мм. При этом режимы работы турбины не выходили за до пустимые пределы эксплуатационной
характеристики. Напор |
за этот пе |
||
риод эксплуатации |
изменялся от 61,8 |
||
до 62,5 м, |
a Hs изменилась о т—4,1 |
||
до — 5,2 |
м, при |
этом |
N = 35— |
60МВт.
Анализ кавитационных разруше
|
Ч |
|
ний |
камер |
рабочих |
колес |
показы |
||||||
|
|
вает, |
что |
основная |
зона поврежде |
||||||||
|
О |
|
|||||||||||
|
* |
|
ний |
располагается |
ниже оси |
пово |
|||||||
|
и |
|
|||||||||||
|
|
рота |
лопастей (рис. |
11.11). |
Наблю |
||||||||
|
К |
|
|||||||||||
|
D* |
|
даемые |
на некоторых турбинах |
зоны |
||||||||
|
\о |
|
|||||||||||
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кавитационной эрозии выше оси по |
||||||||||
|
г |
|
ворота лопастей связаны, очевидно, |
||||||||||
|
|
с неровностями |
верхних |
поясов |
ка |
||||||||
|
то |
|
меры. |
Характерно, |
что такие раз |
||||||||
|
* |
« |
|||||||||||
|
а |
рушения имеются только на штампо |
|||||||||||
|
S |
N |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<п >-< |
сварных конструкциях |
камеры. |
|
|||||||||
|
Он ч |
|
|||||||||||
|
ff> |
<с |
На |
некоторых |
камерах (Цимлян |
||||||||
|
\о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
»а |
н |
ская, |
Нарвская |
ГЭС) |
разрушения |
|||||||
|
О 5 |
||||||||||||
|
S5 |
5 |
располагаются пятнами в соответст |
||||||||||
|
S |
I |
вии |
с |
числом |
направляющих |
ло |
||||||
|
О 00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
то ^ |
паток. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
н |
W, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
* |
Многие |
камеры рабочих колес на |
||||||||||
Сэ |
ва |
|
|||||||||||
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
то |
|
Волжских ГЭС, на Цимлянской, |
|||||||||||
|
а |
|
|||||||||||
|
J3 |
|
Нарвской, |
Борисоглебской |
|
гидро |
|||||||
|
и |
|
электростанциях |
|
начинают |
|
разру |
||||||
|
о |
|
|
|
|||||||||
|
ГО |
|
шаться |
с |
места стыкового |
соедине |
|||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
ния фланцев среднего и нижнего |
||||||||||
|
|
|
поясов |
камеры. |
Это говорит о суще |
||||||||
|
|
|
ствовании уступа в месте стыка. Ши |
арина полосы разрушения камер об следованных турбин колеблется от 300 мм на Верхне-Свирской ГЭС до 3000 мм на Волжских ГЭС, что со ставляет по отношению к диаметру рабочего колеса 0,04—О.ЗГЦ.
Для количественной характери стики разрушений углеродистых ка мер приведем разультаты обследо вания нескольких агрегатов Волж ской ГЭС им. XXII съезда КПСС
(табл. II.4).
58 |
59 |
|
Агрегаты работали при среднем напоре 20—22 м и средней высоте отсасывания от — 2,5 до — 3,0 м.
Интенсивность эрозии камер рабочих колес, которую лучше характеризовать глубиной кавитационных разрушений за опре деленный период эксплуатации, существенно зависит от напора.
Так, например, на |
турбине Нижне-Свирской ГЭС ( # = 1 1 м) |
первые разрушения |
на нижнем поясе камеры, изготовленном |
из стали ЗОЛ, появились после —50 000 ч эксплуатации.Глубина повреждений — до 5 мм.
На турбинах Верхне-Свирской ГЭС (# = 14 м) кавитацион ная эрозия глубиной до 6 мм возникла на камере рабочего колеса
|
|
Т а б л и ц а II.4 |
(материал—сталь ЗОЛ) по |
|||
|
|
сле 35 000 ч эксплуатации. |
||||
Объем разрушений камер рабочих колес |
||||||
На камерах рабочих ко |
||||||
турбин Волжской ГЭС им. X X II |
съезда КПСС |
лес Волжской ГЭС имени |
||||
|
|
|
|
|||
Номер |
Время |
Ncp |
Объем |
В. И. Ленина (Я = 19 м), |
||
разру |
изготовленных из листово |
|||||
агрегата |
работы в ч |
в МВт |
шений |
го проката МСт.З, разру |
||
|
|
в кг |
||||
|
|
|
|
шения глубиной |
3—5 мм |
|
4 |
6 833 |
82,5 |
150 |
появляются после |
13 000 ч |
|
эксплуатации. |
|
|||||
19 |
9 200 |
106,0 |
450 |
ГЭС им. |
||
На Волжской |
||||||
7 |
13 658 |
87,0 |
600 |
XXII съезда КПСС (Я = |
||
8 |
17 000 |
77,0 |
650 |
22 м) камера рабочего ко |
||
11 |
18 370 |
93,8 |
800 |
леса разрушилась на глу |
||
12 |
22 686 |
90 |
800 |
бину 5 мм за 7000 ч. |
||
Соотношения |
между |
|||||
|
|
|
|
кавитационной стойкостью нержавеющей и углероди стой сталей в условиях эксплуатации камер рабочих колес
можно |
видеть на примере турбины № 19 Волжской ГЭС имени |
|
В. И. Ленина. За 20 000 ч работы средний пояс камеры, |
изготов |
|
ленный |
из биметалла МСт.З + 0X13, не имел следов |
эрозии, |
в то время как следующий за ним пояс из стали МСт.З разрушился на глубину 10 мм.
Камера |
рабочего |
колеса турбины Боткинской |
ГЭС (N = |
||
107 МВт; Я |
= |
17,5 м; |
D x = 9,3 м), изготовленная |
из |
биметалла |
МСт.З + 0X13, |
за 17 000 ч эксплуатации не имела |
разрушений, |
а следующее за ней фундаментное кольцо из стали МСт.З разру шилось на глубину до 5 мм.
Однако на некоторых ГЭС кавитационные разрушения имеются
и на камерах из нержавеющей стали. Так, например, |
на турби |
||
нах Борисоглебской ГЭС (Я = 19 м) камера рабочего |
колеса |
из |
|
стали 0X13 за 21 000 ч разрушилась |
на глубину 0,5—0,8 |
мм. |
|
На поворотнолопастных турбинах |
наблюдаются |
также |
не |
значительные кавитационные разрушения на корпусе рабочего колеса, изготовляемом из углеродистой стали. Зоны эрозии рас полагаются между окнами—ниже оси поворота лопастей. За
60
25 000—30 000 ч эксплуатации разрушения на корпусе рабочего колеса турбин Волжских ГЭС достигают площади 500 Х300 мм с максимальной глубиной 3—5 мм.
11. КАВИТАЦИЯ В РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫХ ТУРБИНАХ
Для радиально-осевых гидротурбин, так же как и для пово ротнолопастных, характерны три типа кавитации— профильная, щелевая и местная. Однако основные разрушения вызываются профильной кавитацией. Щелевая и местная кавитации имеют второстепенное значение.
Под действием профильной кавитации в основном разрушается тыльная сторона лопастей. В зависимости от типа рабочего ко леса и режима работы турбины зона эрозии занимает те или иные участки лопасти. В большинстве случаев зона эрозии располо жена вблизи нижнего обода рабочего колеса. Иногда эрозии под вержена внутренняя поверхность нижнего обода. На некоторых турбинах кавитационной эрозии подвержен участок отсасываю щей трубы, расположенный сразу за ободом.
Щелевая кавитация на радиально-осевых гидротурбинах воз никает в зазоре, образуемом нижним ободом рабочего колеса и нижним кольцом направляющего аппарата. Разрушению под вержены верхний торец нижнего обода и обращенная к нему плоскость нижнего кольца направляющего аппарата.
Возникновение щелевой кавитации связано с износом лаби ринтных уплотнений, имеющим место в турбинах, работающих на воде с большим содержанием песчаных частиц. Турбины, ра ботающие на чистой воде, как правило, за счет щелевой кавита ции не разрушаются.
Местная кавитация радиально-осевых турбин встречается за разгрузочными отверстиями в верхнем ободе рабочего колеса. Обычно интенсивная кавитация возникает в этих зонах лишь при больших напорах.
В настоящее время на отечественных гидроэлектростанциях наиболее распространены три типа рабочих колес Р0123, Р0211,
Р082. Эти колеса имеют близкую форму лопасти, отличающуюся
восновном лишь высотой. На турбинах, изготовленных в послед ние годы, применены новые профили Р0662, Р0697, Р0728.
Рассмотрим кавитационную эрозию турбин, оборудованных рабочими колесами перечисленных типов. Для анализа эрозион ных процессов был выбран начальный период эксплуатации тур бин, когда рабочие колеса еще не подвергались ремонтным ра
ботам. Режимы эксплуатации — N, |
Н, |
Hs — на большинстве |
||
гидроэлектростанций фиксировались |
ежедневно. |
|
||
Кавитационный коэффициент установки для радиально-осе |
||||
вых турбин подсчитывался по следующей формуле: |
|
|||
Оуст — |
10,0 — H s — 900V + |
2 |
(11.27) |
|
Я |
|
|
61
о
to
|
|
и |
Наименова ниеГЭС |
к |
|
1.Днепровская
2Княжегубская
3Комсомоль ская 1
4Нива-II
5Усть-Камено
горская ;6 Мингечаур-
ская 17 Бухтармин-
ская
8Нива-I II
9Баксанская 2
10Братская
Тип рабочего колеса
Р0123
Р0211
Р0123
Р0123
Р0123
Р0211
Р0211
Р082
Р082; Р0662; Р0697 Р0662
Основные параметры турбин
Диаметр ра бочего коле са D1 - в м |
Число обо ротов в ми нуту |
Мощность Мрасч; колебания мощ ности в МВт |
Расчетный нап°Р я Расч: колебания напора в м |
Высота отса сывания н 3 в м |
|
|
|
|| |
|
5,45 |
83,3 |
75; —54 |
36,3; |
4,2—1,0 |
|
|
|
26,7— |
|
|
|
|
39,4 |
|
4,10 |
100 |
33; |
34; |
0,5-г---- 1 |
3,0 |
150 |
20—35 |
30—37 |
—0,2-:---- 0,6 |
21 |
35,5; |
|||
|
|
|
35,3— |
|
|
|
|
41,0 |
|
2,5 |
187,5 |
15,3 |
36; |
1,0—0,2 |
|
|
|
35—37 |
|
5,45 |
83,3 |
85; —56 |
40; |
1,5 |
|
|
|
—38,9 |
|
4,1 |
125 |
61,5; |
52; |
2,0—0,5 |
|
|
—45 |
— 58,5 |
1,2—0,3 |
4,1 |
125 |
77; |
61; |
|
|
|
20—72 |
60—64 |
|
2,95 |
187,5 |
38,5; |
74; |
0,5^---- 0,2 |
|
|
22—38 |
72—75 |
|
1,2 |
500 |
8,8; |
90; |
0,7—0 |
|
|
3—9 |
90—91 |
|
5,5 |
125 |
230 |
96; |
О-ь—1 |
|
|
|
106—92 |
|
|
|
Т а б л и ц а |
II.5 |
|
ь |
\о |
|
Материал рабочего |
колеса |
а |
|
|
|
|
о |
>» |
to |
|
|
>> |
ЬН |
|
|
|
to |
ja |
|
|
|
0,24 |
0,20 |
1,01— 1,6 |
Сталь |
25 |
0,27— |
0,12— |
2,0—3,0 |
ЗОЛ |
|
0,35 |
0,15 |
1,30 |
ЗОЛ |
|
0,26 |
0,20 |
|||
0,28 |
0,20 |
1,4 |
25Л |
|
0,23 |
0,20 |
1,15 |
25Л |
|
0,16 |
0,14 |
1,15 |
ЗОЛ |
|
0,14— |
0,12— |
1,23 |
ЗОЛ; |
|
0,20 |
0,14 |
|
30Л + |
|
|
|
|
+ 1Х18Н9Т |
|
0,14 |
0,09 |
1,55 |
25Л |
|
0,10 |
0,09 |
1,1 |
ЗОЛ |
|
0,11 |
0,08 |
1,2— 1,6 |
20ГСЛ+ |
|
0,13 |
0,09 |
|
+ 1Х18Н9Т; |
|
|
|
|
0Х12НДЛ |
1 |
Вода, |
проходя щая |
через турбины, |
содержи! |
взвешенньie частицы, |
2 |
Вода, |
проходя щая |
через ту] >бины, |
содержи |
т большое количество песчаных чааГИЦ. |