Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(в зонах, аналогичных турбине Цим­ лянской ГЭС) глубина разрушений на нержавеющей стали за 7100 ч достигла 5 мм. При этом режимы работы турбины не выходили за до­ пустимые пределы эксплуатационной

характеристики. Напор

за этот пе­

риод эксплуатации

изменялся от 61,8

до 62,5 м,

a Hs изменилась о т—4,1

до — 5,2

м, при

этом

N = 35—

60МВт.

Анализ кавитационных разруше­

 

Ч

 

ний

камер

рабочих

колес

показы­

 

 

вает,

что

основная

зона поврежде­

 

О

 

 

*

 

ний

располагается

ниже оси

пово­

 

и

 

 

 

рота

лопастей (рис.

11.11).

Наблю­

 

К

 

 

D*

 

даемые

на некоторых турбинах

зоны

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кавитационной эрозии выше оси по­

 

г

 

ворота лопастей связаны, очевидно,

 

 

с неровностями

верхних

поясов

ка­

 

то

 

меры.

Характерно,

что такие раз­

 

*

«

 

а

рушения имеются только на штампо­

 

S

N

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<п >-<

сварных конструкциях

камеры.

 

 

Он ч

 

 

ff>

На

некоторых

камерах (Цимлян­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

»а

н

ская,

Нарвская

ГЭС)

разрушения

 

О 5

 

S5

5

располагаются пятнами в соответст­

 

S

I

вии

с

числом

направляющих

ло­

 

О 00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то ^

паток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

W,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Многие

камеры рабочих колес на

Сэ

ва

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

то

 

Волжских ГЭС, на Цимлянской,

 

а

 

 

J3

 

Нарвской,

Борисоглебской

 

гидро­

 

и

 

электростанциях

 

начинают

 

разру­

 

о

 

 

 

 

ГО

 

шаться

с

места стыкового

соедине­

 

 

 

 

 

 

ния фланцев среднего и нижнего

 

 

 

поясов

камеры.

Это говорит о суще­

 

 

 

ствовании уступа в месте стыка. Ши­

арина полосы разрушения камер об­ следованных турбин колеблется от 300 мм на Верхне-Свирской ГЭС до 3000 мм на Волжских ГЭС, что со­ ставляет по отношению к диаметру рабочего колеса 0,04—О.ЗГЦ.

Для количественной характери­ стики разрушений углеродистых ка­ мер приведем разультаты обследо­ вания нескольких агрегатов Волж­ ской ГЭС им. XXII съезда КПСС

(табл. II.4).

58

59

 


Агрегаты работали при среднем напоре 20—22 м и средней высоте отсасывания от — 2,5 до — 3,0 м.

Интенсивность эрозии камер рабочих колес, которую лучше характеризовать глубиной кавитационных разрушений за опре­ деленный период эксплуатации, существенно зависит от напора.

Так, например, на

турбине Нижне-Свирской ГЭС ( # = 1 1 м)

первые разрушения

на нижнем поясе камеры, изготовленном

из стали ЗОЛ, появились после —50 000 ч эксплуатации.Глубина повреждений — до 5 мм.

На турбинах Верхне-Свирской ГЭС (# = 14 м) кавитацион­ ная эрозия глубиной до 6 мм возникла на камере рабочего колеса

 

 

Т а б л и ц а II.4

(материал—сталь ЗОЛ) по­

 

 

сле 35 000 ч эксплуатации.

Объем разрушений камер рабочих колес

На камерах рабочих ко­

турбин Волжской ГЭС им. X X II

съезда КПСС

лес Волжской ГЭС имени

 

 

 

 

Номер

Время

Ncp

Объем

В. И. Ленина (Я = 19 м),

разру­

изготовленных из листово­

агрегата

работы в ч

в МВт

шений

го проката МСт.З, разру­

 

 

в кг

 

 

 

 

шения глубиной

3—5 мм

4

6 833

82,5

150

появляются после

13 000 ч

эксплуатации.

 

19

9 200

106,0

450

ГЭС им.

На Волжской

7

13 658

87,0

600

XXII съезда КПСС (Я =

8

17 000

77,0

650

22 м) камера рабочего ко­

11

18 370

93,8

800

леса разрушилась на глу­

12

22 686

90

800

бину 5 мм за 7000 ч.

Соотношения

между

 

 

 

 

кавитационной стойкостью нержавеющей и углероди­ стой сталей в условиях эксплуатации камер рабочих колес

можно

видеть на примере турбины № 19 Волжской ГЭС имени

В. И. Ленина. За 20 000 ч работы средний пояс камеры,

изготов­

ленный

из биметалла МСт.З + 0X13, не имел следов

эрозии,

в то время как следующий за ним пояс из стали МСт.З разрушился на глубину 10 мм.

Камера

рабочего

колеса турбины Боткинской

ГЭС (N =

107 МВт; Я

=

17,5 м;

D x = 9,3 м), изготовленная

из

биметалла

МСт.З + 0X13,

за 17 000 ч эксплуатации не имела

разрушений,

а следующее за ней фундаментное кольцо из стали МСт.З разру­ шилось на глубину до 5 мм.

Однако на некоторых ГЭС кавитационные разрушения имеются

и на камерах из нержавеющей стали. Так, например,

на турби­

нах Борисоглебской ГЭС (Я = 19 м) камера рабочего

колеса

из

стали 0X13 за 21 000 ч разрушилась

на глубину 0,5—0,8

мм.

На поворотнолопастных турбинах

наблюдаются

также

не­

значительные кавитационные разрушения на корпусе рабочего колеса, изготовляемом из углеродистой стали. Зоны эрозии рас­ полагаются между окнами—ниже оси поворота лопастей. За

60



25 000—30 000 ч эксплуатации разрушения на корпусе рабочего колеса турбин Волжских ГЭС достигают площади 500 Х300 мм с максимальной глубиной 3—5 мм.

11. КАВИТАЦИЯ В РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫХ ТУРБИНАХ

Для радиально-осевых гидротурбин, так же как и для пово­ ротнолопастных, характерны три типа кавитации— профильная, щелевая и местная. Однако основные разрушения вызываются профильной кавитацией. Щелевая и местная кавитации имеют второстепенное значение.

Под действием профильной кавитации в основном разрушается тыльная сторона лопастей. В зависимости от типа рабочего ко­ леса и режима работы турбины зона эрозии занимает те или иные участки лопасти. В большинстве случаев зона эрозии располо­ жена вблизи нижнего обода рабочего колеса. Иногда эрозии под­ вержена внутренняя поверхность нижнего обода. На некоторых турбинах кавитационной эрозии подвержен участок отсасываю­ щей трубы, расположенный сразу за ободом.

Щелевая кавитация на радиально-осевых гидротурбинах воз­ никает в зазоре, образуемом нижним ободом рабочего колеса и нижним кольцом направляющего аппарата. Разрушению под­ вержены верхний торец нижнего обода и обращенная к нему плоскость нижнего кольца направляющего аппарата.

Возникновение щелевой кавитации связано с износом лаби­ ринтных уплотнений, имеющим место в турбинах, работающих на воде с большим содержанием песчаных частиц. Турбины, ра­ ботающие на чистой воде, как правило, за счет щелевой кавита­ ции не разрушаются.

Местная кавитация радиально-осевых турбин встречается за разгрузочными отверстиями в верхнем ободе рабочего колеса. Обычно интенсивная кавитация возникает в этих зонах лишь при больших напорах.

В настоящее время на отечественных гидроэлектростанциях наиболее распространены три типа рабочих колес Р0123, Р0211,

Р082. Эти колеса имеют близкую форму лопасти, отличающуюся

восновном лишь высотой. На турбинах, изготовленных в послед­ ние годы, применены новые профили Р0662, Р0697, Р0728.

Рассмотрим кавитационную эрозию турбин, оборудованных рабочими колесами перечисленных типов. Для анализа эрозион­ ных процессов был выбран начальный период эксплуатации тур­ бин, когда рабочие колеса еще не подвергались ремонтным ра­

ботам. Режимы эксплуатации — N,

Н,

Hs — на большинстве

гидроэлектростанций фиксировались

ежедневно.

 

Кавитационный коэффициент установки для радиально-осе­

вых турбин подсчитывался по следующей формуле:

 

Оуст —

10,0 — H s — 900V +

2

(11.27)

Я

 

 

61


о

to

 

­

и

Наименова ниеГЭС

к

 

1.Днепровская

2Княжегубская

3Комсомоль­ ская 1

4Нива-II

5Усть-Камено­

горская ;6 Мингечаур-

ская 17 Бухтармин-

ская

8Нива-I II

9Баксанская 2

10Братская

Тип рабочего колеса

Р0123

Р0211

Р0123

Р0123

Р0123

Р0211

Р0211

Р082

Р082; Р0662; Р0697 Р0662

Основные параметры турбин

Диаметр ра­ бочего коле­ са D1 - в м

Число обо­ ротов в ми­ нуту

Мощность Мрасч; колебания мощ­ ности в МВт

Расчетный нап°Р я Расч: колебания напора в м

Высота отса­ сывания н 3 в м

 

 

 

||

 

5,45

83,3

75; —54

36,3;

4,2—1,0

 

 

 

26,7—

 

 

 

 

39,4

 

4,10

100

33;

34;

0,5-г---- 1

3,0

150

20—35

30—37

—0,2-:---- 0,6

21

35,5;

 

 

 

35,3—

 

 

 

 

41,0

 

2,5

187,5

15,3

36;

1,0—0,2

 

 

 

35—37

 

5,45

83,3

85; —56

40;

1,5

 

 

 

—38,9

 

4,1

125

61,5;

52;

2,0—0,5

 

 

—45

— 58,5

1,2—0,3

4,1

125

77;

61;

 

 

20—72

60—64

 

2,95

187,5

38,5;

74;

0,5^---- 0,2

 

 

22—38

72—75

 

1,2

500

8,8;

90;

0,7—0

 

 

3—9

90—91

 

5,5

125

230

96;

О-ь—1

 

 

 

106—92

 

 

 

Т а б л и ц а

II.5

ь

 

Материал рабочего

колеса

а

 

 

 

о

to

 

 

>>

ЬН

 

 

to

ja

 

 

0,24

0,20

1,01— 1,6

Сталь

25

0,27—

0,12—

2,0—3,0

ЗОЛ

0,35

0,15

1,30

ЗОЛ

0,26

0,20

0,28

0,20

1,4

25Л

0,23

0,20

1,15

25Л

0,16

0,14

1,15

ЗОЛ

0,14—

0,12—

1,23

ЗОЛ;

0,20

0,14

 

30Л +

 

 

 

+ 1Х18Н9Т

0,14

0,09

1,55

25Л

0,10

0,09

1,1

ЗОЛ

0,11

0,08

1,2— 1,6

20ГСЛ+

0,13

0,09

 

+ 1Х18Н9Т;

 

 

 

0Х12НДЛ

1

Вода,

проходя щая

через турбины,

содержи!

взвешенньie частицы,

2

Вода,

проходя щая

через ту] >бины,

содержи

т большое количество песчаных чааГИЦ.