Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно,

Рк_____P d

_

__P d

 

2

2 , 2

У

У

___ Y

 

Ш2

— “к +

и2

 

н

 

н

 

~21н

 

 

 

 

 

°Vct

^р.к-

 

(11.38)

Кавитационный

коэффициент рабочего колеса

 

 

 

 

w \ — w\ — u\ + и\

U-2

(11.39)

 

 

°р. к — '

2§И

 

 

 

 

 

 

 

 

Кавитация в сопле будет отсутствовать, если давление в кожухе

р 2 = уВ * > уНас + pd.

(11.40

Кавитация на лопастях рабочего колеса будет отсутствовать при условии

 

рг = уВ* > уЯстр. к + pd.

(11.41)

Кавитационные

коэффициенты сопла ас и

рабочего колеса ор к

с точностью до

разности коэффициентов

сопротивления

£ при

изогональных режимах одинаковы для всей серии подобных турбин.

Выше (п. 7) было показано, что кавитационный коэффициент

реактивной

турбины

(II.6)

 

 

 

 

 

 

_

2

2 I 2

~~

2

. 2

f.

 

WK~~ и2+ с2

ик

+ w2

 

СТтурб

 

9 P H

 

 

^К"3'

Формулы (11.39) и (И.6) отличаются

тем, что в первой из них

отсутствуют

скорость

сходящего

с

рабочего

колеса потока с2

и потери энергии за рабочим колесом, так как в активных турби­ нах давление на выходе с рабочего колеса практически не зави­ сит от этих величин.

Выражение для кавитационного коэффициента установки с ре­ активной турбиной (II.5)

°уст ---

совпадает с левой частью формулы (11.34) при Hs = 0 и В * = В. Таким образом, для характеристики кавитационных качеств ковшовой турбины, так же как и реактивной, необходимо знать ее кавитационный коэффициент. Только для ковшовой турбины следует знать не один, а два коэффициента — сопла и рабочего

колеса.

69


Если известно из эксперимента или теоретически распреде­ ление давления по соплу или лопасти, то расчет можно вести по следующей формуле, аналогичной формуле (11.14)

 

Р к

 

В *

"Чурб

(11.42)

 

Я

На рис. 11.13 представлена характерная эпюра распределения давления по игле сопла ковшовой турбины, полученная экспери-

v кгс/смг

 

ментальным путем

[82].

Уже много

1,8

т

~ I

 

лет практикуется замер

распределе­

 

ния давления

по игле и насадка при

1,6

 

1

 

 

различных

открытиях

направляю­

 

1

 

 

1,4

 

 

 

щего

аппарата. Известны также тео­

 

1

1

у-1

1,2

 

 

ретические методы определения рас­

\ Т

\

 

пределения

давления путем построе­

Вг I,”

1

 

 

ния потенциального потока. На ЛМЗ,

1

 

например, проведена большая серия

0,8

 

 

ьЛ

расчетов

распределения

скоростей и

0,6

 

Профиль иглы

давлений

по поверхности проточной

0,0

 

 

p_L

7777/ )ГПТт

части сопел различной конфигурации

0 ,2

 

 

 

с использованием ЭВМ.

Все эти ма­

 

jJL 1 0

териалы позволяют определить мини­

О

4>

 

ч

 

мальное

давление

рк и по формуле

 

 

 

 

L иглы

(11.42)

подсчитать

кавитационный

Рис. 11.13.

Эпюры распределе­

коэффициент сопла цс. С ростом на­

ния давления по игле ковшовой

 

 

 

турбины:

пора Я давление рк будет уменьшать-

1 — исходная;

2 — при повышен­ -

ся (если стс >

0) и

при

некотором

 

 

 

ном

напоре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

В* ■

P d

 

 

 

 

(11.43)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

достигнет величины давления парообразования pd.

На рис. 11.13 штриховой линией показана эпюра давления при недопустимо большом напоре. Следовательно, для бескавитационной работы сопла турбина должна эксплуатироваться при напорах

g# ____ P d

Н< -----(11.44)

При исследованиях (экспериментальных или расчетных) рас­

пределения давления по

игле

не

всегда обнаруживаются

зоны

с пониженным давлением

{pjy

<

В *) [47]. Иногда это

может

быть следствием недостаточно тщательных исследований. Полоса низкого давления обычно невелика и имеет место лишь при не­ больших открытиях. Однако возможно и полное отсутствие зоны

70



Сниженного давления, если удается так спрофилировать сопло, что при всех его открытиях вдоль поверхностей иглы и насадка везде имеет место конфузорное течение. Тогда от входа в сопло до выхода давление монотонно падает от максимального до дав­ ления в кожухе. Возможно ли получить такое сопло—пока неизвестно. Требуется проведение специальных исследований. Однако очевидно, что путем рационального профилирования можно улучшить кавитационные качества сопла и добиваться возможности бескавитационной работы турбины при больших напорах.

При обтекании лопасти ковшовой турбины тоже нет принци­ пиальной неизбежности существования зон с пониженными дав­ лениями, в отличие от реактивных турбин, где такие зоны даже по расчетному распределению давления всегда присутствуют. В идеальном случае при обтекании лопасти ковшовой турбины вдоль любой линии тока на поверхности давление сначала нара­ стает от давления в кожухе до максимального (диффузорное течение) и затем падает до давления в кожухе (конфузорное те­ чение). Однако практически при движении лопасти по дуге актив­ ности, т. е. в период ее взаимодействия с напорной струей, на­ правление обтекающего потока непрерывно меняется и за счет взаимного влияния разных струек возможно появление зон с по­ ниженным давлением в районе входной и выходной кромок и ост­ рия ножа, где уровень давления в идеальном случае мало отли­ чается от давления в кожухе. Теоретически определить зоны пониженных давлений на лопастях с помощью известной мето­ дики [88 ] невозможно, так как эта методика исходит из допуще­ ния об отсутствии влияния соседних струек друг на друга. Экспе­ риментальные исследования обтекания неподвижной лопасти в этом отношениии тоже не могут помочь. Единственный путь — замер распределения давлений на лопасти вращающегося рабо­ чего колеса, причем обязательно в большом числе точек безынер­ ционными датчиками с малой базой (градиент давления и кривизна лопасти очень велики). Это задача технически очень сложная и пока далека от разрешения.

Таким образом, определить кавитационный коэффициент ра­ бочего колеса ор к в настоящее время не представляется возмож­ ным. Остается лишь статистическая обработка эксплуатацион­ ных данных по кавитационным разрушениям лопастей. Пока таких данных мало.

В начале настоящего параграфа отмечались факты кавита­ ционной эрозии боковой и тыльной поверхностей лопастей ков­ шовых турбин. Сходящий поток не обтекает, а лишь касается боковых поверхностей. Но этот поток сильно аэрирован и пред­ расположен к кавитации. При касании боковых поверхностей общий уровень давления равен давлению в кожухе, но за счет эжекции и недостаточной чистоты обработки могут создаваться местные зоны пониженного давления. Аналогичные явления

71


могут иметь место при касании напорной струи тыльной поверх­ ности. Кавитация тыльной поверхности и как следствие-— ухуд­ шение энергетических качеств могут быть уменьшены повышением качества обработки и применением специального профиля.

13. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ИНТЕНСИВНОСТЬ КАВИТАЦИОННОЙ ЭРОЗИИ

Под интенсивностью кавитационной эрозии следует понимать скорость процесса разрушения материала или потери веса, точ­ нее— объема детали в единицу времени. Существуют различличные способы измерения потерь объема. Наиболее простым и в то же время наиболее точным является весовой способ, когда объем определяется по потерям веса. При весовом способе взве­ шивание детали или образца производится до и после испытаний.

Рис. 11.14. Последовательность кавитационного разрушения по* верхности детали;

1—4 — зоны эрозии

Этот способ, широко применяемый в лабораторных условиях, непригоден для действующих ГЭС.

О потерях объема детали натурной турбины можно судить по расходу электродов при восстановительных работах. Однако проведенные наблюдения показывают, что расход электродов трудно контролируется, степень отходов при производстве работ у каждого сварщика различна, точность восстановления перво­ начальной поверхности недостаточна. Перечисленные факторы приводят к ошибке в измерениях в два-три раза.

Наиболее приемлемым способом определения объемных по­ терь детали в эксплуатационных условиях является метод непо­ средственного замера глубины и площади разрушения. Этот спо­ соб не требует сложных инструментов и зависит только от добро­ совестности исполнителя.

Имеющиеся сведения о развитии кавитационных разруше­ ний турбин показывают, что с течением времени глубина эрозии непрерывно возрастает, а увеличение площади эрозии постепенно замедляется. Последовательность этапов разрушения поверх­ ности схематично представлена на рис. 11.14.

Стабилизация площади эрозии объясняется постоянством ме­ ста возникновения и сжатия кавитационных каверн при опреде­

72

ленном режиме обтекания. Здесь следует иметь в виду, что такой процесс развития эрозии имеет место при условии, если разру­ шения относительно невелики и не влияют на характер обтекания.

На рис. П.14 можно видеть, что интенсивность эрозии в боль­ шей степени характеризуется глубиной разрушения за единицу времени. Следует отметить, что глубина разрушения, определяю­ щая прочностные характеристики детали, показательна также с точки зрения необходимости произвести ремонт. В связи с этим глубина разрушений за определенный период эксплуатации была выбрана основным критерием оценки интенсивности кавитацион­ ной эрозии в условиях действующих ГЭС.

При анализе влияния условий эксплуатации на интенсивность кавитационной эрозии были рассмотрены следующие факторы: а) длительность эксплуатации; б) заглубление турбины; в) раз­ меры и мощность агрегата; г) действующий напор.

Нужно отметить большие трудности при проведении подоб­ ного анализа, так как действие перечисленных факторов проис­

ходит

оновременно — меняются мощность

агрегата, напор

и

высота

отсасывания. В связи с этим при

анализе влияния

ка­

кого-либо фактора приходилось выбирать такой период эксплу­ атации, когда остальные условия работы существенно не менялись.

Влияние длительности эксплуатации на эрозию. Знание законо­ мерностей развития кавитационной эрозии во времени необхо­ димо для правильного прогнозирования глубины и объема раз­ рушений. Объем разрушений определяет сроки капитальных ремонтов, время простоя агрегата в ремонте, трудозатраты, по­ требное количество электродов и т. д. Отсюда понятно, насколько важно для эксплуатационного и ремонтного персонала ГЭС зна­ ние характера развития эрозии в процессе эксплуатации. Однако в опубликованной литературе отсутствуют сведения о развитии эрозии гидротурбин, имеются лишь отдельные данные по эрозии гребных винтов [16].

При анализе развития кавитационной эрозии в гидротурби­ нах были рассмотрены радиально-осевые и поворотнолопастные турбины. Детали проточной части рассматриваемых гидротур­ бин были изготовлены из углеродистой и из нержавеющей сталей. Наблюдение за развитием эрозии осуществлялось в начальный период эксплуатации, сразу же после пуска турбины. В этот период проточная часть турбины еще не ремонтировалась, и ма­ териал деталей соответствовал техническим условиям. Перио­ дичность проведения промежуточных осмотров состояния турбины составляла 3000—7000 ч эксплуатации. Глубина разрушений бралась максимальная. Для радиально-осевой турбины глубина

эрозии hmax

подсчитывалась

как средняя

по всем лопастям

 

U

^шах i

“Ь Л т а х 2 +

••• +

/! max т

/ т т л сч

 

"■щах ср —

 

т

 

у

 

где индексы

1, 2, . . . ,

т — номера

лопастей рабочего

колеса.

73