ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Высота отсасывания Hs отсчитывалась от середины напрайляющего аппарата.
Основные данные рассматриваемых турбин и режимы работы приведены в табл. II.5.
На всех обследованных турбинах кавитационной эрозии под верглись тыльные стороны лопастей.
Можно выделить три основных участка разрушений: за входной кромкой лопасти у нижнего обода;
на вертикальном участке лопасти, непосредственно за вход ной кромкой;
на участке, образуемом выходной кромкой и нижним ободом. Соотношения в степени эрозии каждого участка определяются типом рабочего колеса и условиями эксплуатации. На одних ГЭС основные разрушения наблюдаются около выходной кромки
лопастей |
(Нива-Ш, Баксан), |
на других — за входной кромкой |
(Братская). Существенно меняется и интенсивность эрозии. |
||
Рассмотрим более подробно эрозию турбин на отдельных ГЭС. |
||
Н а |
Д н е п р о в с к о й |
Г Э С первый осмотр турбин был |
произведен через 4000 ч эксплуатации. Турбина работала с Яср = = 35,5 м при # scр = 2,3 м. Зона кавитационных разрушений располагалась с тыльной стороны лопастей в районе выходных кромок и нижнего обода. Площадь разрушений на каждой ло пасти 0,13—0,25 м2, глубина — от следов до 5 мм.
Заварка кавитационных разрушений в первый период экс
плуатации производилась |
углеродистыми электродами один раз |
в год. |
рабочего колеса после 50 000 ч с на |
Рассмотрим состояние |
чала эксплуатации. Со времени предыдущего ремонта турбина проработала 7675 ч. Режимы работы агрегата Н = 34-н38 м,
Hs = — 1,0н-4 м.
Примерно 45% времени агрегат эксплуатировался с предель ными мощностями ^ 7 0 МВт, с нагрузками до 50 МВт, всего 4,5%. Коэффициент ka изменялся в пределах 1,1—1,6.
Кавитационные разрушения лопастей показаны на рис. 11.12. Площадь эрозии каждой лопасти возросла до 0,4— 1 м2. Глубина эрозии — до 10— 15 мм. В дальнейшем площадь эрозии практи чески не изменялась, при этом размеры зоны эрозии составляли по выходной кромке 1100 мм, по нижнему ободу — 700 мм. Ин тересно отметить, что облицовка полосами из стали 1Х18Н9Т, установленная на одной из лопастей, вообще не подвергалась разрушению (лопасть 1).
В настоящее время при заварке кавитационных разрушений нержавеющими электродами межремонтный период составляет
4—5 лет.
Н а К н я ж е г у б с к о й Г Э С в первые годы эксплуа тации кавитационная эрозия вообще отсутствовала. В то же время детали проточной части турбины, в том числе и рабочее колесо, были изготовлены из обычной углеродистой стали без какой-
63
либо защиты от эрозии. Небольшие участки кавитационной сыпи размером 100x200 мм и глубиной до 2 мм были впервые обнару жены через семь лет эксплуатации (35 000 ч). Зона эрозии распо
ложена за входной кромкой |
около |
нижнего обода. |
Н а К о м с о м о л ь с к о й |
ГЭС |
кавитационные разрушения |
занимают участок лопасти в районе выходной кромки и нижнего обода. Глубина эрозии достигает 7 мм за 11 000 ч эксплуатации. Размеры зоны эрозии 500x700 мм.
Рис. 11.12. Кавитационная эрозия рабочего колеса радиально осевой турбины Днепровской ГЭС. Вид снизу
Н а Г Э С Н и в а - I I разрушения расположены в углу, образуемом выходной кромкой и нижним ободом. Интенсивность эрозии невелика •— за 10 000 ч работы глубина повреждений 1 мм. Максимальная площадь эрозии на лопасти 300x200 мм.
Н а У с т ь - К а м е н о г о р с к о й Г Э С в отличие от Днепровской ГЭС, имеющей такие же турбины, зона максималь ной кавитационной эрозии расположена на вертикальном участке входных кромок лопастей. Это объясняется, очевидно, несколько большим напором на Усть-Каменогорской ГЭС. Глубина эрозии за 12 000 ч эксплуатации 12 мм. Площадь эрозии на входной кромке лопасти 1000x200 мм, около нижнего обода — 400x300 мм.
64
Н а М и н г е ч а у р с к о й |
ГЭС первый обмотр турбины |
был произведен через 7000 ч. |
Глубина кавитационной эрозии |
на лопастях достигала 8 мм. Следующий осмотр был произведен через 22 300 ч. Кавитационные разрушения к этому времени достигли значительной величины. Наибольшие повреждения раз мером 600x500 мм и глубиной до 30 мм расположены вблизи выходной кромки и нижнего обода. Вторая зона повреждений находится за входной кромкой также около нижнего обода; Размеры зоны 500x300 мм, глубина — до 30 мм. Третья зона — на вертикальном участке входной кромки лопасти. Размеры
повреждений 500x150 мм, глубина — до |
20 мм. |
Н а Б у х т а р м и н с к о й Г Э С |
кавитационные разру- |
шения лопастей рабочего колеса расположены около нижнего обода, за входной кромкой, размером 400x500 мм и у выходной кромки размером 900x400 мм. Глубина разрушений за 12 000 ч — 9 мм.
На ГЭС Нива-Ш основная зона эрозии расположена на выход ной кромке лопасти вблизи нижнего обода. Размеры зоны эрозии 300X250 мм. Глубина повреждений за 10 000 ч — 5 мм. Кроме
основной зоны существуют разрушения и на |
входной кромке, |
|
но с интенсивностью |
значительно меньшей. |
значительным со |
Б а к с а н с к а я |
Г Э С характеризуется |
держанием песчаных частиц в воде, проходящей через турбины. В связи с этим проточная часть турбины подвержена интенсив ному абразивному износу. Однако под действием песчаных ча стиц изнашивается напорная сторона лопастей, тыльная сторона подвергается в основном кавитационному разрушению.
Зоны кавитационной эрозии на рабочем колесе Р082 распо ложены, как и на ГЭС Нива-Ш, на выходной кромке лопастей, вблизи нижнего обода. Глубина эрозии на рабочем колесе из стали ЗОЛ — 6 мм за 5000 ч эксплуатации. Площадь зоны эрозии одной лопасти до 200x140 мм.
Разрушение лопастей рабочего колеса Р0662 происходит полосой вдоль всего нижнего обода. Максимальные разрушения под выходной кромкой соседней лопасти и на самой выходной кромке. Глубина разрушений такая же, как и на колесе Р082.
При наплавке зон эрозии нержавеющими хромоникелевыми электродами или при изготовлении рабочих колес из нержавею щей стали эрозия почти полностью исчезает.
Н а Б р а т с к о й Г Э С пуск первых турбин производился при напоре, равном 50% # расч. Однако к концу монтажа напор достиг расчетного значения.
Для анализа кавитационной эрозии рассмотрим опыт эксплуа тации последнего По монтажу агрегата (станционный № 8). Осо бенностью этого агрегата является то, что лопасти рабочего ко леса изготовлены из нержавеющей стали 0Х12НДЛ. Остальные рабочие колеса на Братской ГЭС изготовлены из стали 20ГСЛ с облицовкой 1Х18Н9Т.
5 Н. И. Пылаев |
65 |
Проточная Часть турбины № 8 осматривалась дважды, после 6318 и после 20 426 ч эксплуатации. За время эксплуатации напор и высота отсасывания менялись незначительно: Н = 100ч-105 м; Hs = —0,6ч-----1,2 м. Турбина работала в широком диапазоне нагрузок с преобладанием во втором периоде предельных мощ
ностей. За все время |
эксплуатации |
коэффициент |
ka изменялся |
в пределах 1,2— 1,6, |
т. е. режимы работы турбины находились |
||
на достаточном удалении от кавитационного срыва. |
|||
За время первого |
осмотра было |
установлено |
следующее. |
Основная зона кавитационных разрушений расположена за вход ной кромкой лопасти. Максимальная площадь эрозии 500x270 мм, глубина разрушений на отдельных лопастях колеблется от 0,5 до 5 мм. Кроме этого участка на шести из 14 лопастей разрушения появились в районе выходной кромки и нижнего обода. Площадь эрозии в этой зоне достигает на отдельных лопастях размеров 200x170 мм, а глубина — 2 мм.
Второй осмотр, проведенный после 20 426 ч, выявил значи тельное возрастание как глубины, так и площади кавитацион ной эрозии. Зона эрозии за входной кромкой возросла до 500 X Х500 мм при глубине на большинстве лопастей до 10 мм, а на трех лопастях — до 28—40 мм. Эрозия вблизи выходных кромок появилась почти на всех лопастях. Максимальная площадь эро зии 500x500 мм при глубине до 5 мм.
При анализе кавитационной эрозии рабочего колеса турбины Братской ГЭС можно заметить существенное отличие как пло щадей, так и глубины эрозии отдельных лопастей. Например, глубина эрозии за входной кромкой меняется от 4 до 40 мм, т. е. в 10 раз. Такое различие в интенсивности эрозии лопастей может быть объяснено отклонениями в геометрии лопастной системы. Однако контрольные замеры входных кромок, расстояний в свету между лопастями, шага лопастей не выявили каких-либо суще ственных отклонений — размеры рабочего колеса находились в пределах допусков. Это говорит о том, что существующие ме тоды контроля формы рабочих колес радиально-осевых турбин не обеспечивают надежной проверки лопастных каналов.
Приведенные примеры кавитационной эрозии характеризуют профильную кавитацию.
Щелевая и местная кавитации на радиально-осевых турбинах встречаются лишь на отдельных гидроэлектростанциях. Так, на пример, на турбине Комсомольской ГЭС за счет щелевой кавита ции плоскость нижнего кольца направляющего аппарата, обра щенная к нижнему ободу рабочего колеса, разрушилась на глу бину до 25 мм.
На Гюмушской ГЭС (рабочее колесо Р0246; N — 55,2 МВт; Н = 285 м; п = 375 об/мин) кавитационные разрушения за раз грузочными отверстиями в верхнем ободе рабочего колеса, изго товленного из нержавеющей стали 20Х13НЛ, достигли глубины 10 мм. Период эксплуатации — примерно 20 000 ч. В то же время
66
разрушения под действием профильной кавитации на большин стве лопастей отсутствуют и лишь на некоторых, на самой выход ной кромке, наблюдается сыпь глубиной до 0,5 мм, площадью
—10 см2.
12. КАВИТАЦИЯ В КОВШОВЫХ ТУРБИНАХ
Опыт эксплуатации ковшовых турбин показывает, что на не которых ГЭС имеются интенсивные разрушения игл и насадков направляющих аппаратов вследствие кавитационной эрозии. Дан ные по кавитационной эрозии игл и насадков приводились в ра боте [78] по турбинам Гизельдон ГЭС до их реконструкции в 1955 г., а также довольно часто публикуются в зарубежной литературе. В то же время известны гидростанции, оборудован ные ковшовыми турбинами, на которых иглы и насадки годами работают без видимых разрушений, причем наличием или отсут ствием наносов в используемой воде не удается объяснить раз ную интенсивность изнашивания.
На некоторых гидростанциях обнаруживаются небольшие зоны разрушений внутренней поверхности лопастей. На турбинах Шаори ГЭС (N = 10 МВт, Н = 478 м) имеют место кавитацион ные разрушения боковых поверхностей лопастей в зоне выход ной кромки. Г. Ямосаки [88] обращает внимание на разрушения тыльных поверхностей лопастей.
Кавитационная эрозия наносит ущерб эксплуатации не только из-за необходимости ремонтов и простоев агрегата, но и из-за существенного снижения энергетических качеств.
По данным ЛМЗ, увеличение шероховатости иглы до 1 мм при диаметре сопла dT = 40 мм и напоре Н = 40 м приводит к сни жению к. п. д. турбины примерно на 1,0%.
Рассмотрим условия возникновения кавитации в ковшовых турбинах аналогично тому, как это было сделано выше в отно
шении реактивных |
турбин. |
|
|
Составим уравнения Бернулли для некоторой точки к на по |
|||
верхности иглы и точки 1 в |
струе на достаточном |
расстоянии |
|
от сопла |
|
|
|
т |
+ - | = |
5 * + | г + А / г к Л - |
(и -28> |
Для простоты рассмотрим горизонтальное сопло, для кото рого разница в высотных отметках практически отсутствует. В * — напор, соответствующий давлению в кожухе турбины. Давление в кожухе может отличаться от атмосферного за счет эжекции струй. Кроме того, в последнее время появляются ков шовые турбины с регулируемым давлением в кожухе. Такие тур бины имеют определенные преимущества перед обычными турби нами с открытым кожухом. Во-первых, они позволяют утили зировать интервал колебания нижнего бьефа, который у обычных
5* |
67 |
ковшовых турбин полностью теряется, во-вторых, созданием вакуума в кожухе можно уменьшить вентиляционные потери, сократить пенообразование под рабочим колесом и улучшить качество напорной струи. Однако одновременно ужесточаются кавитационные условия работы турбины.
Скорость после выхода струи из сопла в точке 1
|
ci = Ф УЩ Й - |
= / 2 gH (1 - Co-i). |
(П.29) |
||||
Точка 0 — на входе в турбину. |
|
|
|
|
|||
Потери напора |
на участке от точки к до точки 1 |
|
|||||
|
|
|
ДАк-1 = &с-1Я. |
|
|
(П.ЗО) |
|
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
= Я* + |
Я (1 - |
£o-i) + |
Щ к-г = В* + |
Я (1 - |
So-к). |
(П.31) |
Если в точке /с поверхности |
иглы имеет |
место |
минимальное |
||||
давление, |
то |
|
|
|
|
|
|
■ Vн У |
в* —^ - |
/ с2 |
\ |
|
|
(II.32) |
|
|
--\'2^Г — ^ ^°'к) = °W— стурб- |
По общепринятым представлениям, как уже отмечалось, ка витация начнется в том случае, если
PK^P d |
(11.33) |
или, что то же самое, при
В*.—EiL с2
°УСТ — |
J j |
" ° Т у р б — 2g H ^ &>-«• |
(11.34) |
В данном случае кавитационный коэффициент отуРб отно сится к соплу, а потому удобнее его обозначить
с2 |
|
ас = 1 Й г - 1 + &>■«. |
(И-Зб) |
Аналогично найдем выражение для кавитационного коэффи циента рабочего колеса. Пусть в точке к на поверхности лопасти имеет место минимальное давление, точка 2 — на выходной кромке лопасти. Уравнение Бернулли в относительном движении
£к |
_ Р2 |
4- —- -2 ^+ С к-2Я. |
(11.36) |
у Ч |
2g |
|
|
На выходе с рабочего колеса активной турбины давление
Рг = уВ*. |
(11.37) |
68