Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Высота отсасывания Hs отсчитывалась от середины напрайляющего аппарата.

Основные данные рассматриваемых турбин и режимы работы приведены в табл. II.5.

На всех обследованных турбинах кавитационной эрозии под­ верглись тыльные стороны лопастей.

Можно выделить три основных участка разрушений: за входной кромкой лопасти у нижнего обода;

на вертикальном участке лопасти, непосредственно за вход­ ной кромкой;

на участке, образуемом выходной кромкой и нижним ободом. Соотношения в степени эрозии каждого участка определяются типом рабочего колеса и условиями эксплуатации. На одних ГЭС основные разрушения наблюдаются около выходной кромки

лопастей

(Нива-Ш, Баксан),

на других — за входной кромкой

(Братская). Существенно меняется и интенсивность эрозии.

Рассмотрим более подробно эрозию турбин на отдельных ГЭС.

Н а

Д н е п р о в с к о й

Г Э С первый осмотр турбин был

произведен через 4000 ч эксплуатации. Турбина работала с Яср = = 35,5 м при # scр = 2,3 м. Зона кавитационных разрушений располагалась с тыльной стороны лопастей в районе выходных кромок и нижнего обода. Площадь разрушений на каждой ло­ пасти 0,13—0,25 м2, глубина — от следов до 5 мм.

Заварка кавитационных разрушений в первый период экс­

плуатации производилась

углеродистыми электродами один раз

в год.

рабочего колеса после 50 000 ч с на­

Рассмотрим состояние

чала эксплуатации. Со времени предыдущего ремонта турбина проработала 7675 ч. Режимы работы агрегата Н = 34-н38 м,

Hs = — 1,0н-4 м.

Примерно 45% времени агрегат эксплуатировался с предель­ ными мощностями ^ 7 0 МВт, с нагрузками до 50 МВт, всего 4,5%. Коэффициент ka изменялся в пределах 1,1—1,6.

Кавитационные разрушения лопастей показаны на рис. 11.12. Площадь эрозии каждой лопасти возросла до 0,4— 1 м2. Глубина эрозии — до 10— 15 мм. В дальнейшем площадь эрозии практи­ чески не изменялась, при этом размеры зоны эрозии составляли по выходной кромке 1100 мм, по нижнему ободу — 700 мм. Ин­ тересно отметить, что облицовка полосами из стали 1Х18Н9Т, установленная на одной из лопастей, вообще не подвергалась разрушению (лопасть 1).

В настоящее время при заварке кавитационных разрушений нержавеющими электродами межремонтный период составляет

4—5 лет.

Н а К н я ж е г у б с к о й Г Э С в первые годы эксплуа­ тации кавитационная эрозия вообще отсутствовала. В то же время детали проточной части турбины, в том числе и рабочее колесо, были изготовлены из обычной углеродистой стали без какой-

63


либо защиты от эрозии. Небольшие участки кавитационной сыпи размером 100x200 мм и глубиной до 2 мм были впервые обнару­ жены через семь лет эксплуатации (35 000 ч). Зона эрозии распо­

ложена за входной кромкой

около

нижнего обода.

Н а К о м с о м о л ь с к о й

ГЭС

кавитационные разрушения

занимают участок лопасти в районе выходной кромки и нижнего обода. Глубина эрозии достигает 7 мм за 11 000 ч эксплуатации. Размеры зоны эрозии 500x700 мм.

Рис. 11.12. Кавитационная эрозия рабочего колеса радиально­ осевой турбины Днепровской ГЭС. Вид снизу

Н а Г Э С Н и в а - I I разрушения расположены в углу, образуемом выходной кромкой и нижним ободом. Интенсивность эрозии невелика •— за 10 000 ч работы глубина повреждений 1 мм. Максимальная площадь эрозии на лопасти 300x200 мм.

Н а У с т ь - К а м е н о г о р с к о й Г Э С в отличие от Днепровской ГЭС, имеющей такие же турбины, зона максималь­ ной кавитационной эрозии расположена на вертикальном участке входных кромок лопастей. Это объясняется, очевидно, несколько большим напором на Усть-Каменогорской ГЭС. Глубина эрозии за 12 000 ч эксплуатации 12 мм. Площадь эрозии на входной кромке лопасти 1000x200 мм, около нижнего обода — 400x300 мм.

64

Н а М и н г е ч а у р с к о й

ГЭС первый обмотр турбины

был произведен через 7000 ч.

Глубина кавитационной эрозии

на лопастях достигала 8 мм. Следующий осмотр был произведен через 22 300 ч. Кавитационные разрушения к этому времени достигли значительной величины. Наибольшие повреждения раз­ мером 600x500 мм и глубиной до 30 мм расположены вблизи выходной кромки и нижнего обода. Вторая зона повреждений находится за входной кромкой также около нижнего обода; Размеры зоны 500x300 мм, глубина — до 30 мм. Третья зона — на вертикальном участке входной кромки лопасти. Размеры

повреждений 500x150 мм, глубина — до

20 мм.

Н а Б у х т а р м и н с к о й Г Э С

кавитационные разру-

шения лопастей рабочего колеса расположены около нижнего обода, за входной кромкой, размером 400x500 мм и у выходной кромки размером 900x400 мм. Глубина разрушений за 12 000 ч — 9 мм.

На ГЭС Нива-Ш основная зона эрозии расположена на выход­ ной кромке лопасти вблизи нижнего обода. Размеры зоны эрозии 300X250 мм. Глубина повреждений за 10 000 ч — 5 мм. Кроме

основной зоны существуют разрушения и на

входной кромке,

но с интенсивностью

значительно меньшей.

значительным со­

Б а к с а н с к а я

Г Э С характеризуется

держанием песчаных частиц в воде, проходящей через турбины. В связи с этим проточная часть турбины подвержена интенсив­ ному абразивному износу. Однако под действием песчаных ча­ стиц изнашивается напорная сторона лопастей, тыльная сторона подвергается в основном кавитационному разрушению.

Зоны кавитационной эрозии на рабочем колесе Р082 распо­ ложены, как и на ГЭС Нива-Ш, на выходной кромке лопастей, вблизи нижнего обода. Глубина эрозии на рабочем колесе из стали ЗОЛ — 6 мм за 5000 ч эксплуатации. Площадь зоны эрозии одной лопасти до 200x140 мм.

Разрушение лопастей рабочего колеса Р0662 происходит полосой вдоль всего нижнего обода. Максимальные разрушения под выходной кромкой соседней лопасти и на самой выходной кромке. Глубина разрушений такая же, как и на колесе Р082.

При наплавке зон эрозии нержавеющими хромоникелевыми электродами или при изготовлении рабочих колес из нержавею­ щей стали эрозия почти полностью исчезает.

Н а Б р а т с к о й Г Э С пуск первых турбин производился при напоре, равном 50% # расч. Однако к концу монтажа напор достиг расчетного значения.

Для анализа кавитационной эрозии рассмотрим опыт эксплуа­ тации последнего По монтажу агрегата (станционный № 8). Осо­ бенностью этого агрегата является то, что лопасти рабочего ко­ леса изготовлены из нержавеющей стали 0Х12НДЛ. Остальные рабочие колеса на Братской ГЭС изготовлены из стали 20ГСЛ с облицовкой 1Х18Н9Т.

5 Н. И. Пылаев

65


Проточная Часть турбины № 8 осматривалась дважды, после 6318 и после 20 426 ч эксплуатации. За время эксплуатации напор и высота отсасывания менялись незначительно: Н = 100ч-105 м; Hs = —0,6ч-----1,2 м. Турбина работала в широком диапазоне нагрузок с преобладанием во втором периоде предельных мощ­

ностей. За все время

эксплуатации

коэффициент

ka изменялся

в пределах 1,2— 1,6,

т. е. режимы работы турбины находились

на достаточном удалении от кавитационного срыва.

За время первого

осмотра было

установлено

следующее.

Основная зона кавитационных разрушений расположена за вход­ ной кромкой лопасти. Максимальная площадь эрозии 500x270 мм, глубина разрушений на отдельных лопастях колеблется от 0,5 до 5 мм. Кроме этого участка на шести из 14 лопастей разрушения появились в районе выходной кромки и нижнего обода. Площадь эрозии в этой зоне достигает на отдельных лопастях размеров 200x170 мм, а глубина — 2 мм.

Второй осмотр, проведенный после 20 426 ч, выявил значи­ тельное возрастание как глубины, так и площади кавитацион­ ной эрозии. Зона эрозии за входной кромкой возросла до 500 X Х500 мм при глубине на большинстве лопастей до 10 мм, а на трех лопастях — до 28—40 мм. Эрозия вблизи выходных кромок появилась почти на всех лопастях. Максимальная площадь эро­ зии 500x500 мм при глубине до 5 мм.

При анализе кавитационной эрозии рабочего колеса турбины Братской ГЭС можно заметить существенное отличие как пло­ щадей, так и глубины эрозии отдельных лопастей. Например, глубина эрозии за входной кромкой меняется от 4 до 40 мм, т. е. в 10 раз. Такое различие в интенсивности эрозии лопастей может быть объяснено отклонениями в геометрии лопастной системы. Однако контрольные замеры входных кромок, расстояний в свету между лопастями, шага лопастей не выявили каких-либо суще­ ственных отклонений — размеры рабочего колеса находились в пределах допусков. Это говорит о том, что существующие ме­ тоды контроля формы рабочих колес радиально-осевых турбин не обеспечивают надежной проверки лопастных каналов.

Приведенные примеры кавитационной эрозии характеризуют профильную кавитацию.

Щелевая и местная кавитации на радиально-осевых турбинах встречаются лишь на отдельных гидроэлектростанциях. Так, на­ пример, на турбине Комсомольской ГЭС за счет щелевой кавита­ ции плоскость нижнего кольца направляющего аппарата, обра­ щенная к нижнему ободу рабочего колеса, разрушилась на глу­ бину до 25 мм.

На Гюмушской ГЭС (рабочее колесо Р0246; N — 55,2 МВт; Н = 285 м; п = 375 об/мин) кавитационные разрушения за раз­ грузочными отверстиями в верхнем ободе рабочего колеса, изго­ товленного из нержавеющей стали 20Х13НЛ, достигли глубины 10 мм. Период эксплуатации — примерно 20 000 ч. В то же время

66


разрушения под действием профильной кавитации на большин­ стве лопастей отсутствуют и лишь на некоторых, на самой выход­ ной кромке, наблюдается сыпь глубиной до 0,5 мм, площадью

—10 см2.

12. КАВИТАЦИЯ В КОВШОВЫХ ТУРБИНАХ

Опыт эксплуатации ковшовых турбин показывает, что на не­ которых ГЭС имеются интенсивные разрушения игл и насадков направляющих аппаратов вследствие кавитационной эрозии. Дан­ ные по кавитационной эрозии игл и насадков приводились в ра­ боте [78] по турбинам Гизельдон ГЭС до их реконструкции в 1955 г., а также довольно часто публикуются в зарубежной литературе. В то же время известны гидростанции, оборудован­ ные ковшовыми турбинами, на которых иглы и насадки годами работают без видимых разрушений, причем наличием или отсут­ ствием наносов в используемой воде не удается объяснить раз­ ную интенсивность изнашивания.

На некоторых гидростанциях обнаруживаются небольшие зоны разрушений внутренней поверхности лопастей. На турбинах Шаори ГЭС (N = 10 МВт, Н = 478 м) имеют место кавитацион­ ные разрушения боковых поверхностей лопастей в зоне выход­ ной кромки. Г. Ямосаки [88] обращает внимание на разрушения тыльных поверхностей лопастей.

Кавитационная эрозия наносит ущерб эксплуатации не только из-за необходимости ремонтов и простоев агрегата, но и из-за существенного снижения энергетических качеств.

По данным ЛМЗ, увеличение шероховатости иглы до 1 мм при диаметре сопла dT = 40 мм и напоре Н = 40 м приводит к сни­ жению к. п. д. турбины примерно на 1,0%.

Рассмотрим условия возникновения кавитации в ковшовых турбинах аналогично тому, как это было сделано выше в отно­

шении реактивных

турбин.

 

 

Составим уравнения Бернулли для некоторой точки к на по­

верхности иглы и точки 1 в

струе на достаточном

расстоянии

от сопла

 

 

 

т

+ - | =

5 * + | г + А / г к Л -

(и -28>

Для простоты рассмотрим горизонтальное сопло, для кото­ рого разница в высотных отметках практически отсутствует. В * — напор, соответствующий давлению в кожухе турбины. Давление в кожухе может отличаться от атмосферного за счет эжекции струй. Кроме того, в последнее время появляются ков­ шовые турбины с регулируемым давлением в кожухе. Такие тур­ бины имеют определенные преимущества перед обычными турби­ нами с открытым кожухом. Во-первых, они позволяют утили­ зировать интервал колебания нижнего бьефа, который у обычных

5*

67


ковшовых турбин полностью теряется, во-вторых, созданием вакуума в кожухе можно уменьшить вентиляционные потери, сократить пенообразование под рабочим колесом и улучшить качество напорной струи. Однако одновременно ужесточаются кавитационные условия работы турбины.

Скорость после выхода струи из сопла в точке 1

 

ci = Ф УЩ Й -

= / 2 gH (1 - Co-i).

(П.29)

Точка 0 — на входе в турбину.

 

 

 

 

Потери напора

на участке от точки к до точки 1

 

 

 

 

ДАк-1 = &с-1Я.

 

 

(П.ЗО)

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

= Я* +

Я (1 -

£o-i) +

Щ к-г = В* +

Я (1 -

So-к).

(П.31)

Если в точке /с поверхности

иглы имеет

место

минимальное

давление,

то

 

 

 

 

 

 

■ Vн У

в* —^ -

/ с2

\

 

 

(II.32)

 

--\'2^Г — ^ ^°'к) = °W— стурб-

По общепринятым представлениям, как уже отмечалось, ка­ витация начнется в том случае, если

PK^P d

(11.33)

или, что то же самое, при

В*.—EiL с2

°УСТ

J j

" ° Т у р б — 2g H ^ &>-«•

(11.34)

В данном случае кавитационный коэффициент отуРб отно­ сится к соплу, а потому удобнее его обозначить

с2

 

ас = 1 Й г - 1 + &>■«.

(И-Зб)

Аналогично найдем выражение для кавитационного коэффи­ циента рабочего колеса. Пусть в точке к на поверхности лопасти имеет место минимальное давление, точка 2 — на выходной кромке лопасти. Уравнение Бернулли в относительном движении

£к

_ Р2

4- —- -2 ^+ С к-2Я.

(11.36)

у Ч

2g

 

 

На выходе с рабочего колеса активной турбины давление

Рг = уВ*.

(11.37)

68