ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Если рассматривать I как мощность импульсов (вплоть до самых слабых), разрушающих свинец, то следует принять наи меньшее значение а = 5. Для материалов повышенной прочности показатель а нужно увеличить (для латуни а — 6,6; для нержаве ющей стали —7).
Полученные |
закономерности развития кавитационной эрозии |
||||||||||||
в зависимости от скорости потока |
и линейных размеров обтекае |
||||||||||||
7 7 |
4mms/ c |
|
|
|
мого тела справедливы для кавитации |
в фор |
|||||||
|
|
|
ме пульсирующей каверны, связанной с те |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
лом. Для других форм кавитации, |
в частно |
||||||
|
|
|
|
|
|
сти для пузырьковой, результаты, возможно, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
будут несколько отличаться. Эти вопросы |
|||||||
|
|
|
|
|
|
требуют дальнейшего изучения и экспери |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ментального исследования. Однако кавита |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ция в виде пульсирующей каверны часто |
|||||||
|
|
|
|
|
|
встречается в гидротурбинах, и поэтому по |
|||||||
|
|
|
|
|
|
лученные зависимости |
в |
качестве |
первого |
||||
|
|
|
|
|
|
приближения уже могут быть использованы |
|||||||
|
|
|
|
|
|
при прогнозировании эрозии на вновь проек |
|||||||
|
|
|
|
|
|
тируемых турбинах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пересчет различных характеристик эро |
|||||||
|
|
|
|
|
|
зии с модели, |
имеющей диаметр рабочего ко |
||||||
|
|
|
|
|
|
леса D lM и напор Ям, на натуру |
(DlH |
н Дн) |
|||||
|
|
|
|
|
|
может быть выполнен |
только при |
условии |
|||||
|
|
|
|
|
|
кинематического подобия, |
т. е. |
при |
сохра |
||||
|
|
|
|
|
|
нении постоянства приведенных расхода и |
|||||||
|
|
|
|
|
|
оборотов, а также при равенстве кавитацион |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ных коэффициентов установки: |
|
|
|
|
|||
Рис. |
V.29. |
Влияние |
QlM ==Q\h, |
^1м — Щн! |
Пуст, м = |
Пуст- н- |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
скорости |
потока |
на |
Допустим, |
что для |
модельной |
турбины |
|||||||
интенсивность |
кави |
||||||||||||
тационной |
эрозии |
известно: |
|
потери материала |
в |
||||||||
|
|
|
|
|
|
(AV/At)M— объемные |
|||||||
|
|
|
|
|
|
единицу |
времени; |
|
|
|
|
||
|
(Ahcp/At)M = |
Fm — площадь |
зоны эрозии; |
пло |
|||||||||
|
(AV/AtF3)M— приращение |
средней |
по |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
щади глубины эрозии в еди |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ницу времени; |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
(Ahmax/At)M— приращение максимальной глу |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
бины повреждений |
в |
единицу |
||||
|
|
|
|
|
|
|
времени; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
h'M— интенсивность единичного уда |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ра, характеризуемая глубиной |
|||||||
Используя |
|
|
|
вмятины. |
|
|
|
(V.29) |
и |
||||
выражения (V.8), (V. 18)—(V.21), (V.28), |
|||||||||||||
учитывая связь скорости потока с напором |
v = ср |
|
|
а |
|||||||||
также |
полагая, |
что |
подверженные эрозии |
детали модельной |
и |
212
натурной турбин изготовлены из одного материала, например из нержавеющей стали (а = 7), получим для вновь проектируемой турбины:
(V.30)
(V.31)
(V.32)
(V.33)
(V.34)
Полученные закономерности справедливы при условии ис пользования для изготовления деталей проточной части модельной и натурной турбин одинаковой нержавеющей стали. Для мате риалов, подверженных коррозии, а также для разнородных мате риалов модели и натуры необходимо дополнительно вводить коэф фициент кавитационной стойкости материала е (п. 24).
Рассмотренные в настоящем параграфе закономерности, сви детельствующие о резком росте кавитационной эрозии с увеличе нием диаметра и напора установки, требуют определенных усло вий при моделировании. Необходимо, по возможности, исполь зовать модели большого диаметра и испытывать их при напорах, близких к натурным. Только в этом случае можно получить эро зию, достаточную для количественной оценки, и с минимальными погрешностями пересчитать ее на натуру. Применение для испы таний на эрозию модельных турбин с D] = 250 мм и с низкими напорами (Я = 10— 12 м) либо вообще не выявит эрозии (даже при использовании легкоразрушаемых покрытий), либо интенсив ность эрозии будет настолько мала, что достаточной точности при пересчете на натуру не получить.
При качественном сопоставлении различных лопастных систем следует учитывать также размах или ширину кавитационной ка верны. Увеличение ширины каверны при тех же скоростях потока приводит к росту интенсивности эрозии.
Г Л А В А VI |
З А Щ И ТА |
ОТ |
КАВИТАЦИИ |
27. СОЗДАНИЕ АНТИКАВИТАЦИОННЫХ ЛОПАСТНЫХ СИСТЕМ
Основной задачей при создании лопастной системы является обеспечение требуемой мощности. Но при этом необходимо, вопервых, чтобы энергетические качества турбины были достаточно высокими и, во-вторых, чтобы кавитационные характеристики были удовлетворительными.
Основным средством достижения указанных целей являются экспериментальные исследования, анализ и обобщение накоплен ного опыта. Существенную помощь оказывают при этом теория рабочего процесса, методы расчета обтекания. Они позволяют правильно ориентироваться в обилии экспериментального мате риала, разрабатывать основные направления дальнейших экспе риментальных исследований. Решать задачу чисто расчетным путем пока не представляется возможным, и, по-видимому, в ближайшее время не появится такая возможность. Дело в том, что существу ющие методы расчета обтекания предполагают жидкость, вопервых, идеальной, и во-вторых, некавитирующей. В действитель ности, вязкость вносит существенные коррективы в энергетические характеристики. Характер возникающей на лопастях кавитации тоже в большой степени зависит от особенностей пограничного слоя. С другой стороны, и сама кавитация оказывает обратное влияние на параметры обтекающего потока.
Однако сочетание расчетных и экспериментальных методов позволяет выработать полуэмпирический подход, когда по пара метрам течения, полученным для идеальной, некавитирующей жидкости, можно прогнозировать характер кавитационного обте кания вязкой жидкостью лопастей гидротурбин.
Из двух лопастных систем лучшей в кавитационном отношении является та, у которой при интересующем режиме работы по универсальной характеристике:
1) кавитация начинается при меньших значениях кавитацион
ного коэффициента установки аусг (меньшее значение а туРб); 2) кавитация начинает сказываться на энергетические пара
метры при меньших значениях кавитационного коэффициента установки Оуст (меньшее значение 0турб);
214
3)при значениях кавитационного коэффициента установки,
заключенных в интервале о Турб ^3= ОуСХ ^ сгТурб, имеют место наименее эрозионноопасные формы кавитации с более удовлетвори тельной локализацией.
Величина теоретического кавитационного коэффициента тур бины сг?уРб определяется по формуле (11.14) при известной рас четной эпюре распределения давления. Чем более выравнена эпюра на стороне разрежения, тем меньше величина сг*урб.
Величина кавитационного коэффициента турбины сгт>1рб опре деляется экспериментально при испытаниях на кавитационном стенде. Чем более выровнен поток за рабочим колесом, сходящий с лопастей, тем меньше величина атурб, тем она ближе к предельному значению сг1; определяемому по фор
мулам (IV. 13),(IV. 14),(IV. 16). Достиг нутый уровень в этом отношении отражен в номенклатуре реактивных гидротурбин (п.8).
Экспериментальные исследования решеток профилей позволяют связать расчетную эпюру распределения дав ления с формой возникающей кави тации. При наличии пика разреже ния создается пленочная, связанная с профилем кавитационная каверна.
Характер каверны, ее эрозионная опасность зависят от параметров пика разрежения. Исходя из условий формирования пограничного слоя на входной кромке лопасти, в работе [85] выведен следующий параметр для характеристики возникающей кавитации:
Ф = Хкр (1 — Pm in). |
(VI.1) |
где хкр — расстояние передней критической точки А |
от _носика |
профиля М (рис. V I.1), отнесенное к длине профиля; pmin — минимальный коэффициент давления, характеризующий пик раз режения.
Считается, что пик разрежения имеет место на носике профиля, где теоретическая скорость обтекания максимальна.
Экспериментальные исследования показали, что с увеличением параметра Ф кавитация переходит от гладкой пленочной каверны формы II к более вихревым формам I I I и IV. При испытании решеток лопастных систем высоконапорных поворотнолопастных рабочих колес ПЛ642 и ПЛ646 оказалось, что срывная кавитация
(форма IV) имеет место при значениях Ф |
500 10“4; пленочная |
|
с шероховатой поверхностью (форма III) — при 300-10~4 > Ф > |
||
Г> 30 -10“ 4; пленочная с гладкой |
каверной (форма II) — при |
|
Ф < ЗЛО-4. В диапазоне 30-10~4 > |
Ф > |
3 - 10~4 кавитация воз |
никает в форме, переходной от I I I |
ко II, |
|
215
Традиционные методы профилирования лопастей исходят из того, что при одинаковой нагруженности лучшим в кавитационном отношении является тот профиль, у которого более выровнена расчетная эпюра разрежения и соответственно больше минимальное давление (меньше теоретический кавитационный коэффициент). Между тем, как было показано выше (п. 3), при выровненной эпюре создается наиболее эрозиснноопасная пузырьковая форма кавитации. Причем, пузырьки генерируются в средней части профиля или в зоне ближе к входной кромке и замыкаются, про изводя разрушения, ближе к выходной кромке лопасти. В этом отношении значительно более благоприятны эпюры распределения давления, у которых максимум разрежения смещен к выходной кромке лопасти. Тогда замыкание кавитационных каверн будет происходить в основном за пределами лопасти и эрозия лопастей будет практически отсутствовать.
На некоторых радиально-осевых рабочих колесах такой эффект достигнут без ухудшения их энергетических качеств. Но даже если эрозия не будет устранена полностью, зона ее сместится к выходной кромке, где значительно легче восстанавливать по врежденную поверхность при ремонте.
Отсюда следуют пути создания антикавитационных лопастных систем на основе анализа расчетного обтекания. Пик разрежения на входной кромке должен быть таким, чтобы создавалась пленоч ная с гладкой поверхностью каверна или факельная кавитация. Минимум давления на стороне разрежения лопасти должен быть как можно ближе к выходной кромке. При этом абсолютная ве личина максимального давления должна быть по возможности больше. Следует стремиться к тому, чтобы поток на выходе из рабочего колеса был по возможности равномерным. Современные методы расчета позволяют создать такие лопастные системы.
Однако надо иметь в виду, что на кавитационные качества ло пастной системы очень большое влияние оказывают' технологи ческие отклонения при ее изготовлении. Из практики эксплуатации ГЭС известно, что номинально одинаковые лопасти одного и того же рабочего колеса часто подвержены существенно различным кави тационным разрушениям.
В осевых турбинах решающее влияние на эрозионную способ ность каверны оказывают условия обтекания входной кромки лопасти. Поэтому особое внимание при изготовлении и ремонтах лопастей следует обращать на качество выполнения входной кромки. Наличие на входной кромке волнистости, местных утоне ний и прочих дефектов поверхности приводит к возникновению местных очагов эрозии.
Экспериментальные исследования решеток профилей показали, что путем скругления входной кромки, которое приводит к умень шению величины и протяженности пика разрежения в широком диапазоне режимов^работы, можно добиться затягивания воз никновения кавитации и формирования менее эрозионноопасных
216
форм кавитаций. Если турбина работает в узком диапазоне ре жимов, можно соответствующим профилированием входной кромки уменьшить угол атаки и обеспечить значительное уменьшение интенсивности эрозии.
Подобная модификация входной кромки осуществлена на ло пастях рабочих колес Верхне-Туломской ГЭС и дала существен ный эффект.
Волнистость, шероховатость поверхности могут сыграть вред ную в кавитационном отношении роль не только в зоне входной кромки, но и в других частях лопасти. За местными неровностями происходит отрыв пограничного слоя. На осях вихрей образуются кавитационные каверны, которые, замыкаясь, производят кави тационные разрушения.
Из опыта эксплуатации известны эрозионные факелы за плохо заделанными монтажными отверстиями, за выступающими го ловками болтов, крепящих лопасть.
Для уменьшения вредного влияния щелевой кавитации не обходимо делать по возможности малые и равномерные зазоры лопасть—камера и лопасть—втулка. На турбинах ГЭС Джердап— Железные Ворота зазор лопасть—камера удалось снизить до 5— 6мм, т. е. до 0,0005^! вместо 0,00 по существующим нормативам.
Меридианное сечение проточной части в зоне рабочего колеса должно иметь удобообтекаемую форму с плавно искривленными образующими. С целью увеличения быстроходности рабочие кс леса турбин Красноярской ГЭС были сделаны с резко расши ряющейся выходной частью. Угол конусности а образующей наружного обода рабочего колеса был принят равным 20° вместо обычно применяющихся 12— 13°. В результате сразу за нижним кольцом направляющего аппарата поток отрывается, образуются между лопастями вихревые жгуты, приводящие к срывной кави тации и возникновению кавитационной эрозии.
Характер распределения давления по лопасти зависит от режима работы турбины. Желательно, чтобы на профилях всех решеток, составляющих лопастную систему в зоне эксплуатацион ных режимов, были аналогичные эпюры распределения давления,
.т. е. чтобы лопасть была как бы «равнопрочной» в кавитационном отношении.
Исследование некоторых из используемых в практике лопаст ных систем показывает, что они не удовлетворяют этому условию. Поэтому не удается найти такой режим работы, при котором эро зия отсутствовала бы или хотя бы существенно снижалась на всей лопасти в целом.
28. ВЫБОР РЕЖИМОВ РАБОТЫ ТУРБИН С ПОНИЖЕННОЙ КАВИТАЦИЕЙ
На эксплуатационной характеристике турбины нанесены линии постоянных значений предельной величины высоты отсасыва ния Hsдоп = const в зависимости от мощности и напора. Линии
217