Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если рассматривать I как мощность импульсов (вплоть до самых слабых), разрушающих свинец, то следует принять наи­ меньшее значение а = 5. Для материалов повышенной прочности показатель а нужно увеличить (для латуни а — 6,6; для нержаве­ ющей стали —7).

Полученные

закономерности развития кавитационной эрозии

в зависимости от скорости потока

и линейных размеров обтекае­

7 7

4mms/ c

 

 

 

мого тела справедливы для кавитации

в фор­

 

 

 

ме пульсирующей каверны, связанной с те­

 

 

 

 

 

 

лом. Для других форм кавитации,

в частно

 

 

 

 

 

 

сти для пузырьковой, результаты, возможно,

 

 

 

 

 

 

будут несколько отличаться. Эти вопросы

 

 

 

 

 

 

требуют дальнейшего изучения и экспери­

 

 

 

 

 

 

ментального исследования. Однако кавита­

 

 

 

 

 

 

ция в виде пульсирующей каверны часто

 

 

 

 

 

 

встречается в гидротурбинах, и поэтому по­

 

 

 

 

 

 

лученные зависимости

в

качестве

первого

 

 

 

 

 

 

приближения уже могут быть использованы

 

 

 

 

 

 

при прогнозировании эрозии на вновь проек­

 

 

 

 

 

 

тируемых турбинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересчет различных характеристик эро­

 

 

 

 

 

 

зии с модели,

имеющей диаметр рабочего ко­

 

 

 

 

 

 

леса D lM и напор Ям, на натуру

(DlH

н Дн)

 

 

 

 

 

 

может быть выполнен

только при

условии

 

 

 

 

 

 

кинематического подобия,

т. е.

при

сохра­

 

 

 

 

 

 

нении постоянства приведенных расхода и

 

 

 

 

 

 

оборотов, а также при равенстве кавитацион­

 

 

 

 

 

 

ных коэффициентов установки:

 

 

 

 

Рис.

V.29.

Влияние

QlM ==Q\h,

^1м — Щн!

Пуст, м =

Пуст- н-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скорости

потока

на

Допустим,

что для

модельной

турбины

интенсивность

кави­

тационной

эрозии

известно:

 

потери материала

в

 

 

 

 

 

 

(AV/At)M— объемные

 

 

 

 

 

 

единицу

времени;

 

 

 

 

 

(Ahcp/At)M =

Fm — площадь

зоны эрозии;

пло­

 

(AV/AtF3)M— приращение

средней

по

 

 

 

 

 

 

щади глубины эрозии в еди­

 

 

 

 

 

 

 

ницу времени;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ahmax/At)M— приращение максимальной глу­

 

 

 

 

 

 

 

бины повреждений

в

единицу

 

 

 

 

 

 

 

времени;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h'M— интенсивность единичного уда­

 

 

 

 

 

 

ра, характеризуемая глубиной

Используя

 

 

 

вмятины.

 

 

 

(V.29)

и

выражения (V.8), (V. 18)—(V.21), (V.28),

учитывая связь скорости потока с напором

v = ср

 

 

а

также

полагая,

что

подверженные эрозии

детали модельной

и

212


натурной турбин изготовлены из одного материала, например из нержавеющей стали (а = 7), получим для вновь проектируемой турбины:

(V.30)

(V.31)

(V.32)

(V.33)

(V.34)

Полученные закономерности справедливы при условии ис­ пользования для изготовления деталей проточной части модельной и натурной турбин одинаковой нержавеющей стали. Для мате­ риалов, подверженных коррозии, а также для разнородных мате­ риалов модели и натуры необходимо дополнительно вводить коэф­ фициент кавитационной стойкости материала е (п. 24).

Рассмотренные в настоящем параграфе закономерности, сви­ детельствующие о резком росте кавитационной эрозии с увеличе­ нием диаметра и напора установки, требуют определенных усло­ вий при моделировании. Необходимо, по возможности, исполь­ зовать модели большого диаметра и испытывать их при напорах, близких к натурным. Только в этом случае можно получить эро­ зию, достаточную для количественной оценки, и с минимальными погрешностями пересчитать ее на натуру. Применение для испы­ таний на эрозию модельных турбин с D] = 250 мм и с низкими напорами (Я = 10— 12 м) либо вообще не выявит эрозии (даже при использовании легкоразрушаемых покрытий), либо интенсив­ ность эрозии будет настолько мала, что достаточной точности при пересчете на натуру не получить.

При качественном сопоставлении различных лопастных систем следует учитывать также размах или ширину кавитационной ка­ верны. Увеличение ширины каверны при тех же скоростях потока приводит к росту интенсивности эрозии.

Г Л А В А VI

З А Щ И ТА

ОТ

КАВИТАЦИИ

27. СОЗДАНИЕ АНТИКАВИТАЦИОННЫХ ЛОПАСТНЫХ СИСТЕМ

Основной задачей при создании лопастной системы является обеспечение требуемой мощности. Но при этом необходимо, вопервых, чтобы энергетические качества турбины были достаточно высокими и, во-вторых, чтобы кавитационные характеристики были удовлетворительными.

Основным средством достижения указанных целей являются экспериментальные исследования, анализ и обобщение накоплен­ ного опыта. Существенную помощь оказывают при этом теория рабочего процесса, методы расчета обтекания. Они позволяют правильно ориентироваться в обилии экспериментального мате­ риала, разрабатывать основные направления дальнейших экспе­ риментальных исследований. Решать задачу чисто расчетным путем пока не представляется возможным, и, по-видимому, в ближайшее время не появится такая возможность. Дело в том, что существу­ ющие методы расчета обтекания предполагают жидкость, вопервых, идеальной, и во-вторых, некавитирующей. В действитель­ ности, вязкость вносит существенные коррективы в энергетические характеристики. Характер возникающей на лопастях кавитации тоже в большой степени зависит от особенностей пограничного слоя. С другой стороны, и сама кавитация оказывает обратное влияние на параметры обтекающего потока.

Однако сочетание расчетных и экспериментальных методов позволяет выработать полуэмпирический подход, когда по пара­ метрам течения, полученным для идеальной, некавитирующей жидкости, можно прогнозировать характер кавитационного обте­ кания вязкой жидкостью лопастей гидротурбин.

Из двух лопастных систем лучшей в кавитационном отношении является та, у которой при интересующем режиме работы по универсальной характеристике:

1) кавитация начинается при меньших значениях кавитацион­

ного коэффициента установки аусг (меньшее значение а туРб); 2) кавитация начинает сказываться на энергетические пара­

метры при меньших значениях кавитационного коэффициента установки Оуст (меньшее значение 0турб);

214


Рис. VI. 1. Схема пограничного слоя на входной кромке профиля

3)при значениях кавитационного коэффициента установки,

заключенных в интервале о Турб ^3= ОуСХ ^ сгТурб, имеют место наименее эрозионноопасные формы кавитации с более удовлетвори­ тельной локализацией.

Величина теоретического кавитационного коэффициента тур­ бины сг?уРб определяется по формуле (11.14) при известной рас­ четной эпюре распределения давления. Чем более выравнена эпюра на стороне разрежения, тем меньше величина сг*урб.

Величина кавитационного коэффициента турбины сгт>1рб опре­ деляется экспериментально при испытаниях на кавитационном стенде. Чем более выровнен поток за рабочим колесом, сходящий с лопастей, тем меньше величина атурб, тем она ближе к предельному значению сг1; определяемому по фор­

мулам (IV. 13),(IV. 14),(IV. 16). Достиг­ нутый уровень в этом отношении отражен в номенклатуре реактивных гидротурбин (п.8).

Экспериментальные исследования решеток профилей позволяют связать расчетную эпюру распределения дав­ ления с формой возникающей кави­ тации. При наличии пика разреже­ ния создается пленочная, связанная с профилем кавитационная каверна.

Характер каверны, ее эрозионная опасность зависят от параметров пика разрежения. Исходя из условий формирования пограничного слоя на входной кромке лопасти, в работе [85] выведен следующий параметр для характеристики возникающей кавитации:

Ф = Хкр (1 — Pm in).

(VI.1)

где хкр — расстояние передней критической точки А

от _носика

профиля М (рис. V I.1), отнесенное к длине профиля; pmin — минимальный коэффициент давления, характеризующий пик раз­ режения.

Считается, что пик разрежения имеет место на носике профиля, где теоретическая скорость обтекания максимальна.

Экспериментальные исследования показали, что с увеличением параметра Ф кавитация переходит от гладкой пленочной каверны формы II к более вихревым формам I I I и IV. При испытании решеток лопастных систем высоконапорных поворотнолопастных рабочих колес ПЛ642 и ПЛ646 оказалось, что срывная кавитация

(форма IV) имеет место при значениях Ф

500 10“4; пленочная

с шероховатой поверхностью (форма III) — при 300-10~4 > Ф >

Г> 30 -10“ 4; пленочная с гладкой

каверной (форма II) — при

Ф < ЗЛО-4. В диапазоне 30-10~4 >

Ф >

3 - 10~4 кавитация воз­

никает в форме, переходной от I I I

ко II,

 

215


Традиционные методы профилирования лопастей исходят из того, что при одинаковой нагруженности лучшим в кавитационном отношении является тот профиль, у которого более выровнена расчетная эпюра разрежения и соответственно больше минимальное давление (меньше теоретический кавитационный коэффициент). Между тем, как было показано выше (п. 3), при выровненной эпюре создается наиболее эрозиснноопасная пузырьковая форма кавитации. Причем, пузырьки генерируются в средней части профиля или в зоне ближе к входной кромке и замыкаются, про­ изводя разрушения, ближе к выходной кромке лопасти. В этом отношении значительно более благоприятны эпюры распределения давления, у которых максимум разрежения смещен к выходной кромке лопасти. Тогда замыкание кавитационных каверн будет происходить в основном за пределами лопасти и эрозия лопастей будет практически отсутствовать.

На некоторых радиально-осевых рабочих колесах такой эффект достигнут без ухудшения их энергетических качеств. Но даже если эрозия не будет устранена полностью, зона ее сместится к выходной кромке, где значительно легче восстанавливать по­ врежденную поверхность при ремонте.

Отсюда следуют пути создания антикавитационных лопастных систем на основе анализа расчетного обтекания. Пик разрежения на входной кромке должен быть таким, чтобы создавалась пленоч­ ная с гладкой поверхностью каверна или факельная кавитация. Минимум давления на стороне разрежения лопасти должен быть как можно ближе к выходной кромке. При этом абсолютная ве­ личина максимального давления должна быть по возможности больше. Следует стремиться к тому, чтобы поток на выходе из рабочего колеса был по возможности равномерным. Современные методы расчета позволяют создать такие лопастные системы.

Однако надо иметь в виду, что на кавитационные качества ло­ пастной системы очень большое влияние оказывают' технологи­ ческие отклонения при ее изготовлении. Из практики эксплуатации ГЭС известно, что номинально одинаковые лопасти одного и того же рабочего колеса часто подвержены существенно различным кави­ тационным разрушениям.

В осевых турбинах решающее влияние на эрозионную способ­ ность каверны оказывают условия обтекания входной кромки лопасти. Поэтому особое внимание при изготовлении и ремонтах лопастей следует обращать на качество выполнения входной кромки. Наличие на входной кромке волнистости, местных утоне­ ний и прочих дефектов поверхности приводит к возникновению местных очагов эрозии.

Экспериментальные исследования решеток профилей показали, что путем скругления входной кромки, которое приводит к умень­ шению величины и протяженности пика разрежения в широком диапазоне режимов^работы, можно добиться затягивания воз­ никновения кавитации и формирования менее эрозионноопасных

216


форм кавитаций. Если турбина работает в узком диапазоне ре­ жимов, можно соответствующим профилированием входной кромки уменьшить угол атаки и обеспечить значительное уменьшение интенсивности эрозии.

Подобная модификация входной кромки осуществлена на ло­ пастях рабочих колес Верхне-Туломской ГЭС и дала существен­ ный эффект.

Волнистость, шероховатость поверхности могут сыграть вред­ ную в кавитационном отношении роль не только в зоне входной кромки, но и в других частях лопасти. За местными неровностями происходит отрыв пограничного слоя. На осях вихрей образуются кавитационные каверны, которые, замыкаясь, производят кави­ тационные разрушения.

Из опыта эксплуатации известны эрозионные факелы за плохо заделанными монтажными отверстиями, за выступающими го­ ловками болтов, крепящих лопасть.

Для уменьшения вредного влияния щелевой кавитации не­ обходимо делать по возможности малые и равномерные зазоры лопасть—камера и лопасть—втулка. На турбинах ГЭС Джердап— Железные Ворота зазор лопасть—камера удалось снизить до 5— 6мм, т. е. до 0,0005^! вместо 0,00 по существующим нормативам.

Меридианное сечение проточной части в зоне рабочего колеса должно иметь удобообтекаемую форму с плавно искривленными образующими. С целью увеличения быстроходности рабочие кс леса турбин Красноярской ГЭС были сделаны с резко расши­ ряющейся выходной частью. Угол конусности а образующей наружного обода рабочего колеса был принят равным 20° вместо обычно применяющихся 12— 13°. В результате сразу за нижним кольцом направляющего аппарата поток отрывается, образуются между лопастями вихревые жгуты, приводящие к срывной кави­ тации и возникновению кавитационной эрозии.

Характер распределения давления по лопасти зависит от режима работы турбины. Желательно, чтобы на профилях всех решеток, составляющих лопастную систему в зоне эксплуатацион­ ных режимов, были аналогичные эпюры распределения давления,

.т. е. чтобы лопасть была как бы «равнопрочной» в кавитационном отношении.

Исследование некоторых из используемых в практике лопаст­ ных систем показывает, что они не удовлетворяют этому условию. Поэтому не удается найти такой режим работы, при котором эро­ зия отсутствовала бы или хотя бы существенно снижалась на всей лопасти в целом.

28. ВЫБОР РЕЖИМОВ РАБОТЫ ТУРБИН С ПОНИЖЕННОЙ КАВИТАЦИЕЙ

На эксплуатационной характеристике турбины нанесены линии постоянных значений предельной величины высоты отсасыва­ ния Hsдоп = const в зависимости от мощности и напора. Линии

217