Файл: Организация изучения устройства и технического содержания аппаратуры диспетчерской централизации типа Нева в профтехучилищах методические рекомендации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ УСТРОЙСТВА

И ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ АППАРАТУРЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ТИПА „НЕВА“ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ

Методические рекомендации

ЛЕНИНГРАД

19 7 4

Утверждено редакционно-издательским совете ВНИИпрофтехобразования

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации и методики изучения устройств телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС) дис­ петчерской централизации (ДЦ) «Нева» в профсссио- налыю-тсхмических учебных заведениях, подготавли­ вающих электромонтеров и электромехаников СЦБ.

В работе приведены электрические схемы макета ДЦ и дается описание практических работ по изуче­ нию аппаратуры трактов ТУ и ТС в нормальных ус­ ловиях и при характерных повреждениях.

Методические рекомендации разработаны сотруд­ никами отдела содержания профессиональной подго­ товки рабочих для транспорта и связи ВНИИпрофтех-

образования и предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профтехучилищ

железнодорожного транспорта.

Отзывы и пожелания просим направлять по адре­ су: 196007, Ленинград, ул. Черняховского, 2, ВНИИп'рофтехобразованпи.

Методические рекомендации разработаны В. Л. Л у к о я н о в ы м , Г, Б. М а с а л о в и ч е м

С ВНИ("(профтехобразования, 1974 г.

В В Е Д Е Н И Е

Одним из условий успешного выполнения задач, постав­ ленных перед советским народом XXIV съездом КПСС, яв­ ляется непрерывное повышение качества подготовки рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для железнодорожного транспорта.

Внедрение во все возрастающем

объеме

сложных

сис­

тем телеуправления (ТУ) и телесигнализации

(ТС),

какими,

в частности, являются диспетчерские

централизации

(ДЦ)

различных типов, повышает требования к уровню

профес­

сиональной подготовки рабочих массовых профессий желез­ нодорожного транспорта, в том числе электромонтеров СЦБ, увеличивает' объем знаний, умений и навыков, которые уча­ щиеся должны получить за время учебы в железнодорож­ ных профтехучилищах.

Одним из наиболее эффективных методов обучения в про­ фессионально-техническом училище являются практические работы на занятиях производственного обучения, во время которых учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках ■теоретического обучения, отрабатывают приемы и методы технического содержания изучаемых устройств. Для обеспе­ чения учебного процесса авторами создан упрощенный ма­ кет ДЦ типа «Нева», позволяющий осуществить контроль за работой устройств ДЦ при передаче управляющих и из­ ъест ительных приказов и их реализации в нормальных усло­ виях, а также в случае характерных неисправностей в рабо­ те аппаратуры.

В рекомендациях рассматривается примерная методика

.проведения занятий производственного обучения в соответст­ вии с учебным планом и программой для подготовки элект­ ромонтеров СЦБ в средних профтехучилищах.

3


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРЫ И ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ

ДЦ ТИПА «НЕВА»

Организация производственного обучения будущих элект­ ромонтеров СЦБ, направленная на формирование у них прочных умений и навыков, требует от мастера, производст­ венного обучения не только хороших знаний данной системы, четкой, методически обоснованной структуры занятий, но и хорошо подготовленной учебно-производственной базы.

Диспетчерская централизация типа «Нева» принципиаль­ но отличается по многим параметрам от других отечествен­ ных систем ДЦ, применяемых в настоящее время на сети железных дорог (ПЧДЦ, ЧДЦ—М, ЧДЦ-66 и др.). Глазное отличие этой системы заключается в том, что ДЦ «Неза» предусматривает спорадическую передачу только управляю­ щих приказов (приказ ТУ) по одному, специально выделен­ ному каналу ТУ. Извещение о состоянии объектов на стан­ циях (приказы ТС) осуществляется не спорадическим (папример, в системе ЧДЦ), а циклическим методом (по трем специальным каналам ТС) и независимо от действий дис­ петчера на пульте-манипуляторе.

Изучение ДЦ «Нева» на занятиях производственного обучения рекомендуется осуществлять в приводимой ниже по­ следовательности:

— изучение устройства, принципа действия основных технических характеристик системы устройств и аппарату­ ры;

-— изучение структуры управляющих и известительпых приказов и особенностей их передачи и приема на цент­

ральном посту и линейных пунктах;

приема управляющих

—- изучение процессов передачи и

и известительных приказов.

принципа циклично­

Для лучшего понимания учащимися

сти передачи приказов мастеру производственного обучения

целесообразно кратко охарактеризовать принцип спорадиче­ ской передачи приказов на примере одной из существующих систем ДЦ (ЧДЦ, ЧДЦ-66 и др.) и сравнить в дальнейшем

о ДЦ «Нева».1

 

действий диспетчера

Приказ ТУ возникает в результате

.на пульте-манипуляторе, а приказы

ТС поочередно

от всех

1 Пе нкин Н. Ф.,- К а р в а ц к и й С.

Б.

Новые системы

диспетчер­

ской централизации. М., «Транспорт», 1971.

 

 

 

4


групп дзухпозиционных объектов, включенных в ДЦ, посту­ пают на центральный пост (ЦП) непрерывно, определенными циклами информации о состоянии всех объектов продолжи­ тельностью 5376 мсек.

Передача приказа ТС от каждого линейного пункта и каждой группы устройств в пределах каждой станции осу­ ществляется с разграничением во времени, которое заклю­ чается в следующем.

]. На каждом линейном пункте (ЛГТ) имеется свой счет­ чик времени, который определяет, через сколько мсек аппа­

ратура ДЦ должна подключиться к линии

и передать свой

приказ ТС.

(ЛП) для каж­

2. В свою очередь, на каждой станции

дой группы объектов (их может быть на

одной станции но

более шести) определяется свой момент времени, когда дол­ жна быть передана информация о состоянии объектов имен­

но ьтой группы, т.

е. устанавливается очередность

передачи

информации.

 

 

передаче

3. Для уменьшения влияния различных сбоев в

приказов ТС, причиной которых, в частности,

может быть

и не совсем точная

регулировка аппаратуры

ТС на

каждом

ЛП п удаленность ЛП, в конце каждого цикла с центрально­ го поста на все линейные пункты посылается импульс-приказ, ставящий счетчики времени всех ЛП в исходное состояние, т. е. последующий отсчет времени на каждом ЛП начинает­ ся с момента, одинакового для всех линейных пунктов ДЦ.

Этот импульс-приказ называется импульсом синхрониза­ ции. Он в отличие от приказов ТС, поступающих на ЦП от всех ЛП по каналу ТС, передается с центрального поста по каналу ТУ независимо от приказа ТУ. Причем, если в линии идет приказ ТУ, импульс синхронизации задерживается до окончания его передачи, а если в линии — импульс синхрони­ зации, то задерживается приказ ТУ до окончания передачи -лого импульса. Момент начала отсчета времени определя­ ется счетчиком времени центрального поста, который являет­ ся головным для всех счетчиков линейных пунктов ДЦ. В ка­ честве указанных выше счетчиков времени применены груп­ повые распределители: релейные — на линейных пунктах, полупроводниковые — на центральном посту.

Для передачи приказов ТУ и ТС в ДЦ «Нева» предназна­ чена одна двухпроводная воздушная или кабельная линия. Она уплотняется, и передача приказов ТУ и ТС осуществляет­ ся одновременно по четырем каналам, один из которых пред­

5


назначен только для приказов ТУ, а остальные три капала — для передачи приказов ТС.

Количество каналов, используемых для передачи приказов 'ГУ и ТС, может быть изменено в зависимости от конкретных условий:

— при управлении одним участком ДЦ по одной физиче­

ской цепи

допускается использовать

до трех каналов

ТС (II, III,

IV);

 

— при удаленном управлении двумя участками ДЦ в од­

ном телефонном канале высокой частоты

(до трансляционно­

го пункта) может быть размещено четыре канала ТС (I, П„

III, IV).

По своей структуре система состоит из устройств цент­ рального поста, кодовой линии, в которую при необходимо­ сти устанавливаются усилительные (У), трансляционные (Т) пункты (стативы), а также устройств линейных пунктов.

Вся аппаратура размещается на типовых унифицирован­ ных стагивах. По своему назначению она подразделяется на каналообразующую и кодовую.

Основными характеристиками каждой системы ДЦ явля­ ется емкость системы по управлению и извещению, быстро­ действие и дальность управления.

Главным фактором, определяющим емкость системы, т. е„ количество станций или других объектов, которые могут быть включены в линейную цепь, является время’ загрузки линей­ ной цепи ДЦ передачей приказов ТУ и ТС. При разработке более совершенных систем ДЦ одной из основных задач является сокращение указанного времени. При этом обра­ щается внимание на сокращение времени передачи приказов ТС, передаваемых в течение суток непрерывно, а приказы ТУ значительно реже, в зависимости от конкретной ситуации на участке. Число передач приказов ТС в сутки превышает число передач приказов ТУ за это же время в 4—5 раз. В настоящее время предельная длительность цикла проверки по каналам ТС ДЦ «Нева» значительно сокращена и сос­ тавляет, как уже указывалось ранее, 5376 мсек.

Приступая к изучению вопросов емкости системы ДЦ «Нева» по управлению .и извещению, мастер производствен­ ного обучения должен иметь в виду, что максимальное коли­

чество станций (ЛЩ , на управление

которыми

в настоя­

щее время рассчитана данная система,

равно 20.

При этом

на каждой станции может быть не более семи групп управ­ ляемых двухпозиционных объектов, максимум по восемь

6


объектов в каждой группе, т. е. 56 объектов. А на всех стан­ циях общее количество управляемых двухпозиционных объек­ тов не должно превышать 1120 (140 групп).

В свою очередь, за время одного цикла (5376 мсек)' по одному каналу ТС может быть проверено состояние 23-х групп двухпозиционных объектов по 20 объектов в каждой группе, т. е. всего 460 объектов. С учетом того, что в одной физической цепи может быть использовано 1+3 канала ТС, число контролируемых объектов по трем каналам , состав­ ляет 1380.

 

Структура и принципы передачи приказа ТУ

 

Управляющий

В

приказ содержит

 

19 тактов

(импуль­

сов

времени).

течение

каждого

такта

 

передается

импульс тока, имеющий активное или

пассивное

значение.

Активное значение

импульса

тока

передается

частотой

/)у

(500

гц) или /зу

(700 гц), а пассивное

— /гу

(600 гц)

или

/уу

(800 гц). Импульсы частотой f iy

и

)зуиспользуются

для

передачи команд и признаков станций и групп в избиратель­ ной части приказа ТУ. Импульсы тока частотой fzy и f<y за­ полняют паузы между активными импульсами, т. е: исполь­ зуются только для счета импульсов (тактов) приказа.

Таким образом, по содержанию управляющий приказ со­

стоит

из 19'импульсов

тока

 

(0+18).

 

Нулевой

' импульс

(144 мсек) является определяющим. Остальные

 

импульсы

равной

длительности

(48

 

мсек)

составляют

 

избирательную

(1-г-9 и 18-й импульсы)

 

и

 

оперативную

(10 + 17)

части уп­

равляющего приказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквами а и п

Структура приказа ТУ показана на рис. 1.

обозначено соответственно

активное

 

и

пассивное

 

значение

импульсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* __

И м п у л ь с ы

0 '

 

1

2

3

9

5

6

7

8

'9

10

11

12

13

19

15

16

17

W

Т а к т ы

 

 

9

5

6

7

в

9

10

ff

12

13

19

15

16

17

19

2 0

21

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/0 0 8 м с е к

 

 

*

 

*

 

 

 

 

 

911мсе к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а Ъу

 

 

 

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

19 9 м сек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о f ,y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7//.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а з н а ч е н и е

Нулевой

 

В ы б о р

 

 

В ы бор

П е р е д а ч а

к о м а н д

 

1

 

и м п у л ь со в

им пульс

с т а н ц и и

 

 

гр у п п ы

 

 

 

 

 

 

 

 

■О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о э

 

 

 

 

 

 

Рис.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7