Файл: Организация изучения устройства и технического содержания аппаратуры диспетчерской централизации типа Нева в профтехучилищах методические рекомендации..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ УСТРОЙСТВА
И ТЕХНИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ АППАРАТУРЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ТИПА „НЕВА“ В ПРОФТЕХУЧИЛИЩАХ
Методические рекомендации
ЛЕНИНГРАД
19 7 4
Утверждено редакционно-издательским совете ВНИИпрофтехобразования
В методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации и методики изучения устройств телеуправления (ТУ) и телесигнализации (ТС) дис петчерской централизации (ДЦ) «Нева» в профсссио- налыю-тсхмических учебных заведениях, подготавли вающих электромонтеров и электромехаников СЦБ.
В работе приведены электрические схемы макета ДЦ и дается описание практических работ по изуче нию аппаратуры трактов ТУ и ТС в нормальных ус ловиях и при характерных повреждениях.
Методические рекомендации разработаны сотруд никами отдела содержания профессиональной подго товки рабочих для транспорта и связи ВНИИпрофтех-
образования и предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения профтехучилищ
железнодорожного транспорта.
Отзывы и пожелания просим направлять по адре су: 196007, Ленинград, ул. Черняховского, 2, ВНИИп'рофтехобразованпи.
Методические рекомендации разработаны В. Л. Л у к о я н о в ы м , Г, Б. М а с а л о в и ч е м
С ВНИ("(профтехобразования, 1974 г.
В В Е Д Е Н И Е
Одним из условий успешного выполнения задач, постав ленных перед советским народом XXIV съездом КПСС, яв ляется непрерывное повышение качества подготовки рабочих кадров для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для железнодорожного транспорта.
Внедрение во все возрастающем |
объеме |
сложных |
сис |
|
тем телеуправления (ТУ) и телесигнализации |
(ТС), |
какими, |
||
в частности, являются диспетчерские |
централизации |
(ДЦ) |
||
различных типов, повышает требования к уровню |
профес |
сиональной подготовки рабочих массовых профессий желез нодорожного транспорта, в том числе электромонтеров СЦБ, увеличивает' объем знаний, умений и навыков, которые уча щиеся должны получить за время учебы в железнодорож ных профтехучилищах.
Одним из наиболее эффективных методов обучения в про фессионально-техническом училище являются практические работы на занятиях производственного обучения, во время которых учащиеся закрепляют знания, полученные на уроках ■теоретического обучения, отрабатывают приемы и методы технического содержания изучаемых устройств. Для обеспе чения учебного процесса авторами создан упрощенный ма кет ДЦ типа «Нева», позволяющий осуществить контроль за работой устройств ДЦ при передаче управляющих и из ъест ительных приказов и их реализации в нормальных усло виях, а также в случае характерных неисправностей в рабо те аппаратуры.
В рекомендациях рассматривается примерная методика
.проведения занятий производственного обучения в соответст вии с учебным планом и программой для подготовки элект ромонтеров СЦБ в средних профтехучилищах.
3
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРЫ И ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ
ДЦ ТИПА «НЕВА»
Организация производственного обучения будущих элект ромонтеров СЦБ, направленная на формирование у них прочных умений и навыков, требует от мастера, производст венного обучения не только хороших знаний данной системы, четкой, методически обоснованной структуры занятий, но и хорошо подготовленной учебно-производственной базы.
Диспетчерская централизация типа «Нева» принципиаль но отличается по многим параметрам от других отечествен ных систем ДЦ, применяемых в настоящее время на сети железных дорог (ПЧДЦ, ЧДЦ—М, ЧДЦ-66 и др.). Глазное отличие этой системы заключается в том, что ДЦ «Неза» предусматривает спорадическую передачу только управляю щих приказов (приказ ТУ) по одному, специально выделен ному каналу ТУ. Извещение о состоянии объектов на стан циях (приказы ТС) осуществляется не спорадическим (папример, в системе ЧДЦ), а циклическим методом (по трем специальным каналам ТС) и независимо от действий дис петчера на пульте-манипуляторе.
Изучение ДЦ «Нева» на занятиях производственного обучения рекомендуется осуществлять в приводимой ниже по следовательности:
— изучение устройства, принципа действия основных технических характеристик системы устройств и аппарату ры;
-— изучение структуры управляющих и известительпых приказов и особенностей их передачи и приема на цент
ральном посту и линейных пунктах; |
приема управляющих |
—- изучение процессов передачи и |
|
и известительных приказов. |
принципа циклично |
Для лучшего понимания учащимися |
|
сти передачи приказов мастеру производственного обучения |
целесообразно кратко охарактеризовать принцип спорадиче ской передачи приказов на примере одной из существующих систем ДЦ (ЧДЦ, ЧДЦ-66 и др.) и сравнить в дальнейшем
о ДЦ «Нева».1 |
|
действий диспетчера |
|
Приказ ТУ возникает в результате |
|||
.на пульте-манипуляторе, а приказы |
ТС поочередно |
от всех |
|
1 Пе нкин Н. Ф.,- К а р в а ц к и й С. |
Б. |
Новые системы |
диспетчер |
ской централизации. М., «Транспорт», 1971. |
|
|
|
4
групп дзухпозиционных объектов, включенных в ДЦ, посту пают на центральный пост (ЦП) непрерывно, определенными циклами информации о состоянии всех объектов продолжи тельностью 5376 мсек.
Передача приказа ТС от каждого линейного пункта и каждой группы устройств в пределах каждой станции осу ществляется с разграничением во времени, которое заклю чается в следующем.
]. На каждом линейном пункте (ЛГТ) имеется свой счет чик времени, который определяет, через сколько мсек аппа
ратура ДЦ должна подключиться к линии |
и передать свой |
приказ ТС. |
(ЛП) для каж |
2. В свою очередь, на каждой станции |
|
дой группы объектов (их может быть на |
одной станции но |
более шести) определяется свой момент времени, когда дол жна быть передана информация о состоянии объектов имен
но ьтой группы, т. |
е. устанавливается очередность |
передачи |
|
информации. |
|
|
передаче |
3. Для уменьшения влияния различных сбоев в |
|||
приказов ТС, причиной которых, в частности, |
может быть |
||
и не совсем точная |
регулировка аппаратуры |
ТС на |
каждом |
ЛП п удаленность ЛП, в конце каждого цикла с центрально го поста на все линейные пункты посылается импульс-приказ, ставящий счетчики времени всех ЛП в исходное состояние, т. е. последующий отсчет времени на каждом ЛП начинает ся с момента, одинакового для всех линейных пунктов ДЦ.
Этот импульс-приказ называется импульсом синхрониза ции. Он в отличие от приказов ТС, поступающих на ЦП от всех ЛП по каналу ТС, передается с центрального поста по каналу ТУ независимо от приказа ТУ. Причем, если в линии идет приказ ТУ, импульс синхронизации задерживается до окончания его передачи, а если в линии — импульс синхрони зации, то задерживается приказ ТУ до окончания передачи -лого импульса. Момент начала отсчета времени определя ется счетчиком времени центрального поста, который являет ся головным для всех счетчиков линейных пунктов ДЦ. В ка честве указанных выше счетчиков времени применены груп повые распределители: релейные — на линейных пунктах, полупроводниковые — на центральном посту.
Для передачи приказов ТУ и ТС в ДЦ «Нева» предназна чена одна двухпроводная воздушная или кабельная линия. Она уплотняется, и передача приказов ТУ и ТС осуществляет ся одновременно по четырем каналам, один из которых пред
5
назначен только для приказов ТУ, а остальные три капала — для передачи приказов ТС.
Количество каналов, используемых для передачи приказов 'ГУ и ТС, может быть изменено в зависимости от конкретных условий:
— при управлении одним участком ДЦ по одной физиче
ской цепи |
допускается использовать |
до трех каналов |
ТС (II, III, |
IV); |
|
— при удаленном управлении двумя участками ДЦ в од |
||
ном телефонном канале высокой частоты |
(до трансляционно |
го пункта) может быть размещено четыре канала ТС (I, П„
III, IV).
По своей структуре система состоит из устройств цент рального поста, кодовой линии, в которую при необходимо сти устанавливаются усилительные (У), трансляционные (Т) пункты (стативы), а также устройств линейных пунктов.
Вся аппаратура размещается на типовых унифицирован ных стагивах. По своему назначению она подразделяется на каналообразующую и кодовую.
Основными характеристиками каждой системы ДЦ явля ется емкость системы по управлению и извещению, быстро действие и дальность управления.
Главным фактором, определяющим емкость системы, т. е„ количество станций или других объектов, которые могут быть включены в линейную цепь, является время’ загрузки линей ной цепи ДЦ передачей приказов ТУ и ТС. При разработке более совершенных систем ДЦ одной из основных задач является сокращение указанного времени. При этом обра щается внимание на сокращение времени передачи приказов ТС, передаваемых в течение суток непрерывно, а приказы ТУ значительно реже, в зависимости от конкретной ситуации на участке. Число передач приказов ТС в сутки превышает число передач приказов ТУ за это же время в 4—5 раз. В настоящее время предельная длительность цикла проверки по каналам ТС ДЦ «Нева» значительно сокращена и сос тавляет, как уже указывалось ранее, 5376 мсек.
Приступая к изучению вопросов емкости системы ДЦ «Нева» по управлению .и извещению, мастер производствен ного обучения должен иметь в виду, что максимальное коли
чество станций (ЛЩ , на управление |
которыми |
в настоя |
щее время рассчитана данная система, |
равно 20. |
При этом |
на каждой станции может быть не более семи групп управ ляемых двухпозиционных объектов, максимум по восемь
6
объектов в каждой группе, т. е. 56 объектов. А на всех стан циях общее количество управляемых двухпозиционных объек тов не должно превышать 1120 (140 групп).
В свою очередь, за время одного цикла (5376 мсек)' по одному каналу ТС может быть проверено состояние 23-х групп двухпозиционных объектов по 20 объектов в каждой группе, т. е. всего 460 объектов. С учетом того, что в одной физической цепи может быть использовано 1+3 канала ТС, число контролируемых объектов по трем каналам , состав ляет 1380.
|
Структура и принципы передачи приказа ТУ |
|
|||||||
Управляющий |
В |
приказ содержит |
|
19 тактов |
(импуль |
||||
сов |
времени). |
течение |
каждого |
такта |
|
передается |
|||
импульс тока, имеющий активное или |
пассивное |
значение. |
|||||||
Активное значение |
импульса |
тока |
передается |
частотой |
/)у |
||||
(500 |
гц) или /зу |
(700 гц), а пассивное |
— /гу |
(600 гц) |
или |
||||
/уу |
(800 гц). Импульсы частотой f iy |
и |
)зуиспользуются |
для |
передачи команд и признаков станций и групп в избиратель ной части приказа ТУ. Импульсы тока частотой fzy и f<y за полняют паузы между активными импульсами, т. е: исполь зуются только для счета импульсов (тактов) приказа.
Таким образом, по содержанию управляющий приказ со
стоит |
из 19'импульсов |
тока |
|
(0+18). |
|
Нулевой |
' импульс |
||||||||||||||
(144 мсек) является определяющим. Остальные |
|
импульсы |
|||||||||||||||||||
равной |
длительности |
(48 |
|
мсек) |
составляют |
|
избирательную |
||||||||||||||
(1-г-9 и 18-й импульсы) |
|
и |
|
оперативную |
(10 + 17) |
части уп |
|||||||||||||||
равляющего приказа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Буквами а и п |
|||||||
Структура приказа ТУ показана на рис. 1. |
|||||||||||||||||||||
обозначено соответственно |
активное |
|
и |
пассивное |
|
значение |
|||||||||||||||
импульсов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* __ |
И м п у л ь с ы |
0 ' |
|
1 |
2 |
3 |
9 |
5 |
6 |
7 |
8 |
'9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
19 |
15 |
16 |
17 |
W |
■ |
Т а к т ы |
|
|
9 |
5 |
6 |
7 |
в |
9 |
10 |
ff |
12 |
13 |
19 |
15 |
16 |
17 |
!в |
19 |
2 0 |
21 |
л |
|
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
/0 0 8 м с е к |
|
|
* |
|
* |
|
|
|
|
||||
|
911мсе к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
а Ъу |
|
|
|
ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
19 9 м сек |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
о f ,y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7//. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н а з н а ч е н и е |
Нулевой |
|
В ы б о р |
|
|
В ы бор |
П е р е д а ч а |
к о м а н д |
|
1 |
||||||||||
|
и м п у л ь со в |
им пульс |
с т а н ц и и |
|
|
гр у п п ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
■О |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о э |
|||
|
|
|
|
|
|
Рис. |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7