Файл: Организация изучения устройства и технического содержания аппаратуры диспетчерской централизации типа Нева в профтехучилищах методические рекомендации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

типы аппаратуры тракта, передачи приказов ТУ для ознаком­

ления.

данного макета используются

На пульте-манипуляторе

(см. приложение 3) кнопки:

(нижний ряд);

С/, С2 — выбора станции

11, 21, 23 — маршрутные; «Отмена» (красного света) — прекращение начатого, но

незаконченного действия па манипуляторе и для отмены действия «Без сигнала»;

«Без сигнала» ■— установки маршрута без открытия сиг­ нала или перекрытия его.

Пульт-манипулятор имеет следующие приборы индикации (световые ячейки):

«Ст. А», «Ст. Б» — ячейки с подсветкой названия стан­ ции;

«Без сигнала» — ячейка, фиксирующая нажатие кнопки

«Без сигнала»;

«Задание» — ячейка, фиксирующая нажатие одной из; маршрутных кнопок.

Указанные кнопки и индикация выделены на макете. Ос­ тальные кнопки не используются.

Содержание и методика выполнения работы:

В данной работе необходимо изучить схемы наборной группы реле (см. приложение 3):

а) схему станционных реле,

включая реле выбора станции

Cl,

С2, вспомогательное станционное

реле СВ (высокоом­

ное)

и его повторитель ПСВ.

Схема

позволяет с'помощью

маршрутных и вспомогательных кнопок выполнять все опера­ ции для выбранной станции;

б) схему кнопочных реле, в которую включены кнопочные реле выбора маршрута на любой станции К11, К21, К23, реле отмены задания маршрута КОЗ и КБС — кнопочное реле «Без сигнала». Схема позволяет, в частности, с помощью кнопочных реле фиксировать нажатие кнопок;

в) схему задания мг/ршрутов и реле направлений, в ко­ торую включены реле:

ЗМ11, ЗМ21, 3M23 — задания маршрутов, возбуждающие­ ся после того, как встанут иод ток соответствующие кнопок-^ ные реле КП, К21, К23;

II— направления по приему;

О— направления по отправлению;

32


СИ— для сброса

реле, участвующих

в наборе

маршрута;

ПИ — повторитель

регистрирующих реле для

отключения

цепи возбуждения регистрирующих

и

начинающих

реле

(Р10, Р12, PM, Р15, Р16, HI, Н2).

реле

ЗМ11, ЗМ21,

3M23

Схема позволяет

контактами

подготавливать цепи ддя возбуждения управляющих, указа­

тельных и начинающих реле (УПС, УОС,

УМ11, УМ13, HI,

Н2);

 

 

г) схему управляющих, указательных и начинающих ре­

ле, включающую управляющие реле приема

(УПС)

и отправ­

ления (УОС), указательные реле маршрута УМ11

и УМ13,

начинающие реле HI и Н2, фиксирующие группу управляю­

щего приказа. Указательные реле УМ11,

УМ13 позволяют

иметь на пульте-манипуляторе индикацию о задании марш­ рута соответственно на первый и третий путь выбранной станции. Реле Н1 и Н2 фиксируют группу управляющего приказа;

д) схему регистрирующих реле избирательной части при­ каза ТУ (кода) с реле выбора станции 1ИС+4ИС и выбора группы объектов на этой станции 1ИГ и 2ИГ\

е) схему регистрирующих реле оперативной части управ­ ляющего приказа (кода) с реле Р10, PI2, PI4, Р15, Р16 — для восприятия приказов ТУ от схем наборной группы и фор­ мирования их оперативной части.

Для примера рассмотрим работу схем наборной группы реле макета при приеме поезда на первый путь.

Для этого воспользуемся следующими обозначениями: I — замкнут тыловой контакт;

f— замкнут фронтовой контакт;

пср — нейтральное реле под током; пор — нейтральные реле без тока;

пег

— поляризованное

реле

обтекается

током

прямой по-

4

лярности, замкнут левый контакт;

током

обратной

t не,'

— поляризованное

реле

обтекается

полярности, замкнут правый контакт.

Выбор нужной станции, на которой необходимо установить маршрут приема на первый путь, осуществляется следующим

образом:

 

 

1C или (соответственно стан­

1 * При нажатии кнопки

ция А или станция Б макета) возникает

цепь

возбуждения

реле СВ: ПБ

| к. н. 1C

1 C ( 3 1

ом)

СВ

МБ. Реле

СВ в данном

случае

возбуждается

как более высокоомное.

Далее через контакт

реле

СВ возбуждается его

повторитель

3 Зак. 1393

33


ПСВ, шунтирующий своим контактом 211—212 ПСВ высоко­ омную обмотку реле СВ (435 ом). В результате возбужда­ ется реле 1C и переходит на цепь блокировки через фронто­ вые контакты 211212, 221222 и тыловые контакты других реле С. Реле СВ и ПСВ отпускают свои якоря.

Таким образом, станция выбрана и подключена к управ­ лению диспетчером. На манипуляторе у диспетчера через, контакт 311312 реле 1C загорается лампочка подсветке на­ звания выбранной станции.

2 .

Для посылки управляющего приказа

о приеме поезда

па первый путь выбранной станции

(в данном случае станции

А) диспетчер нажимает кнопку КП и некоторое время удер­

живает

ее в нажатом состоянии.

Начинается

кодирование

управляющего приказа. Через контакты кнопки К11 возбуж­ дается кнопочное реле КП по цепи:

ПБ24

t кн. К11-----К11

(31

ом)----- тыловой контакт

\ 211213

К11 ------МБ24

и

переходит на цепь

блокировки через свой фронтовой контакт (уменьшается ве­ личина тока удержания). Через контакты реле КП возбуж­ даются реле ЗМ11 и Я:

ПБ24

 

| 421—423СВ------ 4 311—313К0 3 -

t

422 —

—421 КП

З М Ц (31 ом)---- 4- -511—513 О — П (31 оя\

-----

МБ24 и встают на блокировку по цепи:

 

 

 

ПБ24

4

421—423 С В ----- 4 311—313 КОЗ

-

4

311

313 СР общая точка, соединяющая контакты 313 СР, 112 ЗМ11, 112 и 513 реле 3M23 (на чертеже отсутствует) ----

1

112— 111

ЗМ И — \511—512 З М И - -ЗМИ (92 ома)

4

521—523

О — П (92 ома)----- МБ24.

Для окончания процесса набора маршрута диспетчер на­ жимает кнопку К21- Возбуждается реле К21 и переходит на цепь удержания по высокоомной (92 ома) обмотке (анало­ гично реле КП). Возбуждаются реле ЗМ21 и реле Я (проис­

ходит повторная проверка цепи набора

маршрута

приема).

Реле

ЗМ21 и

Я переходят на цепь блокировки:

ПБ24-----

4

421—423

СВ,

- 4 311—313 КОЗ---- 4 311—313 СР

- 4

511—513 3M23

\111112 ЗМ21

- ~\5И-5123М 21 - -

ЗМ21 (92

ома) -

\ 521—522 Я — R2 (100 ом)МБ24.

После отпускания кнопки К21 реле К21 выключается. Таким образом, процесс набора маршрута закончен <$оз-

34


буждены

реле ЗМ11,

ЗМ21, П). На пульте диспетчера

по-

прежнему горит ячейка «Задание'маршрута».

 

 

3. Через контакты реле ЗМ11, ЗМ21 и П возбуждается

управляющее реле приема УПС по

цепи: ПБ24

----- + 211

—213 ППГ -----|

421—423 КБС ------

t 411—4П ЗМ21

 

| 411—412 ЗМ 11-----

t 411— 412 Г1------

УПС-----

МБ24.

В свою очередь, через контакты реле УПС создается цепь-

возбуждения реле УМП А и Н1: ПБ24— - I 211213 ППГ

I 421—423

КБС ----

f 211212_УПС_—

t 431

- 432 ЗМ И -----

1

431432 ЗМ21 ----- УМНА

(31 ом)

Д 1------

 

f 322—321 1C ------

Н1 (31

ом) - -

М Б 2 4 .

 

Реле УМП А возбуждается и блокируется по цепи:

 

ПБ24

(100

ом)-----

| 521—523 УМШ_

I 2 2 2 -

- 2 2 1 У М Н А -----

t 421—422 УМ Н А -------

УМНА (92 ома)

-

МБ24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реле Н1 после возбуждения блокируется по цепи:

-

ПБ24------

\

 

221—223

П П Г ------

f

111—112 H I—

- H I

(92 ома)-----

 

МБ24.

 

реле УМНА и Н1. На’

Общий

результат:

возбуждены

табло диспетчера

мигают две лампочки,

указывающие

вы­

бранный маршрут.

4. После возбуждения реле УМНА и Н1 происходит воз­ буждение регистрирующих реле избирательной и оператив­ ной части кода. При этом возбуждаются реле 1ИС, 2ИС, ЗИС

по цепи: ПБ24

t 211—212 H I

---- 1ТГС,~ШС,'ЗЙС -

МБ24

и реле 1ИГ

по

цепи: ПБ24-----

2ЙС (60 ом) -----

t 221

—222 HI-----

1ИГ

------МБ24. В

результате в избирательной

части кода происходит зашифровка номера группы объектов, выбранной станции.

Далее происходит зашифровка .конкретных команд в опе­ ративной части кода (на перевод стрелок и открытие сигна­

ла). При этом

возбуждаются регистрирующие

реле

Р10 и

Р14 по цепи:

ф 413—411 ПР

t 411—412 HI

J

511—

ПБ24

—513УМ13А

|

t 511512

УМ Н А

----PJO МБ24.

 

41Б24

413—411 П Р ------

t 42J—422

HI

— \ 411—

—413КБС

 

t 411—412 УПС-----

P14------

МБ24.

 

После возбуждения реле Р10 и Р14 получают питание по цепи блокировки:

з*

3 5


ПБ24 -

\. 421—423 ИНГ

i 221—222 Р14

PI4

МБ24.

 

 

1

221—222 Р10

РЮ.

 

 

 

 

 

реле СР:

Через контакты реле РЮ и Р14 возбуждается

ПБ24 — \211—212 Р10

\ 221—223 ПР

СР (31 ом)

1

211—212 Р14

 

 

 

 

МБ24.

 

 

 

 

 

 

Реле СР, возбудившись, блокируется но цепи:

 

Г1Б24

t 521—52211

f 221—222C P------

CP (92 ома)

МБ24.

 

 

 

 

Общий результат:

приказ зашифрован

и готов к передаче

влинию.

5.Работа бесконтактной аппаратуры при передаче управ­

ляющего приказа в линию.

После возбуждения регистрирующих реле РЮ и Р14 воз­

буждается реле Г: Г1Б12

i

231—232 1ИГ------ I

421

—423 ПГ

Г

МБ 12.

 

 

Реле Г, возбудившись, встает на блокировку до конца пе­

редачи управляющего

приказа

через выход / —13

блока

Ц111Р. Затем возбудается реле ПГ и обрывается цепь пита­

ния реле ОПГ.

211—212 Г

производится

замыкание

Контактом реле

цепи подачи тактовых импульсов [=125 гц от

вывода

/ —5

блока ЛГ через ключ

К1 и выход

/—9 блока

ЦС на

вход

I16 делителя частоты ДЧ 1:6, который увеличивает продол­

жительность такта (8 мсек) в шесть раз ( 8 лщекХ6 = 48 мсек).

С выхода 114 блока ЦС тактовые импульсы 48 мсек по­ ступают на вход / —14 блока ЦШР. При этом контакт 221

223 Г разрывает цепь фиксации (-{-напряжение) с контакта 1— 15 блока ЦШР и 17 и /—13 блока ЦС. Счетные тригге­ ры распределителя блока ЦШР просчитывают такты управ­ ляющего приказа и в такт им блок ЦШР начинает управлять блоком ЦГ посредством семи из 18-ти шифрующих цепей (для данного конкретного случая). Минусовой потенциал на модулятор подается по цепи:'

выводы 1— 16, 1—19 блока ЦШР -

t

222—221 1ИС------

 

1

222—221 2ИС

.

t 222—221 ЗИС

1

221—222 1 ИГ

 

t 311—312 РЮ

 

t 311—312 Р 14

36