между головкой и носителем влияют различные факторы, в том числе эксцентриситет барабана, биения в подшипниках, неравномерность толщины магнитного покрытия и т. п.
Решить проблему сохранения малого и неизменного зазора между головкой и барабаном при больших диаметрах последнего удалось с по мощью п л а в а ю щ е й г о л о в к и . В отверстия, расположенные около рабочего зазора головки, подается сжатый воздух, поднимающий головку над поверхностью барабана. Под действием быстрого вращения барабана воздух приобретает большую скорость и вследствие эффекта Бернулли под головкой создается пониженное давление, в результате
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
которого |
головка |
присасывается к |
|
|
|
поверхности |
барабана. |
Благодаря |
|
|
|
действию двух противоположно на |
|
|
|
правленных усилий головка удержи |
|
|
|
вается на постоянной высоте над |
|
|
|
поверхностью |
вращающегося бараба |
|
|
|
на. |
При |
понижении давления посту |
|
|
|
пающего воздуха головка специаль |
|
|
|
ной пружиной |
отводится от барабана |
|
|
|
во избежание порчи |
его |
поверхности. |
|
|
|
ЗУ |
Значительно увеличить |
емкость |
Р и с . |
13 .16 . С х е м а |
з а п о м и н а ю щ е г о |
при |
относительно |
небольшом |
у с т р о й с т в а н а м а г н и т н ы х д и с к а х |
увеличении времени обращения поз |
|
|
|
ми |
д и с к а м и |
(рис. 13.16). |
воляет устройство |
с |
м а г н и т н ы |
В таком ЗУ информация записывается |
на дисках 1, напоминающих |
грампластинки, |
обе |
стороны |
которых |
покрыты магнитным носителем. Диски насажены на общую ось 2, непрерывно вращающуюся. Запись и считывание информации произ водятся двумя магнитными головками 3, укрепленными на рычагах 4, которые могут перемещаться вдоль радиуса дисков и производить за пись или считывание с любой концентрической дорожки диска. Для перевода к другому диску головки с рычагами отводятся на достаточ ное расстояние от оси, а затем вместе с кареткой 5 перемещаются вверх или вниз на уровень нужного диска. После этого рычаги с головками перемещаются к центру до той или иной дорожки. Зазор между поверх ностью дисков и головками обеспечивается также за счет применения плавающих головок.
** *
Взаключение отметим тенденции развития магнитных элементов ЗУ [2.17].
Основными элементами, на которых создают оперативные ЗУ, как относительно малой, так и большой емкости, являются элементы на кольцевых ферритовых сердечниках, диаметр которых не только в эк спериментальных, но и в промышленных образцах, видимо, будет до веден до 0,3—0,35 мм.
В ЗУ с выборкой информации без разрушения и при относительно небольшой емкости используют трачсфлюксоры и бйаксы.
Тонкопленочные элементы на плоских цилиндрических пленках обладают менее трудоемкой технологией сборки, чем ферритовые сер* дечники. Поэтому они найдут применение в ЗУ с временем цикла за писи считывания, сокращенным до 100—200 нсек. Причем перс пективна такая конструкция ЗУ: матрица координатных трансформа торов на ферритовых или ленточных сердечниках и числовые линейки на тонких магнитных пленках.
Большие исследования, ведущиеся в области монокристаллических домённых магнитных элементов, могут привести к созданию ЗУ с ло
гической обработкой информации |
и объединением этих устройств |
с электронными интегральными |
схемами. |
В устройствах внешней долговременной памяти все большее зна чение приобретают магнитные диски. При большой емкости, доведен ной за счет сменных дисков до 2,4 • ІО8 бит, можно снизить габарить и повысить быстродействие устройства.
часть третья ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УСТРОЙСТВ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ
Г л а в а XIV
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ РЕЛЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Электромеханические элементы (наряду с электромагнитными) яв ляются наиболее старыми электрическими элементами автоматики. Тем не менее, видоизменяясь и совершенствуясь, они успешно конку рируют с относительно новыми магнитными элементами.
Основой рассматриваемых в гл. XIV и XV элементов является э л е к т р о м а г н и т — наиболее простой преобразователь электри ческого сигнала в механическое усилие и перемещение. Входной элек трический сигнал подается в обмотку электромагнита, который притя гивает подвижную часть, называемую якорем.
По роду тока в обмотке различают электромагниты постоянного и переменного тока. Электромагниты постоянного тока подразделяют на нейтральные и поляризованные. Нейтральные притягивают якорь при любой полярности тока в обмотке. В поляризованных электромаг нитах направление усилия, действующего на якорь, изменяется при изменении полярности тока в обмотке.
По конструктивному исполнению различают электромагниты
с якорем клапанного типа, с втяжным и с поворотным якорем.
Часто электромагниты являются приводными (тяговыми) и служат для перемещения таких исполнительных устройств как клапаны, заслонки, золотники, рули, цифро- и буквопечатающие устройства и т. п. Однако наибольшее распространение получили электромагниты,
снабженные |
контактной системой, |
э л е к т р о м а г н и т н ы е |
р е л е , |
на основе которых далее рассматриваются электромеханиче |
ские элементы. |
|
|
|
§ 14.1. ТЯГОВЫЕ И МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
На |
рис. |
14.1 схематически показана |
конструкция р е л е |
к л а |
п а н н о г о |
т и п а |
(условные обозначения реле см. на стр. |
380). |
Магнитопровод, |
состоящий из корпуса (ярма), сердечника и якоря, |
выполнен из электротехнической стали. В нормальном состоянии (т. е.
где В — вектор индукции на внешней стороне элемента поверх ности s;
п — единичная внешняя нормаль элемента поверхности s;
при этом интегрирование ведется по всей поверхности, охватывающей тело, на которое действует сила.
Другой вывод формулы для электромагнитного усилия основан на методе энергетического баланса, который и использован в дальнейшем с упрощающими допущениями.
Если обмотка реле с фиксированным воздушным зазором б (рис. 14.2, а) подключается к источнику постоянного тока с напря жением U, то процесс изменения тока в обмотке определяется выра жением
7 каркас с обмоткой; 2 — яр*
мо; 3 — выводы обмотки; 4 — эбонитовый штифт; 5 — кон*
тактные пружины; 5 —замы кающий контакт; 7 — подвиж ные контакты; 8 — размыкаю щий контакт; 9 — возвратная пружина; 10 ~ якорь; И — штифт отлипания; 12 — сердеч
ник
т и п а :
Р и с . 14 .1 . Р е л е к л а п а н н о г о
при обесточенной обмотке) якорь максимально удален от сердечника за счет действия возвратной пружины и контактных пружин подвиж ных контактов. При этом одна пара контактов замкнута (размыкаю щие контакты KP), а вторая пара разомкнута (замыкающие контакты
КЗ). При подаче тока в обмотку якорь притягивается к сердечнику электромагнитным усилием, преодолевая действие механических сил пружин. При этом контакты КЗ замыкаются, а KP размыкаются.
Зависимость электромагнитного усилия от величины воздушного зазора между якорем и сердечником называют т я г о в о й х а р а к
т е р |
и с т и к о й |
электромеханичес |
кого |
устройства. |
механических сил, |
Зависимость |
приведенных к зазору между якорем и сердечником, от величины этого
зазора |
называют |
м е х а н и ч е с |
к о й |
х а р а к т е р и с т и к о й |
устройства. |
выражение |
для |
Аналитическое |
электромагнитного |
усилия |
можно |
получить из формулы Максвелла: |
_1_ |
|
|
Но |
Ф (Вп) В |
ß2 п| ds, |
U == ri + w — » |
(14.1) |
dt |
|
где г uw — сопротивление и число витков обмотки реле; Ф — магнит
ный поток реле. |
в течение |
Умножив (14.1) на idt и интегрируя его за время от 0 до /, |
которого поток возрастает от 0 до Ф, получим |
|
§ Uidt = 5 Р гdt -f § widQ>. |
(14.2) |
Левая часть выражения (14.2) представляет собой энергию, по лученную от источника, первое слагаемое правой части ту ее часть, которая перешла в тепловую форму, а второе—энергию, запа
сенную в магнитном поле реле.
Графически магнитная энергия изображена на рис. 14.2, б всей
заштрихованной площадью, |
где /0 — часть тока обмотки, создающая |
н. с. воздушного зазора, / |
— полный ток обмотки. Если пренебречь |
н. с., затрачиваемой на проведение потока по стальной части магнито провода, что допустимо при достаточно больших зазорах и ненасыщен ной стали, то всю магнитную энергию реле можно считать сосредото ченной в зазоре, т. е. W = и в соответствии с (14.2) и рис. 14.2, б
Р и с . 14.2. К в ы в о д у ф о р м у л ы э л е к т р о м а г н и т н о г о у с и л и я
Рассмотрим энергетический баланс в электромагните при неизмен ном токе / в обмотке и перемещении якоря ( рис. 14.2, а) на величину Дх, определяя координату х, как
При перемещении якоря зазор, а значит, и сопротивление магнит ной цепи уменьшились, магнитный поток возрос с Фг до Ф2 (рис. 14.2, в). Причем из сети при неизменном токе в обмотке получена энергия, равная площади прямоугольника Ф^аЬФ^'
AW = Iw (Ф2 — Фг). |
(14.5) |
Магнитная энергия в зазоре до перемещения якоря равнялась пло щади треугольника ОпФь а после перемещения — площади треуголь
ника Ob Ф2.
Таким образом, магнитная энергия в зазоре при сохранении усло вия (14.3) возросла на величину, равную половине полученной из сети
энергии: |
|
|
|
|
|
|
IФ о |
ІФу |
|
/(ф 2_ фх) |
(14.6) |
Д1Еб - |
■Wöt^ w ^ |
■w 2 |
w |
|
|
|
Очевидно, вторая половина, численно равная первой и соответствующая треугольнику ОаЬ, была израсходована на совершение работы при дви жении якоря под действием силы Ps:
Переходя к пределу, для электромагнитного усилия согласно (14.7) получаем выражение
|
|
d\V6 |
dWs |
|
(14.8) |
|
|
dx |
db |
|
|
|
|
|
где dx = |
d (60 — 6) = — dö. |
|
|
|
Знак |
минус свидетельствует о том, что положительному |
усилию |
соответствует уменьшение воздушного |
зазора. |
|
|
Магнитную энергию (14.3) можно представить так: |
|
|
/б кФ |
/ЛW |
(7а wf |
Gö |
(14.9) |
|
W* |
hw G 6 = |
|
2 “ |
2 |
|
|
|
где Ge — магнитная проводимость воздушного2 |
зазора. |
|
С учетом (14.9) выражение (14.8) для электромагнитного усилия примет вид
|
|
(lw)l |
dG 6 |
(14.10) |
|
|
2 |
db |
|
|
|
где (/ ш)л — н. с. воздушного зазора. |
|
Для плоскопараллельных |
воздушных зазоров |
|
= |
О |
-^-4л-10-М г«], |
(14.11) |
|
о |
|
|
где яд и б — соответственно сечение, м2, и длина воздушного зазора, м\ Ро — магнитная постоянная, гн/м.
Подставив производную от выражения (14.11) по б в (14.10), полу чим
р _ |
( I w ) j • 4я- Ю 7 |
s6 |
( / ® ) 2 - 4 я - 1 0 |
7 |
(14.12) |
э~ |
|
|
' б 2 |
|
|
|
Для практических |
2расчетов |
удобнее иной2 |
вид формулы |
(14.12), |
получаемый в результате несложных преобразований: |
|
PB= ^ = |
= |
- ^ - s 6 « 4 .1 0 s ^ - = 4.105.ß !s 6 [я], |
(14.13) |
2^о $5 |
|
2|х0 |
|
s6 |
|
|
где ßs — индукция |
в воздушном зазоре, тл; |
Ф0 — поток, вб; s&— |
сечение зазора, мг.
Подставляя в (14.12) различные значения б, можно построить тя говую характеристику реле при неизменном токе в обмотке. Теоре тически эта характеристика уходит в бесконечность при б ->■ 0 (пунк-