Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б.А.НАУМОВ • А.А.ЧЕРЕДНИКОВ • И. Д. КОСАРЕВ

АВТОМОБИЛЬ

i⅝

2’¿г

Допущено Управлением учебных заведений Министерства ав­ томобильного транспорта РСФСР в качестве учебника при повы­ шении квалификации'водителей автомобилей на второй класс

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974

H34

J

f⅛c. публичная

J

,⅛* ∙ 0√i-⅛ CCGI-

- ЄТ2.1

УДК 629.113(075)

I

Эг ЗЕГі'.ПЛЯГ

 

I

->HTAΓ.⅛ HQFfr *¼⅜

Наумов Б. А. и др.

Н34

Автомобиль320 с. с илл.

-

Учебник

водителя

второго класса. М,

 

«Транспорт», 1974.

 

А. А.

Передников,

И. Д. Ко­

 

Перед загл. авт.: Б. А. Наумов,

 

 

сарев.

написан

в соответствии с

новыми программами повышения

 

Учебник

 

квалификации

водителей-профессионалов

и содержит конкретные сведения

 

по устройству и техническому обслуживанию автобусов наиболее распростра­

 

ненных марок (ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695М и Икарус-556), находящихся в эксплуа­

 

тации и запланированных для выпуска в текущей пятилетке, и автомобиля

 

МАЗ-500А.

 

 

 

 

 

 

 

 

В учебнике особое внимание уделено описанию механизмов и агрегатов,

 

влияющих на безопасность движения: приведены основные неисправности, их

 

причины, способы обнаружения и

устранения. Отдельные разделы учебника

посвящены основам эксплуатации, техники безопасности при техническом об­

служивании и эксплуатации автомобилей.'

B учебнике освещены вопросы безопасности движения. Сведения из теории автомобиля носят прикладной характер.

Даны необходимые сведения о профессиональных качествах водителя, в также особенности работы водителя в различных условиях.

Учебник предназначен для повышения квалификации водителей и может быть полезен для преподавателей автошкол,

H 31803-383

8 73

6Т2.1

049(01)-74

 

 

© Издательство «Транспорт» 1974 г.

БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ НАУМОВ, ' АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕРЕДНИКОВ, ИВАН ДМИТРИЕВИЧ КОСАРЕВ

АВТОМОБИЛЬ

Учебник водителя второго класса

Редактор С. И. БЕЛОЦЕРКбвСКАЯ Технический редактор P.^A. ИВАНОВА

Корректоры: В. Я. КИНАРЕЕВСКАЯ, С. Μ. ЛОБОВА

Бумага 60×90,∕ i.

Подписано в печать о готовых матриц 19/ХІІ 1974 г.

50.000.

Печ. л. 20.

Уч.-нзд. л. 22,32.

Тираж

Зак. тип. № 1272.

Цена 61 коп.

 

Изд. № 1-1-3/14

№ 6005.

Издательство «ТРАНСПОРТ», Москва, Басманный туп., 6а

Московская типография № 4 Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Москва, И-41, Б. Переяславская ул., д. 46


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОБУСОВ

Глава !.КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОБУСОВ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АВТОБУСОВ

По назначению автобусы подразделяются на городские, пригород« ные, междугородные, местного сообщения. Каждый из этих типов авто­ бусов имеет свои конструктивные особенности, связанные с условиями эксплуатации.

На городских автобусах осуществляют мссовые перевозки пассажиров, поэтому внутренняя планировка пассажирского помещения этих автобусов имеет большую накопительную площадку широкий центральный проход, несколько дверей, низкий уровень пола. Большая площадь остекления, хорошее искусственное освещение,

отопление и вентиляция обеспечивают пассажирам удобства проезда. Для облегчения труда водителя многие современные автобусы имеют автоматические гидромеханические передачи.

К городским автобусам относятся автобусы ЛАЗ-695М, ЛАЗ-695 Е,

Икарус-556 и ЛиАЗ-677.

Пригородные автобусы и автобусы мест­

ного сообщения используют для перевозки пассажиров

из пригородов в крупные города, к местам отдыха, для движения по внутрирайонным, межрайонным и таксомоторным маршрутам. При­ городные автобусы имеют небольшую накопительную площадку и боль­

ше сидении. Наиболее приспособленные для этих целей автобусы

ПАЗ-672 и РАФ-977.

Междугородные автобусы предназначены для пере­ возки пассажиров по автомобильным магистралям на большие рассто­ яния, для обслуживания туристских маршрутов. Конструкция таких

автобусов позволяет двигаться с большой скоростью (свыше 100 км!ч)

и обеспечивает удобство при длительной поездке пассажиров. Пас­

сажирское помещение планируется с узким проходом, одной

дверью

и без накопительных площадок. В нем устанавливают мягкие

сиденья

с откидывающейся спинкой и индивидуальными светильниками.

Автобусы оборудуют радиоприемником, отоплением, вентиляцией. Под полом пассажирского помещения размещают отсеки для багажа. Такими автобусами являются автобусы ЛАЗ-697М и ЛАЗ-699А.

В зависимости от целевого назначения автобусов их конструируют различными по вместимости и габаритам. Вместимость городских и пригородных автобусов определяется суммой количества мест для си-

з


дения и количеством ' стоящих пассажиров. Вместимость других автобусов определяется только количеством мест для сидения.

Вместимость автобуса зависит от его габаритных размеров.

По габаритам автобусы делят по длине автобуса и вместимости на

пять групп:

особо малые, длиной до 5 м,'общей вместимостью до 10 мест (РАФ-

677);

малые, длиной до 7,5 м и общей вместимостью до 40 мест (ПАЗ-672); средние, длиной 8,0—9,5 м и общей вместимостью до 65 мест

(ЛАЗ-695М);

большие, длиной 10,5—12,0 м и вместимостью до ПО мест (ЛиАЗ-

677, Икарус-556); особо большие (сочлененные) длиной 16,5 м и вместимостью свыше

ПО мест (Икарус-180)..

Особое внимание в новых конструкциях автобусов уделено повыше­ нию безопасности движения.

Так, на большинстве автобусов (ПАЗ-672, ЛиАЗ-677 п ЛАЗ) уста­ новлен раздельный привод тормозов передних и задних колес. Поэто­

му при неисправности в приводе тормозных механизмов одной из осей

колеса второй оси затормаживаются с полной силой. На некоторых ав­ тобусах применен тормоз-замедлитель, рассчитанный на длительное торможение на затяжном спуске дороги.

Рулевое управление средних и больших автобусов имеет гидроуси­ литель, в несколько раз уменьшающий силу, небходпмую для пово­ рота колес, и обеспечивающий большую безопасность движения.

В подвеске автобусов все больше применяют пневматические упру­ гие элементы резино-тканевые баллоны, заполненные сжатым воздухом,

которые обеспечивают плавность хода и постоянную высоту кузова не­ зависимо от нагрузки.

§ 2. ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОБУСОВ

Автобус ЛиАЗ-677 (рис. 1), выпускаемый Ликпнским ав­

тобусным заводом, представляет собой двухосный городской автобус

большой вместимости с колесной формулой 4 × 2, с передним располо­ жением двигателя и приводом на заднюю ось.

Автобус предназначен для перевозки пассажиров по городским и загородным дорогам с усовершенствованным покрытием. Широкие две­ ри, большие накопительные площадки при входе и выходе позволя­ ют быстро осуществлять посадку и высадку пассажиров. На автобусе применена пневматическая подвеска с телескопическими амортизатора­ ми, что обеспечивает мягкость хода независимо от нагрузки. Управле­

ние автобусом значительно облегчено применением на нем рулевого управления с гидроусилителем, гидромеханической передачи и тормо­ зов с раздельным приводом на передние и задние колеса;

Автобус Икарус-556 (рис. 2) выпускается Будапештским заводом кузовов и транспортных машин (ВНР). На автобусе горизон­ тально под полом установлен дизельный двигатель MAH. Полуэллип-

4


Рис. 1. Городской автобус большой вместимости ЛиАЗ-677

Рис. 2. Автобус большой вместимости Икарус-556

тические листовые и пневматические рессоры обеспечивают мягкость хода. Для облегчения управления и лучшей безопасности автобус обо­ рудован гидроусилителем рулевого управления и раздельным пнев­ матическим приводом на передние и задние тормоза.

Автобус ЛАЗ-695М (рис. 3) представляет собой модер­

низированный автобус ЛАЗ-695Е с задним расположением двигателя.

Мягкость хода независимо от нагрузки обеспечивают телескопические амортизаторы, длинные полуэллиптические рессоры, работающие па­ раллельно, с корректирующими пружинами.

На автобусе установлено сцепление автомобиля ЗИЛ-130 с гидрав­ лическим приводом и раздельный пневматический привод тормозов на передние и задние колеса.

Краткая техническая характеристика перечисленныхавтобусов

дана в табл. 1.

5

Рис. 3. Автобус средней вместимости ЛАЗ-695М

 

 

Показатели

 

 

 

 

Автобусы

Таблица 1

 

 

 

 

ЛиАЗ-677

I

ЛАЗ-695М

Число мест:

 

 

Икарус-556

 

 

 

 

 

HO

 

80

65

общее

 

 

 

 

 

 

для сидения

в снаряженном со­

25

 

21

32

Собственный

вес

7 800

 

9 000

6 750

стоянии, кг

 

 

 

 

15 570

 

16 000

И 370

Полный вес,

кг

 

 

 

кг

 

Нагрузка на

переднюю ось,

5 780.

 

6 000

2 120

Нагрузка на заднюю ось,

 

 

9 790

 

10 000

без груза

кг

 

 

4 630

Габаритные размеры, жж]

 

 

 

 

 

без груза

 

 

10 450

 

10 855

9 220

длина

 

 

 

 

 

 

ширина

 

 

 

 

 

2 500

 

2 500

2 500

высота

 

 

полной

нагруз­

2 975

 

2 950

3 050

Дорожный просвет с

 

 

 

 

кой,

мм:

 

 

пневморессоры

210

 

210

340

под кронштейном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

под передней

под картером ааднего

моста

340

 

340

осью

270

Радиус

поворота

по

следу

наруж­

11

10,5

8,5

ного переднего колеса, м

 

 

 

 

 

Свес кузова, мм:

 

 

 

2 250

 

2 160

2 160

передний

 

 

 

 

 

 

задний

полной

нагрузкой),

3 050

 

3195

2 870

Угол въезда

И

 

И

град

 

град

 

 

 

9

 

9

 

Угол съезда,

 

 

 

 

__ ,

Максимальная скорость, км/ч

70

 

62,8

75

Модель двигателя

 

 

 

ЗИЛ-375

 

MAH

ЗИЛ-130

Максимальная мощность, л. с.

180

 

192

150

Емкость топливного бака, л

 

300

 

250

150

Тормозной путь на сухом ровном

13

 

13

f 13

асфальтированном

участке

дороги

 

 

 

 

при скорости 30 км/ч, м

 

280—508Р

 

11,00—20

280—20

Размер шин

 

 

 

 

 

 

6


Глава II. ДВИГАТЕЛЬ

§ 3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ

Основными показателями, характеризующими двигатель, являются мощность, крутящий момент, число оборотов и расход топлива.

Мощностью называется работа, произведенная в 1 сек. Она измеря­ ется в лошадиных силах (л. с.) или в ваттах {βtn).

1 л. е. = 75 кГм/сек = 736 вт.

В,двигателях различают индикаторную и эффективную мощности.

Индикаторной мощностью называется мощность, раз­ виваемая газами внутри цилиндров двигателя. Она пропорциональна литражу двигателя,-числу оборотов коленчатого вала и среднему инди­ каторному давлению. Среднее индикаторное-давление—условная

средняя величина давления газов на поршень за рабочий цикл.

Эффективная мощность — это мощность двигателя,

получаемая на коленчатом валу и отдаваемая трансмиссии. Она мень­ ше индикаторной мощности на величину мощности, затрачиваемой на

трение в деталях двигателя, работу вспомогательных, механизмов и при­

боров двигателя (механизма газораспределения, водяного, масляного и топливного насосов и других приборов двигателя).

Отношение

эффективной мощности к индикаторной называется

м е X а н и'ч е с к и м коэффициентом полезного

действия

двигателя. Для современных двигателей он ра­

вен 0,85—0,90.

Эффективная мощность двигателя повышается с уве­

личением степени сжатия, коэффициента наполнения цилиндров, объема цилиндров, числа оборотов коленчатого вала. На величину

эффективной мощности влияет работа системы питания и зажигания,

а также тепловой режим двигателя. При работе двигателя на холостом ходу эффективная мощность равна 0, так как вся индикаторная мощ­ ность затрачивается на механическое трение и работу вспомогательных механизмов. C увеличением числа оборотов коленчатого вала эффектив­ ная мощность.увеличивается, так как улучшается наполняемость ци­ линдров, увеличивается среднее индикаторное давление. Но это про­ должается до определенного предела. При дальнейшем увеличении обо­ ротов коленчатого вала двигателя давление в цилиндре падает из-за ухудшения наполнения цилиндров горючей смесью и резкого увеличе­

ния трения между деталями двигателя.

Крутящим моментом двигателя называют произведение силы, вращающей коленчатый вал, на радиус кривошипа. Крутящий момент выражается в килограммометрах (кГм).

Экономичность двигате ля оценивается удельным эффективным расходом топлива, который определяется отношением ча­ сового расхода топлива к эффективной мощности двигателя. Наиболь­

ший крутящий момент достигается при средних оборотах коленчатого вала двигателя, при этих'же оборотах наблюдается и наименьший рас­ ход топлива.

На единицу работы, выражаемую в лошадиных силах в час (л. с./ч),

дизельные двигатели расходуют топлива на 25—30% меньше, чем кар-

7