Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 201
Скачиваний: 0
значению фазного напряжения системы, существовавшего не посредственно перед коммутацией:
|
* = иф |
(1(И) |
где |
UK— амплитудное значение |
коммутационных перенапряже |
ний; |
йф — амплитудное значение фазного рабочего напряжения. |
|
Если в процессе проектирования или эксплуатации нельзя |
определить величину рабочего напряжения непосредственно пе ред коммутацией, то амплитудное значение коммутационных перенапряжений следует относить к амплитудному значению наибольшего рабочего напряжения линии.
Во время исследований или расчетов всегда можно найти такие сочетания параметров переходного процесса в дальней электропередаче, при которых коммутационные перенапряже ния достигают значений, опасных для изоляции оборудования. Однако в реальных условиях эксплуатации по мере того, как электрическая система приближается к расчетному уровню раз вития, возникновение опасных для изоляции коммутационных перенапряжений становится все менее и менее вероятным.
Для сравнительной характеристики переходных процессов в электросетях с различными номинальными напряжениями и другими параметрами используется понятие «расчетная крат ность внутренних перенапряжений», соответствующая такому уровню перенапряжений, вероятность превышения которого при правильно выбранных уровнях изоляции и защитных меропри ятиях достаточно мала.
Расчетные кратности характеризуют только амплитуду пере напряжений. В то же время, как это показано в гл. 7, форма волны также оказывает значительное влияние на поведение изо ляции при коммутационных перенапряжениях, продолжающих ся в течение нескольких периодов промышленной частоты.
При анализе явлений, связанных с возникновением внутрен них перенапряжений, необходимо учитывать, что одинаковые переходные процессы, происходящие при одних и тех же ком мутациях, каждый раз протекают различным образом в зависи мости от индивидуальных особенностей той или иной конструк ции выключателя, его системы управления и метеорологических условий вдоль трассы линии. Кроме того, режимы работы элек трической системы, а следовательно, схемы и параметры элек тросетей в течение года изменяются из-за различных величин передаваемых по линиям мощностей, плановых и аварийных ре монтов. Изменяются также моменты включения и отключения выключателей, э. д. с. генераторов и начальное распределение токов и напряжений. Поэтому для правильной характеристики рассматриваемых переходных процессов всегда необходимо учи тывать статистический характер внутренних перенапряжений.
245
Одновременно с аналитическими расчетами проводились ис следования на моделях и измерения на действующих линиях электропередачи. Результаты этих работ позволили получить за конченное представление о физических процессах и дают воз можность с необходимой для практики степенью точности про гнозировать вероятность появления и возможные кратности внутренних перенапряжений при различных схемах и парамет рах линий сверхвысокого напряжения и примыкающих к ним электросетей.
Вотличие от электросетей ПО и 220 кВ дальние электропе редачи сверхвысокого напряжения с точки зрения возникнове ния и развития внутренних перенапряжений имеют свои особен ности, обусловленные на первом этапе их развития большей длиной участков линий между подстанциями, применением рас щепленных проводов, уменьшающих волновое сопротивление линии, и повышенными токами намагничивания трансформа торов и автотрансформаторов.
Вэлектропередачах сверхвысокого напряжения не предус матриваются мероприятия для снижения токов однофазного ко роткого замыкания и применяется глухое заземление нейтрали не только автотрансформаторов, но и всех повысительных транс форматоров, что позволяет в наибольшей степени ограничить возможные в аварийных режимах повышения напряжения на неповрежденных фазах. Кроме перечисленных особенностей,
при анализе процессов развития |
внутренних перенапряжений |
в электропередачах напряжением |
500 кВ и выше необходимо |
также учитывать наличие шунтирующих реакторов и в отдель ных случаях установок продольной компенсации.
В большинстве случаев для линий электропередачи 330 кВ характерны сравнительно небольшие длины участков и отсутст вие в связи с этим шунтирующих реакторов. Поэтому с точки зрения защиты от внутренних перенапряжений сети 220 и 330 кВ практически не отличаются. Результаты исследований, учиты вающие специфические особенности дальних электропередач, показали, что на первом этапе эксплуатации линий 500—750 кВ амплитуда коммутационных перенапряжений может превысить (2,l-f-2,5) t/ф, т. е. величины, которые приняты в качестве ис ходных при выборе испытательных напряжений электрических аппаратов и трансформаторов. В связи с этим были разработа ны различные защитные мероприятия и устройства, назначени ем которых являлось ограничение действующих на изоляцию коммутационных перенапряжений до (2,1н-2,5) t/ф.
Последующее строительство линий электропередачи 500 кВ в различных районах Советского Союза, кроме решения основ ной энергетической задачи, также значительно облегчило и уп ростило разработку мероприятий по защите от внутренних пере напряжений электропередач этой категории. Ниже этот вопрос рассматривается подробно.
246
10-2 ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПОВЫШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ
Общая характеристика. На линиях электропередачи сверх высокого напряжения, для которых характерны большие заряд ные токи, при неблагоприятном сочетании параметров в случае близости или совпадения частоты собственных колебаний элек трической цепи с частотой источника напряжения возникают ре зонансные явления, сопровождающиеся длительным установив шимся повышением напряжения, иногда опасным для изоляции аппаратов и трансформаторов. Наиболее вероятно возникнове ние длительных повышений напряжения в симметричных и не симметричных режимах работы длинной линии при условиях, приближающихся к резонансу на промышленной частоте. Кро ме того, при определенных соотношениях реактивного сопротив ления синхронных машин и емкостного сопротивления линии в симметричных режимах возникает самовозбуждение, в резуль тате которого самопроизвольно повышается напряжение во всех точках электросети.
При наличии в рассматриваемой схеме насыщенных магнитопроводов трансформаторов или шунтирующих реакторов воз можно появление в симметричном режиме работы длинной ли нии длительных повышений напряжения при резонансе на высших или низших гармониках так называемых феррорезонансных перенапряжений.
Для исключения возможности появления резонанса на выс ших гармонических в несимметричных режимах в настоящее время в СССР все генераторы и синхронные компенсаторы из готовляются с полными демпферными обмотками в продольной и поперечной осях ротора.
На однородной длинной линии с распределенными парамет рами постоянно происходит колебательный процесс, который при резонансных или близких к ним условиях может привести
к |
длительным повышениям |
напряжения, возникающим даже |
и |
при нормальной работе |
электропередачи, присоединенной |
к генерирующему источнику и приемной системе. Анализ режи мов работы дальних передач показал, что напряжение вдоль длинной линии при постоянных напряжениях по ее концам из меняется в зависимости от величины передаваемой мощности. В наиболее распространенном случае, когда передаваемая мощ ность меньше натуральной, напряжение в середине линии по вышается. Как правило, опасные для изоляции длительные по вышения напряжения регистрируются только в режимах одно стороннего питания и могут наблюдаться, например, во время
247
синхронизации в случае приближения к резонансу, который на ступает между емкостью и индуктивностью разомкнутой линии. Этот режим возникает через 0,1—0,2 с после включения, когда практически заканчивается переходной процесс и затухают то ки в демпферных обмотках и апериодические токи в цепях ста торов.
Режим одностороннего питания всегда существует во время синхронизации, а также может появиться и неожиданно для эксплуатационного персонала, если при включении или отключе нии линии произойдет отказ выключателя или основной релей ной защиты. В режиме одностороннего питания при сбросе на грузки вследствие отключения линии у приемного конца уста новившиеся повышения напряжения могут достигать наиболее высоких значений. Это объясняется тем, что в нагрузочном ре жиме работы электропередачи начальное значение э.д. с. пита ющей системы, как правило, больше, чем при холостом ходе перед включением линии, и, следовательно, резонансные повы шения напряжения будут соответственно выше.
При разрыве передачи условия, наиболее близкие к резонанс ным, создаются при небольшом числе включенных генерато ров. В этом случае приведенное индуктивное сопротивление ис точника питания приближается к значению емкостного входного сопротивления длинной линии. Следовательно, чем меньше мощ ность питающей системы, тем больше возможные повышения напряжения.
В процессе описанных выше коммутационных операций при однофазных или двухфазных коротких замыканиях, а также вследствие разброса во времени действия выключателей отдель ных фаз могут возникать несимметричные режимы, при которых в случае приближения к резонансным условиям напряжение на линии дополнительно возрастает и будет больше, чем в симмет ричном режиме с односторонним питанием.
На линиях сверхвысокого напряжения во время ОАПВ при неодновременном включении и отключении могут также возник нуть неполнофазные режимы. В этом случае значительные по вышения напряжения на отключенной фазе появляются при на личии присоединенных непосредственно к линии шунтирующих реакторов, когда резонансный контур образуется междуфазной емкостью линии и индуктивностью реактора. Такие же по при роде значительные повышения напряжения при отказе одной или двух фаз выключателя, приводящие к несимметричным включениям и отключениям, наблюдаются в блочных схемах,
вкоторых трансформатор или автотрансформатор присоединен
клинии без выключателя.
Исходные данные для расчета внутренних перенапряжений. Расчеты внутренних перенапряжений производятся для проект ной схемы электропередачи и уровня развития присоединенных к ней электрических систем. При составлении пусковых схем
248
дополнительно выполняются расчеты для первого этапа эксплу атации. .
При исследовании внутренних перенапряжений, как прави ло, рассматриваются следующие наиболее часто встречающиеся коммутации:
1)плановое включение и отключение линии;
2)успешное и неуспешное автоматическое повторное вклю
чение; 3) отключение несимметричных коротких замыканий, сопро
вождающееся разрывом электропередачи.
Расчетные схемы составляются для нескольких режимов ра боты электропередачи, которым соответствуют различные схемы коммутации электрических станций и подстанций и разное чис ло включенных линий.
С целью определения наиболее тяжелого режима в случае двухцепных линий предполагается, что до возникновения несим метричного короткого замыкания одна из цепей рассматривае мого участка была выведена в ремонт. В качестве расчетного выбирается один из наиболее длинных участков электропереда чи, присоединенный к слабым приемным системам с большим реактивным сопротивлением. Перенапряжения при ТАПВ рас считываются для одной цепи двухцепного участка в полной схе ме электропередачи.
На одноцепных линиях разрыв рассматривается для полной проектной схемы электропередачи. Кроме того, должна учиты ваться возможность вывода в ремонт соседнего участка или от ключения одной промежуточной подстанции, на которой был установлен только один трехфазный автотрансформатор. После выбора и составления расчетных схем выполняются электричес кие расчеты для режимов максимальной и минимальной нагруз ки электропередачи; на основании этих расчетов уточняется ко личество включенных генераторов, трансформаторов, шунтиру ющих реакторов, необходимость сооружения установок продольной компенсации, потребление приемными системами реактивной и активной мощности и коэффициенты трансформа ции трансформаторов и автотрансформаторов. Полученные ре зультаты дают возможность перейти к составлению схем заме щения по прямой и нулевой последовательностям проектируемой электропередачи и присоединенных к ней электрических систем для каждого из рассматриваемых режимов. Трансформаторы и шунтирующие реакторы замещаются своими реактивными соп ротивлениями. По принятой приближенной методике генерато
ры учитываются переходным |
реактивным |
сопротивлением |
x'd , |
а нагрузки на шинах станций и подстанций — реактивной |
со |
||
ставляющей полного сопротивления. |
трансформаторов, |
||
Реактивные сопротивления |
генераторов, |
нагрузок линий и приемных систем преобразовываются в экви валентные реактивные сопротивления относительно шин проек-
249