Файл: Мельников, Н. А. Проектирование электрической части воздушных линий электропередачи 330-500 кВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

А нкерны й ,

п р о л ет

 

П

П

П

П

Рис. 17-2. Схема монтажа тросов на длине анкерного пролета.

Если один из тросов (трос 1 на рис. 17-2) полностью изоли­ ровать или разделить на участки, соответствующие длине анкер­ ного пролета, то рассмотренная выше короткозамкнутая цепь из тросов устраняется. Тогда ток может возникать только в одном тросе и замыкаться через землю. Поскольку длина шага транс­ позиции на длинных линиях электропередачи достаточно велика, то можно не считаться с явлением растекания тока по концам этих участков и рассматривать заземляющую систему «тросы — опоры» как однопроводную линию «трос — земля». Такая систе­ ма заземления тросов приводит к заметному снижению дополни­ тельных потерь электроэнергии в линии. В частности, в приве­ денных выше случаях дополнительные потери электроэнергии в линии при этом оказываются в 1,8 раза меньше.

Определение потерь энергии в петле «провод — земля». По­ скольку сопротивление линии «тросы — земля» на длине одного шага транспозиции значительно больше сопротивления растека­ нию заземлителей по его концам (особенно на подстанциях и пе­ реключательных пунктах, где это сопротивление составляет все­ го 0,5 Ом), то петлю «тросы — опоры» можно считать короткозамкнутой по концам. При этом погонное значение э. д. с.

(17-10)

и погонное значение сопротивления участка «тросы — земля»

(17-11)

где

Рэ --- І ^ Р т D y .

Ток в петле

422


Соответствующие потери активной мощности на длине 1 км ли­ нии

ДРП= — R e£3/ n

 

(17-12)

и добавочные потери энергии

 

А Л = 2А/>Пті =

2 ( 0,145 ± - lg — % - ) * X

 

________(0 ,5 /> +

0,05) т/_______

(17-13)

 

 

(0,5 гт + 0 ,0 5 )2 + (o,145 1 g y j 2

 

Если на линии имеется только один многократно заземлен­ ный трос, то

АЛ; = 2 ( 0 , 1 4 5 / l g ^ y ---------- ('т + 0,05) ті------------- (17Ч 4)

° ат (ГТ+ 0,05)2 + ^о, 145 I g ^ - J

Дальнейшее снижение потерь электроэнергии может быть достигнуто путем деления второго, оставшегося многократно за­ земленным троса на участки длиной, соответствующей анкерно­ му пролету. При этом на каждой анкерной опоре должен зазем­ ляться только участок троса 2, расположенный с одной ее сторо­ ны. При определении потерь на длине одного анкерного пролета

цепочка «тросы—опоры» должна рассматриваться

полностью

с учетом растекания тока в земле по отдельным опорам.

выде­

Если участок заземляющей системы «тросы — опоры»

лен на сравнительно небольшой длине, например если

много­

кратно заземленный трос ограничен длиной одного

анкерного

пролета и не имеет электрической связи по концам

с другими

участками троса, то для определения потерь энергии необходимо считаться с растеканием тока по всей системе «тросы — опоры».

Пусть многократно заземленный трос имеет п пролетов, т. е. заземлен через п+1 опору, причем сопротивления растеканию для заземлителей всех опор можно считать одинаковыми и рав­

ными R, а сопротивление петли

«трос—земля» для

каждого

пролета

 

 

 

Z„.T = zr.3lT,

 

 

(17-15)

где /т — длина пролета.

 

и

конеч­

Такая цепочка оказывается активной, однородной

ной. Ток в любом пролете троса между опорами k и А+1

 

 

=

ф- ( і ~ Д :47 _ +й '* ) .

(17-16)

27а*

423


где

 =

г-

(17-17)

RZn.T

является коэффициентом снижения напряжения на каждой по­ следующей опоре в бесконечно длинной цепочке;

2 = ~ ~

+ | / ( i r T) 2+ ^ n-T^

(17-18)

является входным сопротивлением бесконечно длинной

цепочки

с теми же параметрами ячеек;

 

В =

 n (1 — Â)

(17-19)

2ц.т

 

 

является отношением токов по концам заданной конечной цепоч­ ки в случае, включения ее в бесконечно длинную цепочку.

Потери активной мощности в рассматриваемой цепочке

л—1

АР = £

£= 0

=£2 Re

2п.Т

л—1

Е Ак~п

' “ V , J - { »■-:2В* 4 ^П.т '

2 B ( l — Â~n)

П-

(1 — д) (I — Л—1) Л

Потери энергии для всей двухцепной линии

ДА = 2APxN = 2Е* x N R e ^ - x

Zn-т

w f J .

2 B ( l - A - n) 1

L

( i — ß)(i — A - ^ A } '

где N — число анкерных пролетов для одной цепи линии. Приближенно

(17-20)

(17-21)

N = - j - ,

(17-22)

где Іа — длина анкерного пролета.

система заземления

В рассмотренном выше случае такая

тросов приводит к снижению добавочных потерь электроэнергии приблизительно в 3 раза по сравнению с потерями в системе многократного заземления обоих тросов.

В настоящее время расстояние между анкерными опорами принимается увеличенным до 20 км и более. В этом случае дли-

424


Рис. 17-3. Зависимость дополнительных по­ терь активной мощности от количества опор, приходящихся на один анкерный пролет.

на каждого участка троса определяется указанным рас­ стоянием или расстоянием ме­ жду угловыми опорами.

В табл. 17-1 приведены ре­ зультаты расчетов, выполнен­ ных для всех указанных слу­

чаев.

 

 

 

 

По данным табл. 17-1 по­

строена

зависимость

допол­

нительных

потерь в

тросах

от

числа

опор, приходящих­

ся

на один

анкерный

пролет

(рис. 17-3).

При этом предпо­

лагается, что тросы заземля­ ются на каждой промежуточ­ ной опоре и разделяются на анкерных опорах.

Результаты подсчетов пока­ зывают, что даже при длине участка троса 5 км дополни­ тельные потери энергии полу­

чаются значительными. Это объясняется тем, что растекание тока по концам цепочки «тросы — опоры» происходит на срав­ нительно небольшой длине. На средних пролетах тросов токи почти равны току в многократно заземленном тросе неограни­ ченно большой длины. Поэтому для ликвидации дополнитель­ ных потерь энергии целесообразно отказаться от многократного заземления участков тросов. Одновременно следует отметить, что удлинение многократно заземленных участков тросов приводит лишь к сравнительно небольшому увеличению потерь энергии.

Т а б л и ц а 17-1

Система заземления тросов

Многократное заземление двух тросов вдоль всей ли-

НИИ

Многократное заземление одного троса вдоль всей ли-

НИН

Многократное заземление одного троса по участкам (на каждом анкерном пролете)

Номи­

Длина

Длина

Потери

Потерн

нальное

анкерного

мощности

энергпн

напряже­

линии,

пролета,

на две це­

на две це­

ние ли­

км

км

пи, МВт

пи. млн.

нии. кВ

 

 

 

кВ тч

400

1 000

_

3,1

10,2

400

1 000

1,75

5,8

400

1000

5

0,65

2,15

 

 

10

1,10

3,62

 

 

20

1,18

3,90

425