Файл: Масликов, В. А. Технологическое оборудование производства растительных масел учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. I—3. Аппаратурная схема форпрессового цеха:
/ — пропарочно-увлажнительный шнек; 2 — чанная жаровня; 3 — фор­ прессы; 4 — вибросито; 5 — фильтр­ пресс.
Мятла

ется. Отсюда мягка направляется в жаровню. Здесь продолжа­ ется тепло-влажностная обработка мятки, в результате чего на­ блюдается изменение форм связи масла с белковым комплексом яд­ ра. При этом увеличивается содер­ жание поверхностного масла, кото­ рое легко отжимается в прессах.

При выходе из жаровни обработан­ ная мятка, которая теперь называет­ ся мезгой, поступает в шнековые прессы для съема масла — в так на­ зываемые форпрессы. Здесь под дей­ ствием давления масло частично от­ прессовывается и стекает в поддон. Частично обезжиренная мезга, или так называемая форпреесовая ра­ кушка, после выхода из пресса под­ вергается дальнейшей переработке.

Полученное форпрессовое масло подвергается предварительной очи­ стке. Для этого масло из прессов вместе с осыпью поступает на виб­ росито, в котором под воздействием быстрых колебаний с малой ампли­ тудой масло отделяется от осыпи. Для этой же цели используется гущеловушка. Осыпь содержит боль­

шое количество масла и направляется снова на переработку в жаровню.

После вибросита масло поступает в промежуточную емкость, откуда насосом подается в фильтр-прессы для горячей фильтра­ ции. Шлам из фильтр-прессов содержит значительное количество масла, поэтому в фильтр-прессе его отжимают при помощи инертного газа. Обезжиренный таким образом шлам направля­ ется снова в жаровню для переработки. Полученное фильтро­ ванное масло выводится из цеха.

Описанная схема форпрессового цеха может быть исполь­ зована с некоторыми изменениями. Например, при переработке высокомасличных семян (подсолнечника, клещевины) перед жа­ ровней ставят фораппараты (системы Коваленко, Кичигина — Яковенко), в которых происходит частичный съем масла перед форпрессом. Такое мероприятие увеличивает производитель­ ность оборудования форпрессового цеха.

Кроме того, для лучшей очистки масла после горячей филь­ трации в фильтр-прессах масло охлаждают в теплообменнике до 18—20° С и снова фильтруют в других фильтр-прессах. Такая


обработка позволяет выделить из масла в некотором количестве сопутствующие ему вещества, что улучшает качество масла.

На некоторых заводах для механизации предварительной очистки масла и улучшения его качества применяются горизон­ тальные шнековые центрифуги и сепараторы.

Схема дальнейшей переработки полученной форпрессовой ракушки, которая содержит 15—18% масла, не зависит от вида культуры; она обусловливается только способом извлечения ос­ тавшегося масла — прессованием или экстракцией.

Рассмотрим аппаратурную схему прессового цеха для окон­

чательного извлечения масла.

Ракушка после форпрессов направляется в молотковую дро­

билку или

в дисковую мельницу

(рис. 1—4)

и превращается в

 

 

 

 

 

 

так

называемую

круп­

Ракушки

 

 

 

 

 

ку,

которая

затем

на­

 

 

 

 

 

правляется

на повтор­

, ^Электро-

 

 

 

 

 

магнит.

 

 

 

 

 

ное

тонкое

измельче­

 

 

 

 

 

 

ние. Для этого приме­

 

 

 

 

 

 

няются

вальцы

тяже­

 

 

 

 

 

 

лого типа, обычно пя­

 

 

 

 

 

 

тивалковый

станок

с

Осыпь

 

 

6 склад

расположением

валков

s

 

 

 

друг над другом. Пос­

 

г

| Масло

 

 

ле вальцовки

получен­

 

 

Инертный

в

 

ная

мука

направляет­

 

111сам

газ

тг

 

ся

в жаровню

пресса

 

 

 

Рис. 1—4. Аппаратурная схема прессового

окончательного

прес­

сования, где она при­

цеха:

дробилка;

2 — пятивальцовый

станок;

обретает определенные

/ — дисковая

качества,

соответству­

3 —чанная жаровня;

4 — экспеллеры; 5 —вибросито;

6 — фильтр-пресс.

 

 

 

 

ющие

технологическим

 

 

 

 

 

 

требованиям.

Из

ж а­

 

 

 

 

 

 

ровни

мезга

направля­

ется в шнековые прессы окончательного съема масла, так назы­ ваемые экспеллеры. Здесь под действием давления, которое воз­ никает в прессе при его работе, от мезги отделяется масло.

Выходящая из пресса экспеллерная ракушка содержит 4— 6% масла и является ценным кормом для животных. Эта ра­ кушка собирается из-под прессов, измельчается и транспорте­

рами направляется в склад на хранение.

Масло,

полученное

с экспеллеров, подвергается такой же обработке,

как и

масло

с форпрессов. Экспеллерное масло уступает

по

качеству

фор-

прессовому, поэтому смешивать их не рекомендуется.

 

При экстракционном способе извлечения

масла

схема полу­

чения масла более сложная, чем при прессовом способе. Однако при экстракционном способе из того же количества сырья полу­ чают больше масла, чем при прессовом способе.

14


Аппаратурная схема экстракционного цеха показана на рис. I—5.

Ракушка из форпрессового цеха поступает обычно в диско­ вую мельницу, где превращается в крупку. Затем крупка на­ правляется в спаренную плющильную вальцовку для получения тонкой пластинки жмыха, так называемого лепестка. (При пе-

Рис. I—5. Аппаратурная схема экстракционного цеха с экстрактором непре­ рывного действия:

1 — дисковая мельница; 2 — спаренная плющильная вальцовка; 3 — экстрактор непрерыв­

ного действия;

4 — бензоподогреватель;

5 — мисцелловый фильтр;

6 — мисцеллосборник;

7 — дистиллятор

непрерывного

действия;

8 — мисцеллоподогреватель; 9 — шнековый испа­

ритель; 10 — конденсаторы для

смеси паров бензина и воды; 11 — охладитель конденсата;

12 — конденсатор для воздушно-газовой

смеси; 13 — дефлегматор;

14 — водоотделитель.

реработке жмыха в экстракторе такой лепесток образует массу,

легко проницаемую для растворителя. Поэтому наличие

муки

в лепестке нежелательно).

в экс­

Полученный лепесток транспортерами направляется

трактор; при этом стремятся, чтобы лепесток во время транс­ портировки не разрушался, т. е. чтобы не образовывалась мука. Экстрактор является основным аппаратом экстракционного це-' х,а и предназначен для извлечения масла из лепестка.

На отечественных заводах в качестве растворителя применя­ ют бензин. В результате контакта лепестка и бензина в экстрак­ торе содержащееся в лепестке масло растворяется в бензине, образуя так называемую мисцеллу, которая отводится из экс­ трактора. Остаток после окончания экстракции — шрот — содер­ жит примерно 1% масла и до 40% растворителя и воды. Этот шрот также выводится из экстрактора и подвергается обра­ ботке.

Образующаяся в экстракторе мисцелла, выходя из него, уно­ сит некоторое количество мелкой твердой фазы. При дальней­


шей обработке мисцеллы эта фаза загрязняет поверхности на­ грева теплообменной аппаратуры. В связи с этим мисцеллу фильтруют в фильтрах специальной конструкции. Отлагающий­ ся в фильтрах осадок — шлам — направляется снова в экстрак­ тор или, если он подвергается специальной обработке, присое­ диняется к выходящему из экстрактора шроту.

Фильтрованная мисцелла собирается в промежуточной ем­ кости— мисцеллосборнике — и отсюда забирается по мере на­ добности. Таким образом, мисцеллосборник компенсирует не­ равномерность между количеством поступающей и забираемой мисцеллы.

Для выделения масла мисцеллу из мисцеллосборника на­ правляют в дистиллятор, но предварительно пропускают через теплообменник (мисцеллоподогреватель), где она подогревает­ ся до температуры, близкой к ее температуре кипения. Мисцел­ лоподогреватель обогревается парами бензина, отходящими из предварительного дистиллятора; это уменьшает расход пара из котельной на экстракционный цех.

Дистилляционный аппарат состоит из предварительного и окончательного дистилляторов. В предварительном дистиллято­ ре нагретая мисцелла подвергается воздействию «глухого» во­ дяного пара1. При этом часть растворителя переходит в парооб­ разное состояние и в таком виде удаляется из дистиллятора. Из предварительного дистиллятора выходит упаренная, так назы­ ваемая крепкая, мисцелла, которая поступает в окончательный дистиллятор. В этом дистилляторе крепкая мисцелла снова под­ вергается обработке «глухим» и «острым» водяным паром, в ре­ зультате чего из мисцеллы полностью удаляется растворитель, и в виде смеси паров бензина и водяного пара он уходит из дистиллятора. Полученное в окончательном дистилляторе мас­ ло выводится из него, охлаждается водой в теплообменнике, взвешивается и направляется в маслохранилище.

Шрот, выходящий из экстрактора, не является отбросом про­ изводства; он представляет собой ценный кормовой продукт. Однако выходящий шрот содержит значительное количество растворителя и в таком виде не пригоден для скармливания животным. Кроме того, если растворитель не удалять из шрота, то это привело бы к большим его потерям. Для удаления рас­ творителя шрот направляют в шнековый испаритель, где онподвергается обработке «глухим» и «острым» водяным паром. В результате такой обработки растворитель переходит в паро­ образное состояние и в таком виде удаляется из шнекового ис­ парителя; шрот охлаждается и направляется на хранение.

*В экстракционном производстве «глухим» называется пар, подаваемый

впаровое пространство поверхности нагрева, а «острым» — пар, поступающий непосредственно в среду.

16


Пары бензина и воды, выходящие из шнекового испарителя и дистиллятора, направляются в поверхностные конденсаторы для конденсации. В этих конденсаторах конденсация паров осу­ ществляется за счет отнятия тепла от паров охлаждающей во­ дой. Однако из конденсаторов конденсат паров бензина и воды выходит с высокой температурой (50—45° С), что приводит к большим потерям бензина. Для снижения температуры конден­ сата его подают в охладитель.

Охладитель представляет собой противоточный трубчатый теплообменник, в котором конденсат охлаждается протекающей водой. Выходящая из охладителя охлажденная смесь конденса­ та бензина и воды направляется в водоотделитель. Благодаря разнице в плотности конденсат разделяется на два слоя: верх­ ний— бензин и нижний — вода. По соответствующим патруб­ кам вода направляется в дворовые бензоловушки и затем в ка­ нализацию, а бензин — в оборотное бензохранилище.

Во всех аппаратах и емкостях, где имеется бензин или мисцелла, воздушное пространство их насыщено парами раствори­ теля. Если не улавливать пары, то это приведет к повышенным потерям бензина в производстве. Для улавливания паров бен­ зина воздушное пространство всех аппаратов подключено к воз­ душной линии. Отводимая газо-воздушная смесь по воздушной линии поступает в поверхностный теплообменник, где она ох­ лаждается протекающей холодной водой. В результате сниже­ ния температуры газо-воздушной смеси уменьшается упругость паров бензина.

Газо-воздушная смесь становится пересыщенной парами бен­ зина, и часть их конденсируется до тех пор, пока смесь не достиг­ нет состояния насыщения.

Из поверхностного теплообменника газо-воздушная смесь по­ ступает в дефлегматоры. Дефлегматор представляет собой по­ верхностный конденсатор или конденсатор смешения, в котором дополнительно снижается температура газо-воздушной смеси. Благодаря этому уменьшается парциональное давление паров бензина, содержащихся в этой смеси. Она становится пересы­ щенной, и из нее снова конденсируется часть бензина. Смесь во­ ды и сконденсированного бензина подается в водоотделитель для их разделения.

Обработанная таким образом газо-воздушная смесь содер­ жит некоторое количество паров бензина, но описанным спо­ собом они уже не могут быть уловлены, поэтому смесь удаля­ ется в атмосферу.

На некоторых заводах для поглощения паров бензина из га­ зо-воздушной смеси используют абсорбционные и адсорбцион­ ные установки, которые более полно улавливают бензин из смеси.

2—362

17