Файл: Масликов, В. А. Технологическое оборудование производства растительных масел учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ется. Отсюда мягка направляется в жаровню. Здесь продолжа ется тепло-влажностная обработка мятки, в результате чего на блюдается изменение форм связи масла с белковым комплексом яд ра. При этом увеличивается содер жание поверхностного масла, кото рое легко отжимается в прессах.
При выходе из жаровни обработан ная мятка, которая теперь называет ся мезгой, поступает в шнековые прессы для съема масла — в так на зываемые форпрессы. Здесь под дей ствием давления масло частично от прессовывается и стекает в поддон. Частично обезжиренная мезга, или так называемая форпреесовая ра кушка, после выхода из пресса под вергается дальнейшей переработке.
Полученное форпрессовое масло подвергается предварительной очи стке. Для этого масло из прессов вместе с осыпью поступает на виб росито, в котором под воздействием быстрых колебаний с малой ампли тудой масло отделяется от осыпи. Для этой же цели используется гущеловушка. Осыпь содержит боль
шое количество масла и направляется снова на переработку в жаровню.
После вибросита масло поступает в промежуточную емкость, откуда насосом подается в фильтр-прессы для горячей фильтра ции. Шлам из фильтр-прессов содержит значительное количество масла, поэтому в фильтр-прессе его отжимают при помощи инертного газа. Обезжиренный таким образом шлам направля ется снова в жаровню для переработки. Полученное фильтро ванное масло выводится из цеха.
Описанная схема форпрессового цеха может быть исполь зована с некоторыми изменениями. Например, при переработке высокомасличных семян (подсолнечника, клещевины) перед жа ровней ставят фораппараты (системы Коваленко, Кичигина — Яковенко), в которых происходит частичный съем масла перед форпрессом. Такое мероприятие увеличивает производитель ность оборудования форпрессового цеха.
Кроме того, для лучшей очистки масла после горячей филь трации в фильтр-прессах масло охлаждают в теплообменнике до 18—20° С и снова фильтруют в других фильтр-прессах. Такая
обработка позволяет выделить из масла в некотором количестве сопутствующие ему вещества, что улучшает качество масла.
На некоторых заводах для механизации предварительной очистки масла и улучшения его качества применяются горизон тальные шнековые центрифуги и сепараторы.
Схема дальнейшей переработки полученной форпрессовой ракушки, которая содержит 15—18% масла, не зависит от вида культуры; она обусловливается только способом извлечения ос тавшегося масла — прессованием или экстракцией.
Рассмотрим аппаратурную схему прессового цеха для окон
чательного извлечения масла.
Ракушка после форпрессов направляется в молотковую дро
билку или |
в дисковую мельницу |
(рис. 1—4) |
и превращается в |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
так |
называемую |
круп |
||||
Ракушки |
|
|
|
|
|
ку, |
которая |
затем |
на |
|||
|
|
|
|
|
правляется |
на повтор |
||||||
, ^Электро- |
|
|
|
|
|
|||||||
магнит. |
|
|
|
|
|
ное |
тонкое |
измельче |
||||
|
|
|
|
|
|
ние. Для этого приме |
||||||
|
|
|
|
|
|
няются |
вальцы |
тяже |
||||
|
|
|
|
|
|
лого типа, обычно пя |
||||||
|
|
|
|
|
|
тивалковый |
станок |
с |
||||
Осыпь |
|
|
6 склад |
расположением |
валков |
|||||||
s |
|
|
|
друг над другом. Пос |
||||||||
|
г |
| Масло |
|
|
ле вальцовки |
получен |
||||||
|
|
Инертный |
в |
|
ная |
мука |
направляет |
|||||
|
111сам |
газ |
тг |
|
ся |
в жаровню |
пресса |
|||||
|
|
|
||||||||||
Рис. 1—4. Аппаратурная схема прессового |
окончательного |
прес |
||||||||||
сования, где она при |
||||||||||||
цеха: |
дробилка; |
2 — пятивальцовый |
станок; |
обретает определенные |
||||||||
/ — дисковая |
качества, |
соответству |
||||||||||
3 —чанная жаровня; |
4 — экспеллеры; 5 —вибросито; |
|||||||||||
6 — фильтр-пресс. |
|
|
|
|
ющие |
технологическим |
||||||
|
|
|
|
|
|
требованиям. |
Из |
ж а |
||||
|
|
|
|
|
|
ровни |
мезга |
направля |
ется в шнековые прессы окончательного съема масла, так назы ваемые экспеллеры. Здесь под действием давления, которое воз никает в прессе при его работе, от мезги отделяется масло.
Выходящая из пресса экспеллерная ракушка содержит 4— 6% масла и является ценным кормом для животных. Эта ра кушка собирается из-под прессов, измельчается и транспорте
рами направляется в склад на хранение. |
Масло, |
полученное |
||
с экспеллеров, подвергается такой же обработке, |
как и |
масло |
||
с форпрессов. Экспеллерное масло уступает |
по |
качеству |
фор- |
|
прессовому, поэтому смешивать их не рекомендуется. |
|
|||
При экстракционном способе извлечения |
масла |
схема полу |
чения масла более сложная, чем при прессовом способе. Однако при экстракционном способе из того же количества сырья полу чают больше масла, чем при прессовом способе.
14
Аппаратурная схема экстракционного цеха показана на рис. I—5.
Ракушка из форпрессового цеха поступает обычно в диско вую мельницу, где превращается в крупку. Затем крупка на правляется в спаренную плющильную вальцовку для получения тонкой пластинки жмыха, так называемого лепестка. (При пе-
Рис. I—5. Аппаратурная схема экстракционного цеха с экстрактором непре рывного действия:
1 — дисковая мельница; 2 — спаренная плющильная вальцовка; 3 — экстрактор непрерыв |
||||
ного действия; |
4 — бензоподогреватель; |
5 — мисцелловый фильтр; |
6 — мисцеллосборник; |
|
7 — дистиллятор |
непрерывного |
действия; |
8 — мисцеллоподогреватель; 9 — шнековый испа |
|
ритель; 10 — конденсаторы для |
смеси паров бензина и воды; 11 — охладитель конденсата; |
|||
12 — конденсатор для воздушно-газовой |
смеси; 13 — дефлегматор; |
14 — водоотделитель. |
реработке жмыха в экстракторе такой лепесток образует массу,
легко проницаемую для растворителя. Поэтому наличие |
муки |
в лепестке нежелательно). |
в экс |
Полученный лепесток транспортерами направляется |
трактор; при этом стремятся, чтобы лепесток во время транс портировки не разрушался, т. е. чтобы не образовывалась мука. Экстрактор является основным аппаратом экстракционного це-' х,а и предназначен для извлечения масла из лепестка.
На отечественных заводах в качестве растворителя применя ют бензин. В результате контакта лепестка и бензина в экстрак торе содержащееся в лепестке масло растворяется в бензине, образуя так называемую мисцеллу, которая отводится из экс трактора. Остаток после окончания экстракции — шрот — содер жит примерно 1% масла и до 40% растворителя и воды. Этот шрот также выводится из экстрактора и подвергается обра ботке.
Образующаяся в экстракторе мисцелла, выходя из него, уно сит некоторое количество мелкой твердой фазы. При дальней
шей обработке мисцеллы эта фаза загрязняет поверхности на грева теплообменной аппаратуры. В связи с этим мисцеллу фильтруют в фильтрах специальной конструкции. Отлагающий ся в фильтрах осадок — шлам — направляется снова в экстрак тор или, если он подвергается специальной обработке, присое диняется к выходящему из экстрактора шроту.
Фильтрованная мисцелла собирается в промежуточной ем кости— мисцеллосборнике — и отсюда забирается по мере на добности. Таким образом, мисцеллосборник компенсирует не равномерность между количеством поступающей и забираемой мисцеллы.
Для выделения масла мисцеллу из мисцеллосборника на правляют в дистиллятор, но предварительно пропускают через теплообменник (мисцеллоподогреватель), где она подогревает ся до температуры, близкой к ее температуре кипения. Мисцел лоподогреватель обогревается парами бензина, отходящими из предварительного дистиллятора; это уменьшает расход пара из котельной на экстракционный цех.
Дистилляционный аппарат состоит из предварительного и окончательного дистилляторов. В предварительном дистиллято ре нагретая мисцелла подвергается воздействию «глухого» во дяного пара1. При этом часть растворителя переходит в парооб разное состояние и в таком виде удаляется из дистиллятора. Из предварительного дистиллятора выходит упаренная, так назы ваемая крепкая, мисцелла, которая поступает в окончательный дистиллятор. В этом дистилляторе крепкая мисцелла снова под вергается обработке «глухим» и «острым» водяным паром, в ре зультате чего из мисцеллы полностью удаляется растворитель, и в виде смеси паров бензина и водяного пара он уходит из дистиллятора. Полученное в окончательном дистилляторе мас ло выводится из него, охлаждается водой в теплообменнике, взвешивается и направляется в маслохранилище.
Шрот, выходящий из экстрактора, не является отбросом про изводства; он представляет собой ценный кормовой продукт. Однако выходящий шрот содержит значительное количество растворителя и в таком виде не пригоден для скармливания животным. Кроме того, если растворитель не удалять из шрота, то это привело бы к большим его потерям. Для удаления рас творителя шрот направляют в шнековый испаритель, где онподвергается обработке «глухим» и «острым» водяным паром. В результате такой обработки растворитель переходит в паро образное состояние и в таком виде удаляется из шнекового ис парителя; шрот охлаждается и направляется на хранение.
*В экстракционном производстве «глухим» называется пар, подаваемый
впаровое пространство поверхности нагрева, а «острым» — пар, поступающий непосредственно в среду.
16
Пары бензина и воды, выходящие из шнекового испарителя и дистиллятора, направляются в поверхностные конденсаторы для конденсации. В этих конденсаторах конденсация паров осу ществляется за счет отнятия тепла от паров охлаждающей во дой. Однако из конденсаторов конденсат паров бензина и воды выходит с высокой температурой (50—45° С), что приводит к большим потерям бензина. Для снижения температуры конден сата его подают в охладитель.
Охладитель представляет собой противоточный трубчатый теплообменник, в котором конденсат охлаждается протекающей водой. Выходящая из охладителя охлажденная смесь конденса та бензина и воды направляется в водоотделитель. Благодаря разнице в плотности конденсат разделяется на два слоя: верх ний— бензин и нижний — вода. По соответствующим патруб кам вода направляется в дворовые бензоловушки и затем в ка нализацию, а бензин — в оборотное бензохранилище.
Во всех аппаратах и емкостях, где имеется бензин или мисцелла, воздушное пространство их насыщено парами раствори теля. Если не улавливать пары, то это приведет к повышенным потерям бензина в производстве. Для улавливания паров бен зина воздушное пространство всех аппаратов подключено к воз душной линии. Отводимая газо-воздушная смесь по воздушной линии поступает в поверхностный теплообменник, где она ох лаждается протекающей холодной водой. В результате сниже ния температуры газо-воздушной смеси уменьшается упругость паров бензина.
Газо-воздушная смесь становится пересыщенной парами бен зина, и часть их конденсируется до тех пор, пока смесь не достиг нет состояния насыщения.
Из поверхностного теплообменника газо-воздушная смесь по ступает в дефлегматоры. Дефлегматор представляет собой по верхностный конденсатор или конденсатор смешения, в котором дополнительно снижается температура газо-воздушной смеси. Благодаря этому уменьшается парциональное давление паров бензина, содержащихся в этой смеси. Она становится пересы щенной, и из нее снова конденсируется часть бензина. Смесь во ды и сконденсированного бензина подается в водоотделитель для их разделения.
Обработанная таким образом газо-воздушная смесь содер жит некоторое количество паров бензина, но описанным спо собом они уже не могут быть уловлены, поэтому смесь удаля ется в атмосферу.
На некоторых заводах для поглощения паров бензина из га зо-воздушной смеси используют абсорбционные и адсорбцион ные установки, которые более полно улавливают бензин из смеси.
2—362 |
17 |