Файл: Масликов, В. А. Технологическое оборудование производства растительных масел учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Остальные конденсаторы дистилляционной установки имеют такое же устройство, как и вышеописанный конденсатор 1, но от­ личаются только размером поверхности охлаждения и габари­ тами.

МОКРАЯ ШРОТОЛОВУШКА И РЕКУПЕРАТОР ШЛАМОВЫХ ВОД

Выходящие из шнекового испарителя пары, как указывалось выше, уносят значительное количество мелких частиц шрота, ко­ торые отлагаются на поверхности охлаждения теплообменников

Рис. VI—49. Схема мокрой шротоловушки в установке системы «Де-Смет».

Рис. VI—50. Схема рекуперато­ ра шламовых вод в установке системы «Де-Смет».

и тем самым ухудшают их работу. Для улавливания таких ча­ стиц шрота между шнековым испарителем и экономайзером ус­ танавливают мокрую шротоловушку.

Мокрая шротоловушка (рис. VI—49) представляет собой вер­ тикальный цилиндр 1 с коническим днищем. Внутрь цилиндра вставлен другой цилиндр 2 меньшего диаметра для отвода обра­ ботанных паров. В промежутке между внутренним и наружным цилиндрами установлено шесть форсунок 3 для подвода и рас­ пыления воды. В конусной части вварено небольшое колено 4 для отвода шламовых вод. Пары подводятся в цилиндрическую часть наружного цилиндра.

Работает мокрая шротоловушка следующим образом. Пары воды и бензина из шнекового испарителя поступают внутрь мокрой шротоловушки в кольцевое пространство между наруж­

4 1 0


ным и внутренним цилиндрами. Двигаясь по этому кольцевому пространству, пары промываются водой, распыливаемой фор­ сунками. Из кольцевого пространства промытые пары снизу вверх направляются во внутренний цилиндр и выводятся из мокрой шротоловушки. Шламовые воды опускаются вниз в ко­ нусную часть ловушки и выводятся из нее через колено.

Техническая характеристика мокрой шротоловушки

Полный объем ловушки,

 

м3. . . .

1,6

 

Примерный расход воды, м3/ч . . .

1

 

Габариты, мм:

 

 

 

 

диаметрХвысота....

 

1110X2200

 

 

Масса, к г ..............................

352

 

 

Стекающие из мокрой шротоловушки шламовые воды содер­

жат некоторое количество бензина, поэтому

они направляются

в рекуператор (для извлечения бензина).

собой

резервуар Т

Рекуператор (рис. VI—50)

представляет

с внутренним диаметром 1000

мм и высотой

1000

мм с прива­

ренными сферическими крышкой и днищем. На крышке 2 имеет­ ся патрубок 3 для подвода шламовых вод, который заканчивает­ ся внутри рекуператора трубой, доходящей почти до дна. На этой же крышке имеется горловина 4 для отвода образующихся паров из рекуператора. С нижней части рекуператора через ко­ лено 5 отводится отработавшая вода.

Высота установки сливного колена определяет уровень сме­ си в рекуператоре. На уровне смеси в рекуператоре имеется люк 6 диаметром 350 мм, в крышку которого вставлен горизонталь­ ный змеевик 7, обогреваемый паром. Следовательно, змеевик находится в верхнем слое смеси. Внизу рекуператора имеется приспособление 8 для ввода острого пара.

Работа рекуператора протекает следующим образом. Шла­ мовые воды по трубе поступают в нижнюю часть аппарата. Здесь вода отделяется от бензина. Бензин как более легкий всплывает вверх, а вода отводится через колено в канализацию.

Так как вверху расположен горизонтальный змеевик, то под­ нимающийся вверх бензин нагревается им и испаряется. Пары бензина и частично воды из рекуператора направляются в паро­ провод, отводящий смесь паров воды и бензина из шнекового ис­ парителя в мокрую шротоловушку.

8. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЛАВЛИВАНИЯ ПАРОВ РАСТВОРИТЕЛЯ

Все аппараты и емкости с воздушным пространством (водо­ отделитель, мисцеллосборник и др.) имеют патрубки для удале­ ния воздушно-газовой смеси. Эта воздушно-газовая смесь состо­ ит из воздуха и паров бензина. Если воздушно-газовую смесь не обрабатывать, а выпускать в атмосферу, то с ней будет уходить

26*

4 1 1


большое количество бензина, и это заметно увеличит его потерю в процессе производства.

Воздушно-газовая смесь подвергается обработке с целью улавливания бензина, уносимого ею. Для этого применяются специальные установки, называемые дефлегматорами. В этих установках понижается парциальное давление паров бензина, в результате чего он конденсируется.

На некоторых наших заводах вместо дефлегматоров имеются установки для адсорбции и абсорбции бензина адсорбентами и абсорбентами.

Для облегчения работы дефлегматорных колонок перед ними установлен поверхностный конденсатор, через который прохо­ дит вся воздушно-газовая смесь и где отбирается часть бензина.

КОНДЕНСАТОР ВОЗДУШНО-ГАЗОВОЙ СМЕСИ

Этот конденсатор (рис. VI—51) представляет собой ци­ линдр 1 высотой 1510 мм, в который помещены трубки. Верхняя трубная решетка 2 закрыта металлическим колпаком 3, имеющим

 

патрубок 4 для отвода обрабо­

 

танной воздушно-газовой смеси.

 

К нижней трубной решетке 5 кре­

 

пится другой цилиндр 6 диамет­

 

ром 600 мм

и высотой

1221 мм,

 

который

является сборником кон­

 

денсата

бензиновых

и частично

 

водяных паров. Нижний цилиндр

 

имеет патрубок 7 для подвода

 

воздушно-газовой смеси и мер­

 

ное стекло 8 для наблюдения за

 

уровнем конденсата в нем, а так­

 

же

спускной

штуцер

9 для кон­

 

денсата.

 

конденсатора

проте­

 

 

Работа

 

кает следующим образом.

Холод­

 

ная вода подается в межтрубное

 

пространство, в нижнюю часть

 

верхнего

цилиндра,

а

уходит из

 

него

вверху.

Воздушно-газовая

 

смесь

поступает

в

нижний ци­

 

линдр и затем поднимается вверх

 

по трубкам,

выходя

из верхнего

 

патрубка колпака, закрывающе­

 

го трубчатку. За время прохож­

 

дения

 

воздушно-газовой

смеси

 

по

трубкам

она

охлаждается;

Рис. VI—51. Конденсатор воздуш­

благодаря

этому упругость паров

но-газовой смеси.

бензина снижается и смесь, кото­

4 1 2


рая до этого была насыщена парами бензина, становится пере­ сыщенной. В результате пересыщения смеси часть бензина кон­ денсируется и выпадает из смеси, собираясь в нижнем цилинд­ ре. Воздушно-газовая смесь уходит из конденсатора снова в на­ сыщенном состоянии, но уже при более низкой температуре.

Техническая характеристика конденсатора воздушно-газовой смеси

Поверхность

охлаждения, м 2 . . ,

7,2

Количество труб:

 

всего .......................................................

 

61

в х о д у ..................................................

 

61

Диаметр труб, м м ............................

30/25

Длина труб,

м м .......................................

1500

Габариты, мм

 

 

диаметрХ высота........................

1100X3135

Масса, к г ......................................................

 

750

При расчете конденсатора определяют количество воды, по­ требное для его работы, и потребную поверхность охлаждения.

При расчете воздушно-газовой смеси принимают, что она со­ держит бензин при полном насыщении. При полном насыщении содержание бензина (в кг/м3) в воздухе определяют по уравне­ нию

Мб-Юрб

(VI—198)

23,1+0,085/ ’

 

где М б — молекулярная масса бензина (средняя);

 

Р б — парциальное давление паров бензина в смеси, МПа;

 

/ — температура воздушно-газовой смеси.

 

По приведенному уравнению построен график, который зна­

чительно упрощает определение содержания бензина в смеси

[12].

Из уравнения (VI —198) видно, что при понижении темпера­ туры воздушно-газовой смеси содержание бензина в ней также уменьшается.

ТЕПЛОВОЙ БАЛАНС КОНДЕНСАТОРА ВОЗДУШНО-ГАЗОВОЙ СМЕСИ

Пр и х о д

1.Тепло, вносимое парами бензина в воздушно-газовой сме­

си,

Q1 = G6 (c6 /1 + r1),

(VI-199)

где Сб— количество бензина в смеси, определяемое по уравнению

(VI—198)

при температуре /ц

 

Сб —теплоемкость бензина при температуре /ц

 

t x— температура поступающей воздушно-газовой смеси;

 

г± — скрытая теплота испарения бензина при температуре t\.

 

2. Тепло, вносимое воздухом, находящимся в смеси,

 

Q2 = G B03 своз t x ,

(VI—200)

413


г д е

GB03 — к о л и ч ест в о в о з д у х а в п о с т у п а ю щ е й

см еси ;

 

с воз — т е п л о е м к о с т ь в о з д у х а .

 

 

3. Тепло, вносимое охлаждающей

водой,

 

 

( V I - 2 0 1 )

г д е

W — к о л и ч ест в о о х л а ж д а ю щ е й воды ;

 

 

с в — т е п л о е м к о с т ь в о ды ;

 

 

tj — т е м п е р а т у р а п о с т у п а ю щ е й в о ды .

 

И т о г о : Q i + Q 2 + Фз •

Ра с х о д

1.Тепло, уносимое парами бензина в уходящей смеси,

 

Q i =

G6(c6t2 + r2),

 

( V I - 2 0 2 )

г д е G6 — к о л и ч ест в о б е н зи н а в

у х о д я щ е й с м е с и

при т е м п е р а т у р е

tg, в ы ч и сл я ­

е м о е п о у р а в н ен и ю (V I — 1 9 8 );

tg;

 

 

с б — т еп л о ем к о ст ь

б е н зи н а

п ри т е м п е р а т у р е

 

 

t2~ т е м п е р а т у р а

у х о д я щ е й см еси ;

 

 

 

г2—т еп л о т а и сп а р ен и я б е н зи н а п ри т е м п е р а т у р е tg.

 

 

2. Тепло, уносимое воздухом в уходящей смеси,

 

 

 

Q5 — GB03 cB03t2.

 

(V I

203)

3. Тепло, уносимое сконденсировавшимся бензином,

 

 

 

% = { ° в - ° б ) & 2 -

(V I

20 4 )

4. Тепло, уносимое охлаждающей водой,

 

 

 

Q 7 = H7cb 4 ,

 

(V I — 2 0 5 )

г д е t2— т е м п е р а т у р а в о д ы , о т х о д я щ е й и з к о н д е н с а т о р а .

 

 

 

И Т О Г О :

<?4 + <?5 + Qe +

Q 7

 

 

Приравнивая приходную и расходную части теплового балан­ са, находят количество потребной охлаждающей воды.

* *

*

Поверхность охлаждения конденсатора рассчитывают, как для теплообменников, однако имеются некоторые особенности.

Для выбора критериального уравнения для определения ко­ эффициента теплоотдачи от охлаждающей воды к стенке внача­ ле определяют характер движения воды в межтрубном прост­ ранстве; для этого находят критерий Рейнольдса. По величине критерия Рейнольдса судят о характере движения охлаждаю­ щей воды и в зависимости от этого характера движения выби­ рают критериальное уравнение для определения критерия Нус-

414